Внимание (аттенционные процессы)
Мышление (мыслительный процесс) есть «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности», 1 «процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты». В процессе мышления человек вступает в новые… Читать ещё >
Внимание (аттенционные процессы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из определений внимания в психологии является его понимание как сосредоточенности деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)1.
Процесс внимания занимает особое место среди психических явлений. По оценке Л. М. Веккера[1][2], это сквозной процесс, который не является отдельным психическим процессом, а определенная сторона психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
П. Я. Гальперин отмечает, что «вопрос о «природе» внимания до сих пор остается одним из самых «темных вопросов психологии»1 и связывает функцию внимания с мышлением. В частности, наряду со значением в виде «чистого акта внимания» как сторону «умственного действия»[3][4].
Так как понятие «внимание» неопределенно, в экспериментальной психологии отсутствуют четкие классификации видов внимания. Тем не менее факты экспериментальной и клинической психологии достаточно прозрачно выявляют связь процессов внимания не только с познавательными и эмоционально-волевыми функциями, но и с уровнем организации личности в целом. Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности.
Относительно объекта психической активности выделяются сенсорно-перцептивный, интеллектуальный, двигательный и эмоциональный виды внимания. По основанию от активности личности определяются непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание обусловлено физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.) и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то речь идет о произвольном внимании. Послепроизвольное внимание предполагает сознательное выполнение какой-либо задачи, сопровождается поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий. По направленности внимание можно разделить на внешненаправленное (перцептивное) и внутреннее (собственные ощущения, мысли и переживания).
Внимание характеризуется рядом свойств (признаков, показателей):
— сосредоточенность, концентрированность — отвлечение от всего внешне-постороннего, торможение побочной деятельности, и интенсивность — основа «помехоустойчивости» внимания. Эти характеристики представляются двумя сторонами одного свойства: концентрированности (избирательность внимания) и интенсивности (степени выраженности направленности и сосредоточенности)1;
объем внимания — число объектов внимания при одновременном их восприятии. Объем внимания иногда рассматривается как показатель его концентрированности;
— распределение внимания — это свойство, обусловливающее возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности (или нескольких действий);
переключение (гибкость) внимания — способность быстро выходить из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям[5][6] (переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой). Показателями продуктивности переключения внимания являются время переключения, объем работы в единицу времени, точность переключения;
устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте, явлении, действии, деятельности;
оперативная подвижность — специфическая динамика внимания (быстрота ориентировки в изменяющихся условиях), предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения[7].
Возможно рассмотрение внимания и как процесса (стороны какого-либо психического процесса: перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (состояние сосредоточенности), и как свойства личности (внимательность).
Перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является искусственным. Системный подход к изучению внимания предусматривает использование методик смежных с психологией наук.
В качестве наиболее популярного инструмента диагностики различных свойств внимания применяют метод корректурной пробы[8].
Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, слогов, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задачей испытуемого является обнаружение определенного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.
Показателями точности концентрирования (избирательности) внимания служат коэффициент точности выполнения задания (по формуле Уиппла[9]) и время (Г, с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула.
К тестам «Корректурная проба» относятся методика «Выявления слов», корректурная проба Бурдона и методика «Отыскание чисел».
Целью первого из тестов является определение характеристик избирательности внимания испытуемых. Занятие строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Испытуемый должен, последовательно просматривая строки букв, обнаружить скрытые в них в случайном порядке слова (24 существительных в именительном падеже единственного числа).
В инструкции сказано: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых помещены сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой».
В результате анализа индивидуальных данных осуществляется сопоставление их со среднегруиповыми результатами и делается вывод об индивидуальных особенностях избирательности внимания испытуемых.
Исследования устойчивости и концентрации внимания необходимо проводить в динамике. Их осуществление вызвано потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Измерение устойчивости и концентрации внимания производится при помощи корректурной пробы Бурдона и методики «Отыскание чисел» (Приложение 24).
Мышление (мыслительный процесс) есть «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности»,1 «процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты»[10][11]. В процессе мышления человек вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы «вычерпывается» новое содержание[12].
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное действие, в котором выделяется ряд мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказывание, оценивание, понимание, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, возникающая при необходимости выявления наиболее рациональных способов достижения цели. Проблемная ситуация определяет фазовый характер мыслительных процессов.
К фазам мыслительных процессов отнесены:
- 1) возникновение проблемы — осознание того, что объем знаний недостаточен для достижения намеченной цели;
- 2) анализ проблемной ситуации — анализ имеющейся информации и формирование структуры цели;
- 3) генерирование гипотез о способах достижения намеченной цели — продуцирование новой информацию в виде гипотез, методов решения и т.н.;
- 4) проверка гипотез — контроль, оценка и проверка ценности выдвинутых гипотез и методов решения.
Конечно, не все из перечисленных фаз всегда и в указанной последовательности можно зарегистрировать в экспериментальном исследовании. При решении задач нроблемного характера действуют факторы, препятствующие правильному решению задач (наиболее существенным — ригидность мышления, т. е. установка на определенный способ решения задач). Система правил, которые сознательно, а иногда неосознанно, применяет субъект при решении задач, называется стратегией решения проблемы. Многие методики диагностики мышления и предназначены для выявления специфики стратегий решения задач.
В традиционной классификации мышления выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
В рамках наглядно-действенного мышления выявляются свойства предметов и явлений, наиболее близких к восприятию, но скрытых от непосредственного восприятия. К основным признакам наглядно-действенного мышления относятся: оперирование непосредственно воспринимаемыми явлениями и их связями, прямое манипулирование явлениями1, практические действия в процессе решения задач[13][14].
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на материале образов. Основную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. «Визуальное» мышление[15] — это мышление зрительными образами при опоре на различные сенсорные системы, в процессе которого «оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой, но отношению к объектам восприятия»[16]. К виду образного мышления относится пространственное мышление, обеспечивающее создание пространственных образов и оперирование ими в процессе преобразующей деятельности решения задач. В образном мышлении слова используются в качестве средства выражения выполненных в образах преобразований.
Словесно-логическое мышление функционирует в абстрактной вербальной форме и осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
По соотношению с практикой выделяются практическое (эмпирическое) мышление, совершающееся в практической деятельности человека и направленное на решение конкретных задач, и теоретическое, связанное с выработкой общих закономерностей, «отражающее внутренние связи объектов и законы их движения»1. Однако, как отмечал Б. М. Теплов, «интеллект у человека един и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том или другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом мышлении»[17][18].
В зарубежной психологии также рассматривается и эмоциональное мышление, в качестве специфического вида мышления, вызываемое побуждениями чувств и включающее аффективное (эстетическое и религиозное) и волевое мышление[19]. В психологической литературе употребляется специфический вид мышления — техническое, которое, в свою очередь, имеет трехкомпонентную понятийно-образно-действенную структуру[20].
В качестве свойств (диагностических показателей) мышления, характеризующих особенности и продуктивность умственной деятельности, выделяются:
- — гибкость (подвижность) мыслительных процессов — степень изменения аспектов рассмотрения явлений, их свойств и отношений (по В. Хасдорфу), степень изменения намеченного пути решения задачи в зависимости от неучтенных ранее условий; проявляется в степени переструктурирования исходных данных (Приложение 25);
- — быстрота — скорость протекания мыслительных процессов;
- — темп развития мыслительных процессов1 — минимальное число упражнений, необходимых для выработки принципа решения задачи;
- — широта — степень охвата широты круга вопросов из различных областей знаний и практики;
- — глубина — степень постижения сущности, вскрытия причины явлений, предвидения последствий;
- — последовательность — степень соблюдения строгости логического порядка в решении того или иного этапа задачи;
экономичность[21][22] — число логических операций при усвоении новой закономерности;
самостоятельность — умение увидеть и поставить новый вопрос, решить его своими силами;
— критичность — степень строгости оценки результатов мыслительной деятельности, нахождения сильных и слабых сторон, доказательности истинности гипотез.
Следует отметить, что большинство перечисленных качеств относится не столько к характеристикам собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам продуктивность познавательной деятельности в целом[23].
- [1] Психология: словарь / под рсд. А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвско-го. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 54.
- [2] См.: Веккер Л. М. Психические процессы. В 3 т. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.
- [3] Гальперин II. Я.
Введение
в психологию: учеб, пособие для вузов.М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- [4] Гальперин П. Я. Указ. соч.
- [5] Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросыпсихологии. 1975. № 2. С. 68—80.
- [6] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
- [7] Страхов И. В. Внимание в структуре личности. Саратов, 1969.
- [8] 1 руппа лабораторных методов исследования внимания составляютбланковые методы, объединенные под общим названием «корректурныепробы».
- [9] А = (N — г) / (Лгр), где N — общее количество обнаруженных стимулов; р — количество пропущенных стимулов; г — количество неправильнообнаруженных стимулов.
- [10] Психология. Словарь / пол ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 223.
- [11] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965, С. 278.
- [12] Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. :Изд-во АН СССР. 1958.
- [13] Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-воАГ1Н РСФСР, 1961.
- [14] Подьяков II. II. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
- [15] Лрнхейм Р. Визуальное мышление / Зрительные образы: Феноменология и эксперимент: сб. переводов. Ч. III. Душанбе, 1973. С. 6—32.
- [16] Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. И. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2. С. 12.
- [17] Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. С. 176.
- [18] Теплов В. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-воАПН РСФСР, 1961. С. 55.
- [19] Маркова Л. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
- [20] Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975.
- [21] Крутецкиы В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- [22] Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968; Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. 3. И. Калмыковой. М.: Просвещение, 1975.
- [23] См.: Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека / В. Д. II 1а-дриков. М.: Изд-во СГА, 2004. С. 79.