Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс наблюдения. 
Маркетинговые исследования и ситуационный анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Протокола наблюдений — расширенного варианта карточки (также включает информацию о социально-демографических характеристиках респондента, которые можно определить визуально); Подготовка и обучение наблюдателей. Этот этап включает в себя развитие способностей наблюдателей видеть значимые действия, запоминать и уметь вести точные и правильные записи. Карточек наблюдения (таблица, в которой обычно… Читать ещё >

Процесс наблюдения. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс наблюдения состоит из следующих этапов[1][2].

  • 1. Определение цели, формулирование задач, установление объекта и предмета наблюдения.
  • 2. Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
  • 3. Выбор способа наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов.
  • 4. Подготовка технических документов и оборудования.
  • 5. Подготовка и обучение наблюдателей. Этот этап включает в себя развитие способностей наблюдателей видеть значимые действия, запоминать и уметь вести точные и правильные записи.
  • 6. Проведение наблюдений, сбор данных, накопление информации.
  • 7. Фиксация результатов наблюдения, которая может осуществляться:
    • — в виде кратковременной записи «по горячему следу» (используется в случае свободного наблюдения для сбора качественной информации);
    • — карточек наблюдения (таблица, в которой обычно в столбцах обозначены разные товарные категории, а в строках — разные формы поведения потребителей в отношении этих товаров);
    • — протокола наблюдений — расширенного варианта карточки (также включает информацию о социально-демографических характеристиках респондента, которые можно определить визуально);
    • — дневника наблюдений (в этом случае используется самонаблюдение).
  • 8. Контроль наблюдения.

Для контроля наблюдения обычно применяют один из трех способов оценки надежности:

  • — коэффициент согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается одновременно различными наблюдателями);
  • — коэффициент устойчивости (один и тот же наблюдатель проводит наблюдение в разное время);
  • — коэффициент надежности (различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время).
  • 9. Составление отчета о наблюдении, который обязательно должен содержать:
    • — указание времени, места и обстоятельств проведенного наблюдения;
    • — информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения;
    • — характеристику наблюдаемых лиц;
    • — собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
    • — оценку надежности полученных результатов.

Пример из практики И. С. Березин описывает маркетинговое исследование, посвященное изучению спроса на услуги театров в Москве и проводимое методом наблюдения. Объектом исследования выступали посетители театров, а предметом исследования — следующие характеристики:

  • — наполняемость театральных залов;
  • — половозрастной состав посетителей;
  • — стиль одежды посетителей;
  • — материальное положение посетителей;
  • — продолжительность спектаклей;
  • — цены на билеты[3].
  • [1] Черчилль Г. Л. Указ. соч.
  • [2] Голубков Е. П. Маркетинговые исследования … 2-е изд.
  • [3] Березин И. С. Практика исследования рынков. С. 376.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой