Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в работе школьного психолога, так и учителя для осуществления индивидуального подхода, развития позитивной Я-концепции ученика, повышения его мотивации к обучению. Кроме того, разработан вариативно-дидактический материал по математике и русскому языку для учащихся 1−4 классов, с помощью которого педагог может организовать ситуацию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
    • 1. 1. Выбор как философская категория
    • 1. 2. Понятие и сущность Я-концепции как психологической категории. 20 1.3 .Современные подходы к решению проблемы развития позитивной
  • Я-концепции младшего школьника
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Психолого-педагогические условия развития позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания
    • 2. 1. Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
    • 2. 2. Обоснование использования методического аппарата
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование развития позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания
    • 3. 1. Особенности Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
    • 3. 2. Условия организации ситуации выбора учебного задания, способствующие развитию позитивной Я-концепции младшего школьника
    • 3. 3. Динамика развития позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
  • Выводы по главе 3

Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современные социальные условия предъявляют новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Сегодня человек, успешно адаптирующийся к жизни, обладает такими качествами как активность, самостоятельность, самодостаточность, коммуникабельностьон способен к саморазвитию, умеет оптимизировать жизненные условия, в которых находится. Развитие этих качеств невозможно без формирования у ребенка позитивной Я-концепции и сознательного отношения к саморазвитию. Важнейшим этапом в развитии личности ребенка является период его обучения в школе.

На сегодняшний день в психолого-педагогической практике накоплен большой опыт по развитию позитивной Я-концепции в подростковом и более старших возрастах. Однако наиболее важным периодом становления Я-концепции является младший школьный возраст, так как именно в этот период у ребенка развивается рефлексия и он начинает оценивать себя не только с позиций взрослых людей, но и исходя из собственного представления о себе и мнения сверстников (Л.И.Божович, Н. А. Менчинская,.

A.И.Липкина, А. В. Захарова, Р. Бернс и др.). Кроме того, в этом возрасте Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно ее качественное изменение в ходе учебной деятельности, которая на данном этапе является ведущей. Структура учебной деятельности позволяет органично включить в ее содержание психологически управляемый процесс развития у младшего школьника позитивной Я-концепции (Л.С.Выготский,.

B.В.Давыдов, Ю. М. Орлов, Г. К. Селевко и др.) От того, как будет развиваться Я-концепция в младшем школьном возрасте, во многом зависит вектор ее направления в дальнейшей жизни. Поэтому уже в начальной школе необходимо создавать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции. Существуют специальные программы, направленные на развитие позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте (О.В.Хухлаева, Г. Л. Бардиер, И.М.Никольская), они предназначены для школьных психологов и проводятся в рамках отдельных занятий. Однако на развитие Я-концепции младшего школьника в гораздо большей степени, чем психологические занятия, влияют особенности его отношений и деятельности в реальном, повседневном учебном процессе. В то же время специальная работа по развитию позитивной Я-концепции в рамках обычного образовательного процесса в школе, как правило, не проводится. В связи с этим актуальной становится проблема поиска адекватных способов развития позитивной Я-концепции младших школьников в учебном процессе.

Основой отбора таких способов может служить концепция личностно ориентированного образования (И.С.Якиманская), главным принципом которой' является признание индивидуальности ребенка и создание необходимых и достаточных условий для его развития. Эта позиция ориентирует на создание таких условий, которые наиболее полно соответствуют индивидуальным особенностям и потребностям каждого ученика. Организация обучения в начальной школе в логике личностно ориентированного подхода создает условия для развития у младших школьников личностных качеств, которые являются основой для эффективного включения в процесс освоения ключевых компетентностей в средней школе. Оптимальным механизмом становления таких личностных качеств (инициативность, самостоятельность, ответственность) является создание в процессе обучения на первой ступени психологических условий для развития у младших школьников позитивной Я-концепции. Одним из важнейших таких условий в учебном процессе является ситуация выбора учебного задания, которая предполагает активное использование субъектного опыта ребенка и предоставляет возможность реализовать себя как активного субъекта деятельности. Несмотря на то, что выбор как диагностический инструмент в психолого-педагогической практике известен давно и широко используется, ситуация выбора как особый инструмент психологического воздействия специально не изучалась.

Актуальность решения задачи развития у младших школьников позитивной Я-концепции в ситуации выбора учебного задания подтверждается сохраняющимися в практике начального обучения противоречиями:

— между ориентацией учителей начальной школы на конечный знаниевый результат обучения и необходимостью целостного личностного развития ребенка;

— между высокими потенциальными возможностями ситуации выбора учебного задания в развитии таких личностных характеристик как ответственность, активность, коммуникативность и их недооценкой в практике обучения в начальной школе;

— между научными исследованиями и методическими разработками по развитию качеств личности (самостоятельность, ответственность, инициативность) и отсутствием в реальном образовательном процессе целостного подхода к развитию позитивной Я-концепции, обуславливающей развитие данных качеств.

Данные противоречия обуславливают необходимость разработки программы организации учебной деятельности с использованием ситуации выбора учебного задания, обеспечивающей эффективное развитие позитивной Я-концепции младших школьников, что и составляет проблему исследования.

Основой решения проблемы являются исследования о сущности, структуре и функциях Я-концепции (Р.Бернс, А. К. Осницкий, С. Р. Пантилеев, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.), а также положения, раскрывающие важную роль младшего школьного возраста в становлении и развитии позитивной Я-концепции (Т.В.Архиреева, А. В. Захарова, А. И. Липкина, Т. Ю. Андрущенко и др.). Кроме того, важное значение для нашей работы имеют исследования организации образовательного процесса на начальной ступени обучения (В.В.Давыдов, А. А. Леонтьев, Г. А. Цукерман, Л. Г. Петерсон, А. А. Бодалев, О. Е. Лебедев, И. С. Якиманская, С.В.Зайцев). Несмотря на наличие большого количества исследований, проблема развития у младших школьников позитивной Я-концепции в ситуации выбора учебного задания в ситуации выбора учебного задания специально не изучалась.

Объект исследования: Я-концепция младшего школьника. Предмет исследования: динамика Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания. Гипотеза исследования:

Ситуация выбора учебного задания может выступать эффективным способом развития позитивной Я-концепции младшего школьника (6.5−11 лет), если выявлены и созданы психологически комфортные условия для каждого ученика, а именно индивидуально приемлемые для него: время выбора, степень сложности задания, форма работы над заданием, степень применения полученных знаний и использование жребия.

Цель исследования: изучить особенности поведения младших школьников в ситуации выбора учебного задания и выявить условия, при которых оказывается возможным развитие Я-концепции младших школьников.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить степень разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и в практике школьного образования, уточнить содержание и структуру понятия «позитивная Я-концепция младшего школьника».

2. Раскрыть основные условия влияния ситуации выбора на развитие Я-концепции младшего школьника.

3. Разработать и провести апробацию программы развития позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации для учителей начальной школы по организации учебной деятельности с использованием ситуации выбора учебного задания, направленной на развитие у младших школьников позитивной Я-концепции.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют фундаментальные для отечественной науки принципы единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), положения отечественной психологии о структуре и развитии личности (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.), положения теории учебной деятельности младшего школьника как субъекта учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А.Цукерман), теория личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманская, С. В. Зайцев, В. А. Беликов, Д. А. Белухин и др.), а также основные положения* зарубежной гуманистической психологии о структуре и содержании Я-концепции и ее развитии в младшем школьном возрасте (К.Роджерс, Р. Бернс).

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: 1) теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме с использованием принципов системности и развития- 2) психодиагностические методики: «Автопортрет», методика Дембо-Рубинштейн в модификации В. Г. Щур «Лестница», а также в модификации A.M. Прихожан «Вертикальные линии», «Домики», «Круг», «Какой ты?», методика свободного самоописания «Кто Я» или «20 слов» М. Куна в модификации A.M. Прихожанметодика «Треугольник», «Символические задания», «Портреты», а также наблюдение и анкетирование- 3) методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (символическая интерпретация данных проективных методик, методы математической статистики, в частности дихотомический коэффициент корреляции Пирсона, угловое преобразование Фишера).

Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 21 (экспериментальная группа) и № 22 (контрольная группа) г. Новороссийска, а также ННОУ.

Интеграл" и ГОУ НШДС № 1676 г. Москвы. Общая численность принявших в нем участие составила 340 человек (140 учащихся контрольной группы, по 35 учащихся из каждой параллели- 140 учащихся экспериментальной группы- 45 младших школьников в системе JIOO, 15 учителей). Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных выводов достигалась посредством использования апробированных методов и, методик, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, объемом выборки испытуемых, применением методов математической статистики. Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• Впервые ситуация выбора учебного задания используется как средство изучения и развития позитивной Я-концепции у младших школьников.

• Установлена и научно обоснована взаимосвязь между выбором, осуществляемым учеником в учебном процессе, и его Я-концепцией.

• Изучена специфика влияния различных условий ситуации выбора на развитие Я-концепции младшего школьника.

• Дополнены представления о способах развития позитивной Я-концепции учащихся (использование специально организованной ситуации выбора учебного задания в качестве ещё одного способа её развития).

• Расширены представления о роли ситуации выбора школьниками учебного задания, которой отводится не только привычная дидактическая, но также и диагностическая и развивающая функции.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в работе школьного психолога, так и учителя для осуществления индивидуального подхода, развития позитивной Я-концепции ученика, повышения его мотивации к обучению. Кроме того, разработан вариативно-дидактический материал по математике и русскому языку для учащихся 1−4 классов, с помощью которого педагог может организовать ситуацию выбора учебного задания и влиять на развитие позитивной Я-концепции младшего школьника. Разработаны и апробированы научно-методические рекомендации для учителей начальной школы, направленные на повышение эффективности процесса развития у младших школьников позитивной Я-концепции. Совокупность основных положений исследования, выводов и рекомендаций позволяет использовать предложенную программу развития позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания в разных предметных областях.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях возрастающих требований к личностному развитию учащегося особо значимым является развитие позитивной Я-концепции младшего школьника, под которой понимается сложное личностное образование, характеризующееся развитой системой представлений о себе, адекватной самооценкой, наличием чувства компетентности в учебной деятельности (Г.М.Коджаспирова) в совокупности обуславливающих развитие значимых личностных качеств. В ситуации выбора учебного задания Я-концепция младшего школьника не только проявляется, но и развивается.

2. Развитие позитивной Я-концепции младших школьников в результате создания ситуации выбора учебного задания обеспечивается наличием комфортных (т.е. индивидуально приемлемых) для конкретного ученика условий. К этим условиям относятся: время, степень сложности задания, форма работы над заданием, степень применения полученных знаний и использование жребия.

3. Развитию позитивной Я-концепции ученика можно активно способствовать, создавая в учебном процессе ситуацию выбора учебного задания. Управляя условиями выбора учебного задания, можно влиять на развитие Я-концепции младшего школьника.

4. Использование учителями начальных классов научно-методических рекомендаций по созданию ситуации выбора учебного задания в практике обучения детей позволяет увеличить количество детей с позитивной Я-концепцией.

Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личностно ориентированного образования ПИ РАО. Основные положения работы докладывались на II Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, 2007), на заседании IV съезда РПО (Ростов-на-Дону, 2007), на научной конференции ПИ РАО (Москва, 2009 г.). Материалы исследования использовались на курсах повышения квалификации МИОО для педагогов школ (2007 -2009гг), в собственной деятельности автора в качестве педагога-психолога (в работе с педагогами и учащимися), а также на окружных семинарах по проблематике исследования.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 176 наименований и приложений. Текст диссертационного исследования иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.

Выводы по главе 3.

Доказано, что ситуация выбора учебного задания может выступать эффективным средством диагностики личностных характеристик младшего школьника и средством развития его Я-концепции. В ходе экспериментального исследования получила подтверждение наша гипотеза, что у учащихся начальных классов можно развивать позитивную Я-концепцию путем создания комфортной ситуации выбора на уроке.

По различному сочетанию структурных компонентов нами было выделено три типа Я-концепции младшего школьника: позитивная Я-концепция, негативная Я-концепция и неустойчивая Я-концепция. При этом было установлено, что тип Я-концепции не зависит от тендерных различий.

Ситуация выбора учебного задания может выступать средством развития позитивной Я-концепции младших школьников, если созданы комфортные для конкретного ученика условия. К этим условиям относятся: форма предъявления материала, степень сложности материала, форма работы над заданием, наличие алгоритмов (опор) для выполнения задания, достаточное количество времени для выбора задания, новизна (разнообразие) материала, возможность свободного самостоятельного выбора учебного материала.

Использование технологии организации комфортной ситуации выбора учебного задания в образовательном процессе позволяет изменить позицию ребенка по отношению к изучаемому материалу, что создает более широкие возможности для успешного обучения.

Между типом Я-концепции и учебной успеваемостью младшего школьника существует прямая взаимосвязь (чем выше успеваемость ученика, тем более позитивна его Я-концепция).

В целом, проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу, позволила решить поставленные задачи. Вместе с тем она показала необходимость продолжения исследований и позволила выявить их перспективные направления, среди которых дальнейший психологический анализ условий развития позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте, изучение влияния Я-концепции младших школьников на особенности протекания их психических процессов, исследование взаимосвязи между типом семейного воспитания и типом Я-концепции.

Основные научно-методические положения данного исследования апробированы и внедряются в практику работы общеобразовательных школ г. Москвы и на курсах повышения квалификации работников образования.

В.А.Петровский, исследуя разные аспекты, побуждающие человека идти на риск выбора, пишет: «Но что значит проверить и обосновать свою способность осуществить выбор — именно выбор, а не что другое? Это значит убедиться в своей способности реализовать каждую из альтернатив. Поэтому, в частности, отказ от риска означал бы, что индивид не справился с решением этой внутренней задачи. Кроме того, оценка индивидом своей способности осуществить волевой акт предпочтения, представляющая собой своеобразную „пробу себя“, не может быть выполнена только во внутреннем плане: акт „пробы себя“ осуществляется не про себя, не в уме. Только реально осуществляемое индивидом рискованное действие может быть для него аргументом в решении этой особой задачи самопознания, порождения себя как субъекта» [108, с. 122].

Кроме того, исследование подтвердило необходимость учитывать влияние основных факторов развития мотивации достижений у младших школьников: стремление к успеху, надежда на успех, субъективно оцененная вероятность достижения успеха, наличие субъективных эталонов оценки достижений.

В создании ситуации успеха важно обеспечить переживание каждым учащимся радости достижения, осознание своих возможностей, веру в себя, вследствие чего у него формируются устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Это возможно в рамках реализации построения урока по принципу предоставления выбора учебного задания каждому ученику.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило важность решения на современном этапе развития начального образования актуальной психологической проблемы — развития у младших школьников позитивной Я-концепции в ситуации выбора учебного задания, обусловливающей становление значимых личностных качеств учащихся (познавательная и контрольно-оценочная самостоятельность, инициативность, ответственность как умение ставить и достигать цели, способность к конструктивному самовыражению и взаимодействию, способность к рефлексии, умение устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, толерантность, сформированная система нравственных и поведенческих ориентаций).

Анализ современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории, изучение основных направлений решения данной проблемы в практике организации начального обучения, проведение экспериментального исследования показали, что можно целенаправленно изменять тип Я-концепции младшего школьника в условиях личностно ориентированного образования (при создании ситуации выбора учебного задания).

1. Проведенное исследование подтвердило важность решения на современном этапе развития начального образования актуальной психологической проблемы — развития у младших школьников позитивной Я-концепции у ситуации выбора учебного задания, так как позитивная Я-концепция обуславливает становление и развитие таких важных личностных качеств как самостоятельность, ответственность, инициативность, активность. Современное состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, анализ направлений решения данной проблемы в практике начального обучения, а также экспериментальное исследование показали, что возможно качественное изменение Я-концепции младшего школьника при условии включения в образовательный процесс ситуации выбора учебного задания. В проведенном исследовании уточнены содержание и структура понятия «Я-концепция младшего школьника».

2. Ситуация выбора учебного задания является эффективным средством диагностики личностных характеристик младшего школьника и средством развития его Я-концепции. Ситуация выбора учебного задания выступает средством развития позитивной Я-концепции младших школьников при создании психологически комфортных (т.е. индивидуально приемлемых) для конкретного ученика условий. В ходе экспериментальной проверки были выявлены наиболее значимые условия: форма предъявления материала, степень его сложности, форма работы над заданием, наличие алгоритмов (опор) для выполнения задания, достаточное количество времени для выбора задания, новизна (разнообразие) материала, возможность свободного самостоятельного выбора учебного материала. Психологический смысл этих условий заключается в том личностном значении, которое имеет каждое это условие для конкретного ребенка.

3. Проведенное нами исследование подтвердило эффективность разработанной нами программы по развитию позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания (управление условиями выбора с учетом индивидуальных особенностей детей, направленное на возникновение у учащихся системы позитивных представлений о себе в учебной деятельностиактуализация и развитие рефлексивных навыковпсихологически целесообразное сочетание самооценки ребенка с оценкой одноклассников и учителясоздание ситуаций успеха). Результаты исследования позволяют говорить о влиянии ситуации выбора учебного задания преимущественно на поведенческий и аффективный компоненты Я-концепции. Это объясняется включением учащихся начальной школы в оцениваемую социально-значимую деятельность.

4. Использование педагогами в учебном процессе научно-методических рекомендаций по развитию позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания позволили получить данные, подтверждающие основные положения данного исследования.

В целом, проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила решить поставленные задачи. Вместе с тем она показала необходимость продолжения исследований и позволила выявить их перспективные направления, среди которых дальнейший психологический анализ условий развития позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте, изучение влияния Я-концепции младших школьников на особенности протекания их психических процессов, исследование взаимосвязи между типом семейного воспитания и типом Я-концепции.

Выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы развития у младших школьников позитивной Я-концепции в ситуации выбора учебного задания. Исследования в этой области могут быть продолжены и углублены. Актуальным представляется рассмотрение данной проблемы относительно подросткового возраста, а также исследования системы факторов становления позитивной Я-концепции. Важным является поиск путей совершенствования всего образовательного процесса в начальной школе, отвечающего требованиям подготовки учащихся к условиям обучения в основной школе. Значимой является проблема специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров, ориентированных на целенаправленную деятельность по развитию у школьников позитивной Я-концепции, где специального внимания требует выявление меры безопасности и целесообразности педагогического влияния на формирующуюся личность ребенка, соотношения педагогического руководства и самоуправления со стороны учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  4. А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Дис. к. психол.н.: 19.00.07.Казань, 2000. 215 с.
  5. Аксенов, А А. Особенности диагностики и оценки детей в системе личностно-ориентированного образования. Изд-во Коломенского государственного педагогического университета, 2005.
  6. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. -20 с.
  7. П.В., Панин А. В. Философия. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  8. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М., 1984.
  9. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., 1982.
  10. Ю.Андреас С. Трансформация «Я». Стань таким, каким ты хочешь быть. —
  11. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.
  12. П.Артюхова И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников/ Ирина Артюхова.- М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
  13. Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии, 1990. № 2.
  14. Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: Дис.к.психол.н.: 19.00.01 Краснодар, 2002. 231 с.
  15. Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
  16. К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.
  17. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ.-М.: «Когито-Центр», 2000.
  18. Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000.
  19. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
  20. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  21. О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  22. О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис.к.психол.н.: 19.00.01 Новосибирск, 1998.-368 с.
  23. Н.А. «Царство духа и царство кесаря» М., 1995. 325 с. 23 .Берне Р.. Я-концепция и воспитание. М., 1989.
  24. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию — Киев: Изд-во Ника-Центр, 1997.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  26. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  27. Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации //Вопр. психол. 1986. № 1. С. 77—82.
  28. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности: Дис. доктора психол. наук: 19.00.01. М., 1999. 413 с.
  29. Л. Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: Младший школьный и подростковый возраст: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07, Сургут, 2000.
  30. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. доктора пед.наук. — СПб., 1991. — 415с.31 .Брагина Е. А. Самосознание как внутренний фактор развития/ЛТедагогика «Я» № 2 (21). 2005. С. 101−108
  31. А. В. О критериях субъекта и его деятельности// Психология субъекта профессиональной деятельности. М. Ярославль: ДНА- Пресс, 2001. — С. 5 — 23.
  32. Венгер А. Л, Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. — 69 с.
  33. Взаимосвязь образа «Я», самооценки и ценностных ориентаций младших школьников: Автореф. дис.канд.психол.наук: 19.00.07/К.0. Островська/ 1н-т психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. К., 2003. — 20 с. — укр.
  34. Влияние низкой учебной успеваемости на становление самооценки школьника: Автореф. дис.канд.психол.наук: 19.00.07Ю.Д. Главшська / 1н-т психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. К., 2002. — 20 с. — укр
  35. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.завед/Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер.-М.: Издетельский центр «Академия», 2005. 368 с.
  36. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  37. Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.-512 с.
  38. Н.П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: Дис.канд.психол.наук: 19.00.07,19.00.13 СПб, 2006.
  39. JI. А. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991.
  40. Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004.- 208 с.
  41. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  42. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии, 1991. № 6.
  43. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.-Вопросы психологии, 1992, № 4.
  44. Е.Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье//Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., 1994.
  45. Е.В. Как поднять самооценку. Серия «Психологический практимум». — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.
  46. С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: Дис.докт.психол.н. 19.00.01, Ростов-на-Дону, 2005. 442 с.
  47. Л.Л. Условия преемственности в формировании позитивной Я-концепции дошкольника и младшего школьника: Дис.к.п.н., Иркутск, 2001.
  48. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.
  49. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996. — 208 с.
  50. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. 576с.
  51. М.М. Педагогические условия социализации личности младшего школьника в образовательном процессе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.Майкоп, 2005.
  52. Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. -М., 1991.
  53. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
  54. А.В., Андрущенко Т.Ю.Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности//Вопросы психологии. 1980. № 4. с.90−99.
  55. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки// Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. с.11−14.
  56. А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению// Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С.41−43.
  57. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
  58. Изучение личности ученика в образовательном процессе/Под научн.ред.И. С. Якиманской. М., 2003.
  59. Изучение мотивации и поведения детей и подростков/Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М., 1972.
  60. А.Ф. Психология. Сб. научных трудов. Вып. 3(6). — Киев, 1999. — С.212−222.
  61. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  62. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.
  63. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. -355с.
  64. В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
  65. Е.Е. Личностно-ориентированное обучение младших школьников //Начальная школа № 48/2004.
  66. Г. Н. Необходимость развития самосознания в структуре личности. М., 2005.
  67. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316с.
  68. Е.В. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе. Автореф.дис.канд.пед.наук.СПб., 1999.
  69. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.
  70. Л. Н. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности школьника и детского сообщества//Личность в воспитательной системе учебного заведения. Хабаровск: Изд — во ХГПУ, 1993. — С. 44−47.
  71. С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. — с. 435
  72. А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Автореф.дис.на соиск.уч.стЛ9.00.07/АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии. М., 1991. — 20с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  74. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф.докт.дис. М., 1968.35с.
  75. Личность и коллектив. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 — 176с.
  76. М.В. Влияние ситуации свободного выбора в процессе изучения математики на развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Ставрополь, 1998. 179с.
  77. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельность школьников/Вопросы психологии, 1980, № 5.
  78. А.И. Сознание и самосознание личности. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. философ, наук. -Л., 1972. — 23 с.
  79. Е.Ю. Эмоциоанльно-личностное общение как условие развития устной речи младших школьников: Автореф. дис. на соискание учен. степени канд.психол.наук. Москва, 2004. — 22с.
  80. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.
  81. П., Конджер Дж., Каган Дж., Хыоста А. Развитие личности ребенка. -М., 1987.
  82. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. Волгоград, 1983.
  83. Р. Различные аспекты Я. Психология личности/тексты. Хрестоматия по психологии МГУ. 1982. с. 132−148.
  84. И.В. Психологические основы профессиональной ориентации. Рига, 1980.
  85. Н.А. Воспитание ответственностью. -М. Высшая школа. 1990.
  86. Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем : Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Н. Новгород, 2003. 212 с.
  87. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд.-М.: «Академия», 1997.
  88. В.Н. Психология отношений/ Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Изд-во ин-та практической психологии. 1995, 356 с.
  89. О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Астрахань, 1999. 174 с.
  90. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. —М.: Наука, 1988. — 199 с.
  91. Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): Дис.канд. пед. наук: 13.00.01,Саратов, 2002.
  92. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.-507 с.
  93. Общение и формирование личности школьника/Под ред.А. А. Бодалева и Р. Л. Кричевского. М., 1987.
  94. Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. философ, наук. — Л., 1975. — 25 с.
  95. М.К. Связь структуно-соединительных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте: Дис.к.психол.н.: 19.00.01, СПб, 2002. 164 с.
  96. А.К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1996.
  97. Т. Л.Математика для начальных классов. Задачи, решения, примеры. Серия «Школа в клеточку». М.: Лист-Нью, 1997. -336с.
  98. Педагогика «Я"/ НЦО Под ред.Н.Крыловой. М.:НПО «Школа самоопределения», 2005. — 152 с.
  99. Педагогическая психология: Методики и тесты/Автор-сост.: М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. — 144 с.
  100. Перепелица Н. В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: Дис.психол.н.: 19.00.01 Ростов-на-Дону, 2003.
  101. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  102. А.Х. Метафоризация психологических представлений как способ развития самосознания младших школьников: Автореф.дис.к.психол.н.: 19.00.13. М., 2005, 24 с.
  103. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: Дис. 19.00.05 к.психол.н, Ростов-на-Дону, 2000, 224с.
  104. Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 672с.
  105. Педагогическая психология: Методики и тесты/ Авторы-сост.: М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. — 144с.
  106. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2009. — 592 с.
  107. Психология и этика: Опыт построения дискуссии. Самара: ИД «БАХРАХ», 1999. 128 с.
  108. Психология. Словарь/Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с
  109. Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара.-Издательский дом «Бахрах-М», 2003. 672 с.
  110. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников/ Под научн.ред.И. С. Якиманской. Москва — Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. -140с.
  111. М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: Дис. 19.00.07 к.психол.н. Н. Новгород, 2006. 160 с.
  112. Развитие и оценка компетентности/ТМатериалы конференции российской академии наук (20−22 апреля 1996). М., 1996.
  113. Д.Я. Психология личности. Т1,2. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 448с.
  114. Д.Я. Ребенок и семья. — Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2002. 735с.
  115. X. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  116. К., Фрейберг Д.Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
  117. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. -713 с.
  118. В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. 1984.Т.З № 6.
  119. О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.М. 2002.
  120. Н.В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Дис. 19.00.07 к.психол.н. М., 2000.
  121. А.И. Психическое здоровье школьника. Учебно-практическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 64 с.
  122. Е.Ю. Развитие целенаправленности в процессе учебной деятельности младшего школьника: Дис.канд.психол.наук 19.00.07 СПб. 2003.
  123. Н.Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе// Школа Здоровья. 1996. № 4.
  124. Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2006.-384с.
  125. И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности: Дис.к.психол.н.: 19.00.07: СПб, 2000. 164 с.
  126. JI.C. Трудные дети. — М.- Воронеж, 1998.
  127. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  128. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1975. 254 с.
  129. JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 624 с.
  130. И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания: Автореф.дис. канд.психол.наук: 19.00.07/МГУ. М., 2004. — 22с.
  131. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -288 с.
  132. JI.B. Поощрение и самооценка младшего школьника. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 32 с.
  133. Ф.М. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника : Дис.канд.пед.наук: 13.00.01, М.2003.
  134. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  135. Тестирование детей/Автор-составитель В.Богомолов. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 352с.
  136. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр. психол. 1971. № 1. С. 170—179.
  137. Е.Ю. Тезисы «Применение метафоры для развития самосознания младших школьников» //www.humanities.edu.ru
  138. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. — 54 с.
  139. Философский словарь. Пер. с нем. Ред.Г.Шмидт. с.523
  140. Философия: Учебник/Под ред.В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. — 432с.
  141. А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-пресс, 1993. 140с.
  142. JI.M. Изучение процесса личностного развития ученика. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 64 с.
  143. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью: Пер. с нем. — М., 1995. — 245 с.
  144. X. Мотивация и деятельность: в 2 т.М., 1986. Т1. 407с., Т.2.392с.
  145. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/ Сост. JI.M. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
  146. Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985.
  147. Г. А. Школьные трудности благополучных детей. — М., 1989.
  148. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. М., 1966, с. 228 239.
  149. И.Н. Психолого-педагогическое исследование самооценки как составляющей Я-концепции младшего школьника с высоким уровнем интеллектуального развития: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Самара, 2001.- 190 с.
  150. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -144 с.
  151. Ю.М. Психологические модели целеполагания.— К.: Стилос, 1997. —240 с.
  152. Е.С. «Я» в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации: Дисс.к.психол.н. 19.00.01. М., 2001 -185с.
  153. Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5−10 лет: Автореф.дис.на соиск.уч.ст. 19.00.13/ МИГУ. М., 2006. -20с.
  154. И.Ю. Отношения в психолого-педагогической структуре личности: концепции и подходы// Ученые записки Таврического национального университета. Выпуск № 6 (45)
  155. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред.С. М. Громбаха. -М., 1988.
  156. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 95с.
  157. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы//Директор школы. 1995.№ 3.
  158. И.С. Технология личностно ориентированного образования. М., 2000. 173 с.
  159. И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и продукты анализа и оценки ее деятельности// Директор школы. 2003 .№ 6, с.27−36.
  160. И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования// Московская психологическая школа: история и современность. Т2.М., 2004.
  161. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/ЛЗопросы психологии. 1999.№ 3.
  162. С.Г., Прокина Н.Ф.Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М., 1967.
  163. Яковлева 3., Немцева Т., Степанов Е. Создание для учащихся ситуации выбора на уроке//Народное образование. 2004.№ 9. с.148−152.
  164. О.С. Проектирование условий развития пространственного мышления младшего школьника в личностно-ориентированном образовании: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. М., 2000. 117 с.
  165. Affect and emotion/ Ideas in psychoanalysis. Icon books UK, Totem books USA. 1998.
  166. Erikson E.Y. Childhood and society.N.Y., 1963
  167. Kelly N.N. Atributional theory in social psychology//Nebraska Sympopium on Motivation. Lincoln, 1967.
  168. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1951.
Заполнить форму текущей работой