Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы и виды acquis communautaire

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующая группа acquis сотрудничества формируется в рамках европейской политики соседства, в рамках которой также проводятся мероприятия по сближению законодательства соседствующих стран с правом ЕС, как правило, на основе «мягких» обязательств по гармонизации, что и является особенностью acquis соседства. Политика соседства на сегодняшний день юридически разделена на средиземноморское… Читать ещё >

Формы и виды acquis communautaire (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовые достижения Европейского Союза находят свое формальное выражение в различных источниках права ЕС:

  • — в учредительных документах и прецедентах Европейского суда в качестве «базовых» acquis, включающих основные принципы, цели и задачи ЕС, и «судебных» acquis;
  • — в нормативных актах ЕС в качестве «законодательных» acquis, обеспечивающих практические интеграционные мероприятия;
  • — в мягком праве ЕС, рекомендациях и заключениях Сообществ, а также «политическом» acquis Союза;
  • — в международных соглашениях Сообществ, а также государств-членов в сфере деятельности Союза.

Исторически сложилось, что acquis communautaire имеют внутреннее и внешнее измерение.

Для целей внутреннего измерения особую важность имеет понимание acquis communautaire как «фундаментальных» acquis, т. е. положений, закрепляющих основы конституционного строя ЕС, выраженных в целях, задачах и принципах объединения, а также ответственность за их нарушение.

Другую важнейшую группу для внутреннего измерения составляют «институциональные» acquis — нормы и принципы, закрепляющие административные основы ЕС, обеспечивающие механизм наделения властными полномочиями институтов ЕС и их реализации ими.

Третью группу составляют «отраслевые» acquis, формирующиеся в различных областях интеграции.

Так, первичное право упоминает о Шенгенских достижениях {Schengen acquis) в специальном Протоколе 1997 г., приложенном к Римскому и Маастрихтскому договорам, о них же говорится и в Актах относительно условий присоединения, подписанных в 2003 и 2005 гг. В официальных документах можно встретить также упоминания о «потребительских» и «экологических» acquis и т. д.

Интерес представляет наметившаяся тенденция индивидуализации (персонализации) acquis, которая заключается в изменении объема прав и обязанностей в зависимости от участия государства-члена в продвинутом сотрудничестве. Уже сегодня на основе положений об экономическом и валютном союзе и шенгенского права ввиду заложенного в них механизма «Европы нескольких скоростей» можно говорить о появлении «британских» acquis, «ирландских» acquis, «датских» acquis, «шведских» acquis и т. п. Вопрос заключается в том, можно ли говорить об индивидуализации acquis применительно не только к внутреннему измерению, но и к внешнему?

Несомненно, что все перечисленные виды правовых достижений Сообщества существуют и для внешнего измерения acquis. Вместе с тем внешнее измерение дает возможность для другой классификации acquis, связанной с характером отношений ЕС с третьими странами, что весьма важно.

Можно выделить две большие группы внешних acquis:

  • — acquis вступления;
  • — acquis сотрудничества.

Acquis вступления представляют собой некий правовой минимум достижений правовой интеграции, который государствакандидаты должны трансформировать в национальный правопорядок, чтобы соответствовать требованиям ст. 49 Договора о ЕС и дополнительным критериям для членства, установленным в ходе заседаний Европейского совета в середине 1990;х гг. (обычно именуемым «копенгагенскими» в честь заседания Европейского совета в Копенгагене в 1993 г.).

Сегодня имплементация acquis вступления актуальная для трех государств-кандидатов — Турции, Хорватии, Македонии. Еще несколько стран вслед за Хорватией и Македонией подписали соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, оформляющие подготовку к членству в Союзе, и дожидаются вступления их в силу: это Сербия, Босния и Герцеговина, Албания. Они также уже могут опираться в развитии своей законодательной базы на acquis вступления, обладая неформальным статусом «предкандидатов». Схожее соглашение разработано и между ЕС и Черногорией.

На общем фоне подготовки к членству в ЕС Западно-Балканских государств выделяются специфические отношения ЕС с Турцией. Турция подписала Соглашение об ассоциации с ЕС в 1963 г., статус государства-кандидата приобрела в 1999 г. С 1987 г. между Турцией и ЕС создан таможенный союз, Турция последовательно имплементирует acquis в свое законодательство на основе:

  • 1) мероприятий по подготовке к членству, которое затруднено по политическим обстоятельствам;
  • 2) норм, обусловливающих ассоциацию и таможенный союз, в формировании которых ведущую роль играет Совет ассоциации ЕС — Турция, обладающий нормотворческими полномочиями.

По нашему мнению, все это дает возможность говорить об индивидуализации acquis в отношении Турции, принимающих форму «турецких» acquis.

Другая группа внешних acquis — acquis сотрудничества — развивается в отношениях между ЕС и третьими странами, не являющимися кандидатами. Особую группу среди них занимают acquis ЕЭП (достижения ЕЭП), существующие на основе Соглашения 1992 г. между ЕС и странами ЕАСТ, входящими в ЕЭП: Норвегией, Исландией и Лихтенштейном. Европейское экономическое пространство подразумевает распространение норм и правил общего рынка на три указанные страны через механизм корреспондирующего законодательства и обеспечения гомогенности норм. Это самое тесное сближение законодательства, позволяющее создавать идентичное регулирование за пределами ЕС.

Еще одна страна — участник ЕАСТ, Швейцария, отказалась от участия в ЕЭП. Вместо этого отношения между ЕС и Швейцарией обусловливают семь двусторонних соглашений 1999 г., учреждающих режим «продвинутого билатерализма», во многом схожий с ЕЭП. Соответственно, Швейцария также воспринимает в своем законодательстве acquis communautaire в рамках, обусловленных двусторонними соглашениями. Это позволяет, по-нашему мнению, говорить об индивидуализации acquis в форме «швейцарских» acquis.

Следующая группа acquis сотрудничества формируется в рамках европейской политики соседства, в рамках которой также проводятся мероприятия по сближению законодательства соседствующих стран с правом ЕС, как правило, на основе «мягких» обязательств по гармонизации, что и является особенностью acquis соседства. Политика соседства на сегодняшний день юридически разделена на средиземноморское и восточноевропейское направления. В первом случае отношения определяют евросредиземноморские соглашения об ассоциации, во втором — соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что особое место «неучастия» занимает в этих процессах Россия, граничащая с ЕС. Это позволяет нам говорить о том, что вероятность индивидуализации acquis в этой сфере чрезвычайно высока. Поэтому вполне справедливо говорить о формировании «российских» acquis — acquis de la Russie, обусловленных спецификой отношений с Россией.

Кроме того, положения относительно гармонизации, о создании схожих правил на основе acquis communautaires включены в ряд соглашений о партнерстве, о сотрудничестве, о торговле, развитии и сотрудничестве и др., заключенных между ЕС и государствами других частей света.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите отличительные черты, характеризующие правовой статус ЕС как интеграционной организации.
  • 2. Из каких основных признаков, характеризующих сущность права ЕС, складывается определение этого понятия?
  • 3. Исходя из каких принципов и правил устанавливается соотношение права ЕС с национальным и международным правом?
  • 4. Какие виды принципов существуют в праве ЕС?
  • 5. Перечислите источники норм нрава ЕС.
  • 6. Какова иерархия источников права ЕС?
  • 7. Раскройте специфику первичного права ЕС.
  • 8. Какую роль в развитии и применении права ЕС играет судебная практика Суда ЕС?
  • 9. Что представляет собой система права ЕС?
  • 10. Синонимичны ли понятия «право Европейского Союза» и «европейское право»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой