Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель Пьера Бурдье (социологическая)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бурдье изучает, как мнение социальных классов распределяется по разным политически отмеченным газетам и журналам. При этом он отвергает жесткую привязку «читатель — газета». Газета предстает как многоцелевой продукт, предоставляющий местные и международные новости, рассказывающий о спорте и т. п., что может быть независимым от конкретных политических интересов. При этом доминирующий класс… Читать ещё >

Модель Пьера Бурдье (социологическая) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

П. Бурдье более других отдален от собственно вербальной коммуникации. Он скорее описывает контекст, который в результате предопределяет те или иные виды символических действий. Этот контекст получает у него имя габитус.

Бурдье изучает, как мнение социальных классов распределяется по разным политически отмеченным газетам и журналам. При этом он отвергает жесткую привязку «читатель — газета». Газета предстает как многоцелевой продукт, предоставляющий местные и международные новости, рассказывающий о спорте и т. п., что может быть независимым от конкретных политических интересов. При этом доминирующий класс обладает частным интересом к общим проблемам, поскольку обладает личностным знанием персоналий этого процесса (министров и т. д.).

Особое внимание Бурдье уделяет процессам номинации, видя в них проявление властных функций. Он также связывает напрямую власть и слово.

Таким образом, перед нами проходит вариант политической коммуникации, осуществляемой в символической плоскости. При этом коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализоваться представителям власти и политикам.

Модель Поля Грайса (прагматическая)

Данная проблематика возникла, когда философы, а не лингвисты обратились к анализу более сложных вариантов человеческого общения. К примеру, почему в ответ на вопрос: «Не могли бы вы открыть дверь?», мы не скажем «да» и продолжим дальше сидеть, а почему-то встаем и идем открывать дверь. Что заставляет нас воспринимать данный вопрос не как вопрос, а как косвенно высказанную просьбу?

Ряд своих постулатов Грайс назвал «кооперативный принцип»: «Делайте ваш вклад в разговор таким, как это требуется на данной стадии в соответствии с принятой целью или направлением беседы, в которой вы принимаете участие». Это общее требование реализуется в рамках категорий «количество», «качество», «отношение» и «способ» .

Категория " количество" реализуется в рамках таких постулатов:

— Делайте ваш вклад столь информативным, насколько это требуется;

Не делайте своего вклада более информативным, чем нужно.

Например, когда вы забиваете гвозди и просите четыре гвоздя, то предполагается, что в ответ вы получите именно четыре гвоздя, а не два или шесть.

Категория " качество" требует говорить правду:

  • — Не говорите того, что вы считаете ложью;
  • — Не говорите того, для подтверждения чего у вас нет достаточных доказательств.

Категория " отношение" требует быть релевантным. Например, при приготовлении пирога на каждом этапе требуется тот или иной ингредиент, он не нужен раньше или позже, хотя в принципе нужен.

Категория " способ" требует быть ясным и попятным, избегая двусмысленности, длиннот и т. д.

Модель Петра Ершова (театральная)

П. Ершов наряду с другими авторами также предложил определенную аксиоматику коммуникативного поля, но для чисто прикладных целей — театрального искусства. Основная дихотомия, в рамках которой он строит свой анализ, это противопоставление «сильного» и «слабого» .

В целом у Ершова вырисовался интересный набор правил коммуникативного поведения, учитывающий такие контексты, как «сильный/слабый», «борьба», «друг/враг» и пр. Каждое изменение контекста у него влечет за собой изменение коммуникативного поведения.

Модель Александра Пятигорского (текстовая)

Каждый текст создается в определенной коммуникативной ситуации связи автора с другими лицами. Он прослеживает взаимодействие категорий пространства и времени с текстом.

Текст в исследовании Пятигорского характеризуется такими аспектами:

  • • текст как факт объективизации сознания;
  • • текст как интенция быть посланным и принятым, это текст как сигнал;
  • • текст как «нечто существующее только в восприятии, чтении и понимании тех, кто уже принял его», отсюда следует, что ни один текст не существует без другого, у текста есть важная способность порождать другие тексты.

Сюжет и ситуация рассматриваются Пятигорским как два универсальных способа описания текста. Само же понимание мифа строится им на базе понятия знания. Мифологическое рассматривается в трех аспектах: типологическом, топологическом и модальном.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой