Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ позволил выделить те способы организации учебной и учебно-творческой деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют задаче развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике. Так, И. А. Иванов обосновал возможность применения проблемных задач как средства реализации естественнонаучной направленности школьного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
    • 1. 1. Особенности содержания обучения математике в классах естественнонаучного профиля
    • 1. 2. Методика углубленного обучения математике в классах естественнонаучного профиля
    • 1. 3. Проблемные задачи как средство развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Математическое моделирование проблемных ситуаций естественнонаучного содержания как метод развития творческих способностей учащихся
    • 2. 2. Комплекс проблемных ситуаций и творческих задач естественнонаучного содержания
    • 2. 3. Структурно-функциональная модель организации учебно-творческой деятельности учащихся
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
    • 3. 1. Организация опытно-поисковой работы
    • 3. 2. Результаты опытно-поисковой работы и их статистический анализ
  • Выводы по третьей главе

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В стратегической национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость создания в учреждениях образования таких условий, которые обеспечат развитие инициативности учащихся, их способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из направлений решения этих задач является реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в 10−11 классах. Профильное обучение создаёт необходимые предпосылки для активизации усилий субъектов образования по организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, в том числе в сфере естественнонаучной деятельности. Подготовка к ней организована в российских школах в классах естественнонаучного профиля. Реализация этого профиля позволяет уже в школе отразить связь теоретического материала научных областей естествознания с различными направлениями его применения в практике, а также создает предпосылки для развития творческих способностей учащихся, в том числе, с использованием межпредметных связей [65, 84, 226]. Но, несмотря на то, что математика является фундаментом, на котором базируется развитие естественных наук, возможности развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике используются недостаточно.

При этом под творческими способностями понимается синтез свойств и индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности [10, 70,136, 137]. Развитие творческих способностей рассматривается как их закономерное проявление, усиление и совершенствование в процессе деятельности [43,44].

Анализ содержания и особенностей организации учебно-творческой деятельности учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике показал, что для развития их творческих способностей недостаточно используются возможности математического моделирования природных явлений, его применения как инструмента организации проблемного обучения с учетом специфики профиля обучения, предполагающего самостоятельное формулирование и решение учащимися нестандартных математических задач.

Это подтвердил проведённый анализ психолого-педагогической и методической литературы. Так, в работах Афанасьева В. В., Иванова И. А., Митене-вой С.Ф., Эвнина А. Ю. рассмотрены возможности развития творческих способностей учащихся на уроках математики посредством решения проблемных и нестандартных задач. Обоснована значимость применения задач с недостающими и избыточными данными (Безусова Т.А., Крутецкий В. А., Метель-ский Н.В., Фридман Л. М., Эсаулов Л.Ф.).

В трудах Боженковой Л. И., Груденова Я. И., Дорофеева Г. В., Епишевой О. Б., Зайкина М. И., Зильберберга Н. И. разработано теоретическое обоснование развивающих функций учебных математических задач. Вопросы формирования мотивации учебно-творческой деятельности на уроках математики исследовали Аменицкий H.H., Качуровская E.H., Просвирова И. Г., Родионов М.А.

Методика реализации прикладного аспекта учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике нашла свое отражение в работах Гусева В. А., Колмогорова А. Н., Фирсова В. В., Эрентраут E.H.

Проблеме организации самостоятельной учебно-творческой деятельности по решению задач посвящены исследования Гарунова М. Г., Есипова Б. П., Исаевой Л. А., Тряпициной А. П. Возможности ее организации в условиях дополнительного образования, в том числе средствами математических олимпиад, рассмотрены в работах Алексеевой Г. И., Гумерова И. С., Шеремет Г. Г.

Однако в проанализированных работах не нашли отражения вопросы использования математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания для развития творческих способностей учащихся.

Роль моделирования в процессе формирования системы знаний учащихся рассмотрели Гейн А. Г., Ложкина Е. М., Матвеева Е. П., Мельников Ю. Б., Морд-кович А.Г., Садыкова A.A. Возможности использования математического моделирования в профильном обучении исследовали Абатурова B.C., Жилин В. И., Иванова О. В., но его возможности для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения математике не рассмотрены.

Несмотря на то, что в ряде работ проанализированы особенности организации образовательного процесса учащихся естественнонаучного профиля (Бе-рулава Г. А., Иванов И. А., Суровикина С. А., Шварцбурд С.И.), анализ научных публикаций не позволил выявить работы, в которых были бы раскрыты вопросы развития творческих способностей учащихся естественнонаучного профиля в процессе обучения математике.

Таким образом, проведённый анализ научной, методической и учебной литературы, посвященной обсуждаемому направлению педагогических исследований, позволил выявить следующие противоречия:

— на социально-педагогическом уровне — между потребностью общества в подготовке молодежи к творческому решению естественнонаучных проблем, к продуктивному использованию этих решений в инновационной экономике страны и недостаточной реализацией данной потребности в учреждениях общего образования, которым не удается в полной мере актуализировать творческий потенциал учащихся классов естественнонаучного профиля;

— на научно-педагогическом уровне — между потребностью развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля и недостаточным теоретическим обоснованием возможности их развития в процессе обучения математике с использованием математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания;

— на научно-методическом уровне — между существующей возможностью развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике посредством организации учебно-творческой деятельности с элементами математического моделирования ситуаций естественнонаучного содержания и недостаточной реализацией этой возможности в методике обучения математике.

Необходимость разрешения выделенных противоречий обусловили актуальность настоящего исследования и определили его проблему: как и какими методическими средствами обеспечить развитие творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике и как использовать для этого возможности математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания?

Актуальность сформулированной проблемы определила выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля».

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся классов естественнонаучного профиля.

Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики обучения математике в классах естественнонаучного профиля, использование которой обеспечит развитие творческих способностей учащихся.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике может быть обеспечено, если:

1) в процесс обучения математике в классах естественнонаучного профиля будет включена учебно-творческая деятельность, соответствующая структурно-функциональной модели ее организации со следующим компонентным составом:

— целевая компонента, ориентирующая на организацию сотворческой деятельности педагога и учащихся с элементами математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания;

— содержание учебно-творческой деятельности по разработке проблемных ситуаций естественнонаучного характера, их математическому моделированию с последующим формулированием и решением соответствующих учебно-творческих математических задач;

— методы и формы организации учебно-творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике;

— мониторинг развития творческих способностей учащихся;

2) учебно-творческая деятельность учащихся в процессе обучения математике будет активизирована посредством организации новой соревновательной формы дополнительного образования — олимпиады по самостоятельному математическому моделированию учащимися проблемных ситуаций естественнонаучного содержания, формулированию и решению соответствующих математических задач.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования обосновать возможность применения в процессе обучения математике элементов математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и решения соответствующих им проблемных задач для организации учебно-творческой деятельности.

2. Научно обосновать и разработать структурно-функциональную модель организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике.

3. Создать методику обучения математике в классах естественнонаучного профиля, применение которой обеспечит развитие творческих способностей учащихся посредством организации их учебно-творческой деятельности в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью.

4. Разработать содержание и методику организации олимпиады по математическому моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного характера и решению соответствующих математических задач, самостоятельно разработанных учащимися.

5. Осуществить проверку продуктивности разработанной методики обучения математике в классах естественнонаучного профиля в процессе опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— научные труды Р. Ф. Авдеева, Б. М. Кедрова, Г. П. Щедровицкого в области теории познания;

— принципы деятельностного (Давыдов В.В., Епишева О. Б., Кабанова-Меллер E.H., Петерсон Л.Г.) и личностно-ориентированного (Загвязин-ский В.И., Зимняя И. А., Ильясов И. И., Хуторской A.B., Якиманская И.С.) подходов в обучении и проблемного обучения (Брушлинский A.B., Крутецкий В. А., Махмутов М.И.);

— принципы и технологии развития творческих способностей учащихся (Андреев В.И., Крутецкий В. А., Новосёлов С. А., Пономарев Я.А.);

— теоретические работы, раскрывающие механизмы интеграции междисциплинарных знаний (Берулава М.И., Далингер В. А., Загвязинский В. И., Чапаев Н.К.);

— концепции профильной дифференциации в образовании (Гузеев Г. Г., Дорофеев Г. В., Жафяров А. Ж., Луканкин Г. Л.);

— теория обучения решению задач (Балк Г. Д., Гусев В. А., Далингер В. А., Колягин Ю. М., Мордкович А. Г., Саранцев Г. И., Ястребов A.B.);

— работы в области математического моделирования (Мельников Ю.Б., Моисеев H.H., Шапиро И.М.) и использования методов моделирования в учебном процессе (Далингер В.А., Иванова О. В., Петерсон Л. Г., Хабибуллин К.Я.).

Методы исследования: изучение и анализ научных трудов и учебной литературы по проблеме исследования, программ по математике для 10−11 классов средней общеобразовательной и профильной школы, системный анализ основных понятий исследования, адекватные задачам исследования опросные методы и метод экспертных оценок, методы педагогического моделирования и математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в отличие от известных работ Иванова И. А., обосновавшего возможность применения проблемных задач как средства реализации естественнонаучной направленности школьного курса математики, и Эвнина А. Ю., рассмотревшего вопросы развития творческих способностей учащихся посредством исследования математической задачи, в настоящей работе обоснована идея развития творческих способностей учащихся в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля посредством включения в структуру учебно-творческой деятельности элементов математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания, формулирования и решения соответствующих этим ситуациям математических задач;

— разработана структурно-функциональная модель организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля, все компоненты которой (целевая, содержательная, методическая и компонента мониторинга) направлены на развитие творческих способностей учащихся посредством включения в их деятельность элементов математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания;

— создана направленная на развитие творческих способностей учащихся методика обучения математике в классах естественнонаучного профиля, основанная на структурно-функциональной модели организации учебно-творческой деятельности по моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного характера, формулированию и решению соответствующих разработанным моделям математических задач.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа структуры творческой деятельности в естественных науках и выделения в ней компоненты математического моделирования природных процессов обоснована необходимость включения этой компоненты в структуру учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике.

2. Предложен комплекс принципов организации учебно-творческой деятельности с элементами математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания: единства процессов обучения математике и развития творческих способностей учащихсясознательности и активности учащихся в процессе их творческой деятельностипоследовательного возрастания сложности учебно-творческих задачнепрерывного обновления проблемных ситуаций и задачсоответствия естественнонаучного содержания проблемных ситуаций познавательным потребностям и способностям учащихся.

3. Предложена и теоретически обоснована новая форма дополнительного образования учащихся — олимпиада по математическому моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного характера и решению соответствующих математических задач, самостоятельно разработанных учащимися.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические результаты доведены до уровня практического применения:

— разработан комплекс проблемных ситуаций и творческих задач естественнонаучного содержания в соответствии с основными темами школьного курса математики и естественнонаучных дисциплин 10−11 классов;

— разработаны методические рекомендации по организации учебно-творческой деятельности с элементами математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и решению соответствующих творческих математических задач в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля;

— разработано учебно-методическое пособие «Математическое моделирование проблемных ситуаций и задач естественнонаучного содержания для школьников», которое может быть использовано в практической работе учителей математики в профильных классах школы.

Достоверность результатов и обоснованность сформулированных на их основе выводов обеспечивается выбором теоретико-методологической базы исследования и практической реализацией разработанной методики развития творческих способностей учащихся на уроках математики, а также использованием методов, адекватных целям, гипотезе и задачам исследования, многосторонним качественным и количественным анализом фактического материала, полученного в ходе исследования, систематическим мониторингом результатов исследования на его различных этапах, статистической значимостью полученных результатов, подтвердивших гипотезу исследования, апробацией результатов на всероссийских и региональных конференциях.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в ходе педагогического эксперимента на базе лицея № 130 и школы МБОУ СОШ № 115 г. Екатеринбурга, а также в серии научных докладов на Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (г. Екатеринбург, 2009), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко (г. Глазов, 2009), Всероссийском съезде учителей математики в МГУ им. М. В. Ломоносова (г. Москва, 2010), международной конференции «Математическое моделирование и формирование основных типов экономических задач для студентов» (г. Екатеринбург, 2011). По результатам исследования опубликованы 4 статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ: «Образование и наука» и «Педагогическое образование в России», и статьи в других научных изданиях.

Поставленные цели и задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в период 2007;2012г.г.

На первом этапе (2007;2008) был проведен анализ нормативной, психолого-педагогической и математической литературы с целью определения актуальности и степени разработанности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего этапа эксперимента. Была обоснована идея применения в процессе обучения математике элементов математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и решения соответствующих им математических задач для организации учебно-творческой деятельности. Результатом первого этапа стала формулировка гипотезы исследования.

На втором этапе (2008;2010) была обоснована и разработана структурно-функциональная модель и соответствующая ей методика организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике, направленная на развитие творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля. Разработан комплекс проблемных ситуаций и творческих математических задач. Уточнена программа мониторинга развития творческих способностей учащихся в процессе опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2010;2012) осуществлялась корректировка предложенной структурно-функциональной модели организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике в соответствии с результатами опытно-поисковой работы. Проведен формирующий эксперимент, обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возрастающая потребность общества в подготовке молодежи к творческому решению естественнонаучных проблем, к реализации этих решений в инновационной экономике страны обусловливает необходимость развития творческих способностей учащихся, что может быть обеспечено в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля посредством включения в структуру учебно-творческой деятельности элементов математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания, формулирования и решения соответствующих им математических задач.

2. Методика обучения математике в классах естественнонаучного профиля, применение которой обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, включает в себя организацию учебно-творческой деятельности в соответствии с предложенной структурно-функциональной моделью, в состав которой входят следующие компоненты:

— целевая компонента, ориентирующая на организацию сотворческой деятельности педагога и учащихся с элементами математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания в процессе обучения математике;

— содержательная компонента, включающая разработку комплекса проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и их математических моделей, формулирование и решение соответствующих этим моделям задач;

— методическая компонента, ориентирующая на выбор и применение методов обучения математическому моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного содержания (проблемный, эвристический, исследовательский), выбор и применение эвристических методов (прямой и обратный мозговой штурм, синектика) и форм (индивидуальная, групповая, проектная, олим-пиадная) организации учебно-творческой деятельности;

— компонента мониторинга развития творческих способностей учащихся в процессе обучения математике, включающая выделение блоков творческих способностей (мотивационно-творческой активности, способностей к самоуправлению, интеллектуально-эвристических, интеллектуально-логических, коммуникативно-творческих способностей) и соответствующих критериев для их диагностики, анализ результатов и соответствующую коррекцию содержания и методов организации учебно-творческой деятельности.

3. Организация новой соревновательной формы дополнительного образования — олимпиады по математическому моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и решению соответствующих математических задач, самостоятельно разработанных учащимися, активизирует процесс развития творческих способностей учащихся в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 235 источников, и приложений.

11. Результаты исследования могут быть использованы учителями при организации обучения учащихся классов естественнонаучного профиля учреждений общего образования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту решения рассматриваемой в нем проблемы ввиду многоплановости подходов к ее организационно-содержательному и методическому обеспечению. Актуальными остаются вопросы проектирования и разработки комплекса проблемных ситуаций и творческих задач на основе интеграции гуманитарного, социально-экономического, технического, естественнонаучного профилей в части формирования дополнительно объема знаний и умений учащихся, позволяющих личности наиболее полно раскрывать свой творческий потенциал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании предложена методика обучения математике в классах естественнонаучного профиля, использование которой обеспечивает развитие творческих способностей учащихся. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, весь ход и результаты проведенного диссертационного исследования, их апробация в серии научных докладов на Всероссийских и международных научно-практических конференциях, подтвердили актуальность исследуемой в диссертации проблемы развития творческих способностей учащихся и обоснования структурно-функциональной модели организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике.

Для обоснования структуры и содержания учебно-творческой деятельности с учетом специфики ее организации в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля были проведены анализ и уточнение содержания понятий «творчество», «творческая задача», «учебно-творческая деятельность» и «учебно-творческая задача». Исходя из подходов В. И. Андреева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарёва, творчество учащихся в процессе обучения рассматривается в исследовании как вид самостоятельной учебной деятельности с элементами субъективного и объективного творчества на основе преобразования прошлого опыта ее субъекта. Показано, что любая творческая деятельность включает в себя процесс решения нестандартных, творческих задач, поэтому учебно-творческая деятельность может быть определена как вид учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач.

В соответствии с известными определениями задачи и творческой задачи, предложенными А. Н. Леонтьевым, С. А. Новоселовым и O.K. Тихомировым учебно-творческая задача рассматривается в диссертации как цель, поставленная педагогом перед учащимися в сознательно организованной педагогом ситуации нового для учащихся вида. Решение учебно-творческой задачи требует от учащихся применения имеющегося у них опыта мыслительных и практических действий, направленных на активное самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в конкретной учебной дисциплине и, одновременно, на овладение умениями творческой деятельности.

В работе проанализированы основные подходы к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения математике и сделан акцент на аргументированной гипотезе В. А. Крутецкого о возможности формирования математических способностей школьников в процессе решения проблемных математических задач. При этом были рассмотрены известные способы применения проблемных задач в процессе обучения математике. В одних случаях, как показала Т. А. Безусова, они являются необходимой составляющей процесса обучения, в других они формулируются посредством трансформации стандартных задач. Как показал анализ определений проблемной задачи, она является разновидностью учебно-творческой задачи. Решение таких задач является комплексной деятельностью, в которой актуализируются и преобразуются полученные ранее математические знания, обогащается опыт применения знаний, совершенствуется определенная совокупность сформированных свойств мышления и мыслительных умений (Х.Ж.Ганеев, Э. Г. Гельфман, Г. В.Дорофеев).

Проведенный анализ позволил выделить те способы организации учебной и учебно-творческой деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют задаче развития творческих способностей учащихся классов естественнонаучного профиля в процессе обучения математике. Так, И. А. Иванов обосновал возможность применения проблемных задач как средства реализации естественнонаучной направленности школьного курса математики. А. Ю. Эвнин доказал возможность развития творческих способностей учащихся посредством исследования математической задачи. E.H. Эрентраут разработала технологию обучения решению и формулированию практико-ориентированных задач в профильных школах. В трудах В. И. Андреева доказано, что учебно-творческая деятельность развивает интеллектуально-логические, интеллектуальноэвристические, коммуникативно-творческие способности учащихся, их мотивационно-творческую активность и способность к самоуправлению в этой деятельности.

В диссертации показано, что основной формой применения математики в естественнонаучных областях является математическое моделирование природных процессов. Оно является необходимой компонентой творческой деятельности в естественных науках. Исходя из этого, была выдвинута главная идея диссертационного исследования: включать элементы математического моделирования ситуаций естественнонаучного характера в структуру учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике в классах естественнонаучного профиля.

Обучение моделированию проблемных ситуаций естественнонаучного содержания в процессе обучения математике рассматривается в диссертации как способ осуществления межпредметных связей математики с дисциплинами естественнонаучного цикла за счёт развития общей когнитивной операционной базы. При этом повышение эффективности предложенной организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике как в плане межпредметных связей, так и в плане творческой результативности учащихся обеспечивается посредством организации выполнения учащимися творческого проекта, содержательно связанного с математическим моделированием выбранной проблемной ситуации с его защитой в форме деловой игры.

Проведенная опытно-поисковая работа, подтвердила результативность предложенной методики обучения математике, реализуемой в соответствии с разработанной структурно-функциональной схемой организации учебно-творческой деятельности в процессе обучения математике. Было доказано, что ее применение обеспечивает развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в классах естественнонаучного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Министерство образования. Приказ. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования Текст.: утв. приказом М-ва образования от 18 авг. 2002 г. № 2783 // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. — С. 3−16.
  2. , А. М. Гуманитарно-интегративный подход в обучение математике в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. М. Азевич — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1996. — 17 с.
  3. , А. М. Двадцать уроков гармонии Текст.: гуманит.-мат. курс / А. М. Азевич. М.: Школа-пресс, 1998. — 160 с.
  4. , Е. А. Новые задачи Текст. / Е. А. Акапян. М.: МКШ, 2007. — 77 с.
  5. , Г. С. Творчество как точная наука Текст. / Г. С. Альт-шуллер. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 208 с.
  6. , В. И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: инно-вац. курс: учеб. пособие для студентов / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008.- 127 с.
  7. Н.Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: метод, пособие / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
  8. , И. К. Три этапа в развитии международного школьного математического образования в XIX—XX вв.. Текст. / И. К. Андронова // Математика в школе. 1967. — № 4. — С. 26−29.
  9. , Т. И. Методологический аспект проблемы способностей Текст. / Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  10. , Ю. К. Интенсификация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М: Знание, 1981. — 80 с.
  11. , М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике Текст.: пособие для учителя / М. Б. Балк. М.: Учпедгиз, 1956. — 248 с.
  12. , Т. А. Некорректные задачи как средство развития культуры математического и естественнонаучного мышления школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Безусова — Тюмен. гос. ун-т. Пермь, 2008. — 228 с.
  13. A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса Текст. /' А. С. Белкин, В.Д. Жаворонков- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбрг, 1997. — С. 4−5.
  14. , X. М. Общая педагогика Электронный ресурс.: электрон, учеб. / X. М. Бербекова: Кабардино-Балкар. гос. ун-т. Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did 2 .
  15. , М.Н. Интеграция содержания образования Текст. / М. Н. Берулава. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
  16. , В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технологии обучающих систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1977. — 304 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  18. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст.: монография / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов ун-та, 1983. — 212 с.
  19. , Л. И. Методологическая система обучения геометрии ориентированная на интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Л. И. Боженкова, Моск. пед. гос. ун-т. М., 2007. — 424 с.
  20. , Л. И. Теоретические основы интеллектуального воспитания учащихся в обучении геометрии Текст.: моногр. / Л. И. Боженкова. -Омск, 2002. 205 с.
  21. , В. Г. Геометрия Текст.: учеб. пособие для 9 кл. сред, шк. / В. Г. Болтянский, И. М. Яглом. М.: Учпедгиз, 1963. — 128 с.
  22. , В. Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования Текст. / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. 1988. — № 3. — С. 78−92.
  23. , Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / Е. В. Бондаревская — Ростов, гос. пед. ин-т. Ростов н/Д: [б. и.], 1976. — 192 с.
  24. , Э. К. Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началом математического анализа
  25. Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Э. К. Брейтиган — Барнаул, гос. пед. ун-т. Омск, 2004. — 38 с.
  26. , А. В. Мышление и прогнозирование Текст.: логико-психол. анализ / А. В. Брушлинский.- М.: Мысль, 1967. 230 с.
  27. , С. В. Использование принципа при обучении физики в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Бубликов — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1991. — 16 с.
  28. , Г. Д. Система образования Текст.: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации / Г. Д. Бухарова, О. М. Арефьев, Л. Д. Старикова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 475 с.
  29. , В. А. Педагогическая экспертиза школы Текст.: учеб. пособие для методистов, завучей и директоров / В. А. Бухвалов. М.: Центр Пед. поиска, 2000.- 160 с.
  30. , Ю. М. Самоучитель решения задач с параметрами Текст.: учеб. пособие / Ю. М. Важенин — Ура. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 56 с.
  31. , Е. В. Обучаясь лечусь Текст.: реабилитац. программа по изобразит. деятельности в специализиров. Домах ребенка / Е. В. Величко. — Астрахань: АИПКП, 2008. — 128 с.
  32. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  33. , А. А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы Текст.: монография / А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова — Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М.: Изд-во МГОПУ, 2006. — 99 с.
  34. , Е. М. Математика в ВятГГУ Текст. / Е. М. Вечтомов, Е. С. Канин // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Киров, 2004. — Вып. 6. — С. 3−20.
  35. , Н. Я. В поисках бесконечности Текст. / Н. Я. Виленкин. -М.: Наука, 1983.- 161 с.
  36. Воспоминания об А. Н. Толстом Текст.: сборник / сост. 3. А. Никитина, Л. И. Толстая. 2-е изд., доп. — М.: Совет, писатель, 1982. — 494 с.
  37. Выбор методов обучения в средней школе Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского. М: Педагогика, 1981. — 176 с.
  38. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  39. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 536 с.
  40. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Аспект-Пресс, 2000.- 1008 с.
  41. , П. П. Философия Фихте и современность Текст. / П. П. Гайденко. М.: Мысль, 1979. — 288 с.
  42. , X. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике Текст.: учеб. пособие для вузов / X. Ж. Танеев — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1997. — 102 с.
  43. , X. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Текст. / X. Ж. Танеев — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1997. — 160 с.
  44. , Э. Г. Методологические основы контрольных учебных тестов по математике для учащихся основной школы Текст. / Э. Г. Гельфман — Томск, гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. — 260 с.
  45. , Д. Ж. Три стороны интеллекта. Психология мышления Текст. / Д. Ж. Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. — 525 с.
  46. Гин, А. А. 150 творческих задач для сельской школы Текст.: учеб.-метод. пособие / А. А. Гин. М.: Нар. образование, 2007. — 234 с.
  47. , А. Т. Методика преподавания физики в средней школе Текст.: пособие для учителя / А. Т. Глазунов, А. А. Пинский. И. И. Нурмин-ский. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
  48. , Б. В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  49. , Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Б. В. Гнеденко. -М.: Просвещение, 1989. 144 с.
  50. , Н. Ю. Формирование творческой деятельности у учащихся 56 классов основной школы при решении геометрических задач Текст.: дис. канд. пед наук: 13.00.02 / Н. Ю. Грачева — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.-М., 2002. 142 с.
  51. , В. В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе Текст. / В. В. Гузеев // Педагогические технологии. 2009. — № 6. — С. 3−32.
  52. , В. В. Гуманитарная составляющая обучения математике Текст. /' В. В. Гузеев /У Математика в школе. 1989. — № 6. — С. 33−35.
  53. , В. В. Системные основания интегральных образовательных технологий Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. В. Гузеев — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Леина. М., 1999. — 38 с.
  54. , В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС Текст. / В. В. Гузеев. М.: НИИ школ, технологий, 2006. — 208 с.
  55. , В. А. Методические основы дифференцированного обучения математики в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Гусев — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1996. — 39 с.
  56. , В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев, М. Вербум. М.: Академия, 2003. — 432 с.
  57. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  58. , В. В. Методология и методика психолого-педогогического исследования Текст.: учеб. пособие для вузов / В. В. Давыдов, П. И. Образцов,
  59. A. И. Уман. М.: Логос, 2006. — 128 с.
  60. , В. А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе Текст. /
  61. B. А. Далингер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — 256 с.
  62. , М. А. Основные проблемы методологии и методики педаго-ги-ческих исследований Текст. / М. А. Данилов // Советская педагогика. -1969.-№ 5.-С. 70−87.
  63. Дополнительное образование детей Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / О. Е. Лебедев, [и др.] - под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.-256 с.
  64. , Г. В. Способствует ли обучению математике повышение уровней интеллектуального развития школьников Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 2007. — № 4. — С. 24−29.
  65. , Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Я. Дорфман. М.: Академия, 2005. — 268 с.
  66. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  67. , К. В.Формирование дивергентного мышления учителей в системе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / К. В. Дрязгунов — Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. -Калуга, 2002. 22 с.
  68. , О .Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Текст.: дис.. д-ра пед. наук /: 13.00.02 / О. Б. Епишева — Тобол, гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева. Тобольск, 1999. — 410 с.
  69. , О. Б. Специальная методика обучения алгебре и началам анализа в средней школе Текст.: курс, лекций: учеб. пособие для студентов вузов / О. Б. Епишева. Тобольск: ТПГИ, 2000. — 126 с.
  70. , О. Б. Специальная методика обучения геометрии в средней школе Текст.: курс, лекций: учеб. пособие для студентов вузов / О. Б. Епишева. Тобольск: ТПГИ, 2002. — 138 с.
  71. , А. Ж. Концепции и учебные планы профильного обучения Текст. / А. Ж. Жафяров, Н. Е. Медине. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. — 48 с.
  72. , В. И. Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики (на материале математики и физики 11 кл.) Текст.: дис. канд. пед наук: 13.00.02 / В. И. Жилин- Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 1999.- 198с.
  73. , В. И. Геометрия. 7−9 классы Текст.: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. М.: Просвещение, 2003. — 240 с.
  74. Зависимость обучения от типа ориентированной деятельности Текст.: сб. ст. / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968.-238 с.
  75. , В. И. Теория обучения: современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2007. — 192 с.
  76. , М. И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности Текст.: кн. для учителей / М. И. Зайкин. М.: Владос, 1996. — 176 с.
  77. , М. И. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьника Текст. / М. И. Зайкин // Начальная школа. -2002.-№ 9.-С. 73−77.
  78. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике Текст. / Л. О. Денищева [и др.]. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  79. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования Текст. / Э.Ф.Зеер- Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбрг, 2000. 258 с.
  80. , И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результатов образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  81. , В. П. Психологические основы педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  82. , О. В. Развитие познавательного интереса к математике у учащихся химико-биологических классов Текст.: дис. канд. пед наук: 13.00.02 / О. В, Иванова- Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2006. — 233 с.
  83. , И.И. Структура процесса учения Текст. / И. И. Ильясов. -М. Моск. ук=т, 1986. 200 с.
  84. , А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Г. Иодко — АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. -М, 1983, — 16 с.
  85. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  86. , Т. А. Методика и технология профильного обучения математике Текст.: учеб.-метод, пособие / Т. А. Капитонова. Саратов: [б. и.], 2012.-115 с.
  87. , E.H. Формирование мотивации учащихся 5−6 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / E.H. Качуровская- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — 233 с.
  88. , Н. В. Педагогические технологии в учебных процессах Текст.: анализ зарубеж. опыта / Н. В. Кларин. М.: Просвещение, 1989. — 80 с.
  89. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  90. , А. Н. Математика наука и профессия Текст. / А. Н. Колмогоров. — М.: Наука, 1988. — 288 с.
  91. , Ю. М. Основные понятия современной школы курса математики Текст.: пособие для учителя / Ю. М. Колягин, Г. JI. Лукапкин. М.: Просвещение, 1974. — 184 с.
  92. , О.В. Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Краюхина- Рос. гос. проф. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. — 202 с.
  93. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 416 с.
  94. , Л. Д. Современная математика и ее преподавание Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Кудрявцев. М.: Наука, 1985. — 170 с.
  95. , А. А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике Текст. / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2000. — 48 с.
  96. , Т. В. Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изученияиностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Кузьмина — Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2004. — 215 с.
  97. , С. В. Анализ современного урока Текст.: практ. пособие для учителей, преподавателей, рук. шк., студентов, завучей, слушателей ИПК / С. В. Кулькевич. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Учитель, 2003. — 224 с.
  98. , С. В. Педагогика: личности в гуманитарных теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учреждений, завучей, ИПК, учителей / С. В. Кулькевич. Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 560 с.
  99. , Н. С. Возрастная одаренность школьников Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2000. — 320 с.
  100. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2004. — 352 с.
  101. , А. Н. О формировании способностей Текст. /
  102. A. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1973. -№ 1. — С. 7−16.
  103. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  104. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знания, 1980. — 96 с.
  105. , И. Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. Г. Липатникова — Урал, гос. пед. ун-т. Омск, 2005. — 38 с.
  106. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук — под ред.
  107. B. А. Лекторского. М.: Наука, 1978. — 126 с.
  108. , А. И. Введение в теорию аналитических функций Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Маркушевич, J1. А. Маркушевич. М.: Просвещение, 1977. — 320 с.
  109. , А. М. Мышление, обучение, творчество Текст. / А. М. Матюшкин — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2009. — 720 с.
  110. , А. М. Проблемные ситуации в мышление и обучение Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  111. , М. И. Организация проблемного обучения в школе Текст.: кн. для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  112. , М. И. Проблемное обучение. Основы возрождения теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  113. , Е.П. Развитие умения осуществлять построение моделей у учащихся при обучении математике в основной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.П. Матвеева- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. — 167 с.
  114. , Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра, модели обучение построению математических моделей Текст.: монография / Ю. Б. Мельников — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург- Урал, изд-во, 2004. — 384 с.
  115. Методика и технология математики Текст.: курс лекций — учеб. Пособие для вузов / Н. JI. Стефанова [и др.] - под ред. Н. JI. Стефановой. М.: Дрофа, 2007. — 320 с.
  116. Методы математического моделирования, автоматизация обработ-ки наблюдений и их моделирование Текст.: сб. тр. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова — под ред. А. А. Самарского, А. Н. Тихонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 280 с.
  117. Методы научно-педагогического исследования Текст.: сб. ст. / Ю. К. Бабанский [и др.] - под ред. Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина. Ростов н/Д: [б. и.], 1972. — 164 с.
  118. , С. Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Ф. Митенева- Волог. гос. пед. ун-т. Вологда, 2005. — 204 с.
  119. , А. Г. Беседы с учителем математики Текст. концептуал. методики, рекомендации, советы, замечания / А. Г. Мордкович. М.: Оникс: Мир и образование, 1995. — 272 с.
  120. , А. Г. Профессионально-педагогическое направление специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.0.02 / А. Г. Мордкович — Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М., 1986. — 36 с.
  121. , Г. П. Организация и методика планирования карьеры менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /' Г. П. Морозова- Рос. межд. акад. ис-тв. Сходня, 2004. — 203 с.
  122. , В. Н. Психология отношений Текст.: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 356 с.
  123. , Ю. Вводный курс теории вероятностей и математической статистики Текст. / Ю. Нейман — пер. с англ. Н. М. Митрофанова. -М.: Наука, 1968.-448 с.
  124. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст. / Р. Нельсон-Джоунс — пер. с англ. Е. Волкова. СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  125. , Р. С. Психологическое консультирование Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Р. С. Немов. М.: Владос, 2003. — 528 с.
  126. , Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения Текст. / Г. В. Никитина, В. Н. Романских. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. — 168 с.
  127. Новая педагогическая технология и обучение по способностям Текст. / под ред. Ю. Е. Васильева. Красноярск: [б. и.], 1994. — 212 с.
  128. , С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях дополнительного и начального профессионального образования Текст.: метод, пособие / С. А. Новоселов, Г. Н. Горнова. Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 95 с
  129. , С. А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования Текст.: систем, подход / С. А. Новоселов. -Екатеринбург: РГППУ, 1997. 371 с.
  130. , С. А. Развитие технического творчества учащихся в процессе сбора научно-технической и патентной информации Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. А. Новоселов — Свердл. проф.-пед. ин-т. Свердловск, 1991.- 176 с.
  131. , С. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания / С. А. Новоселов, В. П. Кочнев // Педагогическое образование в России. 2011.-№ 3.-С. 139−146.
  132. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  133. Образовательные технологии: (из опыта развития глобального мышления учащихся) Текст.: материалы для специалистов образоват. учреждения / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб.: КАРО, 2002. — 152 с.
  134. Опыт политехнического обучения в городской школе Текст. / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 167 с.
  135. , О. В. Исследование стремлений к творчеству: личностный подход Текст. / О. В. Орлова // Молодой ученый. 2011. — № 12, т. 2. — С. 124−127.
  136. , Л. Т. Педагогические технологии на основе актувизуального интеллекта управления Текст. / Л. Т. Охитина. М.: Новая шк., 2005. — 289 с.
  137. , Л. Т. Психология основы урока Текст. / Л. Т. Охитина. -М.: Просвещение, 1977. 96 с.
  138. , А. А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности Текст. / А. А. Пермяков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 151 с.
  139. , О. А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Пестерева — Барнаул, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2006. — 22 с.
  140. , Л. Г. Моделирование как средство формирования представлений о понятии функции в 4−6 классах средней школы Текст. / Л. Г. Петерсон. София: Нар. просвет, 1985. — 160 с.
  141. , Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы в начальной школе (1−3 и 1−4) Текст.: учеб. пособие / Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2000. — 96 с.
  142. . Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
  143. . Теории, эксперименты, дискуссии Текст. / Ж. Пиаже — под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. — 623 с.
  144. , П. И. Технология игры в обучении и развитии Текст.: учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый — Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
  145. , А. А. Преподавание физики в среднем профессиональном техническом училище электротехнического профиля Текст.: учеб. пособие / А. А. Пинский. М.: Высш. шк., 1980. — 120 с.
  146. , К. К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1972.-312 с.
  147. Подготовка учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах Текст.: тез. докл. XIII всерос. семинара преподавателей мат. в педвузах, сент. 1994 г., г. Елабуга / науч. ред.
  148. A. Г. Мордкович. Елабуга, 1994. — 245 с.
  149. Познавательные процессы и способности в обучении Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков [и др.] - под ред.
  150. B. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  151. , Д. Как решать задачу Текст.: пособие для учителей / Дж. Пойа. М.: Сфера, 1995. — 207 с.
  152. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Дж. Пойа. М.: Иностр. лит., 1957. — 154 с.
  153. , Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина — под ред. М. А. Чошанова. М.: Нар. образование, 1996.- 158 с.
  154. , С. Д. В поисках педагогической инноватики Текст. /
  155. C. Д. Поляков. М.: Новая шк., 1993. — 65 с.
  156. , С. Д. Технология воспитания Текст.: учеб.-метод. пособие/С. Д. Поляков. М.: Владос, 2003. — 144 с.
  157. , Я. А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  158. , К. К. Составление дифференциальных уравнений Текст./ К. К. Пономарев. Минск: Вышэйш. шк., 1973. — 325 с.
  159. Проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике Текст.: межвуз. сб. науч.-метод, тр. / Урал. гос. пед. ун-т — сост. X. Ж. Танеев. Екатеринбург: [б. и.], 2000. — 164 с.
  160. , А. А. Вариативные модели математического образования учащихся классов и школ технического профиля Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. А. Прокофьев — Моск. гос. пед. ин-т. -М., 2005.-44 с.
  161. , И. Г. Структурно-содержательный и мотивационный аспекты формирования математических понятий у учащихся 5−6 классов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Г. Просвирова- Том. гос. пед. ун-т. Москва, 2010. — 171 с.
  162. Развивающее образование Текст. / сост. В. П. Зинченко. М.: АПК и ПРО, 2002. — Кн. 1. — 254 с.
  163. , В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Разумовский — АПН РСФСР НИИ методов обучения. М., 1959. — 12 с.
  164. , В. Г. Физика в школе: научный метод познания и обучения Текст. / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Владос, 2004. — 463 с.
  165. , С. JI. Бытие и сознание «человек и мир» Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  166. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 713 с.
  167. , А. И. Одаренные дети в детском саду и школе Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  168. , А. А. Методика подготовки будущих учителей математики к использованию моделирования в обучении школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Садыкова- Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2010.-26 с.
  169. , Ю. А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников Текст. / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  170. , И. Г. Формирование творческих умений будущих учителей технологии и предпринимательства в учебной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Г. Самсонова — Урал. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2005. — 186 с.
  171. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  172. , К. Г. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / К. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 255 с.
  173. , М. Н. О школе будущего. Перспективы развития современной общеобразовательной школы Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Знания, 1974. — 64 с.
  174. , М. Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  175. , И. М. Профильная модель обучения математике Текст. / И. М. Смирнова // Математика в школе. 1997. — № 1. — С. 32−36.
  176. Современные проблемы методики преподавания математики Текст.: сб. ст. / сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 303 с.
  177. Современный образовательный процесс Текст.: основ, понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. -М.: Спутник+, 2006. 191 с.
  178. Социокультурные проблемы в образовании Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. Ниж. Тагил: [б. и.], 2006. — 191 с.
  179. , Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учение Текст. / Р. Б. Срода. М.: АПН РСФСР, 1956. — 55 с.
  180. , А. А. Как математика ум в порядок приводит Текст. / А. А. Столяр. Минск: Вишэйш. шк., 1982. — 205 с.
  181. , А. А. Логические проблемы преподавания математики Текст. / А. А. Столяр. Минск: Вышэйш. шк., 1965. — 368 с.
  182. , А. А. Логическое введение в математику Текст. / А. А. Столяр. М.: Высш. шк., 1971.-224 с.
  183. , А. А. Методы обучения математике Текст.: учеб. пособие / А. А. Столяр. М.: Высш. школа, 1966. — 190 с.
  184. , А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения Текст.: монография / A.A. Темербекова. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 131 с.
  185. Теория и практика дистанционного обучения Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] - под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. — 360 с.
  186. , Б.М. Способности и одаренность Текст.: учен. зап. гос.науч.-исслед. ин-та псих., т.2 / Б. М. Теплов.- М., 1941.- с. 3−56
  187. , Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе Текст.: дис. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Г. В.Терехова- Челяб. гос. пед. ун-та.- Челябинск., 2002. 175 с.
  188. , Н. А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировоззрения учащихся Текст.: дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.08 / Н. А. Терешин — Моск. пед. гос. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1991. — 44 с.
  189. , В. А. Стратегия обучения в современных условиях Текст. / В. А. Тестов // Педагогика. 2005. -№ 7. — С. 12−18.
  190. , В. А. Стратегия обучения математике Текст. / В. А. Тестов. М.: Технолог, школ, бизнеса, 1999. — 304 с.
  191. , О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособия / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  192. , М. В. Система мониторинговых исследований в управлении муниципальными образовательными учреждениями Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Туберозова- Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. — 203 с.
  193. , Ю. А. Психологическое измерение Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Тюменева. М.: Аспект Пресс, 2007. — 192 с.
  194. , Л. Н. Текст.: сб. ст.: пособие для учителя / под ред. Д. Д. Благого. М.: Учпедгиз, 1955. — 472 с.
  195. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 151 с.
  196. Унт, И. Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса Текст. /И. Э. Унт. //Советская педагогика.-1972.-№ 4.-С.41−49.
  197. Управление познавательной деятельностью учащихся Текст. / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М. Изд-во МГУ, 1972. — 262 с.
  198. , А. В. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  199. , А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / А. В. Усова. М.: Знание, 1986. — 174 с.
  200. , А. П. Педагогические средства обучения Текст. /
  201. A. П. Усольцев. Екатеринбург: РГППУ, 2005. — 263 с.
  202. , А. П. Повышение эффективности обучения физике Текст. / А. П. Усольцев. Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 125 с.
  203. , А. П. Реализация принципов развивающего обучения физике на основе комплексного использования средств наглядности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. П. Усольцев- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. — 172 с.
  204. , А. П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике Текст.: монография / А. П. Усольцев — Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2006. 213 с.
  205. , Т. П. Творческое задание на уроках математики Электронный ресурс. / Т. И. Фатеева. Режим доступа: http://festival.-1 September, ru/articles/510 108/.
  206. , В. В. О прикладной ориентации курса математики Текст. /
  207. B. В. Фирсов // Углубленное изучение алгебры и анализа / сост. С. И. Шварц-бурд, О. А. Боковнев. -М., 1977. С. 215−239.
  208. , В. В. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике Текст.: пособие для учителя / В. В. Фирсов, О. А. Баковнев. М.: Просвещение, 1987. — 48 с.
  209. Формирование алгоритмов культуры школьника при обучении математике Текст.: пособие для учителя / под ред. В. М. Монахова [и др.]. М.: Просвещение, 1978. — 94 с.
  210. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / под ред. В. В. Фирсова. М.: Просвещение, 1987. — 78 с.
  211. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Текст.: учеб. пособие для ин-тов / Р. J1. Березина [и др.] - под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
  212. , JI. М. Как научиться решать задачи Текст.: кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / JI. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  213. , JI. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст.: учителям математики о пед. психологии / JI. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 170 с.
  214. , К. Я. К вопросу о формирование творческих способностей учащихся при решении задач Текст. / К. Я. Хабибуллин // Образование в современной школе. 2006. — № 6. — С. 17−21
  215. , К. Я. Обучение методам решения нестандартных задач Текст. / К. Я. Хабибуллин // Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. 217−225.
  216. , М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуальности ума Текст.: учеб. пособие для вузов / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 384 с.
  217. , М. А. Психология интеллекта Текст.: парадоксы исслед. / М. А. Холодная. М.: Барс — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. — 391 с.
  218. , A.B. Деятельность как содержание образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
  219. , Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология Текст. / Н. К. Чапаев.- Кемерово: Кемер. гос. проф. пед. колледж, 2005.-325 с.
  220. , Н. В.Системные изменения обучения физике в условиях обновления общего образования Текст.: дис.. д-ра пед.: 13.00.02 / Н.В. Шиян- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2005.-367 с.
  221. Эвнин, А. Ю. Исследование математической задачи как средство развития творческих способностей учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ А.Ю.Эвнин- Вятский педагогический университет. Киров, 2000.-22 с.
  222. Эксперимент: требования к уровню подготовки выпускников Текст. / авт.-сост. В. В. Фирсов. М.: Просвещение, 2001. — 273 с.
  223. , Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 286 с.
  224. , П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике Текст.: кн. для учителей / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  225. , П. М. Синтез геометрического и алгебраического как средство достижения качественного математического знания Текст. / П. М. Эрдниев // Математика в школе. 2000. — № 8. — С. 32−33.
  226. , Е. Н. Практико-ориентированные задачи как средство реализации прикладной направленности курса математики в профильных школах Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Н. Эрентраут — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 158 с.
  227. , И.С. Личностно-ориентированное образование в современных условиях Текст. / И. С. Якиманская.-М.: Педагогика, 1996.-96 с.
  228. , A.B. Физика как источник теорем дифференциального исчисления Текст. / А. В. Ястребов // Ярославский педагогический вестник. -2002. № 4. — С. 64−70.
  229. Творческие способности Оценка экспертов1 2 3 4 51 2 3 4 5 6
  230. Блок мотивациоиио-творческой активности учащихся
  231. Проявление чувства увлеченности учебно-творческой деятельностью
  232. Стремление к оригинальности в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач
  233. Стремление к самореализации в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач
  234. Блок интеллектуально-логических способностей учащихся
  235. Способность к анализу проблемных ситуаций и учебно-творческих задач
  236. Способность описывать, объяснять явления и процессы в проблемных ситуациях и задачах естественнонаучного содержания
  237. Способность моделировать проблемные ситуации с использованием математического аппарата проблемные ситуации и задачи естественнонаучного содержания
  238. Блок интеллектуально-эвристических способностей учащихся
  239. Способность генерировать идеи в процессе разработки математических моделей проблемных ситуаций и решения учебно-творческих математических задач естественнонаучного содержания
  240. Способность к фантазии в процессе моделирования и решения этих задач1. Ассоциативность мышления
  241. Блок способностей к самоуправлению в учебно-творческой деятельности
  242. Способность к самоорганизации в учебно-творческой деятельности
  243. Способность к рефлексии и коррекции творческой деятельности
  244. Блок коммуникативно-творческих способностей учащихся
  245. Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других
  246. Способность к сотрудничеству
  247. Показатели вариации развития творческих способностей учащихся (на примере блока мотивационно-творческой активности)
  248. Творческие способности Начало Начало Начало Конецэтапа этапа 3 31 2 этапа этапа
  249. Блок мотивационно-творческой активности учащихся
  250. Проявление чувства увлеченности учебно-творческой деятельностью 4,1 6,2 8,0 8,91. Минимум 2,6 4 7 8,51. Максимум 6,7 7,8 8,8 9
  251. Дисперсия 0,72 0,91 0,09 0,02
  252. Коэффициент вариации 18% 15% 1% 0%
  253. Среднее линейное отклонение 0,7 0,8 0,2 0,1
  254. Среднее стандартное отклонение 0,8 0,9 0,3 0,1
  255. Стремление к оригинальности в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач 4,2 6,7 7,9 9,01. Минимум 3,6 6,2 7 7,81. Максимум 4,7 7,3 8,7 9
  256. Дисперсия 0,13 0,13 0,18 0,04
  257. Коэффициент вариации 3% 2% 2% 0%
  258. Среднее линейное отклонение 0,3 0,3 0,3 0,1
  259. Среднее стандартное отклонение 0,4 0,4 0,4 0,2
  260. Стремление к самореализации в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач 3,9 5,9 8,0 8,91. Минимум 3,1 5,2 7,5 8,41. Максимум 4,4 6,5 8,3 9,2
  261. Дисперсия 0,10 0,10 0,05 0,05
  262. Коэффициент вариации 3% 2% 1% 1%
  263. Среднее линейное отклонение 0,2 0,2 0,2 0,2
  264. Среднее стандартное отклонение 0,3 0,3 0,2 0,2
  265. Графики показателей вариации развития творческих способностей учащихся (на примере блока мотивационно-творческой активности)
  266. Стремление к оригинальности в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач10,00X3,00 -^^—к^а6,002,00 0,004,00 -/ .и,*'-начало 1 эт —а-начало2 эт —А начало3 эт конец 3 эт
  267. Стремление к самореализации в процессе моделирования проблемных ситуаций и решения творческих задач10,008,00 6,00 4,00 2,00 0,00
Заполнить форму текущей работой