Вузовские НИИ.
Социология науки и образования.
Экономические стимулы университетской науки
В качестве основных критериев карьерного роста исследователи вузовских НИИ называют увеличение оплаты труда и получение ученой степени. Ученая степень для них является гарантией продвижения по должности, роста заработной платы, стабильности в должности на работе (см. табл. 28). В повышении квалификации и защите ученой степени прежде всего нуждаются исследователи НИИ, не имеющие ученой степени… Читать ещё >
Вузовские НИИ. Социология науки и образования. Экономические стимулы университетской науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве основных критериев карьерного роста исследователи вузовских НИИ называют увеличение оплаты труда и получение ученой степени. Ученая степень для них является гарантией продвижения по должности, роста заработной платы, стабильности в должности на работе (см. табл. 28).
Таблица 28
Что подразумевают под карьерным ростом для себя лично исследователи вузовских НИИ, по возрастным группам, %.
Виды карьерного роста. | Возраст. | |||||
22−30 лет. | 31−40 лет. | 41−50 лет. | 51−60 лет. | 61−65 лет. | Старше 65 лет. | |
Продвижение по административной «лестнице». | 44,7. | 32,1. | 26,5. | 11,9. | 11Д. | 8,8. |
Приобретение более высокой ученой степени или научного звания. | 70,6. | 66,1. | 63,3. | 42,2. | 33,3. | 11,8. |
Постоянное увеличение оплаты за труд. | 58,8. | 59,6. | 52,0. | 47,7. | 41,7. | 35,3. |
Увеличение количества научных трудов и внедрений. | 40,0. | 39,4. | 40,8. | 44,0. | 22,2. | 35,3. |
Признание научных заслуг в России. | 28,2. | 22,9. | 23,5. | 33,0. | 30,6. | 35,3. |
Признание научных заслуг за рубежом. | 16,5. | 9,2. | 12,2. | 21,1. | 19,4. | 29,4. |
Карьерный рост не интересует. | 2,4. | 5,5. | 9,2. | 14,7. | 22,2. | 38,2. |
В вузовских НИИ исследователи-женщины достигают карьерного становления быстрее, чем исследователи-мужчины, в среднем — на 2,2 года (см. табл. 29).
Таблица 29
Промежуток времени от начала работы исследователей вузовских НИИ в науке и до достижения ими тех или иных результатов, по полу, лет.
Карьерные достижения. | Пол. | |
Мужской. | Женский. | |
Выполнение самостоятельной научной работы. | 10,1. | 7,4. |
Получение очередного, более высокого статуса научного работника. | 9,9. | 8,4. |
Назначение на должность руководителем автономной исследовательской группы. | 14,0. | 10,8. |
Написание первой высоко оцененной в научном мире работы. | 11,3. | 10,5. |
Первое изобретение высокой практической значимости. | 13,4. | 12,0. |
Первое внедрение изобретения в производство. | 13,9. | 12,6. |
Момент, когда посчитали, что труд оплачивается по справедливости. | 14,2. | 11,8. |
Когда решили, что никогда не уйдут из науки. | 12,1. | 8,0. |
В вузовских НИИ наиболее затяжным является карьерное продвижение исследователей в технической и естественнонаучной отраслях науки, наиболее динамичным — в социально-гуманитарной и медицинской (см. табл. 30). По направлениям науки чуть медленнее продвигается карьера у исследователей, занятых прикладными разработками (см. табл. 31).
Таблица 30
Средняя длительность карьерной самореализации исследователей вузовских НИИ, по отраслям науки, лет
Виды карьерного роста. | Отрасль науки. | ||||
Социально; гуманитарная. | Естественненаучная. | Техническая. | Медицинская. | Сель; скохо; зяй; ствен; ная. | |
Научное становление. | 8,1. | 7,7. | 10,9. | 7,3. | 9,8. |
Достижение научного признания. | 7,1. | 12,9. | 13,7. | 11,5. | 12,4. |
Достижение статуса руководителя. | 11Д. | 14,8. | 15,1. | 8,1. | 12,4. |
Достижение достойной оплаты труда. | 10,3. | 17,8. | 14,0. | 11,6. | 11,6. |
Таблица 31
Средняя длительность карьерной самореализации исследователей вузовских НИИ, по направлениям исследования, лет
Виды карьерного роста. | Направления исследования. | ||
Фундаментальные исследования. | Теоретикоприкладные исследования. | Прикладные разработки. | |
Научное становление. | 10,6. | 8,2. | 9,8. |
Достижение научного признания. | 11,6. | 11,9. | 14,3. |
Достижение статуса руководителя. | 13,9. | 12,2. | 13,4. |
Достижение достойной оплаты труда. | 12,6. | 12,8. | 14,5. |
В среднем 70% исследователей НИИ всех типов, а также преподавателей вузов в настоящее время ориентированы на научную мобильность, что проявляется в желании прежде всего повысить научную квалификацию и защитить ученую степень (см. табл. 32).
Таблица 32
Установки исследователей НИИ и преподавателей вузов на профессиональную мобильность, %.
Установки. | Исследователи академических НИИ. | Исследователи отраслевых НИИ. | Исследователи вузовских НИИ. | Преподаватели вузов. |
Повысить научную квалификацию. | 37,9. | 43,6. | 37,4. | 43,8. |
Защитить ученую степень. | 37,9. | 23,8. | 23,1. | 36,4. |
Получить научное звание. | 16,9. | 9,6. | 8,5. | 20,0. |
Получить назначение на более высокую научную должность. | 10,0. | 10,5. | 7,0. | 12,8. |
Потребности нет. | 31,5. | 36,8. | 24,0. | 25,7. |
В повышении квалификации и защите ученой степени прежде всего нуждаются исследователи НИИ, не имеющие ученой степени, и кандидаты наук; работающие в социально-гуманитарной, технической, медицинской отраслях наук, в основном в возрасте до 50 лет.
Ранее уже отмечалось, что карьерное движение исследователей порой затягивается на 15−20 лет. Основные причины отсутствия научной мобильности в академических НИИ: нет свободных должностей, недостаточно денег для оплаты труда по более высокой ставке, руководство учреждения не содействует повышению квалификации сотрудников, высокий возраст исследователей.
В случае расформирования учреждения, где сегодня работают исследователи и преподаватели, реализовать себя профессионально (трудоустроиться) за пределами учреждения сегодня могли бы 48,9% исследователей академических, 47,4% - отраслевых, 44,8% - вузовских НИИ, 38,3% преподавателей вузов. Большинство смогли бы трудоустроиться преподавателем вуза, но это только их предположение. В целом же гарантии трудоустройства исследователей и преподавателей в случае расформирования учреждения, где они сегодня работают, малы.