Система маркетинговой информации — это постоянно действующая система взаимодействия людей, оборудования и методических приёмов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения инфо-ции для принятия управленческих решений.
Первичная маркетинговая информация — Информация специально собранная фирмой или специализированной маркетинговой организацией для принятия конкретных управленческих решений в области маркетинговой стратегии.
Несмотря на то, что на сбор первичной информации требуются относительно большие финансовые затраты и значительные резервы времени, ее использование является обязательным условием конкретной направленности аналитических процедур.
Методы сбора первичной информации включают:
наблюдения (мониторинг продаж, тестирование магазинов, изучение витрин, технические методы наблюдения);
эксперименты (полевые и лабораторные);
опросы (личные интервью, анкетирование по почте, телефонные интервью).
Главными источниками первичной информации являются:
потребители продукции;
каналы распределения продукции, включая оптовую и розничную сеть;
поставщики сырья, материалов, деталей, узлов, агрегатов, запасных частей;
рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, торговые и другие профессиональные ассоциации, обслуживающие рынок анализируемой продукции;
инженерный, торговый и управленческий персонал организаций-конкурентов;
специальные аналитические службы и секретные агенты.
Вторичная маркетинговая информация — информация уже существующая в обработанном виде, в виде опубликованных материалов, а также в виде баз данных.
К основным источникам внешней вторичной информации относятся:
справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития;
государственные нормативно-правовые акты (документы), прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (стандарты на продукцию, технологию, охрану окружающей среды; специальные постановления по квотированию, лицензированию, таможенные пошлины и т. п.);
отчеты о производственно-хозяйственной деятельности организаций-конкурентов (для акционерных обществ открытого типа);
аналитические статьи о развитии рынка, представленные в периодической печати, в специальных газетах и журналах;
информация, позволяющая оценить отношение руководителей государственных служб к тенденциям развития анализируемого рынка;
данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов;
объявления конкурентов о найме персонала на работу, о продажах (распродажах), закупках и т. п.;
публикуемые интервью (речи, доклады) управленческого персонала и руководства организаций-конкурентов;
мнения потребителей о характеристиках продукции, публикуемые в печатных органах объединений (союзов) потребителей;
материалы арбитражной хроники.
В ходе маркетинговых исследований используется и внутренняя вторичная информация: данные бухгалтерии, списки клиентов, отчеты продавцов, перечень жалоб и рекламаций потребителей, годовые отчеты, планы маркетинга и другие документы.