Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ этнопсихологических особенностей различных этносов на примере кабардинцев, балкарцев и русских, выявил ряд этнических признаков отличающих этносы друг от друга. Выявлены отличия: 1) в самоназвании (кабардинский — «адыге», балкарский — «алан» и русский — «русь») — 2) в родном языке (кабардинскийбалкарский и русский) — 3) в воспитательных, религиозных традициях и этноэтикете («адыге хабзе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Этнос и его этнопсихологические особенности: постановка проблемы исследования.'
      • 1. 1. 1. Современные исследования этнопсихологической специфики различных этносов России
      • 1. 1. 2. Анализ основных этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков
      • 1. 1. 3. Этнопсихологические особенности кабардинского, балкарского и русского этносов
    • 1. 2. Понятие этническошидентичности в зарубежными отечественных исследованиях
    • 1. 3. Особенности этническойидентичности и ее структура.'
      • 1. 3. 1. Основные направления исследования этноидентичности.51'

      1.3.2. Структура этнической идентичности-и особенности ее содержания.55 1.3.3: Определение направления эмпирического изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию.j.

      1.4. Выводы.

      ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНОГРУПП.

      2.1. Организация иметодическое обеспечение исследования.

      2.2. Анализ особенностей содержания когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этниче ской идентично сти студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

      2.2.1. Анализ представлений студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о своей национальной принадлежности, о личностных особенностях своей и других этнических групп.

      2.2.2. Анализ особенностей эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам.

      2.3. Анализ уровня эмпатии и представлений студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о выраженности эмпатии у представителей своей и других этногрупп.

      2.4. Анализ особенностей проявления себя представителем определенного этноса и уровня готовности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию.

      2.5. Сравнительный анализ особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Разработка проблемы этнической идентичности является чрезвычайно важной для российского общества, использующего в качестве основного критерия социальной дифференциации и интеграции нацирнальную принадлежность [Дробижева Л.М., 1996; Лебедева Н. М., 1999; Коростылев А. Д., 2002; Солдатова Г. У., 2001]. За последние двадцать лет сформировалось новое поколение россиян, выросшее в иных, чем другие поколения социально-экономических условиях. Общее культурное пространство, мультикультурный мир задают качественно иные формы поведения и взаимодействия, способствуют появлению специфических характеристик этнической идентичности.

Диалог культур актуализирует процессы идентификации, самоопределенияформирования этнической идентичности, особенно у студенческой молодежи, принимающей в: нем активное участие. Проблема формирования этноидентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, включающий ряд республик, среди которых особое положение занимает Кабардино-Балкария. На её территории проживают народы, говорящие на языках различных лингвистических семей, здесь соприкасаются два мира: мусульманский и славяно-христианский. В зависимости от того, как будут решаться этносоциальные проблемы в таких республиках, они могут стать «либо мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» [Александрова В.Л., 2003]. В связи с этим, возрастает значимость исследований особенностей этнической идентичности коренных народов и русских, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, направленных на, анализ тех характеристик, которые их объединяют, и тех, которые выполняют функцию дифференцирующих признаков [Стефаненко Т.Г., 1999].

При наличии большого числа публикаций, посвященных изучению особенностей этнической идентичности народов, проживающих на территории России [Арутюнян Ю.А., 1984; Дробижева JI.M., 1994, 1996; Солдатова Г. У., 1998,2001; Хотинец В. Ю., 2000 и др.], ещё недостаточно проводится сравнительных исследований, направленных на выявление особенностей различных компонентов этнической идентичности, способствующих либо интеграции взаимодействия между этногруппами, либо усилению их дифференциации, вплоть до разъединения и возникновения трений и сбоев вмежэтническом общении. Мало изученной остается проблема формирования этноидентичности русского населения в условиях нового, суверенного статуса республик, например, Кабардино-Балкарии. Не менее важной, но недостаточно разработанной • в социальной психологии остается и проблема формирования этнической идентичности у студенческой молодёжи, проживающей в мультикультурной, полиэтнической среде.

Следует отметить, что в большинстве исследований этноидентичность рассматривается как состоящая из двух компонентов: когнитивного и аффективного (эмоционально-оценочного) [Turner J.C., Tajfel Н!, 1984; Кауненко И. И., 2000; Г. У-. Солдатова-, 1998; Т. Г. Стефаненко, 1999 и др.]. Дискуссионным остается вопрос о включении в структуру этноидентичности поведенческого компонента, фиксирующего систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента в структуру этнической идентичности традиционно указывается на необходимость постоянного подтверждения этно-принадлежности во внутриэтническом и межэтническом взаимодействии. Опираясь на эту точку зрения, нам представляется чрезвычайно важным в процессе изучения особенностей этнической идентичности обращаться к определению степени выраженности готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию, к исследованию включенности этнофора (носителя основных этнических черт) в социальную жизнь и культурную практику своего этноса в условиях полиэтнического региона.

Несмотря на то, что когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности, представленные в автои гетеростереотипах, изучаются-в большинстве работ, выполненных в области этнопсихологии, до сих пор на периферии внимания исследователей остается изучение этнопредставлений о проявлении эмпатии, о «приемлемых» и «неприемлемых» для представителей того или иного народа черт личности. Кроме этого, в процессе изучения аффективного компонента этнической идентичности недостаточно уделяется внимания определению степени выраженности позитивного отношения к своей и другой этногруппе в сочетании с такими социальными переживаниями, как, например, «чувство гордости», сопровождающее этническое самоопределение.

Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

Объектом исследования является этническая идентичность в г полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики).

Предмет исследования: этнопредставления о-личностных особенностях своей и других этногрупп, выраженности эмпатии, уровень готовностик внутриэтническому и межэтническому взаимодействию и особенности эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам.

Гипотезы исследования:

1. Соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности в структуре автои гетеростереотипов, уровней позитивности-негативности эмоционального отношения к своей и другим этногруппам и готовности к внутрии межэтническому взаимодействию изменяется в зависимости от этнической идентичности.

2. Особенности проявления себя членом своей этногруппыпереживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносуоценки уровня эмпатии отличаются у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп.

3. Этноидентичность студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских, представленная взаимосвязью этнопредставлений и эмоциональных отношений к своему и другим этносам, обуславливает уровень готовности к межэтническому взаимодействию.

4. Общие для этногрупп студенческой молодежи (кабардинцы, балкарцы и русские) особенности, этноидентичности могут выполнять как функцию интеграции взаимодействиямежду этническими группами, так и функцию дифференциации.

Задачи исследования:

Теоретические задачи:

1. Осуществить социально-психологический анализ ' проблемы этнической идентичности, на основе которого рассмотреть структурные компоненты этнической идентичности и ее содержание.

2. Определить направления эмпирического изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию.

Методические задачи:

3. Сформировать адекватный задачам методический инструментарий эмпирического исследования особенностей этноидентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Кабардино-Балкарской республики.

4. Выделить на основе параметров этнической дифференциации критерии формирования кабардинской, балкарской и русской групп в общей выборке респондентов.

Эмпирические задачи:

5. Изучить представления студенческой' молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о своей национальной принадлежности, о личностных особенностях своей и других этнических групп.

6. Осуществить анализ особенностей эмоционального отношения к представителям своей и других этногрупп студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

7. Выявить уровень эмпатии и изучить представления о выраженности эмпатий у представителей своей и других этногрупп.

8. Определить уровень готовности студенческой молодежи*кабардинцев, балкарцев и русских к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию.

9. Осуществить сравнительный анализ особенностей проявления этноидентичности. студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

10. Определить взаимосвязи между этнопредставлениями, эмоциональнымиотношениями* к своему и, чужим этносам и уровнем готовности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к межэтническому взаимодействию.

11. Выявить общие для всех этногрупп особенности этнической идентичности, интегрирующие (способствующие межэтническому взаимодействию) и дифференцирующие (разделяющие этногруппы).

Методологическую и теоретическую основу работы составили: принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, И.С. КонC.JI. Рубинштейн, Т. Г. Стефаненко, Э. Эриксон) — положения теории социальной идентичности и социальной* категоризации (Г. Тэшфел, Дж. Тернер) — положения этнокультурной парадигмы о, сущности человека и особенностях его развития (Б.Ф. Поршнев, Г. Г. Шпет, В. Ю. Хотинец и др.) — подходы к изучению межэтнического взаимодействия (B.C. Агеев, JI.M. Дробижева, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова).

Методы и методики исследования. Использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ психологических, этносоциологических, этнопсихологических, социально-психологических источников по проблемеметоды опроса, тестирования, контент-анализанализ матричных структур

S. Moscoviciанализ характерологических свойств личности В. Г. Панфероваметоды статистической обработки данных.

Методический инструментарий включает методики, направленные на изучение: представлений о своей национальной принадлежности (авторская анкета-фильтр «Представления субъектов различных этногрупп о своей национальной принадлежности», тест «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд)) — представлений о личностных особенностях своей и других этногрупп (авторская анкета «Представления о личностных особенностях своей и других ~ этногрупп») — эмоциональных отношений к своей и другим этногруппам (авторская анкета «Переживание чувства, связанного со своей национальной принадлежностью», «Диагностический тест отношения» (Г.У. Солдатова-Кцоева)) — представлений о выраженности эмпатии («Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан и Н. Эпштейн), опросник «Эмпатия» А. Меграбиана (адаптирован автором) — авторское полустандартизированное интервью «Этнопредставления об эмпатии») — готовности к внутрии межэтническому взаимодействию (авторская анкета «Особенности проявления себя членом своей этногруппы», «Шкала социальной дистанции» (в модификации O.JI. Романовой)).

Использовались стандартные методики математической статистики: процедуры стандартизации шкалТ-критерий Вилкоксона, t — критерий Стьюдентакорреляционный анализ Спирмена ®, Пирсона (п). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPSS 14.0.

Характеристика выборки. Отбор респондентов осуществлялся на основе опроса, в котором приняло участие 273 человека. Учитывался ряд параметров: этническая самоидентификацияродной языкродственные отношения с представителями определенных этногруппнациональные обычаи и традиции, поддерживаемые семьёй респондентаместо проживания в настоящее время и в периоды формирования эмоционально-оценочного отношения к этнической группе (9−14 лет) — возрастсоциальнопрофессиональный статус. В этнические группы были распределены респонденты, которые: 1) относили себя к одной из изучаемых этногрупп- 2) указывали на свое кровное родство с обоими родителями- 3) родной язык которых совпадает с этнонимом и языком своих родителей- 4) в настоящее время и в возрасте 9−14 лет проживали на территории КБР- 5) являются студентами ВУЗов- 6) возраст которых составляет 18−22 года. В' результате были выделены три группы: кабардинская — 101 человек, балкарская, — 86 и русская — 54 человека. Объем эмпирической выборки составил 241 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. В зависимости от этнической идентичности в структуре автои гетеростереотипов исследуемых этногрупп изменяется соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности: автостереотипы более позитивны у кабардинцев и балкарцев, гетеростереотипы — у русских- «своим» приписываются черты, наиболее «приемлемые» для большинства членов этногруппыу разных этногрупп гетеростереотипы представлены разными категориями характерологических свойствкабардинцы более положительно оценивают балкарцев, балкарцы — русских, русские — балкарцев.

2. В зависимости от этнической идентичности изменяется соотношение уровней эмоционального отношения к своей и другим группам и выраженность готовности к внутрии межэтническому взаимодействию: кабардинцы в равной степени готовы к взаимодействию с балкарцами и русскими, но более позитивно относятся к балкарцам, чем к русскимбалкарцы более позитивно оценивают русских и в большей степени готовы к взаимодействию с русскими, чем с кабардинцамирусские более позитивно относятся к балкарцам, чем к кабардинцам, и проявляют более высокий уровень готовности к взаимодействию с балкарцами, чем с кабардинцами.

3. Особенности проявления себя членом своей этногруппы, переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу, оценки выраженности эмпатии у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп отличаются: кабардинцы и балкарцы больше в сравнении с русскими соблюдают обычаи и традициинациональная принадлежность более эмоционально-ценностно значима для кабардинцев и балкарцев в сравнении с русскимиоценки уровня эмпатии своего и других этносов отличаютсяоценки уровня эмпатии других этносов различий не имеют.

4. Взаимосвязь этнопредставлений и эмоциональных отношений студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп к своему и другим этносам обуславливает готовность исследуемых этногрупп к межэтническому взаимодействию: эмоционально-оценочные компоненты автостереотипа связаны с эмоционально-оценочными компонентами гетеростереотипов, что определяет поведенческие предпочтения в межэтническом взаимодействии.

5. Этноидентичность студенческой молодежипринадлежащейк кабардинской, балкарской и русской этногруппам, проявляется: 1) в общих для всех особенностях, способствующих дифференциации, возникновению сбоев и трений в межэтническом общении: в ингрупповом фаворитизмев^ тенденции завышать оценки о своем этносе и увеличивать различия, между своим и чужим этносами- 2) в общих длявсех особенностях, способствующих интеграции и межэтническому общению кабардинской, балкарской и русской этногрупп: в низкой представленности этнокатегорий в самопредъявленияхв аутгрупповом фаворитизме, в выраженной тенденции завышать оценки других этнических группв позитивности гетеростереотиповв проявлении высокого уровня готовности к межэтническому взаимодействию.

Научная новизна. Впервые на основе сравнительного исследования выявлены особенности этнической идентичности и определены различия в этнопредставлениях студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп о личностных чертах, выраженности эмпатии, готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию. Впервые показано, что определенное соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности, входящих в автои гетеростереотипы, в сочетании с уровнем выраженности позитивного отношения к своему и другим этносам, обуславливает уровень выраженности готовности к межэтническому взаимодействию. Впервые выявлены общие особенности этнической идентичности, способствующие интеграции и дифференциации межэтнического взаимодействия студенческой молодежи, принадлежащей к кабардинской, балкарской и русской этногруппам.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в становление отечественной кросскультурной психологии, расширяет представления о формировании этнической идентичности в мультикультурных, полиэтнических регионах, уточняет результаты исследований межгрупповых отношений. Данные об особенностях этнической идентичности корректируют существующие представления о взаимодействии кабардинского, балкарского и русского этносов, способствуют пониманию процессов интеграции и дифференциации титульных и русского этносов.

Практическая значимость исследованияопределяется тем, что его результаты могут быть использованы для разработки программ повышения эффективности межкультурного взаимодействия" в поликультурных регионахс целью совершенствования процесса организации межкультурного’образования: составление просветительских, развивающих и коррекционных программ, направленных на развитие этнокультурной толерантности. Полученные результаты могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, бизнесе, управлениимогут служить основой для построения социально-психологических прогнозов развития межэтнических отношенийиспользоваться в процессе создания концепций национальной политики в Северо-Кавказском регионедля, разработки проектов, направленных на предотвращение дискриминации и регулирования этнических конфликтов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением адекватного задачам методического инструментария, тщательностью формирования выборки, применением современных математических процедур обработки данных.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены на Международной интернет-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2003), докладывались на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава аспирантов и сотрудников ТРТУ (Таганрог, 2004, 2006), XIII' годичном собрании Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2006). Теоретические материалы диссертационного исследования используются в, учебном процессе на факультете информационной безопасности Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ) при чтении курса «Социальная психология» при подготовке студентов по специальности 30 301 — «Психология" — а также для проведения факультативных и психокор-рекционных занятий в Центре психологической безопасности личности (ЦПБЛ) кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ’ЮФУ с целью повышения коммуникативной компетентности и развития этнокультурной толерантности студенческой молодежи.

Основное содержание диссертации отражено в 6 публикациях автора, общим объемом 1,2 усл. п. л., в том числе 4 работы в журнале, рекомендованном ВАК РФ для-публикаций материалов кандидатских диссертаций. Структураи? объем работы отражают логику, содержание и результаты проведенного исследования. Диссертация состоит из введениядвух главзаключения, включающего выводы, рекомендации и дальнейшие перспективы исследования проблемысписка литературы, состоящего из 145 источников, из них — 9 на английском языке- 6 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 167 страниц. Работа содержит 22 таблицы, 44 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать ряд выводов:

1. Анализ этнопсихологических особенностей различных этносов на примере кабардинцев, балкарцев и русских, выявил ряд этнических признаков отличающих этносы друг от друга. Выявлены отличия: 1) в самоназвании (кабардинский — «адыге», балкарский — «алан» и русский — «русь») — 2) в родном языке (кабардинскийбалкарский и русский) — 3) в воспитательных, религиозных традициях и этноэтикете («адыге хабзе», «таулу адат», «моральный кодекс») — 4) в качествах этнического характера и темперамента (у кабардинцев — чувство национальной гордости, твердость, взаимопомощь, упорствоу балкарцевгостеприимство, постоянство, доверчивость, оптимизму русских — терпение, готовность помочь, миролюбие, непрактичность). Особое внимание на себя обращает выявленная особенность культурной традиции каждого народа — эмпатия, которая для разных этносов обнаруживает этнокультурные детерминанты: для кабардинской группы- - «гущЬгъу» как «сердечная участливость», для балкарской — «адамлыгъы болгъан» как «жалость" — для-русской — «эмпатия» как «сопереживание», «сочувствие».

2. Установлено, что не отдельные этнопризнаки, а общее знание связывает членов этногруппы, служит основой ее отличия от других этносов: этнодифференцирующими и этноинтегрирующими признаки становятся только посредством осознания. При этом в качестве определяющего показателя* для? выделения различных этносов и их дальнейшего изучения может быть рассмотрена этническая идентичность, так как именно в ней проявляется дифференциация, осознание отличий от других и сходство со своим этносом, признание внутренней значимости своей этнопринадлежности.

3- Этноидентичность рассматривается как составная часть социальной идентичности, подчиняющаяся законам последней: 1) являясь объективно заданной характеристикой, она отражает определенную степень готовности идентифицировать, себя с группой своей принадлежности- 2) являясь следствием межэтнических взаимоотношений, она определяется как самой личностью, так и другими в ходе социального взаимодействия- 3) основываясь на осознании и чувстве своей принадлежности к некой этнической общности, она проявляется как на уровне этнофора, так и на уровне этноса- 4) одновременно являясь динамической характеристикой, меняющейся, под влиянием обстоятельств и устойчивой характеристикой, придающей своеобразие и определенность личности и этносу в целом, этническая идентичность проявляется и как процесс, и как структура.

4. Этноидентичность рассматривается как целостная система, которая представлена взаимосвязью различных элементов ее общей структуры. На всех уровнях (когнитивном, эмоциональном, поведенческом) этноидентичность регулируетсяпредставленной взаимосвязью данной системы. Данная взаимосвязь обуславливает различные аспекты взаимодействия. представителей различных этнических групп, а элементы, составляющие содержание структурных компонентов этнической идентичности являются индикатором данного явления.

5. Выявлена согласованность и стереотипность характеристик приписываемых этносу, которая проявляется в том, что этнопредставления кабардинцев, балкарцев и русских связаны в целостную структуру и представлены словарями личностных черт о том или ином этносе и включают как общее, так и специфичное содержание: общие представления являются согласованными' для всех этногрупп, тогда как специфичные — согласованны только в рамках каждой конкретной этногруппы.

6. Автостереотипы и гетеростереотипы отличаются* позитивностью. У кабардинцеви балкарцев наблюдается более позитивный автостереотип, в сравнении с русскими, у русских и балкарцев — гетеростереотип, в сравнении с кабардинцами.

7. В' автостереотип входят те личностные черты, которые наиболее «приемлемы» для большинства членов своего этноса: для кабардинцев — доброта, гордость, уважение к старшим, смелость, сплоченностьдля балкарцев — гостеприимство, гордость, справедливость, трудолюбиеотзывчивостьдля русских — трудолюбие, доброта, ум, смекалка.

8. Соотношение «позитивных» и «негативных» черт личности меняется в зависимости от принадлежности объекта и субъекта оценки к той или иной этногруппе. Более позитивно кабардинцы оценивают балкарцев, балкарцы — русских, русские — балкарцев.

9. В структуре гетеростереотипов «неприемлемые» черты личности объединены в различные категории и отличаются в зависимости от этнической принадлежности как субъекта, так и объекта оценки. Кабардинцы приписывают различные «неприемлемые черты», но все они относятся к категории «общий стиль деятельности" — балкарцы приписывают «неприемлемые черты», объединенные категорией «отношение к людям" — русские приписывают «неприемлемые черты», образующие категорию «общий стиль поведения». При этом с точки зрения кабардинцев, «неприемлемыми чертами» балкарцев являются: упрямство, трусость и др., а’русских — не сплоченность, пьянство, не знание* обычаев и др. С точки зрения балкарцев, «неприемлемыми чертами» кабардинцев являются: хитрость, завистливость, а русских — лживость, не гостеприимство и др. Русские считают, что «неприемлемыми чертами» кабардинцев являются: лицемерие, высокомерие и др., а балкарцев — упрямство, вспыльчивость и др.

10. Отсутствуют этнические различия в выраженности позитивного эмоционального отношения к своей этнической группе. Этнические различия проявляются в выраженности позитивного эмоционального отношения к другим этническим группам: кабардинцы более позитивно относятся к балкарцам, чем к русскимбалкарцы более позитивно относятся к русским, чем' к кабардинцамрусские относятся более позитивно к балкарцам, чем к кабардинцам.

11. Выраженность уровня готовности к межэтническому взаимодействию отличается для исследуемых этногрупп: балкарцы проявляют большую готовность к взаимодействию с русскими, чем с кабардинцамирусские более направлены на взаимодействие с балкарцами, чем с кабардинцами. Однако кабардинцы указывают на равную готовность к взаимодействию с балкарцами и русскими. При этом у кабардинцев наблюдается более высокий уровень автоустановок — готовность к внутриэтническому взаимодействию. У русских и балкарцев отмечается более высокий уровень гетероустановок — готовность к межэтническому взаимодействию.

12. Особенности проявления кабардинцами, балкарцами и русскими себя членом своего этноса показывают, что кабардинцы и балкарцы более ориентированы на культуру своего народа и больше, чем русские, соблюдают обычаи и традиции. В кабардинской группе проявляется языковая ассимиляция, в балкарской группе — двуязычие. Частота общения с представителями других национальностей выше всего в русской группе (на родном русским языке) в сравнении с кабардинцами и балкарцами.

13. Переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу отличаются у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп: эмоционально-ценностное значение национальной принадлежности для представителей кабардинской и балкарской групп выражено чувством национальной гордостипредставители русской" группы принимают свою национальную принадлежность как факт.

14. Оценки выраженности эмпатии различаются для разных этногрупп. Между своим и другим этносом различия, в оценке уровня эмпатии увеличиваются: свой уровень эмпатии оценивается как более высокиймежду двумя другими этносами различия уменьшаются, сглаживаются.

15. Взависимости от этнической принадлежности по-разному трактуется эмпатия. Русские и кабардинцы понимают эмпатию как направленность на помощь, конкретный поступок, действие, а балкарцы как сопереживание. Уровень выраженности эмпатии является различным у кабардинской, балкарской и русской этногрупп. Наиболее высокий уровень выраженности эмпатии у балкарцев. У русских и кабардинцев уровень выраженности эмпатии статистически значимо ниже.

16. Сравнительный анализ уровня эмпатии и представлений об уровне эмпатии своей и других этногрупп показал, что если воспринимаемый принадлежит к собственной этногруппе, то его оценка завышается, то есть проявляется" внутригрупповой фаворитизм, если к другой этногруппе — оценка также завышается, то есть проявляется внешнегрупповой фаворитизм.

17. Этноидентичность студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп проявляется во взаимосвязи особенностей ее структурных компонентов: когнитивного и эмоционально-оценочного. Система этнопредставлений и эмоциональных отношений выполняет функцию построения системы поведенческих предпочтений. Этнопринадлежность респондентов всех рассматриваемых этногрупп определяет их избирательность в межэтническом взаимодействии.

18. Отмечается, что все участники исследования более позитивно относятся к своему этносу, оценивают «своих» как более «похожих», более «хороших», более «понимающих», более «близких" — проявляют большую готовность к внутриэтническому взаимодействию. Данные особенности могут являться дифференцирующими, препятствующими взаимодействию этнических групп студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

19: Этноидентичность проявляется в общих для кабардинской, балкарской и русской этногрупп особенностях, которые могут выполнять функцию интеграции рассматриваемых этногрупп: в низкой представленности категорий «национальность» и «религия» в структуре автостереотипав преобладании позитивных оценок в структуре гетеростереотипав высоком уровне готовности к межэтническому взаимодействиюв аутгрупповом фаворитизме.

Итак, Кабардино-Балкарская Республика рассматривалась нами как социальная система, в которой определенная этногруппа выступала в качестве ее элемента. Данная система характеризуется как достаточно сбалансированная, что находит свое объяснение в длительности совместного сосуществования кабардинцев, балкарцев и русских в регионе. Исходя из выявленного аутгруппового фаворитизма, низкой актуализации этнических категорий в этническом сознании, общей положительной направленности представлений и установок на межэтнические взаимоотношения, можно судить о существовании так называемой надэтнической общности регионального типа, несущей в себе некий «сплав» культурных особенностей населяющих ее этногрупп: знание языков, элементов традиционных культур, обычаев и норм поведения. Это объясняет отмеченный высокий уровень базовой толерантности и свидетельствует об отсутствии серьезных межэтнических конфликтов.

Считаем важным отметить, что многие вопросы, затронутые в диссертации требуют специального изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу дальнейших исследований этнической идентичности. К их числу относятся, например, вопросы, связанные с изучением процессов формирования и особенностей этноидентичности в — зависимости от типов и видов. Интересным и актуальным представляется изучение психологических и социально-психологических причин различий в содержании этнической-идентичности в условиях межпоколенной специфики. Заслуживает особого внимание анализ взаимосвязи готовности к межэтническому взаимодействию и реализации этой готовности во взаимодействии. Обозначенный круг проблем должен быть проанализирован в однозначных понятиях и по единым принципам. Более того, с целью учета в научных разработках факторов специфики квалификаций, а также исходных духовных основ и убеждений исследователей, это задача для большого интернационального круга ученых.

Хочется подчеркнуть, что необходимость и значимость этой работы обусловлены не только логикой развития психологического знания, но и требованиями реальной ситуации. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности: а) психологов, для разработки программ повышения эффективности межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах, б) работников социальных служб, а также студентов, обучающихся на социально-педагогических специальностях, с целью совершенствования процесса организации межкультурного образования. Полученные результаты могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, бизнесе, управлении, так как могут служить основой для построения социально-психологических прогнозов развития межэтнических отношений, а также для разработки проектов, направленных на предотвращение дискриминации и регулирование этнических конфликтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006 г. 702 е., С. 336−337.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М: МГУ, 1990. 240 с.
  3. О.В., Иванова Е. М. Индивидуальные свойства и эмпатия //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга / Тезисы докладов. Вторая всесоюзная конференция. — М.1979.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
  5. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 129−134.
  6. Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 48−53.
  7. Ю.В., Дробижева Л. М. Этнопсихология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М. 1990.
  8. Ю.В., Дробижева Л. М., Этносоциология: уч. пособие для вузов -М., 1998, 271 с.
  9. С. П., Богина Ш. А. Маргинальность этнокультурная // Этнические и этносоциальные категории / Под ред. СП. Арутюнова. М.: ИЭА РАН, 1995.
  10. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  11. А.В., Божич В. И., Непомнящий В. А. Стандартизация норм и надежность тестов в психодиагностике. Метод, пос. по курсу «Математические методы в психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 28 е., С.11−13.
  12. А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис. канд. психолог, наук. -М., 1976. С. 15.
  13. Аталиков В: М. Культура народов Кабардино-Балкарии / В. М. Аталиков. — Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000. 93 с.
  14. И.Л. Народные традиции кабардинцев в общественном быту. М.: ИЭиА РАН, 1995. 128 с.
  15. Э. А. Нация и национальная психология // Евразия: Народы. Культура. Религия. 1993. N 1.С. 8−14.
  16. А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционной культуры // Этнографическое обозрение, 1985. № 2. С.36
  17. С.А., Орлова И. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. 1998. — Т.1. Вып.2. — CI84
  18. М.И. Традиционные формы межэтнических отношений балкарцев и карачаевцев- с кабардинцами // Альманах социально политических и правовых исследований. / Вып. I Нальчик, 2000 — С. 48 — 70.
  19. М.И. Этнокультурные связи балкарцев и, карачаевцев с народами Кавказа в ХУПГ- начале XX" века Нальчик: Эльбрус, 2000. — 109 с.
  20. Т.С. Теоретические модели социальной, идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. МД993.С.35−46.
  21. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  22. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.:Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.-208 с.
  23. .Х. Очерки.этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.
  24. .Х. Культура эмпатии // Этнограф. Обозрение № 1. C.55−58i26.
Заполнить форму текущей работой