Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информатизация как информационный процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, процесс проектирования и построения информационных систем должен иметь научные и социально-экономические основания. Научные основания включают фундаментальные и прикладные научно-технические знания о создании и эксплуатации информационно-технологических систем. Социально-экономические основания связаны с существующими задачами по формированию информационного общества и потребностями… Читать ещё >

Информатизация как информационный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая из форм существования информации динамична по своей сути.

Информация очень тесно связана с материальными и нематериальными объектами и явлениями действительности, поскольку в ходе их развития и возникает реальный процесс отражения этого развития, т. е. информационный процесс.

В реальной жизни информационный процесс многообразен так же, как и сама действительность, отражаемая в информации.

Процесс как совокупность реальных действий человека с определенной целью предполагает строгую их последовательность. Обычно он состоит из совокупности этапов для достижения цели. Управленческий процесс, например, связан с выбором цели, определением средств и способов ее достижения. Как правило, управленческая цель достигается с разработкой, принятием и реализацией управленческого решения. Судебный процесс также состоит из совокупности стадий и циклов.

Информационный процесс также предполагает какуюто последовательность действий, связанных с достижением главной информационной цели — удовлетворением информационных потребностей. Следовательно, в зависимости от видов и форм информационных потребностей процесс их достижения распадается на совокупность реальных информационных действий, составляющих жизненные стадии и циклы развития информационных объектов и явлений.

Как правило, процесс удовлетворения информационных потребностей проходит организованно, т. е. предполагает целенаправленность действий, связанных с выбором информационного объекта, который удовлетворяет человека по своим качественным признакам. Это в свою очередь предполагает его поиск и обработку, сохранение его в нужных параметрах от повреждения или искажения. Далее, выбранный и сохраненный информационный объект, может быть, потребуется передать другому пользователю. Наконец, конечным потребителем использовать по своему назначению.

Информационный процесс вполне можно представить как организованную совокупность последовательных действий, связанных с удовлетворением информационных потребностей.

Говоря об информационном процессе, предполагается «технологическая цепочка действий», связанных с той или иной формой информационной потребности. Однако это не всегда строго обязательная последовательность всех названных форм, некоторые из них могут существовать отдельно: сбор и использование; сбор и накопление; сбор и хранение; сбор и обработка; сбор, обработка, хранение и передача; сбор, обработка, хранение, передача, защита и использование.

В информатике принято говорить не просто об информационных процессах, но о целенаправленной реализации интересов субъектов государственной и общественной жизни либо общественного производства.

В качестве субъектов всегда выступают человек, гражданин, личность, общество в целом и отдельные их институты. Субъектом может быть также общественный коллектив (хозяйственные организации) либо государство, а также их представители (органы либо организации).

В зависимости от сложности информационного интереса личности, общества и государства могут быть более сложные формы реализации такого интереса в информационной сфере либо, наоборот, более простые.

Информационные действия и информационные процессы обычно возникают по поводу удовлетворения информационных потребностей упомянутых субъектов. Таким образом, в качестве потребностей выступают какие-либо материальные либо нематериальные объекты информационной действительности или объекты права.

Информатизация — объективная закономерность развития общества, необходимое условие его движения вперед, это всеобщий и неизбежный период развития цивилизации (3, 3−4).

Как уже упоминалось, центральным элементом информационной действительности является информационный ресурс как совокупность и содержательная часть удовлетворения потребностей. Это — ключевая информационная субстанция. Информационные интересы — это потребности, связанные с удовлетворением информационных желаний в ходе человеческой деятельности, их принято называть информационными потребностями.

Поиск и обнаружение нужной информации, ее обработка и надежная сохранность, а также умелое использование входит в основу человеческой деятельности. Сегодня для того, чтобы хорошо ориентироваться в жизни, участвовать в производственной или управленческой деятельности, надо быть информированным, а для этого необходимо создать условия и совершить целый ряд действий, направленных на поиск, сбор, создание, хранение, накопление, обработку, передачу, защиту и использование информации.

Названные действия и условия связаны прежде всего с финансовыми возможностями и приобретением компьютерной техники и программных продуктов. Но и этого мало. Чтобы получать и передавать информацию на большие расстояния, необходимо подключиться к каналам связи и настроить их. Кроме того, необходимо и обучиться навыкам работы со сложной техникой. Формирование этих и других условий принято называть организованным процессом создания условий удовлетворения информационных потребностей.

Признак «организованный процесс» объединяет всю деятельность, связанную с планированием и проектированием информационной деятельности, приобретением компьютерной техники, технологий и телекоммуникационных систем, организацией формирования информационных ресурсов и информационных рынков, а также с подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров для обслуживания информационной сферы. Например, разработка и принятие государственных программ в части информационного обеспечения продолжались в течение нескольких лет, поскольку необходимо было не только разработать технические параметры, но и произвести финансовые расчеты всех программных работ. Иначе говоря, информатизация — это управляемый процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей.

Этот процесс может быть организован государством, тогда он будет являться государственной информатизацией, а если он организован и управляется на уровне корпорации, то соответственно — корпоративной информатизацией.

Удовлетворение информационных интересов (потребностей) — процесс сложный и достаточно длительный. Он включает в себя не только действия по планированию и созданию оптимальных организационно-технических и правовых предпосылок удовлетворения информационных интересов, но и условий непосредственного осуществления потребностей, т. е. потребления информационных ресурсов.

Кроме того, процесс проектирования и построения информационных систем должен иметь научные и социально-экономические основания. Научные основания включают фундаментальные и прикладные научно-технические знания о создании и эксплуатации информационно-технологических систем. Социально-экономические основания связаны с существующими задачами по формированию информационного общества и потребностями всех его субъектов (личности, общества и государства) на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Следовательно, организованный научный и социальноэкономический процесс создания условий потребления информации и также организованный процесс непосредственного употребления информационных ресурсов составляет содержание специализированной деятельности субъектов информационной сферы человеческой деятельности, которую принято называть информатизацией.

Таким образом, информатизация — это научно-технически и социально-экономически организованный процесс удовлетворения информационных потребностей на основе использования компьютерной техники, современных телекоммуникационных систем и информационных технологий.

Первый этап отечественной информатизации начался в 1990;х гг. вместе с компьютеризацией банковского сектора экономики, затем этот процесс охватил сферы государственного управления, образования, здравоохранения и др. На данном этапе только начинали создаваться информационные системы, в отдельных случаях принимались государственные программы на уровне субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область, Татарстан и др.), разрабатывались муниципальные решения в области информатизации крупных городов.

Второй этап информатизации почти совпал с началом нового века. В 2002 г. была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализация которой была рассчитана до конца 2012 г. В сентябре 2004 г. была разработана Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р (далее — Концепция (44)). Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.

В июле 2006 г. было принято решение о введении единых правил информатизации в субъектах РФ, в связи с чем Правительство РФ утвердило Концепцию региональной информатизации (45) и определило основные положения современной государственной политики в области организации процесса удовлетворения информационных потребностей органов исполнительной власти в регионах и информационным обеспечением социально-экономического развития территорий.

Третий этан информатизации берет свое начало с принятия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, целью которой является значительное повышение качества жизни в России, основным источником которого является использование ИКТ в основных секторах экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры.

В 2008 г. была принята Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г. (46). Основной целью Концепции электронного правительства является переход на автоматизированную форму деятельности всех государственных органов и муниципальных органов управления, а также перевод всех публичных услуг в электронную форму. Эта концепция преобразовывает российскую действительность путем перехода на И КТ. Достаточно сказать, что административная реформа и борьба с коррупцией также приобретают новое качественное состояние в связи с переходом государственной деятельности на И КТ.

Дальнейшее развитие в настоящее время получили государственные автоматизированные системы управления и правосудия. В соответствие с планами перехода на электронные формы деятельности государственных систем управления социально-экономическим развитием страны к 2015—2018 гг. качество жизни действительно должно измениться.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой