Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вузовские НИИ. 
Социология науки и образования. 
Экономические стимулы университетской науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных критериев карьерного роста исследователи вузовских НИИ называют увеличение оплаты труда и получение ученой степени. Ученая степень для них является гарантией продвижения по должности, роста заработной платы, стабильности в должности на работе (см. табл. 28). В повышении квалификации и защите ученой степени прежде всего нуждаются исследователи НИИ, не имеющие ученой степени… Читать ещё >

Вузовские НИИ. Социология науки и образования. Экономические стимулы университетской науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основных критериев карьерного роста исследователи вузовских НИИ называют увеличение оплаты труда и получение ученой степени. Ученая степень для них является гарантией продвижения по должности, роста заработной платы, стабильности в должности на работе (см. табл. 28).

Таблица 28

Что подразумевают под карьерным ростом для себя лично исследователи вузовских НИИ, по возрастным группам, %.

Виды карьерного роста.

Возраст.

22−30 лет.

31−40 лет.

41−50 лет.

51−60 лет.

61−65 лет.

Старше 65 лет.

Продвижение по административной «лестнице».

44,7.

32,1.

26,5.

11,9.

11Д.

8,8.

Приобретение более высокой ученой степени или научного звания.

70,6.

66,1.

63,3.

42,2.

33,3.

11,8.

Постоянное увеличение оплаты за труд.

58,8.

59,6.

52,0.

47,7.

41,7.

35,3.

Увеличение количества научных трудов и внедрений.

40,0.

39,4.

40,8.

44,0.

22,2.

35,3.

Признание научных заслуг в России.

28,2.

22,9.

23,5.

33,0.

30,6.

35,3.

Признание научных заслуг за рубежом.

16,5.

9,2.

12,2.

21,1.

19,4.

29,4.

Карьерный рост не интересует.

2,4.

5,5.

9,2.

14,7.

22,2.

38,2.

В вузовских НИИ исследователи-женщины достигают карьерного становления быстрее, чем исследователи-мужчины, в среднем — на 2,2 года (см. табл. 29).

Таблица 29

Промежуток времени от начала работы исследователей вузовских НИИ в науке и до достижения ими тех или иных результатов, по полу, лет.

Карьерные достижения.

Пол.

Мужской.

Женский.

Выполнение самостоятельной научной работы.

10,1.

7,4.

Получение очередного, более высокого статуса научного работника.

9,9.

8,4.

Назначение на должность руководителем автономной исследовательской группы.

14,0.

10,8.

Написание первой высоко оцененной в научном мире работы.

11,3.

10,5.

Первое изобретение высокой практической значимости.

13,4.

12,0.

Первое внедрение изобретения в производство.

13,9.

12,6.

Момент, когда посчитали, что труд оплачивается по справедливости.

14,2.

11,8.

Когда решили, что никогда не уйдут из науки.

12,1.

8,0.

В вузовских НИИ наиболее затяжным является карьерное продвижение исследователей в технической и естественнонаучной отраслях науки, наиболее динамичным — в социально-гуманитарной и медицинской (см. табл. 30). По направлениям науки чуть медленнее продвигается карьера у исследователей, занятых прикладными разработками (см. табл. 31).

Таблица 30

Средняя длительность карьерной самореализации исследователей вузовских НИИ, по отраслям науки, лет

Виды карьерного роста.

Отрасль науки.

Социально;

гуманитарная.

Естественненаучная.

Техническая.

Медицинская.

Сель;

скохо;

зяй;

ствен;

ная.

Научное становление.

8,1.

7,7.

10,9.

7,3.

9,8.

Достижение научного признания.

7,1.

12,9.

13,7.

11,5.

12,4.

Достижение статуса руководителя.

11Д.

14,8.

15,1.

8,1.

12,4.

Достижение достойной оплаты труда.

10,3.

17,8.

14,0.

11,6.

11,6.

Таблица 31

Средняя длительность карьерной самореализации исследователей вузовских НИИ, по направлениям исследования, лет

Виды карьерного роста.

Направления исследования.

Фундаментальные исследования.

Теоретикоприкладные исследования.

Прикладные разработки.

Научное становление.

10,6.

8,2.

9,8.

Достижение научного признания.

11,6.

11,9.

14,3.

Достижение статуса руководителя.

13,9.

12,2.

13,4.

Достижение достойной оплаты труда.

12,6.

12,8.

14,5.

В среднем 70% исследователей НИИ всех типов, а также преподавателей вузов в настоящее время ориентированы на научную мобильность, что проявляется в желании прежде всего повысить научную квалификацию и защитить ученую степень (см. табл. 32).

Таблица 32

Установки исследователей НИИ и преподавателей вузов на профессиональную мобильность, %.

Установки.

Исследователи академических НИИ.

Исследователи отраслевых НИИ.

Исследователи вузовских НИИ.

Преподаватели вузов.

Повысить научную квалификацию.

37,9.

43,6.

37,4.

43,8.

Защитить ученую степень.

37,9.

23,8.

23,1.

36,4.

Получить научное звание.

16,9.

9,6.

8,5.

20,0.

Получить назначение на более высокую научную должность.

10,0.

10,5.

7,0.

12,8.

Потребности нет.

31,5.

36,8.

24,0.

25,7.

В повышении квалификации и защите ученой степени прежде всего нуждаются исследователи НИИ, не имеющие ученой степени, и кандидаты наук; работающие в социально-гуманитарной, технической, медицинской отраслях наук, в основном в возрасте до 50 лет.

Ранее уже отмечалось, что карьерное движение исследователей порой затягивается на 15−20 лет. Основные причины отсутствия научной мобильности в академических НИИ: нет свободных должностей, недостаточно денег для оплаты труда по более высокой ставке, руководство учреждения не содействует повышению квалификации сотрудников, высокий возраст исследователей.

В случае расформирования учреждения, где сегодня работают исследователи и преподаватели, реализовать себя профессионально (трудоустроиться) за пределами учреждения сегодня могли бы 48,9% исследователей академических, 47,4% - отраслевых, 44,8% - вузовских НИИ, 38,3% преподавателей вузов. Большинство смогли бы трудоустроиться преподавателем вуза, но это только их предположение. В целом же гарантии трудоустройства исследователей и преподавателей в случае расформирования учреждения, где они сегодня работают, малы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой