Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Примеры двойных посланий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родитель стимулирует успешность ребенка, подталкивает его к достижениям, но, как только тот добивается успеха, начинает обесценивать их, сравнивать с другими, тревожиться за него. Таким образом, ребенок получает два послания относительно своей деятельности, которые очень трудно разделить: «Достигай успеха, добейся многого» — и «Не будь лучше меня (кого-то)». Авторы отмечают, что для развития… Читать ещё >

Примеры двойных посланий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Родитель стимулирует успешность ребенка, подталкивает его к достижениям, но, как только тот добивается успеха, начинает обесценивать их, сравнивать с другими, тревожиться за него. Таким образом, ребенок получает два послания относительно своей деятельности, которые очень трудно разделить: «Достигай успеха, добейся многого» — и «Не будь лучше меня (кого-то)».
  • 2. Пародоксальное послание, характерное для родителей, имеющих девиантных подростков, можно сформулировать как: «будь взрослым, но оставайся моим ребенком» или: «ты же уже большая, делай, как я говорю». Это отражается в парадоксальном поведении ребенка: девиация позволяет ему не подчиняться правилам, а псевдовзрослость и независимость одновременно провоцируют окружающих на контроль по отношению к нему.
  • 3. Мать жалуется одной из дочерей на поведение мужа и другой дочери, причем достаточно подробно, но в финале речи сообщает: «Но ты это в голову не бери!»
  • 4. Самый короткий парадокс: «Будь спонтанным!» пытывает беспокойство, на любопытство — раздражение); отсутствие дифференциации в восприятии себя и ребенка (например, «Мы болеем», «Мы такие боязливые и стеснительные»); наличие двойных посланий; постоянные комментарии действий ребенка, лишающие его спонтанности и субъектности; предпочтение монологов, трудности в диалогическом общении; отсутствие зрительного и комфортного тактильного контакта; неожиданные выходы из контакта.

Авторы отмечают, что для развития психической патологии у ребенка важно не какое-либо отклонение само по себе, а их общее количество в коммуникативном процессе.

Понятие «замаскированной коммуникации» (мистификации) введено Р. Лэингом. Искажение в процессе коммуникации происходит через маскировку реального события (сообщения о некотором факте) его интерпретацией. Например, ребенок говорит, что ему плохо, а родители отвечают: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть». Понимание сообщения ребенка настолько искажается, маскируется его интерпретацией, что информационная роль этого сообщения полностью нивелируется.

Как сказано выше, подобные коммуникативные феномены стали распознаваться не только в семьях больных шизофренией, но и в работе семейных консультантов и терапевтов с обычными семьями. Вклад патологизирующих и поддерживающих аспектов коммуникации в психологическое благополучие семьи в целом и ее членов в частности стал изучаться представителями самых разных психологических подходов. Например, работа с семьей В. Сатир во многом была построена на моделировании эффективной внутрисемейной коммуникации (см. также подпараграф 4.3.3). Так, в случае неясного сообщения одного из членов семьи она обязательно проясняла его смысл и устанавливала правила коммуникации. В книге «Сотворение человека» («Peoplemaking», 1972) ею были сформулированы три правила эффективной коммуникации[1].

1. Членам семьи следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица (Я-сообщения).

Жена: Мы не любим ходить в гости к матери.

Психотерапевт: Я хочу знать, что лично вы при этом чувствуете. Ваш муж может сказать о себе сам.

2. Каждому члену семьи следует взять ответственность за свои чувства на себя.

Жена: Каждый раз, когда мы туда идем, возникают проблемы.

Психотерапевт: Расскажите мне, что вы ощущаете по дороге к ней в гости.

Жена: Ну, мне кажется…

Психотерапевт: Нет. «Я чувствую…».

Жена: Я чувствую себя беспомощной.

3. Все элементы сообщения должны быть сонаиравлены: слова, выражение лица, положение тела и тон голоса (конгруэнтность сообщения).

  • [1] Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой