Фокус-группы.
Педагогические технологии
Отличительной особенностью проведения фокус-группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения подобного мероприятия. Координатор должен обладать: чувством такта при разговоре с наиболее «горячими» участниками; способностью поддерживать дискуссию, не уходя в сторону от тематики; умением предоставить всем участникам возможность высказаться. Координатор заблаговременно… Читать ещё >
Фокус-группы. Педагогические технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из вариантов реализации метода кейсов является организация работы фокус-группы. Примерный перечень действий, необходимых для организации и проведения фокус-группы.
- 1. Отбор участников.
- 2. Коррекция сценария фокус-группы с учетом особенностей решаемой задачи.
- 3. Подготовка раздаточных материалов и места проведения мероприятия.
- 4. Проведение фокус-группы.
- 5. Обработка результатов и представление результатов.
Готовя фокус-группу, преподаватель формулирует цель и готовит соответствующие вопросы. Чтобы добиться эффективности, вопросы должны быть открытыми, начиная от общего к частному. Необходимо иметь в запасе несколько формулировок одного и того же вопроса. Если группа или кто-то из участников не понимает вопроса, повторять его бесполезно, надо формулировать по-другому. Важным элементом подготовки является написание сценария фокус-группы. Он состоит из трех частей.
- 1. Первая часть предназначена для приветствия участников, краткого обзора цели и задач фокус-группы, распорядка работы.
- 2. Вторая часть предназначена для ответов на вопросы.
На каждый вопрос в итоге обсуждения должен быть получен максимально непротиворечивый ответ, одобренный большинством участников фокус-группы. Аргументы несогласных должны быть приведены дословно.
3. Третья часть, заключительная, предназначена для слов благодарности участникам, возможных пожеланий участников, изложения сроков окончательного завершения работы, частью которой явилось проведение этой фокус-группы и т. д.
Для проведения фокус-группы необходимо помещение, стимулирующее открытое высказывание своего мнения и в котором участники будут чувствовать себя комфортно. Координатор заблаговременно проверяет обстановку в аудитории (столы обычно расставляются полукругом). Материалы, которые необходимы для проведения фокус-группы:
- • блокноты, карандаши, ручки;
- • доска для записей, мел;
- • сценарий;
- • список участников;
- • раздаточные материалы, необходимые для анализа.
Отличительной особенностью проведения фокус-группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения подобного мероприятия. Координатор должен обладать: чувством такта при разговоре с наиболее «горячими» участниками; способностью поддерживать дискуссию, не уходя в сторону от тематики; умением предоставить всем участникам возможность высказаться. Координатор заблаговременно проверяет обстановку в аудитории (столы обычно расставляются полукругом), готовится проводить деловую встречу, только в динамике. Роль координатора первоначально может исполнять учитель, но затем эта роль переходит к ученикам.
Следует помнить следующие правила.
- 1. Задайте тон: участники должны чувствовать себя свободно, воспринимать происходящее легко и непринужденно.
- 2. Убедитесь, что мнение каждого участника было услышано.
- 3. Дождитесь полного ответа.
- 4. Строго следуйте распорядку.
- 5. Не уходите от темы!
- 6. Задерживайте внимание на обсуждение отдельных вопросов.