Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пример из практики. 
СМК в фокусе психологического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изображение «большой головы» на рисунке себя в соответствии с классической интерпретацией методики обычно говорит о том, что респондент высоко оценивает свои интеллектуальные способности и социальную адаптированность. Однако в некоторых случаях «большая голова» на рисунке может быть признаком низких интеллектуальных способностей, а ее изображение на рисунке носить компенсационный характер… Читать ещё >

Пример из практики. СМК в фокусе психологического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследовании М. С. Одинцовой, выполненном под нашим руководством[1], изучались особенности идентичности людей, активно общающихся в сети «Интернет». Под общением в сети «Интернет» имелось в виду общение в первую очередь в различных социальных сетях, т. е. онлайн-общение. Особенности идентичности рассматривались с точки зрения содержательного, ценностно-мотивационного и оценочного ее компонентов.

Гипотеза. Существуют различия в содержании структурных компонентов идентичности людей (содержательного, оценочного и ценностно-мотивационного), активно и не активно общающихся в сети «Интернет» .

Участники исследования. Выборка в данном исследовании состоит из молодых людей и девушек в возрасте от 20 до 30 лет, студентов и выпускников ГУВШЭ, МИГУ, РГРТУ, МИЭМП, МЭСИ, РЭЛ им. Г. В. Плеханова, РГПУ, ЧГУ. Респонденты, участвовавшие в исследовании, проживают в г. Москве и Московской области, г. Рязани, г. Чебоксары. В данном исследовании участвовали респонденты различных профессий: программисты, математики, аналитики, психологи, экономисты, бухгалтера, юристы, маркетологи и т. д. В связи с тем, что мы исследуем идентичность, определяющим параметром выборки является возраст. Э. Эриксон характеризует данный возрастной отрезок следующим образом: при нормальном ходе развития в предыдущих периодах эго-идентичность уже сформирована и человек начинает ориентироваться на получение профессии, что дает толчок к новым межличностным отношениям.

Группы поделены на исследовательскую и группу сравнения. Исследовательская группа состоит из людей, активно общающихся в сети «Интернет». Группа сравнения — из тех, кто не общается в сети «Интернет» или общается неактивно. Дифференцирующие критерии были выделены в результате проведения опроса.

Процедура исследования. Первым этапом исследования является определение критериев активного общения в сети «Интернет». Данные критерии используются в исследовании для деления выборки на экспериментальную и контрольную группы. Для определения критериев активного общения в сети «Интернет» в данном исследовании используется метод письменного опроса. 40 респондентам была предложена анкета. Анкета включала 5 вопросов, составленных на основе анализа литературы, посвященной интернет-коммуникации. В основе вопросов были заложены следующие критерии: время использования сети «Интернет» для общения, количество используемых интернет-ресурсов для общения, включенность субъекта в сетевые сообщества, количество онлайнконтактов субъекта. Далее следовала статистическая обработка полученной информации, на основе которой были выбраны три критерия для следующего этапа исследования.

Далее происходило формирование анкеты, в которую включались вопросники всех используемых методик и вопросы для определения «активности/неакгивности» общения в сети «Интернет» респондента.

Следующий этап исследования — сбор информации с помощью методов исследования, приведенных ниже.

Заключающим этапом исследования является регистрация и обработка данных. В исследовании использовались такие методы обработки данных как контент-анализ, статистическая обработка с помощью программы SPSS.

Методы исследования.

  • 1. Метод опроса. На первом этапе исследования для определения критериев активного общения в сети «Интернет» был применен письменный опрос респондентов. Для этого нами была разработана специализированная анкета.
  • 2. Опросник самоотношения МИС. Тест используется для изучения оценочного компонента идентичности личности.
  • 3. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленд. Данная методика используется для изучения содержательных характеристик идентичности. Вопрос «кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя.
  • 4. Рисуночная методика «Автопортрет». Данная методика используется для выявления представлений человека о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. Подобные методики уже неоднократно применялись в исследованиях Интернета и идентичности с целью минимизации эффектов от защитных механизмов личности.

Для обработки данных, полученных при помощи методики «Автопортрет», была использована схема качественного анализа. Схема анализа составлена на основании работ А. Л. Венгера, содержащих интерпретации методики «Автопортрет», с учетом специфики исследования (идентичность и интернет-коммуникация). Схема анализа состоит из перечня пунктов (например, наличие зрачков), исследователь при обработке результатов отмечает присутствие или отсутствие элемента на рисунке испытуемого.

  • 5. Методика «Ценностные ориентации личности» (Multidimensional scaling) Ш. Шварца. Данная методика применяется для изучения ценностно-мотивационного компонента идентичности.
  • 6. Методика исследования мотивационной сферы Э. Мильмана. Данная методика применяется для изучения ценностномотивационного компонента идентичности успешно применялась в исследованиях мотивационного компонента идентичности.

Результатами первого этапа исследования стало выделение в качестве дифференцирующих критериев следующих:

  • 1) время использования сети «Интернет» для общения (медиана — 20,000);
  • 2) количество используемых для общения интернет-ресурсов (медиана — 4,000);
  • 3) количество «онлайн-контактов» субъекта (медиана — 13,5000).

Таким образом, активно общающимся в сети «Интернет» мы считаем людей, использующих Интернет для общения более 20 ч в неделю, использующих 4 и более интернет-ресурса для общения и имеющих 14 и более онлайн-собеседников.

Далее мы использовали данные критерии следующим образом: соответствующие критериям вопросы были включены в анкету, по результатам ответов респондентов были выделены две группы: группа активно общающихся в сети «Интернет» — к ней относились респонденты, которые соответствовали данной группе хотя бы по одному из дифференцирующих критериев активного общения в сети «Интернет»; группа неактивно общающихся в сети «Интернет» — к ней относились респонденты, не соответствующие ни одному дифференцирующему критерию.

Результаты по отдельным методикам сравнивались с помощью критерия U Манна — Уитни:

  • 1) по методике МИС не было выявлено статистически значимых различий между группами. Таким образом, значимых различий самоотношения между активно и неактивно общающимися в сети «Интернет» нет;
  • 2) по результатам методики Э. Мильмана были обнаружены значимые различия по шкале творческой активности (р? 0,05). При этом более высокие результаты (40,24 были обнаружены в группе активно общающихся в сети «Интернет», более низкие — в группе сравнения (30,76);
  • 3) по результатам методики Ш. Шварца «Ценностные ориентации» были обнаружены значимые различия (р? 0,0 по следующим шкалам: а) конформность (30,24 и 40,76); б) самостоятельность (40,6 и 30,4); в) стимуляция (40,84 и 30,16). В скобках первая цифра указывает значение в группе активно общающихся в сети «Интернет», вторая — в группе сравнения;
  • 4) результаты по методике «Автопортрет» показали статистически значимые различия (р? 0,01) между группами активно общающихся в сети «Интернет» (исследовательская) и неактивно общающихся по следующим категориям: размер рисунка, «большая голова», «открытая/закрытая поза», закрытие глаз предметами, «Закрытые глаза», «Наличие ушей», «Нарушение инструкции» ;
  • 5) по методике «Кто Я?» были также получены статистически значимые различия (р? 0,01) между группами активно общающихся в сети «Интернет» (исследовательская) и неактивно общающихся в следующих категориях:
    • а) коммуникация (индикаторы: «слушатель», «интересный собеседник», «общительная», «что-то обсудить» и т. п.);
    • б) креативные ответы (индикаторы: «михрютхэ», «это целый мир», «мастер спорта по лентяйничеству», «надежда и опора человечества», «повелитель пельменей», «атлет по котлетам», «Наполеон», «борец с ветряными мельницами» и т. п.);
    • в) стремления, мечты (индикаторы: «стремлюсь к идеал}'», «стремлюсь закончить университет и работать по специальности», «хочу самореализоваться», «мечтаю стать героем», «мечтаю попасть на водопад в Венесуэле», «стремящаяся к личностному росту» и т. п.);
    • г) графические элементы (индикаторы: «А», «;)», «:)», «!», «=)»).

Дополнительные результаты. В рамках данной работы мы разделили всю выборку (и активно общающихся и неактивно общающихся в сети «Интернет») на две другие группы, где в исследовательскую группу вошли респонденты, работающие в сфере IT-технологий, а в контрольную — респонденты из других профессиональных областей (психологи, социологи, маркетологи, экономисты, бухгалтера, юристы и т. д.). IT-специалисты работают в трех разных организациях, располагающихся в разных городах. По половому составу эта группа представлена преимущественно мужчинами. Контрольная группа смешана по половому составу.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты той же статистической обработке, что в основном исследовании (Н-критерий Манна — Уитни).

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности идентичности активно общающихся в сети «Интернет» .

Содержательный компонент идентичности. Относительно содержательного компонента идентичности нами были получены статистически значимые различия по следующим категориям:

1. Методика «Автопортрет»: «Большая голова», «Открытая поза», «Закрытые глаза», «Наличие ушей», «Нарушение инструкции» .

Изображение «большой головы» на рисунке себя в соответствии с классической интерпретацией методики обычно говорит о том, что респондент высоко оценивает свои интеллектуальные способности и социальную адаптированность. Однако в некоторых случаях «большая голова» на рисунке может быть признаком низких интеллектуальных способностей, а ее изображение на рисунке носить компенсационный характер. «Открытая поза» обычно является признаком общительности, контактности респондента. Подобная поза символизирует взаимодействие испытуемого с внешним миром, социальным окружением. «Закрытые глаза». Изображение закрытых глаз на автопортрете трактуется исследователями как склонность к интроверсии и самопоглощенности. Также некоторые авторы считают, что в данном случае можно говорить о попытке отгородиться от контактов с социальным окружением. «Наличие ушей». Иными словами, люди, активно общающиеся в сети «Интернет», чаще изображают уши на автопортрете, чем тс, кто общаются не активно. Уши в автопортрете символизируют открытость восприятия или настороженность по отношению к внешнему миру. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что респонденты исследовательской группы более чувствительны к замечаниям и критике в свой адрес. «Нарушение инструкции». В данную категорию были отнесены схематичные рисунки, клише, изображение животных и других существ, рисунки головы и т. п. Примеры подобных рисунков приведены. Изображения животных, растений и т. п. часто относят к так называемым метафоричным рисункам и трактуют как проявление творческих способностей и креативности. Также подобные рисунки часто трактуются как нарушение инструкции, саботирование исследования. Однако стоит отметить, что испытуемые обеих групп проходили исследования в равных условиях.

  • 2. Методика «Кто я?»: «Коммуникация», «Креативные ответы», «Стремления, мечты», «Графические элементы»:
    • • коммуникация. Индикаторы: «слушатель», «спор», «интересный собеседник», «общительная», «что-то обсудить», «хороший собеседник», «общительный и интересный собеседник», «экстраверт». Статистически доказано, что представители контрольной группы (неактивно общающиеся в сети «Интернет») чаще в ответе на вопрос «кто я?» используют индикаторы категории «коммуникация». Нами было выдвинуто предположение, что подобные результаты связаны с тем, что потребность в общении у респондентов исследовательской группы «удовлетворена больше», общение для этих респондентов доступнее, чем для респондентов контрольной группы;
    • • креативные ответы. Индикаторы: «михрютхэ», «доброе зло», «не от мира сего», «cogiro ergo sum», «тигр», «фильтр информации», «рыба по гороскопу», «петух по гороскопу», «это Я», «любовь», «солнышко», «дитя любви», «никто», «это целый мир», «жизнь», «вселенная», «все», «прежде всего человечище», «мастер спорта по лентяйничеству», «мастер спорта международного класса по заплывам в ванне», «будущее нашей страны», «надежда и опора человечества», «повелитель пельменей», «атлет по котлетам», «Наполеон», «борец с ветряными мельницами», «вынос мозга», «комсомолка», «латентный поработитель мира», «бусинка», «кукла фарфоровая», «бабочка», «малыш», «лялька», «я — Ф. И. О.». Подобные ответы преобладают у респондентов исследовательской группы. Ответы из рассматриваемой категории, но методике «Кто я?» обычно интерпретируются как метафоры, что может говорить о творческих способностях, особенностях мировоззрения, свободного от стереотипой, а также об уходе от ответа, включении защитных механизмов личности;
    • • стремления, мечты, планы. Индикаторы: «стремлюсь к идеалу», «стремлюсь закончить университет и работать по специальности», «я почти доволен своей жизнью и верю, что наступят лучшие моменты и их будет много», «хочу самореализоваться», «еще не нашел своего места в жизни», «мечтаю стать героем», «мечтаю попасть на водопад в Венесуэле», «будущая мать и жена», «стремящаяся к личностному росту». Данную категорию многие исследователи трактуют как перспективную идентичность. Перспективные характеристики в самоописании, но мнению исследователей, появляются в стабильные периоды, в отсутствии кризисов идентичности. При этом хотелось отметить, что все респонденты, участвующие в исследовании, относились к одной возрастной категории;
    • • графические элементы. Индикаторы: «(c)» ," ;)", «:)», «!», «=)». Преобладание подобных элементов в ответах респондентов исследовательской группы вызвано, на наш взгляд, такой особенностью интернет-коммуникации как своеобразие языка интернет-общения.

Оценочный компонент идентичности. Не было выявлено значимых различий в оценочном компоненте идентичности активно и не активно общающихся в сети «Интернет» .

Ценностно-мотивационный компонент идентичности. Были выявлены значимые различия по категории творческая активность (р ?0,05). При этом более высокие результаты (40,24 были обнаружены в группе активно общающихся в сети «Интернет», более низкие — в группе сравнения (30,76). По результатам методики Ш. Шварца «Ценностные ориентации» были обнаружены значимые различия (р? 0,05) по следующим шкалам: а) конформность (30,24 и 40,76); б) самостоятельность (40,6 и 30,4); в) стимуляция (40,84 и 30,16). Таким образом, активно общающиеся в сети «Интернет» более склонны к творческой активности, ценят самостоятельность и стимуляцию, и в меньшей степени — конформность.

Анализ дополнительных результатов. В результате проведения дополнительного этапа исследования, который состоял в сравнении полученных данных между группой IT-специалистов и представителями других профессий, нами были получены интересные результаты.

Во-первых, на основе полученных данных можно говорить о том, что активность общения в сети «Интернет» не зависит от того, принадлежит человек к работникам IT-сферы или другим профессиональным группам и, соответственно, обладает большей информацией в сфере компьютеров и интернет-коммуникации. IT-специалисты имеют определенные особенности содержательного и ценностно-мотивационного компонентов идентичности. По-видимому, у них снижена мотивация к общению, они настороженно относятся к окружению и склонны к центрации на себе.

  • 1. Существуют различия в содержании когнитивного компонента идентичности людей активно и неактивно общающихся в сети «Интернет». Люди, активно общающиеся в сети «Интернет», более ориентированы на коммуникацию, но при этом в большей степени испытывают настороженность по отношению к социальному окружению. У них в большей степени простроена перспективная идентичность, они воспринимают себя более нестандартно, что говорит о большей креативности, и в то же время для описания себя часто используются графические изображения, что свидетельствует о влиянии специфики интернет-коммуникации.
  • 2. Оценочный компонент идентичности не имеет существенных отличий у людей, активно общающихся в сети. По-видимому, специфика общения в сети «Интернет» не оказывает значительного воздействия на самооценку и самопринятие человека.
  • 3. Ценностно-мотивационный компонент идентичности также имеет определенную специфику у людей, активно общающихся в сети «Интернет». Для таких людей важна творческая активность, они в большей степени, чем не активно общающиеся в сети «Интернет», ценят самостоятельность и стимуляцию, и в меньшей степени — конформность.

Активность общения в сети «Интернет» не зависит от того, принадлежит человек к работникам IT-сферы или другим профессиональным группам. В то же время, деятельность в IT-сфере способствует, по-видимому, формированию специфических особенностей идентичности, в первую очередь содержательного ее аспекта. Этот вопрос требует дальнейшего исследования.

Особой проблемой является возникновение интернетзависимости — новой формы зависимости, возникшей в связи с развитием расширенной среды.

Выделяют следующие формы зависимости[2]:

  • 1) зависимость от сетевых игр;
  • 2) e-mail-зависимость (люди постоянно проверяют электронную почту);
  • 3) информационная зависимость (постоянный поиск в Интернете новой информации);
  • 4) зависимость от социальных сетей (постоянное нахождение в социальных сетях);
  • 5) зависимость отношений (замена реального общения интернет-общением, избыточность интернет-знакомств, например, огромное количество друзей в социальных сетях);
  • 6) киберсексуальная зависимость (поиск в сети порнографической продукции);
  • 7) влечение к активной деятельности в Интернете (покупки в интернет-магазинах, на Avito, ставки через Интернет, торговля через Интернет, просто брожение по Интернету без конкретной цели).

Выделяются следующие стадии формирования интернетзависимости:

  • 1) легкой увлеченности — когда человек входит во вкус интернет-общения, с увлечением им занимается;
  • 2) увлеченности — использование интернет-общения становится выраженной потребностью человека; он начинает активно к нему стремиться, если эта потребность не находит удовлетворения;
  • 3) зависимости — происходят изменения на личностном уровне, деформация потребностно-мотивационной сферы, потребность в интернет-общении начинает доминировать;
  • 4) привязанности — человек «держит дистанцию», но полностью оторваться от интернет-общения не может.

Существует личностная предрасположенность к интернет-зависимости. О. А. Гулевич выделила следующие личностные особенности человека, склонного к интернет-зависимости: стремление к риску, низкая уверенность в себе и самооценка, тревожность, одиночество, негативная коммуникативная установка, стремление к доминированию, низкий уровень самораскрытия. Соответственно, своевременная коррекция данных личностных особенностей может помочь предотвратить формирование интернет-зависимости. Предрасположенность к интернет-зависимости имеют те люди, которые страдали от депрессии, а также те, кто имел проблемы с алкоголем и наркотиками. Всего, по различным данным, в мире страдает от интернет-зависимости около 10% населения, но эти цифры постоянно растут.

Для диагностики интернет-зависимости разработаны специальные методики. Наиболее известные из них — шкала интернет-зависимости Чена и тест на интернет-зависимость Кимберли Янг (в адаптации В. Буровой).

  • [1] Одинцова М. С., Антонова Н. В. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети «Интернет» // Журнал практического психолога. 2010. № 4. С. 37−59.
  • [2] Гулевич О. А. Указ. соч. С. 310.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой