Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет диагностики характера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет индивидуальные различия. То есть в структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Ряд личностных черт также играет значительную роль… Читать ещё >

Предмет диагностики характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория «личность» является одной из центральных в психологической науке, а изучение личностных особенностей — важнейшей практической задачей психологической диагностики. Систематизация знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую, т. е фазу организованных наблюдений и вербальных теорий, и экспериментальную, т. е фазу опытного подтверждения и измерения.

Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный, или описательный, характер клинико-психологического метода исследования. Исследование бывает двумерным и многомерным. Двумерный эксперимент предполагает выявление зависимой и независимой переменных, а в многомерном эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые признаки. Этот подход в психологии позволил просто и ясно связать многомерные глубинные личностные переменные с поведением и деятельностью человека.

По свидетельству целой плеяды ученых, в настоящее время не существует единого общепринятого мнения в отношении структуры личности. Да и контуры научной теории личности относительно четко наметились только в последнее столетие именно благодаря развитию многомерных методов изучения личности. Многомерные измерения и системный подход в психологии позволили сформулировать ряд центральных психологических концепций, с помощью которых стало возможным проведение направленных исследований проблем формирования личности, характера, транскультуральных различий, успешности деятельности и многих других.

Получение информации о личности при многомерном исследовании, как правило, исходит из трех различных методических подходов. К ним можно отнести наблюдение, различные вопросники и методы самооценки, а также объективные тесты. Данные методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому в экспериментальных исследованиях они должны использоваться комплексно, дополняя друг друга.

Наблюдение позволяет получить убедительные данные о личности путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Например, регистрируется, сколько раз человек нарушал социально установленные требования, сколько раз посещал врача, каковы его успехи в определенной деятельности, насколько он конфликтен, и т. д., т. е. наблюдение осуществляется относительно неких социальных констант.

В многомерном психологическом исследовании данный метод обычно используется в двух случаях: 1) для получения так называемого внешнего критерия, относительно которого определяется достоверность результатов, полученных с помощью других методов; 2) для оценки особенностей поведения человека в процессе непосредственного контакта с психологом в рамках тестирования, отбора, консультации и пр.

Для реализации данного метода прибегают к сбору и анализу оценок экспертов — людей, которые относительно хорошо знают обследуемых по работе или в личном плане. Как правило, для получения объективных результатов обращаются не к одному, а к группе экспертов. Во многих методических документах, регламентирующих психологические исследования (например, отбор персонала), указывается, что оптимальное количество экспертов должно составлять десять человек. Это очень жесткое условие, и поэтому реально практикующий психолог, исходя из конкретной обстановки, вполне может сократить данное число до возможно необходимого.

Наиболее распространенным способом является изучение личности с помощью опросников и методов самооценки. Их популярность объясняется, во-первых, доступностью данного метода и, во-вторых, возможностью обследовать одновременно значительное количество людей. В настоящее время существует огромное количество опросников и всевозможных анкет. Все их можно подразделить на однофакторные, осуществляющие измерение одного психологического признака или качества, и многофакторные. В основу многофакторных опросников, как правило, положено какое-либо теоретическое предположение о существовании определенной личностной структуры. Так, опросник Г. Айзенка базируется на предположении о том, что основу структуры личности составляют два базовых свойства личности: экстраверсия — интроверсия и нейротизм — эмоциональная стабильность, а тест Р. Кеттелла — на предположении о структуре личности, состоящей из 16 первичных психологических признаков.

Объективные тесты — это относительно новое методологическое направление в изучении структуры личности. Их суть состоит в объективном измерении вербального и невербального, социального и индивидуального поводени я человека без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Для этого используют различные аппаратурные, игровые, тренажерные методики или создают экспериментальную ситуацию, приближенную к той или иной ситуации реальной деятельности.

В психологии личности и в психодиагностике существуют по крайней мере два основных методологических подхода к исследованию индивидуальных различий. Первый характеризуется выделением отдельных личностных или характерологических черт, второй — типологическим представлением о характере человека.

Первый подход основан на взглядах В. Штерна, оформленных в так называемую теорию черт. В рамках этой очень живучей психологической концепции существует множество определений данного феномена — психологической черты. Мы коснемся лишь некоторых из них. Подробнее с данными гипотезами можно познакомиться в материале А. Г. Шмелева1.

Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда философы стали обсуждать элементы разума человека. Они, как писал Г. И. Россолимо в 1910 г., представляют личность несколько механистически, в виде неких параметров, именуя характер человека психологическим профилем личности. По определению А. Аиастази, психологическую черту вообще «можно рассматривать как категорию, с помощью которой возможно упорядоченно описывать поведение индивидов»[1][2].

Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет индивидуальные различия. То есть в структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Ряд личностных черт также играет значительную роль и относительно часто проявляется в поведении. И наконец, есть черты или качества личности, проявляющиеся только в определенных ситуациях, — ситуативные качества.

Таким образом, структура личности представляется в виде некой иерархии характерологических черт (рис. 4.1).

Гипотетическая структура личности в теории черт.

Рис. 4.1. Гипотетическая структура личности в теории черт.

В рамках данной парадигмы существуют и другие представления о психологии личности. В. С. Мерлин (1977), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Небылицын (1966) и другие указывают на универсальные, или базисные, черты, которые описываются в функциональных понятиях свойств темперамента. Такое глубинное представление черт дает возможность прогнозировать поведение индивида в широком классе возможных ситуаций.

Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные. Общие черты отражают социальную, групповую или культурную унаследованность человеком в рамках воспитания, обучения и в ходе его трудовой деятельности (Н. Д. Левитов, 1969; Б. Г. Ананьев, 1980), а индивидуальные — только личный, уникальный опыт конкретного субъекта (А. Н. Леонтьев, 1975).

Л. Д. Кудряшова (1983)[3] указывает, что сами качества в оптимальном сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру, т. е. личностная черта сама, но себе уже есть бинарная система. Психологическая черта, или качество, имеет два полюса и строится по принципу полярных шкал. Более того, целостность личности предполагает сбалансированное развитие обоих полюсов. Недоразвитие или отсутствие какого-либо полюса качества может привести к деформации или разрушению самой личности.

В. В. Столиным сформулировано определение психологической черты: «Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции»[4]. Структура личности в рамках такой трактовки теории черт представляет собой трехуровневую иерархическую схему специфики черт:

  • 1) конституциональные черты — обусловленные наследственностью свойства нервной системы и организма, которые не могут быть полностью компенсируемы и поэтому ограничивают поведение человека в определенных ситуациях;
  • 2) индивидные черты — усвоенные под влиянием социальной среды нормы поведения человека, которые связаны с ценностями и смысловой сферой субъекта и могут изменяться и компенсироваться в определенных социальных и культурных условиях;
  • 3) личностные черты — психологические качества человека, обусловленные его уникальной жизненной ситуацией, уровнем его самоанализа, самосознания и возможностями самовоспитания.

С точки зрения методических особенностей замечено, что в профессиональной психодиагностике присутствуют так называемые радикальный и ситуационный методы исследования психологических черт. Радикальный метод предполагает видение диагноза психических особенностей человека как отражение доминирующих и часто проявляющихся в поведении и поступках индивида личностных качеств. Ситуационный метод представляет собой оценку степени развития различных, иногда противоречивых, сторон психики, тем самым предполагая, что чем богаче палитра характерологических качеств, тем успешнее человек будет действовать в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях.

В рамках системного подхода существует представление о структуре личностных черт индивида в виде бинарной системы, в составе которой присутствуют полярные качества. Эти черты не должны быть чрезмерно развиты или недоразвиты, чтобы не разрушить личность (рис. 4.2).

Структура личности по Л. Кудряшовой.

Рис. 4.2. Структура личности по Л. Кудряшовой.

При втором, типологическом, подходе исследователи исходят из постулата о том, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. В этом случае человека по определенным признакам с определенным уровнем вероятности относят к определенному характерологическому типу и затем уже наделяют его характерными признаками типа (рис. 4.3).

Гипотетическая схема типологического подхода к анализу личности (5-субъект).

Рис. 4.3. Гипотетическая схема типологического подхода к анализу личности (5-субъект).

Личностные типы — понятие если не статистическое, то в какой-то мере искусственное. Во-первых, тип формируется относительно социальной нормы в виде группового субъекта, или эталона. Во-вторых, типовые представители группы могут отличаться друг от друга. То есть тип — понятие относительное. Внутри него субъекты не абсолютно идентичны, они только похожи друг на друга. Одни очень похожи, другие — меньше, третьи — слегка.

Таким образом, можно констатировать, что оба методологических подхода (типологический и теория черт) предназначены для формирования понятийного аппарата, позволяющего систематизировать информацию об индивидуальных различиях людей. Первый подход основан на объединении тесно связанных психологических признаков в определенные группы (факторы), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт (факторов) определяет размерность личностного пространства, а степень их выраженности — индивидуальные различия между людьми. Типология же объединяет не психологические признаки, а непосредственно индивидов, схожих по своим личностным особенностям. В данном случае в качестве обобщающего понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается в описании его типичного или усредненного представителя.

К наиболее распространенным методам, реализующим первый подход, относятся:

  • 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, при помощи которого исследуются социально обусловленные черты характера;
  • — личностный опросник Г. Айзенка, основанный на воззрениях И. П. Павлова и К. Юнга и являющийся средством исследования базисных, конституциональных черт личности;
  • — тест-опросник Я. Стреляу, исходящий из концепции Павлова — Теплова и направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, торможения и подвижности;
  • — шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и др.

В рамках типологического подхода широкое применение получили:

  • — Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРГ), разработанный С. Хаттуэйем и Дж. Маккинли;
  • — методика исследования акцентуаций характера К. Леонгарда и X. Шмишека;
  • — опросник А. Личко;
  • — методика локуса контроля Дж. Роттора и др.

Об этих и некоторых иных методах исследования характерологии личности и пойдет речь в следующем параграфе.

  • [1] Общая психодиагностика / иод рсд. А. А. Бодалева, В. В. Столина.СПб.: Речь, 2002. С. 158—190.
  • [2] Лнастази Л. Дифференциальная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  • [3] Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. С. 63.
  • [4] Бодалев А. А., Столиц В. В. Общая психодиагностика: учебник. М.:Речь, 2006. С. 159.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой