Бюджетный процесс.
Финансы
Следующий принцип — самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Важен также принцип установления правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Наконец, финансовую устойчивость… Читать ещё >
Бюджетный процесс. Финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетный процесс — это регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении.
Бюджетный процесс — это единый цикл в рамках бюджетного года, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит. В России, как и во многих странах континентальной Европы, бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря, но в других странах существуют иные рамки: в США — с 1 октября по 30 сентября, в Канаде и Великобритании — с 1 апреля по 31 марта, в Австралии и Новой Зеландии — с 1 июля по 30 июня.
Задачами бюджетного процесса являются:
- • определение доходов бюджета, в том числе по отдельным видам в соответствии с прогнозами и Концепциями социальноэкономического развития;
- • установление расходов бюджета, в том числе по целевому назначению для бесперебойного финансирования общегосударственного нужд;
- • согласование бюджета с общей программой выхода из кризиса и финансовой стабилизации;
- • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения доходов между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
- • повышение роли перспективного бюджетного планирования в целях обеспечения пропорциональности и сбалансированности крупномасштабных социально-экономических программ;
- • максимальное выявление финансовых резервов.
Организация бюджетного процесса базируется на определенных принципах. Ведущий из них — принцип единства. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы. Принцип единства заключается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий.
Следующий принцип — самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Важен также принцип установления правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Наконец, финансовую устойчивость обеспечивает следование принципу соответствия расходов бюджета его доходам, создания финансовых резервов.
В бюджетном процессе участвует несколько групп субъектов (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Субъекты бюджетного процесса Хронологически бюджетный процесс включает следующие стадии.
- 1. Составление проекта бюджета Министерством финансов, таможенными органами.
- 2. Рассмотрение и утверждение бюджета в органах законодательной власти.
- 3. Исполнение бюджетов.
- 4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.
Схематично первые две стадии представлены на рис. 4.13.
Рис. 4.13. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета В процессе составления бюджета используется колоссальный объем информации, сведенной в ряд документов. Политической основой является бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию[1]. В нем определены приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики страны на предстоящий период. В частности, в Послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2014—2016 годах» в качестве приоритетов актуализируются государственные программы и их ресурсное обеспечение, повышение качества государственных и муниципальных услуг для населения, сбалансированность пенсионной системы и другие задачи.
Министерство финансов в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития, Центральным банком, министерствами использует при подготовке основных параметров бюджета бюджетную стратегию до 2023 г., материалы среднесрочного макроэкономического прогноза, Концепции долгосрочного развития РФ, сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года, среднесрочные финансовые планы, сводный финансовый баланс (баланс финансовых ресурсов), основные направления налоговой политики, основные направления денежно-кредитной политики, федеральные, отраслевые программы, инвестиционные программы естественных монополий, планы развития территорий и прочие материалы.
До 2007 г. проекты бюджета составлялись на один финансовый год. Сейчас проекты составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период — два года. В настоящее время обсуждается вопрос расширения горизонтов долгосрочного бюджетного планирования и составления федерального бюджета и бюджетов регионов до 12 лет. Бюджетные стратегии муниципалитетов ограничиваются сроком 6 лет.
Правительство РФ вносит подготовленный законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ, которая принимает законопроект после обсуждения в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета, во втором — приложения и текстовые статьи, в третьем — ведомственная структура расходов и бюджет в целом.
Совет Федерации РФ рассматривает законопроект и одобряет в целом. Президент РФ подписывает Федеральный закон о бюджете, и он обнародуется в печати. Законом также предусмотрено преодоление разногласий между сторонами бюджетного процесса, внесение бюджета на повторное утверждение.
- [1] Самостоятельный институт бюджетных посланий, существующий с 1995 г., ликвидируется. Предполагается сделать бюджетное послание составной частью президентского послания к Федеральному Собранию.