Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение сотрудников учреждений и органов в процессе исполнения уголовных наказаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более того, в п. 101 Порядка организации медицинской помощи указано, что больницы для осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями уголовно-исполнительной системы, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в учреждениях, и могут создаваться как самостоятельные учреждения… Читать ещё >

Правовое положение сотрудников учреждений и органов в процессе исполнения уголовных наказаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормативную основу правового положения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, составляют Конституция РФ, международные стандарты, относящиеся к деятельности должностных лиц в области исполнения наказаний1, законы[1][2], указы Президента РФ[3], постановления Правительства РФ[4] и иные нормативные правовые акты федерального уровня, в том числе межведомственные[5] и ведомственные[6], и другие акты, судебная практика[7], а также индивидуальный контракт о службе, например, в уголовно-исполнительной системе.

Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, до сих пор является недостаточно исследованным. Тем более что до сих пор при регулировании правового положения сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеются «белые пятна» и коллизии уголовно-исполнительного и иного законодательства[8].

Правовое положение сотрудников соответствующих учреждений и органов определяется совокупностью прав и обязанностей, возлагаемых на них при исполнении наказаний, регулируется в различных отраслях права. В этом заключается определенная сложность в регламентации тех или иных вопросов, которые прописаны в нормативных правовых актах различного уровня, нередко не имеющих друг к другу прямого отношения.

Деятельность сотрудников, связанная с исполнением уголовных наказаний, осуществлением исправительного воздействия на осужденных и т. п., регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. Взаимоотношения сотрудников во время прохождения службы, отношения подчинения, взаимодействие внутри соответствующего ведомства преимущественно регламентируются нормами административного права. Организация взаимодействия по вопросам исполнения уголовных наказаний с государственными органами, в том числе с судом и органами прокуратуры, и негосударственными организациями, например, с общественными наблюдательными комиссиями1, и возникающие в связи с этим права и обязанности сотрудников регулируются также уголовно-процессуальным и иным законодательством[9][10]. Следовательно, правовое положение сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеет межотраслевой характер.

Для достижения целей и решения задач, стоящих перед сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, населению вменено в обязанность выполнять их законные требования. Так, в ст. 19.3 КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению, в частности, сотрудника полиции, военнослужащего и сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

При определении правового положения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, значительную роль играют:

  • • ведомственная принадлежность сотрудников: Минобороны, МВД, ФССП ФСИН России и пр.;
  • • вид уголовного наказания, к исполнению которого привлекаются сотрудники: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и т. д.;
  • • вовлеченность в оказание исправительного воздействия в отношении осужденных путем: непосредственного контакта с осужденными (например, начальники отрядов исправительных учреждений) либо выполнения отдельных функций, не предусматривающих такого участия (в частности, сотрудники отделов охраны исправительных колоний);
  • • отношение к службе: сотрудники, имеющие специальные звания, либо вольнонаемный состав;
  • • вид исправительного учреждения: колония-поселение, лечебное исправительное учреждение, лечебно-профилактическое учреждение, тюрьма, или др.

Вышеуказанный перечень обстоятельств, безусловно, не является исчерпывающим, и может быть существенно расширен; в зависимости от них права и обязанности соответствующих должностных лиц сильно различаются.

В ближайшее время в деятельности ФСИН России возможны существенные изменения, обусловленные рядом факторов: введением в действие наказания в виде принудительных работ; усилением оперативно-розыскного обеспечения и технического контроля за поведением осужденных; развитием различных форм постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений; и т. п.

Рассмотрим отдельные вопросы правового положения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Правовое положение персонала уголовно-исполнительной системы определяется не только спецификой исполняемых уголовных наказаний, но и особенностями ее деятельности, материально-экономическими условиями функционирования учреждений, фактическим положением сотрудников в обществе, а также рядом иных факторов.

Работники уголовно-исполнительной системы имеют правовую и социальную защищенность.

Предусматривается ряд направлений их правовой защиты:

  • • сотрудники, а также члены их семей находятся под защитой государства;
  • • неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом;
  • • законные требования сотрудников обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами;
  • • никто, кроме соответствующих государственных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников;
  • • работники уголовно-исполнительной системы имеют гарантии личной безопасности, выражающейся в следующем: личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством РФ; в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы; сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; федеральный орган уголовноисполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовноисполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством РФ.

В области социальной поддержки работников уголовно-исполнительной системы предусматриваются: государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания; предоставление социальных гарантий персоналу; и пр.

Одной из составляющих правового положения сотрудников исправительных учреждениях является их ответственность.

Специфика службы в уголовно-исполнительной системе состоит в том, что дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и гражданская ответственность отдельных категорий работников регулируется специальными нормами права.

Так, уголовное законодательство не содержит специальной нормы в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудники исправительных учреждений являются представителями власти, поэтому могут привлекаться к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки, служебный подлог и другие преступления, предусмотренные в УК РФ.

При этом лица, имеющие специальные звания сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ниже, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1—5.26, 5.45—5.52, 5.56, 6.3, 7.29—7.32, 7.32.1, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7—17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1—18.4, ч. 21, 26 ст. 19.5, ст. 19.5.7, 19.7.2, ч. 5 ст. 19.8, ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и ч. 1 ст. 20.25 КоАП, сотрудники органов и учреждений уголовноисполнительной системы и иные лица, указанные в ч. 1 ст. 2.5 КоАП, несут административную ответственность на общих основаниях.

В содержании правового положения персонала исправительных учреждений выделяется общий правовой статус, т. е. совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей, которая присуща всем гражданам России, и специальный правовой статус: полномочия, непосредственно связанные с участием в уголовно-исполнительных правоотношениях и регулируемые уголовно-исполнительным правом; полномочия, возникающие по поводу прохождения службы, при осуществлении управленческой деятельности, при проведении мероприятий по охране здоровья персонала, решению социально-бытовых вопросов и т. д., регулируемые другими отраслями права.

Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы вытекают из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ), из содержания прав и обязанностей осужденных (гл. 2 УИК РФ) и образуют их специальный правовой статус. Они подразделяются на общие, связанные с исполнением уголовных наказаний, и профессионально-специальные, определяемые полномочиями в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность; и пр. Эти обязанности конкретизируются в уголовно-исполнительном и ином законодательстве.

Вместе с тем некоторые обязанности требуют конкретизации организационных аспектов их исполнения.

Так, обязанность сотрудников учреждений, исполняющих наказания, в виде обеспечения охраны здоровья осужденных корреспондирует праву осужденных, предусмотренном в ч. 6 ст. 12 УИК.

Медицинская помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и иными нормативными правовыми актами.

Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных функционируют различные виды медицинских заведений: лечебно-профилактические учреждения; лечебные исправительные учреждения; медицинские части. Медицинские части исправительных учреждений действуют как их структурные подразделения, а лечебные исправительные учреждения — как самостоятельные колонии, в которых оказывается специализированная помощь. Из ст. 101 УИК РФ вроде бы следует, что к лечебно-профилактическим учреждениям относятся больницы, специальные туберкулезные и психиатрические больницы, на основании чего можно предположить, что все они являются самостоятельными учреждениями.

Однако организационно-правовой статус, в первую очередь, лечебнопрофилактических учреждений уголовно-исполнительной системы четко не определен. Так, по мнению законодателя, лечебно-профилактические учреждения не являются исправительными учреждениями — они не указаны в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. Аналогичный вывод можно сделать и при анализе ст. 56 и 58 УК РФ. Более того, их нет в ст. 16 УИК РФ среди учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Представляется, что следует внести соответствующие изменения, в частности, в ст. 16 и 74 УИК РФ, для более четкого закрепления организационно-правового статуса лечебно-профилактического учреждения как исправительного учреждения. Однако серьезного внимания этому вопросу, в том числе в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, не уделяется.

В настоящее время подавляющая часть лечебно-профилактических учреждений не является самостоятельными учреждениями и функционирует при исправительных колониях, и даже при лечебных исправительных учреждениях; правом самостоятельного функционирования обладают межобластные больницы, в которые обычно направляются больные осужденные, в том числе из других субъектов РФ; наибольшее количество лечебно-профилактических учреждений является либо больницами общего профиля, либо туберкулезными больницами (при одновременной недостаточности психиатрических больниц). Таким образом, можно выделить два вида лечебно-профилактических учреждений: 1) функционирующие как самостоятельные учреждения и 2) действующие при исправительных учреждениях. Между тем на законодательном уровне подобное не определено и непонятно, чем же эти два вида лечебно-профилактических учреждений (кроме (не-) самостоятельности функционирования) отличаются друг от друга.

В отношении лечебно-профилактических учреждений, действующих при исправительных учреждениях, возникает дополнительная проблема их разграничения с медицинскими частями исправительных учреждений. На законодательном уровне ответа на данный вопрос также нет.

Между тем в п. 13 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом от 17.10.2005 Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 (далее — Порядок организации медицинской помощи), говорится, что для оказания медицинской помощи осужденным в учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением учреждения: исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.

Более того, в п. 101 Порядка организации медицинской помощи указано, что больницы для осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями уголовно-исполнительной системы, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в учреждениях, и могут создаваться как самостоятельные учреждения уголовно-исполнительной системы, так и в составе других учреждений уголовно-исполнительной системы (исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, следственного изолятора). По этой норме вышеуказанного приказа имеется несколько видов лечебно-профилактических учреждений: 1) лечебно-профилактические учреждения, функционирующие как самостоятельное учреждение; 2) как структурное подразделение лечебного исправительного учреждения (которое само по себе является лечебным); 3) как структурное подразделение иных исправительных учреждений. Чем они отличаются друг от друга в организации исполнения лишения свободы (осуществления исправительного воздействия в целом, применения отдельных средств исправления и пр., т. е. в правовом положении их сотрудников), также непонятно.

Между тем на законодательном уровне вообще не определяется организационно-правовой статус этих лечебных учреждений (подразделений). Это тем более странно с учетом того, что в ряде случаев закон конкретизирует деятельность отдельных подразделений (участков). Так, по ст. 74 УИК в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима (ч. 2), в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения (ч. 8), и т. д.

Таким образом, в настоящее время в уголовно-исполнительной системе действует разветвленная система лечебных учреждений и подразделений, не имеющая четкого правового статуса: 1) лечебные исправительные учреждения (действующие как самостоятельные учреждения); 2) лечебно-профилактические учреждения, функционирующие как самостоятельные учреждения; 3) больницы (лечебно-профилактические учреждения), функционирующие при лечебных исправительных учреждениях; 4) больницы (лечебно-профилактические учреждения), действующие при иных исправительных учреждениях; 5) медицинские части, функционирующие как структурные подразделения лечебных исправительных учреждениях; 6) медицинские части, действующие как структурные подразделения иных исправительных учреждений; 7) медицинские части, функционирующие как филиалы лечебно-профилактических учреждений. Неопределенность организационно-правового статуса лечебных заведений уголовно-исполнительной системы влияет таким же образом и на правовое положение их сотрудников.

Подобные нормативные недоработки имеются в других аспектах организации деятельности уголовно-исполнительной системы, что может негативно влиять на ее эффективность, в том числе в части достижения целей уголовно-исполнительного законодательства.

Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются и некоторые права: составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры; осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность; требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы; осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кинои видеосъемку и дактилоскопирование; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан; и пр.

Реализация отдельных прав сотрудников учреждений, исполняющих наказания, также может быть затруднена ввиду нормативных недоработок и организационных сложностей.

Во-первых, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы вправе осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, и применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

  • а) выговор;
  • б) дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;
  • в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
  • г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима — в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
  • д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
  • е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. Однако к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, не применяются взыскания в виде перевода в помещения камерного типа и единые помещения камерного типа.

Правом применения всех мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.

Вместе с тем применение некоторых из этих взысканий затруднено в лечебно-профилактических учреждениях.

Анализ ст. 115 УИК РФ предусматривает следующее: водворение осужденных в штрафной изолятор возможно только в исправительных колониях или тюрьмах; перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа или в одиночные камеры, разрешено лишь в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Однако, исходя из ст. 74 УИК РФ, лечебно-профилактические и лечебноисправительные учреждения не относятся ни к исправительным колониям, ни к исправительным учреждениям и лишь исполняют функции исправительных учреждений. Получается, что в лечебно-профилактических учреждениях согласно положениям УИК РФ применение этих взысканий не предусмотрено.

В ст. 115 УИК без «привязки» к виду учреждения также предусмотрен перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года, что, по всей видимости, подразумевает его осуществление и в лечебно-профилактических учреждениях.

В соответствии с п. 137 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, к осужденным, проходящим лечение в лечебнопрофилактических учреждениях, применяются предусмотренные УИК РФ меры взыскания, если они не противоречат медицинским показаниям.

При кажущейся логичности этого ведомственного положения, хотя и не соответствующего ст. 115 УИК РФ, обращает на себя внимание, что в лечебно-профилактических учреждениях содержатся тяжело больные осужденные и их помещение в дисциплинарном порядке в штрафной изолятор или в иные изоляционные помещения в ряде случаев невозможно по медицинским показаниям.

Во-вторых, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержание которой в исправительных учреждениях имеет ряд особенностей.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 84 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Однако задачи оперативно-розыскной деятельности, изложенные в Законе, несколько иные: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Однако порядок их проведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы иной. Так, в соответствии со ст. 91 УИК РФ получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя. Очевидно, что в местах лишения свободы нет необходимости в получении сотрудниками уголовно-исполнительной системы судебного решения при осуществлении контроля получаемой и отправляемой осужденными корреспонденции.

В-третьих, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы вправе производить уголовно-процессуальные действия. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (в том числе ФСИН России). Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами (ст. 157 УПК РФ).

Однако на практике начальник исправительного учреждения обычно делегирует их исполнение сотрудникам оперативного аппарата (также не специализирующихся на уголовно-процессуальных функциях), которые осуществляют необходимые процессуальные действия.

В-четвертых, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы могут применять физическую силу и использовать боевые приемы борьбы, специальные средства и оружие.

Однако основания их применения в нормативных правовых актах прописаны по-разному. Так, по ст. 86 УИК РФ применяются физическая сила, специальные средства и оружие в случаях: оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Однако в соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан; для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу; для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие: для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан; для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием; для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства; для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление; и в некоторых других случаях.

Таким образом, учитывая вышеизложенные проблемные аспекты (а на самом деле их гораздо больше), правовое положение сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в том числе содержание и реализация обязанностей и прав сотрудников уголовно-исполнительной системы, требует дальнейшего исследования и системной конкретизации в уголовно-исполнительном и ином законодательстве.

  • [1] См., например: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ;Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Минимальныестандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); и др.
  • [2] См.: УК РФ, УИК РФ, УПК РФ, Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «Об исполнительном производстве», «О полиции», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и пр.
  • [3] См., например: Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314.
  • [4] См.: Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»; и др.
  • [5] См., в частности: Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденныйприказом от 17.10.2005 Минздравсоцразвития России № 640 и Минюста России № 190.
  • [6] См., например: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295; Правила отбыванияуголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные приказом Минобороны России от 20.10.2016 № 680.
  • [7] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 «О судебнойпрактике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».
  • [8] См., например: Коллизии законодательства России (краткий научный комментарий): монография / А. П. Скиба и др.; под ред. А. А. Крымова. 2-е изд., испр. и доп. Рязань: Академия ФСИН России, 2016; Барабанов Н. П. у Казак И. Б. Теоретические, организационные и правовые основы деятельности персонала исправительного учреждения по предупреждению совершения противоправных действий осужденными, признанными злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания: монография. Псков: Изд-во Псков, юрид. ин-та ФСИН России, 2007; Пертли В. А. Правовое положение сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишениясвободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  • [9] См.: Общественный контроль за деятельностью мест принудительного содержания: теоретические вопросы совершенствования законодательства: монография /под ред. А. П. Скибы. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУФ РАНХиГС, 2015; СкибаА. 17., МосиенкоВ. 17. Институт общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания: монография / под науч. ред. А. Я. Гришко, Ю. А. Кашубы. Ростов н/Д: Ростов, гос. эконом, ун-т (РИНХ), 2012.
  • [10] См.: Крымов А. А. Участие администрации органов и учреждений уголовноисполнительной системы в стадии исполнения приговора: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015; Николюк В. В. Уголовно-исполнительное судопроизводствов СССР: дис… д-ра юрид. наук. М., 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой