Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Смежные права. 
Гражданское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вится предметом записи или трансляции в эфир, наслаждаться им могут только тс, кто приобрел билет на соответствующее представление, т. е. заплатил исполнителю непосредственно или через его агента (антрепренера). В таких условиях интересы исполнителя «не работать бесплатно» вполне обеспечиваются и без всяких смежных прав. Все меняется, когда исполнение становится возможным записывать… Читать ещё >

Смежные права. Гражданское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и виды (п. 837−839)

  • 837. Назначение смежных прав и их определение. Институт смежных прав предназначен для юридического приурочения к определенным лицам (правообладателям) таких результатов творческой деятельности, как
  • (1) исполнения и постановки; (2) фонограммы; (3) радиои телепередачи (программы); (4) базы данных и (5) публикации произведений, правомерно обнародованных после их перехода в общественное достояние, — посмертные публикации (п. 1 ст. 1303, н. 1 ст. 1304, ст. 1313, 1322, 1329, п. 1 ст. 1334, п. 1 ст. 1337 ГК). Все перечисленные объекты объединяет друг с другом их не вполне «чистое» творческое происхождение; в литературе можно даже встретить утверждение, согласно которому к результатам творческой (интеллектуальной) деятельности относятся только исполнения, а четыре оставшихся типа объектов смежных прав (фонограммы, программы, базы данных и посмертные публикации) — нет. Такой взгляд совершенно безосновательно отрицает творческий характер процессов записи фонограмм, создания радиои телепередач, наполнения баз данных, осуществления и оформления посмертных публикаций. Творчество необязательно предполагает искусство — вполне возможно и творчество в сфере применения технических приемов и навыков. В соответствии со сказанным смежные права — это исключительные права на оригинальные результаты творческой деятельности, соединенной с применением технических навыков, или (иначе) исключительные права на исполнения, фонограммы, телеи радиопередачи, базы данных и посмертные публикации произведений.
  • 837. Причины и условия постановки вопроса о смежных правах. Постановке вопроса о смежных правах человечество обязано австрийскому и итальянскому законам соответственно 1936 и 1941 гг. Таким образом, смежные права — один из самых молодых институтов не только для российской, но и общемировой юриспруденции. «Первой ласточкой» в этом смысле стали права исполнителей литературных, художественных и музыкальных произведений. Возникновение мысли об их охране было обусловлено (1) распространением в массе населения радио и (2) появлением доступных широким слоям механических и электронных устройств для воспроизведения звукозаписей (граммофонов, радиол, проигрывателей); ее практическое воплощение последовало с началом (3) телевизионного и (4) магнитофонного бума. Пока публичное исполнение не стано1

вится предметом записи или трансляции в эфир, наслаждаться им могут только тс, кто приобрел билет на соответствующее представление, т. е. заплатил исполнителю непосредственно или через его агента (антрепренера). В таких условиях интересы исполнителя «не работать бесплатно» вполне обеспечиваются и без всяких смежных прав. Все меняется, когда исполнение становится возможным записывать на материальные носители, фигурирующие в гражданском обороте наравне с обыкновенными вещами (грампластинки), а также передавать в эфир; она становится еще более угрожающей после того, как среди населения распространяется не только звуковоспроизводящая, но и звукозаписывающая аппаратура. Легко увидеть не просто сходство, но тождество социальных условий возникновения смежных прав с социальными условиями, которые в свое время привели к появлению прав авторских: распространение массовой культуры на новые сферы общественных отношений.

  • 838. Смежные права как предмет научной разработки и институт позитивного права. Вопросы о правовой охране «произведений исполнительского искусства», а также радиои телепередач поднимаются в нашей литературе в 1950;х гг., но разрешаются в смысле признания таких произведений объектами авторских прав; так, ч. 4 ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. признавала, что они принадлежат транслировавшим их вещательным организациям. Только в середине 1970;х гг. у нас появляются публикации, авторы которых подвергают сомнению основательность такой квалификации, первоначально лишь с точки зрения иностранного и международного нормативного материала (Ю. Г. Матвеев). Спустя еще 10 лет (в середине 1980;х гг.) печатается несколько статей, авторы которых (В. С. Мартемьянов, Л. А. Севастьянова) убедительно доказывают необходимость присмотреться и прислушаться к зарубежному опыту максимально внимательно. Итогом становятся ст. 141 — 143 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., впервые отделившие «права исполнителей, создателей звукои видеозаписей, а также организаций эфирного вещания» в особую категорию субъективных гражданских прав; тогда же появляется сам термин смежные права. Спустя два года этот институт с некоторыми изменениями имплементируется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», откуда в 2006 г. и переходит в ч. IV ГК РФ.
  • 8381. «Смежность» смежных прав. Почему смежные права называются «смежными»? С кем или чем они «смежны»? С авторскими правами, причем, сразу по нескольким параметрам. Во-первых, по своей генетике, или происхождению, — вне всякого сомнения, смежные права «выросли» из исключительного авторского права по его образу и подобию. Во-вторых, смежные права весьма близки к авторскому праву по своему содержанию — весьма основательно мнение, что всякое смежное право есть право авторское, только обуженное, причем, тем сильнее, чем больше технических навыков, профессионализма и мастерства требуется для создания его объекта. В-третьих, смежные права обыкновенно предстают перед нами как субъективные права, возникающие применительно к объекту известного субъективного авторского исключительного права и осуществляемые их обладателями вовсе не исключительно по своему усмотрению, а лишь

с согласия (разрешения) автора исполненного, записанного или переданного произведения. Наконец, смежные права, подобно авторским правам и вместе с ними выстраиваются в своеобразную иерархическую «лесенку» в вопросах своего возникновения и осуществления: первой ступенькой являются права исполнителя (ограниченные только правами автора исполняемого произведения), второй — производителя фонограммы (ограничиваемые уже правами не только автора, но и исполнителя), третьей — права вещательной организации (которые стеснены возможностями и автора, и исполнителя, и производителя фонограммы).

  • 8382. Функциональная связь авторских и смежных прав. Еще одним аспектом внешнего проявления «смежности» смежных прав является функциональная направленность той деятельности, результатом осуществления которой становится создание их объектов. Это — создание условий, обеспечивающих максимально точное раскрытие авторского замысла, заложенного в созданное им произведение, и его донесение до публики. Мало создать произведение, нужно еще и достучаться с ним до ума, донести его до сердец (душ) слушателей и зрителей. Особенно остро эта задача стоит в отношении музыкальных произведений — нотной грамотой и умением исполнять музыку владеют единичные представители народонаселения, а значит, музыкальное произведение, существующее в форме одной только нотной записи, никогда не станет достоянием массовой культуры. Сделать его таковым могут только исполнители, звукозаписывающие студии и вещательные организации. Без гениальных исполнителей гениальность многих произведений вряд ли была бы обнаружена; без мастерски записанных фонограмм, деятельности вещательных организаций, составителей баз данных и публикаторов — произведения не могли бы получить массового рас п ространения.
  • 8383. Внешнее (практическое) единство авторских и смежных прав.

В практическом отношении авторские и смежные права обыкновенно объединяются еще и тремя следующими факторами: во-первых, исключительные права обоих типов возникают безотносительно к своей государственной регистрации, во-вторых, выступают предметом коллективного управления, сводящегося в случае как с авторскими, так и со смежными правами к заключению лицензионных договоров и сбору вознаграждения за использование объектов таких прав, а в-третьих, нередко нарушаются одними и теми же действиями (так, каждый случай незаконного (контрафактного) тиражирования или распространения фонограммы нарушает, во-первых, смежные права ее производителя, во-вторых, смежные права исполнителя записанного произведения, в-третьих, права автора такого произведения).

  • 839. Виды смежных прав. В отличие от прежде действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, знавшего три вида смежных прав — права (1) исполнителей, (2) производителей фонограмм и (3) вещательных организаций, — действующий ГК добавляет к этому перечню еще два вида смежных прав — (4) изготовителей баз данных и (5) публикаторов посмертно обнародованных произведений. Итого — пять видов смежных прав, регулируемых нормами гл. 71 ГК, разбитой на шесть параграфов (общие положения (§ 1) и по одному параграфу (§ 2−6) (в перечисленной последовательности) на права каждого вида). Выделение этих видов смежных прав осуществляется, очевидно, по критерию их объектов. Исключительное смежное право на каждый из таких объектов обладает своим собственным содержанием, благодаря чему становится самостоятельным, уникальным. Сказанное вполне объясняет, почему мы говорим о «смежных правах» во множественном числе, в то время как об авторском праве — в единственном: исключительное авторское право содержательно одно и едино для всех своих объектов, в то время как понятие смежных прав является однородным, но не единым. Чем больше в том или ином объекте смежных прав техники и чем меньше собственно творчества — тем сильнее сужается их содержание.
  • 839[1]. Перспективы развития. Чем объясняется признание (или непризнание) тех или иных результатов творческой и технической деятельности объектами смежных прав?[1] Не следует ли ожидать в ближайшем будущем появления новых типов смежных прав, и если да — то в каких сферах (на какие объекты)? Вопрос о круге результатов человеческой деятельности, которые признаются или могут быть признаны в будущем объектами смежных прав, нужно решать исходя не только из свойств соответствующих объектов, источника их происхождения — творчества и (или) техники — и соотношения «долей» их присутствия в результате (из соображений возможности), но и принимая во внимание различного рода внешние факторы, главным из которых является вопрос о мере необходимости правового покровительства соответствующим отраслям бизнеса. Именно стремление к проведению государственной политики, направленной на правовую защиту отечественной звукозаписывающей индустрии, вещательных организаций, издателей, распространителей баз данных и публикаций, вполне предопределит положительный ответ на поставленный вопрос. Им же вполне предопределяется и вопрос о перспективах предоставления законодательной охраны иным результатам интеллектуальной деятельности в режиме смежных прав: ближайшими кандидатами на роль объектов смежных прав будут, очевидно, все ценности технико-творческого происхождения, производные от объектов авторских прав, которым «повезет» стать объектами массовой культуры и серьезных инвестиций.
  • [1] Известно, к примеру, что Основы 1991 г. ввели охрану прав на (1) исполнения, (2) звуко-и (3) видеозаписи, а также (4) на передачи в эфир. Буквально через два года Закон об авторском праве исключил из этого перечня видеозаписи, признав таковые объектами авторскихправ, но включил в него передачи (программы) кабельного вещания. Ну, а ГК дополнил этотперечень еще двумя позициями — базами данных и посмертными публикациями. Чем объяснить такое «непостоянство» во взглядах на круг объектов смежных прав?
  • [2] Известно, к примеру, что Основы 1991 г. ввели охрану прав на (1) исполнения, (2) звуко-и (3) видеозаписи, а также (4) на передачи в эфир. Буквально через два года Закон об авторском праве исключил из этого перечня видеозаписи, признав таковые объектами авторскихправ, но включил в него передачи (программы) кабельного вещания. Ну, а ГК дополнил этотперечень еще двумя позициями — базами данных и посмертными публикациями. Чем объяснить такое «непостоянство» во взглядах на круг объектов смежных прав?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой