Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников
Диссертация
В проанализированных источниках отмечается определенная общность знаковой и символической репрезентации вплоть до отождествления ((Дж.ДеЛоуш, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова и др.). Символ рассматривается в ряду таких категорий как сигнал, знак, изображение, схема, понятие. Вместе с общностью символа и знака отмечается и их различие. Они связаны, прежде всего, со структурным и функциональнът… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические вопросы психологии символического 12 опосредствования
- 1. 3. Исследование символического опосредствования в работах, 40 посвященных анализу игровой деятельности
- 1. 4. Сравнительные исследования знакового и символического 56 опосредствования у детей раннего и дошкольного возраста
- 1. 5. Исследования символической репрезентации в учебной деятельности 73 младших школьников
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей символического 89 опосредствования младших школьников
- 2. 1. Организация экспериментального изучения особенностей 89 символического опосредствования младших школьников
- 2. 2. Исследование символического опосредствования в ситуации 99 неопределенности
- 2. 3. Особенности ориентировки младших школьников на основе 112 символического опосредствования
- 2. 4. Исследование форм опосредствования, используемых младшими 123 школьниками в ситуации неопределенности
- 2. 5. Исследование возможностей применения символического отражения в
- 1. 1. Проблема соотношения символа и знака в психологии и философии
- 1. 2. Функции символа учебной деятельности младших школьников
Список литературы
- Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -Минск, 1999.
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. -М., 1996.
- Аверинцев С.С. Символ// Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Алексеев В.П. Становление человечества М., 1984.
- Асмолов А.Г., Цветков A.B. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. — № 1.
- Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дисс. .канд. психол. наук. М., 2002.
- Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей// Вопросы психологии 1994. — № 1.
- Венгер JI.A. К проблеме формирования высших психических функций/Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. -М., 1981.
- Венгер JI.A. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопросы психологии. 1983. — № 2.
- Венгерская O.JI. Символ в когнитивной эволюции культуры: Дисс. .канд. философ, наук. Омск, 2004.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. — № 3.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 3 М., 1983.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 6 М., 1984.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гегель Г. В. Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук. Т.З. -М., 1977.
- Гете И.В. Избранные философские произведения. ~М., 1964.
- Глотова Г. А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
- Денисова A.A. Развитие знаково-символической деятельности у младших школьников как фактор готовности к обучению в основной школе: Дисс.. канд. пед. наук. Спб., 2003.
- Дешарне Б., Нефонтен Л. Символ. М., 2007.
- Дьяченко О.М. Развитие воображение дошкольников. М., 1996.
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1996. — № 3.
- Жан Пиаже: теории, эксперименты, дискуссии, /под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Кант И. Соч. В 6-ти т. Т.5. М., 1966.
- Кармадонов O.A. Символическое как объект социального анализа: Дисс. .д. философ, наук. Иркутск, 2004.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т. З: Феноменология познания. М., Спб., 2002.
- Коробкин А.Л. Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности: Дисс.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2002.
- Коффка К. Основы психического развития. М., 1998.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.
- Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание// Культурно-историческая психология. 2006. — № 1.
- Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дисс. канд. философ, наук. -М., 2003.
- Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.
- Лебедева О.Л. Символический образ и его роль в терапии// Знак, символ, архетип. Сборник статей. Спб., 2004.
- Леви-Брюль Л. Сверхъ-естественное в первобытном мышлении. М., 1994.-С. 54.
- Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1972.
- Леонтьева И.П. Феномен символа: опыт осмысления и исследования в европейской культуре: Дисс. .канд. философ, наук. М., 2003.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
- Лотман М.Ю. Символ в системе культуры// Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. — М., 1999.
- Лотман Ю. М. Символ в системе культуры//Избранные статьи в трех томах. Т.1 Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании символике и языке. М., 1997.
- Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М., 1980.
- Моррис Ч.У. из книги «Основание теории знаков»//Семиотика Т.1. -Благовещенск, 1998.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психологи. М., 1969.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
- Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
- Поляков A.M. Символ как условие продуктивного действия// Вопросы психологии. 2006. — № 1.
- Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой М. 1966.
- Равен Дж., Равен Дж.К. Цветные прогрессивные матрицы Равена. Руководство. Раздел 2. -М.: Когито, 2002.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. JI.A. Венгера М., 1986.
- Развитие ребенка. //Под ред. A.B.Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1968.
- Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901.
- Рикер П. Живая метафора// Семиотика Т.1. Благовещенск, 1998.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.
- Романова H.H., Филиппов A.B. Знаки и символы: учебное пособие по семиотике. М., 2003.
- Рубинштейн С .Я. Экспериментальны методики патопсихологии. М., 1999.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2007.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
- Салмина Н.Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1.
- Салмина Н.Г. Концепция Л.С.Выготского и проблема развития символической функции.// Вопросы психологии. 1994. — № 5.
- Салмина Н.Г., Филимонова О. В., Сильнова О. Г. Путешествие в мир знаков. Учебник-тетрадь для 1 класса. М., 1999.
- Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. 1996. — № 2.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
- Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. -Благовещенск, 2000.
- Свирепо О.А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии М., 2004.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства. М., 1999.
- Смольников В.Ю. Знаково-символическая система конструирования учебного текста как средство организации образовательной деятельности учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Спб., 2004.
- Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.
- Субботский Е.В. Восприятие дошкольниками необычных явлений// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. — № 1
- Субботский Е.В. Строящееся сознание. М., 2007.
- Субботский Е.В. Рациональное и феноменальное восприятие дошкольниками некоторых предметных отношений// Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Тайсина Э.А. О сущности и роли символизации в современном познании: Дисс.. канд. философ, наук. Казань, 1978.
- Фадеева И.Е. Теория и культурно-историческая феноменология символа: Дисс.. д. культ, наук. Спб., 2004
- Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
- Франц М.-Л. Алхимия. Спб., 1997.
- Фрейд 3. Психология бессознательного СПб., 2005.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся деятельности. Сургут, 2000.9¡-.Цветков А. В. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: Дисс. .канд. психол. наук. М., 2006.
- Человек и его символы// под ред. К. Юнга, Спб., 1996.
- Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.
- Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. М., 1966.
- Эльконин Б.Д. Действие как единица развития. //Вопросы психологии. -2004. -№ 1.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Юнг К. Г. Избранное. Минск, 1998.
- Якобсон Р. В поисках сущности языка// Семиотика Т.1. Благовещенск, 1998.
- Ячин С.Е. Слово и феномен. М: Смысл, 2006.
- Apperly I., Williams Е., Williams J. Three- to Four-Year-Olds' Recognition That Symbols Have a Stable Meaning: Pictures Are Understood Before Written Words.// Child Development. 2004. — № 5.
- Austin J. Sexual symbolic response in prepubescent and pubescent children// Journal of Consulting Psychology. 1981. — № 25.
- Ausubel D.P. Neobehaviorism and Piaget’s views on thought and symbolic functioning. //Child Development. 1965. — № 36.
- Ausubel D.P. Symbolization and symbolic thought: response to Furth.// Child Development. 1968. — № 39.
- Azzone, Paolo, Freni, Salvatore, Maggiolini, Alfio, Provantini, Katia, Viganoacute, Daniele. How early adolescents describe their dreams: a quantitive analysis. //Adolescence. 1998. — № 33.
- Bialystok E., Senman L. Executive processes in appearance-reality tasks: the role of inhibition of attention and symbolic representation.// Child Development. 2004. — № 75.
- Bialystok E. Symbolic representation across domains in preschool children//Journal of Experimental Child Psychology. 2000. — № 76.
- Bovensiepen G. Symbolic attitude and reverie: problems of symbolization in children and adolescents.// J Anal Psychol. 2002. — № 47.
- Boyatzis C.J., Michaelson P., Lyle E. Symbolic immunity and flexibility in preschoolers' human figure drawings.// J. Genet Psychol. 1995. — № 3.
- Bouldin P., Pratt C. The ability of children with imaginary companions to differentiate between fantasy and reality// British Journal of Developmental Psychology.-2001. -№ 19.
- Burkitt E., Barrett M., Davis A. Children’s colour choices for completing drawings of affectively characterized topics.// Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. — № 44.
- Callaghan T.C. Early Understanding and Production of Graphic Symbols// Child Development. 1999. — № 70.
- Callahgan T.C., Rankin M.P. Emergence of graphic symbol functioning and the question of domain specifity: a longitudinal training study. //Child Development. 2002. — № 73.
- Camac M.K., Glucksberg S. Metaphors do not use associations between concepts, they are used to create them.// Journal of psycholinguistic research. -1984. -№ 13.
- Carlson S.M., Davis A.C., Leach J.G. Less is more// Psychological science. 2005. — № 16.
- Crisafi M.A., Brown A.L. Analogical transfer in very young children: combining two separately learned solutions to reach a goal // Child Development. 1985. — № 57.
- DeLoache J.S. Dual representation and young children’s use of scale models// Child development. 2000. — № 71.
- DeLoache J.S. Symbolic functioning in very young children: understanding of pictures and models// Child development. 1991. — № 62.
- DeLoache J.S., Simcock G., Marzolf D.P. Transfer by very young children in the symbolic retrieval task// Child development. 2004. — № 75.
- DeLoache J.S., Symbolic development. In: U. Goswami, Editor, Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development, Blackwell (2002), pp. 206−226.
- DeLoache J.S., Uttal D., Schreiber J.C. Waiting to use a symbol: the effects of delay on children’s use of models. //Child Development. 1995. -№ 6.
- DiLalla L., Watson M. Differentiation of Fantasy and Reality: Preschooler’s Reactions to Interruptions in Their Play// Developmental Psychology. 1988. — № 2.
- Eskritt M, Lee K. «Remember where you last saw that card»: children’s production of external symbols as a memory aid.// Developmental Psychology. -2002. -№ 38.
- Eskritt M, Lee K. The influence of symbolic literacy on memory: testing Plato’s hypothesis.//Can J Exp Psychol. 2001. — № 55.
- Flavell, J. H., Flavell, E. R., & Green, F. L. Young children’s knowledge about the apparent-real and pretend-real distinctions. //Developmental Psychology. 1987. — № 23.
- Furth H.G. Concerning Piaget’s view on thinking and symbol formation.// Child Development. 1967. — № 38.
- Gentner D. Metaphor as structure mapping: the relation shift// Child development. 1988. — № 59.
- Golomb C., Galasso L. Make Believe and Reality: Explorations of the Imaginary Realm// Developmental Psychology. 1995. — № 5.
- Hancock H.E., Rogers W.A., Schroeder D., Fisk A.D. Safety symbol comprehension: effects of symbol type, familiarity, and age.//Hum Factors. -2004. № 46.
- Harris M., Butterworth G. Developmental Psychology. New York, 2004.
- Harris P.L. The Work of the Imagination. Oxford, 2000.
- Harris P. L., Brown E., Marriott C., Whittall S., Harmer S. Monsters, ghosts, and witches: Testing the limits of the fantasy and reality distinction in young children. //British Journal of Developmental Psychology. 1991. — № 9.
- Haudenschild T.R. Retaking the first steps towards symbolisation. A 6-year-old emerges from adhesive identification. //Int J Psychoanal. 1997. -№ 78.
- Hewson S. Inferential problem solving in young children.// Developmental Psychology. 1978. — № 14.
- Josephs I.E. Constructing one’s self in the city of the silent: dialogue, symbols, and the role of «as-if' in self-development// Human development. -1998. -№ 41.
- Kelley H, Common-sense Psychology and Scientific Psychology// Annual Review Psychol. 1992. — № 43.
- Koenig M.S., Echols C.H. Infants' understanding of false labeling events: the referential roles of words and the speakers who use them.//Cognition.2003. -№ 87.
- Korb M. Anorexia as symbolic expression of a woman’s rejection of her mother’s life. //West J Nurs Res. 1994. — № 16.
- Lee D.S. Transparency of symbol// Philosophy and Rhetoric. 1982. -№ 2.
- Levorato M.C., Nesi B., Cacciari C. Reading comprehension and understanding idiomatic expressions: a developmental study. // Brain Lang.2004.-№ 3.
- Lillard A. S, Pretend play skills and the child’s theory of mind.// Child Development. 1993. — № 64.
- Maritain J. Sign and symbol// Journal of the Warburg Institute. 1937. -№ 1.
- Miller S. Parents' Beliefs about Children’s Cognitive Development// Child Development. 1988. — № 2.
- Mohiuddin M. Islam in America// Islamic horizons. 2006. -January/February.
- Namy L.L., Waxman S.R. Words and gestures: infants' interpretations of different forms of symbolic reference. // Child Development. 1998. — № 69.
- Nasrabadi N., Parsayekta Z., Emani A. Smoking as a symbol of friendship. // Nurs. Health Sci. 2004. — № 6.
- Perry L. Commonsense Thought, Knowledge and Judgment and Their Importance for Education// British Journal of Educational Studies. 1965. -№ 13.
- Phelps K.E., Woolley J.D. The Form and Function of Young Childrens Magical Beliefs// Developmental Psychology. 1994. — № 3. — P.392.
- Price K. Is a Work of Art a Symbol? //The Journal of Philosophy. 1953. -№ 16.
- Salahuddin Choudhury. Symbol as Boundary// The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1979. — № 37.
- Schmid-Kitsikis E. To explore, symbolize and conceptualize: the affective-cognitive components of symbolic elaboration // Symbolism and knowledge (English shorter edition). Geneva, 1987.
- Schreiver J.C., DeLoache J.S. Waiting to use a symbol: the effects of delay on children’s use of models// Child development. 1995. — № 66.
- Sommers-Flanagan J. The Wizard of Oz metaphor in hypnosis with treatment-resistant children. //American Journal Clin. Hypn. 1996. — № 39.
- Subbotsky E.V. Early rationality and magical thinking in preschoolers: space and time// British Journal of Developmental Psychology. 1994. — № 12.
- Tomasello M. et al., Do young children use objects as symbols?// British Journal of Developmental Psychology. 1999. — № 17.
- Trevarthen C., Logotheti K. First symbols and the nature of human knowledge // Symbolism and knowledge (English shorter edition). Geneva, 1987, pp.59−86
- Viger C. The acquired language of thought hypothesis. A theory of symbol grounding// Interaction Studies. 2007. — № 8.
- Wooley J.D., Wellman H.M. Origin and Truth: Young children’s understanding of imaginary mental representation// Child development. 1993. — № 64.