Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ассимиляция регуляторных психических образований в качествах личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных… Читать ещё >

Ассимиляция регуляторных психических образований в качествах личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регуляторные психические образования находят свое отражение в таких особенностях личности, как внимательность, настойчивость, сила воли, смелость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность.

Высокий уровень развития произвольного внимания ассимилируется в таком личностном свойстве, как внимательность. Внимательность — это свойство, проявляющееся не только в профессиональной и учебной деятельности, но и в сфере социального взаимодействия. Человек, внимательный в общении, — это человек, способный тонко улавливать реакции и состояния собеседника, быть предупредительным и любезным при взаимодействии с другими людьми.

Определенными личностными качествами характеризуется и воля человека. Настойчивость — способность сохранять устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчивость характеризуется упорным желанием достичь требуемой цели. Как отмечает Е. П. Ильин (2011), проявление настойчивости в значительной степени зависит от степени уверенности человека в достижимости цели, от мотивации достижения (стремления к успеху) и от наличия волевых установок на преодоление затруднений. От настойчивости следует отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями. Причины появления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство нередко формируется как форма протеста ребенка против необоснованного подавления самостоятельности и инициативности. В более позднем возрасте упрямство может быть вызвано стремлением к самоутверждению.

С настойчивостью связана и целеустремленность, которая понимается как стремление личности к достижению поставленной перед собой цели. Это сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Н. Д. Левитов считает, что целеустремленность может быть как близкой (направленной на ближайшие цели), так и перспективной (когда ставятся отдаленные, последовательно достигаемые цели). Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению целей (например, неблагоприятных эмоциональных состояний, подталкивающих человека к прекращению деятельности), с другой стороны, в целеустремленности проявляются волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели.

Смелость — способность человека качественно выполнять действия, деятельность и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, несмотря на субъективно возникающее чувство боязни, страха. Таким образом, смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на свой страх, именно поэтому Е. П. Ильин рассматривает смелость как одно из проявлений самообладания.

В этом отношении показателен описанный В. Франклом случай, имевший место во время Первой мировой войны. Военный врач, еврей, сидел в окопе со своим приятелем-неевреем, полковником-аристократом, когда начался сильный обстрел. Полковник решил поддразнить своего приятеля, обратившись к нему со следующими словами: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской». «Конечно, боюсь, — ответил врач, — но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы уже давно удрали». Описав эту историю, Франкл делает вывод о том, что значимы не наши страхи как таковые, а то, как мы к ним относимся и насколько способны с ними справляться (Ильин, 2011).

Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов. Самостоятельность как волевая черта личности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разного возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы утвердиться в собственном праве на самостоятельность. При этом нередко видна позиция максимализма: подростки пытаются утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности выступает стремление испытать себя, проверить свои возможности. От самостоятельности следует отличать негативнзму который проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели, принято называть силой воли. Это интегративная характеристика, объединяющая все волевые свойства личности.

Нередко в бытовых представлениях, да и в научной литературе, понятие силы воли приобретает выраженную оценочную окраску, рассматривается как сугубо положительное качество, тесно связанное с моралью и нравственностью личности. Соответственно, слабость воли, безволие и лень рассматриваются как явления сугубо отрицательные, связанные с недостатками воспитания и самовоспитания. Вместе с тем разнообразные нарушения волевой регуляции (безволие) представляют собой довольно сложное явление, далеко не всегда зависящее от недостаточного стремления человека к сознательному управлению собственным поведением.

Особое место среди феноменов, нередко трактуемых как проявления слабоволия или лени, занимает так называемая выученная беспомощность.

Выученная беспомощность — состояние, возникающее у человека и животных после более или менее длительного негативного воздействия, избежать которого не удается.

Сам термин был введен в употребление М. Селигманом и его сотрудниками. Типичный эксперимент такого рода проводился на двух группах животных, обычно собаках. Животные экспериментальной группы жестко закреплялись ремнями в павловском станке и подвергались серии болезненных ударов электрическим током; контрольная группа животных не подвергалась ударам тока. В тестовой фазе эксперимента, предполагавшей научение избеганию удара током, собака должна была прыгать через низкий барьер в раскачивающийся ящик. Животные из контрольной группы быстро научались избегать удара током, перепрыгивая через барьер, в то время как животные из экспериментальной группы предпочитали просто терпеливо сносить боль, не предпринимая каких-либо попыток спастись от нее. Полученный опыт привел их в состояние выученной беспомощности — отсутствия мотивации реагировать бегством в ситуации, где существовала реальная возможность спасения.

Д. Хирото, еще один американский психолог, в 1971 г. попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей. Он предложил трем группам испытуемых найти комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали, неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки — звук прекращался.

В результате эксперимента было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

У животных выученная беспомощность проявляется в торможении моторного поведения, ослаблении биологических мотиваций, нарушении способности к обучению новым навыкам, также в появлении разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.). У человека выученная беспомощность проявляется в эмоциональных расстройствах (в виде депрессии или невротической тревоги); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств. Основной характеристикой выученной беспомощности выступает ее тенденция к генерализации — будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению. Выученная беспомощность определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, которые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей; у тех, кто полагает, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем; у индивида, имеющего представление о себе как о субъекте, который не в состоянии справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи оказались бы вполне разрешимыми. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию у субъекта выученной беспомощности, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас и к тому же не по своей вине, предотвращает генерализацию выученной беспомощности. Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь — разную в ответ на разные его действия.

Обобщенным отражением регуляторной деятельности человека на личностном уровне является такое качество, как ответственность. Под ответственностью понимается готовность и способность человека прогнозировать результаты своих поступков и поведения, а также принимать на себя последствия своей деятельности.

Близок к понятию ответственности так называемый локус контроля — термин, введенный в психологию американским психологом Дж. Роттером.

Результаты научных исследований

Под локусом контроля понимается устойчивая интегральная характеристика личности, определяющая ее способность к внутреннему контролю и самоуправлению, принятию ответственности, а также склонность обвинять себя или других при неудачах. Многочисленные экспериментальные исследования доказали наличие двух типов локуса контроля: внешнего (экстерналыюго) и внутреннего (иптерпалыюго).

Накопленный в психологии эмпирический материал по изучению локуса контроля позволяет составить обобщенные характеристики интерналов и экстерналов. Интервалы имеют положительную самооценку, самостоятельны, независимы, более популярны в общении, предпочитают недирективные, демократические методы управления. Для них характерны повышенное чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, самоконтроль. Они способны лучше организовывать свое время и прогнозировать развитие деятельности, успешно работать в отсутствие внешнего контроля и вознаграждения. Экстерналы имеют неустойчивую самооценку, повышенную тревожность, пониженную устойчивость к неблагоприятным обстоятельствам, менее удачно организуют время, удовлетворенность работой больше зависит у них от внешних условий, предпочитают принуждение и авторитарные методы управления другими. Для них характерны высокая внутренняя напряженность, подозрительность, агрессивность (Щербакова, 1994).

В нашей стране большее распространение получил подход к измерению уровня субъективного контроля, предложенный Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом. Особенности субъективного контроля здесь рассматриваются не как одномерная характеристика, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низкими показателями характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности (Бажин, Голынкина, Эткинс), 1984).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой