Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
![Диссертация: Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания](https://westud.ru/work/3539635/cover.png)
Диссертация
Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в работе школьного психолога, так и учителя для осуществления индивидуального подхода, развития позитивной Я-концепции ученика, повышения его мотивации к обучению. Кроме того, разработан вариативно-дидактический материал по математике и русскому языку для учащихся 1−4 классов, с помощью которого педагог может организовать ситуацию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы развития позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
- 1. 1. Выбор как философская категория
- 1. 2. Понятие и сущность Я-концепции как психологической категории. 20 1.3 .Современные подходы к решению проблемы развития позитивной
- Я-концепции младшего школьника
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Психолого-педагогические условия развития позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания
- 2. 1. Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
- 2. 2. Обоснование использования методического аппарата
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование развития позитивной Я-концепции младших школьников в ситуации выбора учебного задания
- 3. 1. Особенности Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
- 3. 2. Условия организации ситуации выбора учебного задания, способствующие развитию позитивной Я-концепции младшего школьника
- 3. 3. Динамика развития позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
- Абульханова-Славская К. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
- Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
- Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Дис. к. психол.н.: 19.00.07.Казань, 2000. 215 с.
- Аксенов, А А. Особенности диагностики и оценки детей в системе личностно-ориентированного образования. Изд-во Коломенского государственного педагогического университета, 2005.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. -20 с.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М., 1984.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., 1982.
- Ю.Андреас С. Трансформация «Я». Стань таким, каким ты хочешь быть. —
- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.
- П.Артюхова И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников/ Ирина Артюхова.- М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
- Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии, 1990. № 2.
- Балабанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: Дис.к.психол.н.: 19.00.01 Краснодар, 2002. 231 с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ.-М.: «Когито-Центр», 2000.
- Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
- Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
- Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис.к.психол.н.: 19.00.01 Новосибирск, 1998.-368 с.
- Бердяев Н.А. «Царство духа и царство кесаря» М., 1995. 325 с. 23 .Берне Р.. Я-концепция и воспитание. М., 1989.
- Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию — Киев: Изд-во Ника-Центр, 1997.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Борисова Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации //Вопр. психол. 1986. № 1. С. 77—82.
- Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности: Дис. доктора психол. наук: 19.00.01. М., 1999. 413 с.
- Бортникова Л. Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: Младший школьный и подростковый возраст: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07, Сургут, 2000.
- Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. доктора пед.наук. — СПб., 1991. — 415с.31 .Брагина Е. А. Самосознание как внутренний фактор развития/ЛТедагогика «Я» № 2 (21). 2005. С. 101−108
- Брушлинский А. В. О критериях субъекта и его деятельности// Психология субъекта профессиональной деятельности. М. Ярославль: ДНА- Пресс, 2001. — С. 5 — 23.
- Венгер А. Л, Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. — 69 с.
- Взаимосвязь образа «Я», самооценки и ценностных ориентаций младших школьников: Автореф. дис.канд.психол.наук: 19.00.07/К.0. Островська/ 1н-т психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. К., 2003. — 20 с. — укр.
- Влияние низкой учебной успеваемости на становление самооценки школьника: Автореф. дис.канд.психол.наук: 19.00.07Ю.Д. Главшська / 1н-т психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. К., 2002. — 20 с. — укр
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.завед/Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер.-М.: Издетельский центр «Академия», 2005. 368 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.-512 с.
- Гаврилюк Н.П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: Дис.канд.психол.наук: 19.00.07,19.00.13 СПб, 2006.
- Грищенко JI. А. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004.- 208 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии, 1991. № 6.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.-Вопросы психологии, 1992, № 4.
- Данилова Е.Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье//Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., 1994.
- Дендеберя Е.В. Как поднять самооценку. Серия «Психологический практимум». — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.
- Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: Дис.докт.психол.н. 19.00.01, Ростов-на-Дону, 2005. 442 с.
- Джемендзюк Л.Л. Условия преемственности в формировании позитивной Я-концепции дошкольника и младшего школьника: Дис.к.п.н., Иркутск, 2001.
- Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996. — 208 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. 576с.
- Дышечева М.М. Педагогические условия социализации личности младшего школьника в образовательном процессе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.Майкоп, 2005.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. -М., 1991.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
- Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю.Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности//Вопросы психологии. 1980. № 4. с.90−99.
- Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки// Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. с.11−14.
- Захарова А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению// Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С.41−43.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
- Изучение личности ученика в образовательном процессе/Под научн.ред.И. С. Якиманской. М., 2003.
- Изучение мотивации и поведения детей и подростков/Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М., 1972.
- Коган А.Ф. Психология. Сб. научных трудов. Вып. 3(6). — Киев, 1999. — С.212−222.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. -355с.
- Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
- Кравцова Е.Е. Личностно-ориентированное обучение младших школьников //Начальная школа № 48/2004.
- Кригер Г. Н. Необходимость развития самосознания в структуре личности. М., 2005.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316с.
- Крылова Е.В. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе. Автореф.дис.канд.пед.наук.СПб., 1999.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.
- Куликова Л. Н. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности школьника и детского сообщества//Личность в воспитательной системе учебного заведения. Хабаровск: Изд — во ХГПУ, 1993. — С. 44−47.
- Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. — с. 435
- Лагутина А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Автореф.дис.на соиск.уч.стЛ9.00.07/АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии. М., 1991. — 20с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
- Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф.докт.дис. М., 1968.35с.
- Личность и коллектив. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 — 176с.
- Лукьянова М.В. Влияние ситуации свободного выбора в процессе изучения математики на развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Ставрополь, 1998. 179с.
- Макарова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельность школьников/Вопросы психологии, 1980, № 5.
- Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. философ, наук. -Л., 1972. — 23 с.
- Малышева Е.Ю. Эмоциоанльно-личностное общение как условие развития устной речи младших школьников: Автореф. дис. на соискание учен. степени канд.психол.наук. Москва, 2004. — 22с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.
- Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хыоста А. Развитие личности ребенка. -М., 1987.
- Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. Волгоград, 1983.
- Мейли Р. Различные аспекты Я. Психология личности/тексты. Хрестоматия по психологии МГУ. 1982. с. 132−148.
- Михайлов И.В. Психологические основы профессиональной ориентации. Рига, 1980.
- Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. -М. Высшая школа. 1990.
- Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем : Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Н. Новгород, 2003. 212 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд.-М.: «Академия», 1997.
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Изд-во ин-та практической психологии. 1995, 356 с.
- Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Астрахань, 1999. 174 с.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. —М.: Наука, 1988. — 199 с.
- Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): Дис.канд. пед. наук: 13.00.01,Саратов, 2002.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.-507 с.
- Общение и формирование личности школьника/Под ред.А. А. Бодалева и Р. Л. Кричевского. М., 1987.
- Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. философ, наук. — Л., 1975. — 25 с.
- Омарова М.К. Связь структуно-соединительных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте: Дис.к.психол.н.: 19.00.01, СПб, 2002. 164 с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1996.
- Пахомова Т. Л.Математика для начальных классов. Задачи, решения, примеры. Серия «Школа в клеточку». М.: Лист-Нью, 1997. -336с.
- Педагогика «Я"/ НЦО Под ред.Н.Крыловой. М.:НПО «Школа самоопределения», 2005. — 152 с.
- Педагогическая психология: Методики и тесты/Автор-сост.: М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. — 144 с.
- Перепелица Н. В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: Дис.психол.н.: 19.00.01 Ростов-на-Дону, 2003.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Попова А.Х. Метафоризация психологических представлений как способ развития самосознания младших школьников: Автореф.дис.к.психол.н.: 19.00.13. М., 2005, 24 с.
- Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: Дис. 19.00.05 к.психол.н, Ростов-на-Дону, 2000, 224с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 672с.
- Педагогическая психология: Методики и тесты/ Авторы-сост.: М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. — 144с.
- Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2009. — 592 с.
- Психология и этика: Опыт построения дискуссии. Самара: ИД «БАХРАХ», 1999. 128 с.
- Психология. Словарь/Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с
- Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара.-Издательский дом «Бахрах-М», 2003. 672 с.
- Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников/ Под научн.ред.И. С. Якиманской. Москва — Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. -140с.
- Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: Дис. 19.00.07 к.психол.н. Н. Новгород, 2006. 160 с.
- Развитие и оценка компетентности/ТМатериалы конференции российской академии наук (20−22 апреля 1996). М., 1996.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Т1,2. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 448с.
- Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. — Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2002. 735с.
- Ремшмидт X. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К., Фрейберг Д.Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. -713 с.
- Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. 1984.Т.З № 6.
- Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.М. 2002.
- Сабельникова Н.В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Дис. 19.00.07 к.психол.н. М., 2000.
- Савостьянов А.И. Психическое здоровье школьника. Учебно-практическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 64 с.
- Саврацкая Е.Ю. Развитие целенаправленности в процессе учебной деятельности младшего школьника: Дис.канд.психол.наук 19.00.07 СПб. 2003.
- Семаго Н.Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе// Школа Здоровья. 1996. № 4.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2006.-384с.
- Симоненко И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности: Дис.к.психол.н.: 19.00.07: СПб, 2000. 164 с.
- Славина JI.C. Трудные дети. — М.- Воронеж, 1998.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1975. 254 с.
- Собчик JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 624 с.
- Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания: Автореф.дис. канд.психол.наук: 19.00.07/МГУ. М., 2004. — 22с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -288 с.
- Строганова JI.B. Поощрение и самооценка младшего школьника. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 32 с.
- Сулейманова Ф.М. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника : Дис.канд.пед.наук: 13.00.01, М.2003.
- Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Тестирование детей/Автор-составитель В.Богомолов. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 352с.
- Укке Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр. психол. 1971. № 1. С. 170—179.
- Федосова Е.Ю. Тезисы «Применение метафоры для развития самосознания младших школьников» //www.humanities.edu.ru
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. — 54 с.
- Философский словарь. Пер. с нем. Ред.Г.Шмидт. с.523
- Философия: Учебник/Под ред.В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. — 432с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-пресс, 1993. 140с.
- Фридман JI.M. Изучение процесса личностного развития ученика. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 64 с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью: Пер. с нем. — М., 1995. — 245 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т.М., 1986. Т1. 407с., Т.2.392с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/ Сост. JI.M. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. — М., 1989.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. М., 1966, с. 228 239.
- Чаус И.Н. Психолого-педагогическое исследование самооценки как составляющей Я-концепции младшего школьника с высоким уровнем интеллектуального развития: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. Самара, 2001.- 190 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -144 с.
- Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания.— К.: Стилос, 1997. —240 с.
- Шилыптейн Е.С. «Я» в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации: Дисс.к.психол.н. 19.00.01. М., 2001 -185с.
- Шинина Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5−10 лет: Автореф.дис.на соиск.уч.ст. 19.00.13/ МИГУ. М., 2006. -20с.
- Шитова И.Ю. Отношения в психолого-педагогической структуре личности: концепции и подходы// Ученые записки Таврического национального университета. Выпуск № 6 (45)
- Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред.С. М. Громбаха. -М., 1988.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 95с.
- Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы//Директор школы. 1995.№ 3.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М., 2000. 173 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и продукты анализа и оценки ее деятельности// Директор школы. 2003 .№ 6, с.27−36.
- Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования// Московская психологическая школа: история и современность. Т2.М., 2004.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/ЛЗопросы психологии. 1999.№ 3.
- Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф.Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М., 1967.
- Яковлева 3., Немцева Т., Степанов Е. Создание для учащихся ситуации выбора на уроке//Народное образование. 2004.№ 9. с.148−152.
- Якунина О.С. Проектирование условий развития пространственного мышления младшего школьника в личностно-ориентированном образовании: Дис.к.психол.н.: 19.00.07. М., 2000. 117 с.
- Affect and emotion/ Ideas in psychoanalysis. Icon books UK, Totem books USA. 1998.
- Erikson E.Y. Childhood and society.N.Y., 1963
- Kelly N.N. Atributional theory in social psychology//Nebraska Sympopium on Motivation. Lincoln, 1967.
- Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1951.