Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ранние учебники по психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй половине XIX в. в Главном правлении училищ сочли возможным восстановление преподавания философии «если не в полном се объеме, то по крайней мере, в одной се части — истории философии как науки, по преимуществу проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материализму». На преподавании психологии отразились гонения против философии как науки, «крайне опасной… Читать ещё >

Ранние учебники по психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи преподавания психологии стимулировали развитие психологических знаний. Самые ранние книги по психологии на русском языке — это по преимуществу учебники и руководства. В 1796 г. в России была издана книга И. П. Михайлова «Наука о душе» — первый оригинальный опыт систематизации психологических знаний. По оценке Б. Г. Ананьева, «психологический трактат Михайлова написан в духе серьезно понятого английского эмпиризма» 1.

Университетский устав 1804 г. предусматривал существование четырех отделений: 1) нравственных и политических наук; 2) физических и математических наук; 3) врачебных, или медицинских, наук; 4) словесных наук. Философия была включена в цикл наук под названием «умозрительной и практической философии». Устав 1804 г. также не включал психологию как отдельную дисциплину. Вопросы психологии освещались в философских курсах. Программ читавшихся тогда курсов не сохранилось. Лекции по-прежнему заключались в чтении вслух по имеющимся руководствам.

По поручению Министерства народного просвещения профессор Якоб составил пособие «Курс философии». В 1812 г. эта книга была переведена на русский язык и напечатана в Риге.

В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любовского «Краткое руководство к опытному душесловию», ставшая следующим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представлявшая собой по сути[1]

эмпирическую психологию. Труд Любовского состоял из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение, воля.

Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия — курс логики, который носил длинное и несколько пышное название «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного». В предисловии к книге давался краткий курс психологии. В этих психологических главах говорилось о душе и теле, о способностях души, воображении, уме, разуме, желании, памяти, различии умов и гимнастике умов. Данным вопросам было посвящено около 30 страниц, на которых очень кратко давались определения главных психологических понятий на основе вольфианской психологии. Это неплохое для своего времени пособие оказалось недолговечным. Уже через два года после выхода книга была запрещена, поскольку Главное правление училищ признало ее «опаснейшей по нечестию и разрушительных начал». Гонениям подвергся также заказанный и одобренный министерством «Курс философии» Якоба.

Гонения на философию и преподавание психологии

На преподавании психологии отразились гонения против философии как науки, «крайне опасной в политическом и религиозном отношении». В соответствии с положением от 14 октября 1827 г. разрешалось лишь преподавание логики, психологии и истории философии.

Согласно следующему Университетскому уставу 1835 г. философия как отдельный предмет не изучалась. Преподавание философии светскими профессорами было приказано упразднить, а чтение курсов логики и психологии возлагалось на профессоров богословия. Программы по этим наукам составлялись по соглашению министерства с духовным ведомством.

В 1834 г. вышел капитальный труд А. И. Галича «Картина человека». Книга Галича, по оценке Ананьева, отличалась от богословского стандарта психологических сочинений того времени. В первой части своей работы Галич излагает «телесную дидактику» (отправления тела, системы тела, части тела), затем переходит к телесной феноменологии (характеристика здоровья и болезни, бодрствования и сна, уродств и ненормальностей тела) и заканчивает ее изложением учения о темпераментах. Во второй части («Дух») он развивает свою психологическую систему. Следуя за Дж. Локком, Галич начинает анализ психики с «чувствований»: созерцание, представление, воображение. Следующей ступенью является «свободное познание», которое рассматривается по стадиям. В результате сочетания «связанного» и «свободного» познания формируется память как «способ посредствующего и смешанного познания». На основе развития чувственного опыта, мышления и памяти, посредством которых человек познает внешнюю действительность, возможно и познание самого себя. Самопознание согласно Галичу развивается лишь на основе развития сознания. Переход от сознания к самосознанию связан с «практической стороной духа», т. е. с волей.

В Московском университете в связи с реорганизацией философского факультета в 1850 г. была упразднена кафедра философии и прекратилось ее преподавание, «уцелели» только логика и психология. Чтение этих курсов возложили на профессоров богословия.

Во второй половине XIX в. в Главном правлении училищ сочли возможным восстановление преподавания философии «если не в полном се объеме, то по крайней мере, в одной се части — истории философии как науки, по преимуществу проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материализму»[2].

Исторический экскурс

Грот Николай Яковлевич (1852—1899) — русский философ и психолог; с 1886 г. профессор Московского университета. Н. Я. Грот был первым, кто ввел семинар как форму учебных занятий по психологии. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889 г.).

Ранние учебники по психологии.

  • [1] См.: Гипецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: курс лекций. Л.: ЛГУ. 1983.
  • [2] См.: Рыбников Н. А. Психология как предмет преподавания. С. 42—49.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой