Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ролевые игры. 
Социальная психология: теория и практические методы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди условий позитивного влияния психодрамы на развитие личности называют свободный выбор членами группы своего участия или неучастия в игре, исполнения роли, возможность импровизаций, обсуждение игры после ее завершения. Разогрев — разминка, включающая различные тренинговые упражнения, чтобы настроить участников группы на открытое и искреннее общение, подготовить их к основной игре; Кроме… Читать ещё >

Ролевые игры. Социальная психология: теория и практические методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ролевые игры (РИ)1 в качестве сферы моделирования рассматривают и социально-экономические, и культурные, и социально-психологические системы, а также личность. Ролевая игра более остальных видов игр приближена к повседневной реальности, так как в ней возможна совокупность моделей различных сфер человеческой жизни.

В ролевых играх отсутствует как таковая система оценивания. Действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы внешней среды (и атрибуты). Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры (им никто не помогает), благодаря чему достигается высокий уровень самоорганизации участников. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами делают выводы относительно собственного продвижения к игровой цели.

Руководитель ролевой игры не является непосредственным участником игровой ситуации. Его место «за кадром», его задача состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность. Ролевые игры, как правило, непрерывны, т. е. игра не прерывается для обсуждения самой игры. Средства контроля за игровой ситуацией участникам известны заранее и представлены в виде игровых элементов среды. Все это обеспечивает большую естественность и погруженность участников в игровой процесс. Пример сюжетно-ролевой игры «Экзамен» можно посмотреть в практикуме гл. 14.

Одним из наиболее известных видов имитационной ролевой игры выступает психодрама. Как правило, она направлена на решение личностных проблем. Такие игры широко применяются в психотерапии в качестве отдельного методического приема примерно с 1950;х гг. В нсиходраме человек разыгрывает некоторые роли, случаи из жизни в присутствии и с помощью участников группы и ее руководителя — психотерапевта. Основной психологический механизм, на котором базируется успешное использование психодрамы в психологической работе, — чувство безопасности, которое переживают играющие при совершении каких-то поступков в игровой ситуации. Согласно работам Я. Морено психодрама включает следующие основные элементы (участников)1:

  • 1) протагонист — участник группы, находящийся в центре игры, разыгрывается его актуальная личностная проблема. Он может назначаться руководителем;
  • 2) вспомогательное Я — участники группы, играющие значимые для протагониста в данной ситуации роли;
  • 3) зрители — участники группы, наблюдающие за игрой. Они могут переживать, сочувствовать участнику, но не вмешиваются в процесс;
  • 4) директор — руководитель группы. Он может быть зрителем или играть роль в игре, имеет право вмешиваться в игру, но без злоупотребления;
  • 5) сцена — свободное пространство, на котором разыгрываются роли.

Кроме разыгрывания ролей психодрама включает в себя этапы тренинга, важные для решения групповых задач. Поэтому исследователи выделяют некоторые стадии психодрамы[1][2]:

  • 1) разогрев — разминка, включающая различные тренинговые упражнения, чтобы настроить участников группы на открытое и искреннее общение, подготовить их к основной игре;
  • 2) драматизация — собственно игровые действия, в ходе которых обрисовываются роли протагониста и вспомогательных Я, проводится сама игра;
  • 3) шеринг (англ, sharing) — обмен чувствами, мнениями, переживаниями после игры. Пока все участники группы не побудут в роли протагониста, нельзя обсуждать его действия. До этого участниками группы обсуждается вйдение самих себя в этой же роли.

Среди условий позитивного влияния психодрамы на развитие личности называют свободный выбор членами группы своего участия или неучастия в игре, исполнения роли, возможность импровизаций, обсуждение игры после ее завершения.

  • [1] Морено Я. Групповая психотерапия и психодрама //Техники консультирования и психотерапии. Тексты / рсд. и сост. У. С. Сахакиан. М., 2000.
  • [2] Матяш II. В., Павлова Т. Л. Методы активного социалыю-психологического обучения.С. 65.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой