Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том… Читать ещё >
Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное учреждение высшего профессионального образования
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Реферат тема:
Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
Выполнила: Пашкова Ю. Б.,
студентка 818 гр., 4 курса, ЭФ, Научный руководитель:
доцент Пупышева В.Г.
Горно-Алтайск, 2011г
Содержание Введение Глава 1. Особенности налогообложения при едином сельскохозяйственном налоге
1.1 Объекты налогообложения, и общие условия ЕСХН
1.2 Порядок и условия начала применения и прекращения применения ЕСХН
1.3 Налоговая база, налоговая ставка, налоговый и отчетный период Глава 2. Особенности налогообложения при упрощенной системе налогообложения
2.1 Объекты налогообложения, и общие условия применения
2.2 Порядок и условия начала применения и прекращения применения
2.3 Налоговая база, налоговая ставка, налоговый и отчетный период Глава 3. Особенности налогообложения при традиционной форме налогообложения
3.1 Объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка
Заключение Список литературы
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что сельское хозяйство является развивающей отраслью, а в такой стране как в России, с богатым аграрным прошлым, рыночная экономика диктует новые условия для функционирования этой отрасли хозяйства. В связи с этим государству необходимо разрабатывать специальные условия для динамичного развития этой отрасли хозяйства.
Целью исследования является изучения особенностей налоговых режимов для сельскохозяйственных организаций. Ведь выбор той или иной системы налогообложения связан со спецификой данной отрасли, а также масштабом деятельности организации. Правильный выбор системы налогообложения позволит предприятию эффективно функционировать, а также повлияет на производственный и финансовый потенциал.
Целью исследования является изучение особенностей систем налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый налог, воплотившийся в гл. 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29.12.2001 г. N 187-Ф3. В первоначальной редакции данной статьи (ст. 346.1 НК РФ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом.
Согласно методическим рекомендациям по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйств от 20.01.2005 № 6, крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять одну из трех систем налогообложения: упрощенную, традиционную и единый сельскохозяйственный налог.
Глава 1. Особенности налогообложения при едином сельскохозяйственном налоге
1.1 Объекты налогообложения, и общие условия применения Система обложения налогом сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств существует с 1991 г. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738/1"О плате за землю" сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия уплачивают земельный налог так же, как и сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие, имеющие самостоятельный баланс). Федеральным законом от 11 ноября 2003 г.№ 147/ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» был существенно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Суть изменений заключалась в том, что единый сельскохозяйственный налог стал федеральным налоговым режимом прямого действия, в соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса РФ. Кроме того, глава 26.1 Налогового кодекса РФ закрепила право налогоплательщиков на добровольность перехода к уплате ЕСХН. Одновременно сохранена альтернатива — данный налоговый режим существует наряду с общим режимом налогообложения. Это значит, что занятые в сельскохозяйственном производстве и удовлетворяющие требованиям главы 26.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право сами принять решение — переходить на данную систему или же применять общий режим налогообложения. То есть переход на единый сельскохозяйственный налог это право, а не обязанность фирм и организаций. Сохранена и возможность, впоследствии уплачивая ЕСХН, перехода на иной режим налогообложения. Это прямо указано в пункте 7статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
Как следует из названия налогового режима — «единый сельскохозяйственный налог», уплата данного налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общей системы налогообложения. Перечень налогов, от которых освобождаются налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, установлен статьей 346.1Налогового кодекса РФ.
Можно отметить что, единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату четырех налогов.
Первый заменяемый налог — налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых налоговыми ставками, предусмотренными пунктами 3и 4 ст. 284 НКРФ).
Второе — сельскохозяйственные предприятия не уплачивают налог на имущество.
Третий налог, от уплаты которого освобождает ЕСХН — налог на доходы физических лиц (в отношении налогов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам предусмотренным пунктами 2,4 и 5 ст. 224 НКРФ) Четвертый заменяемый налог — НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС.
Исключение составляет НДС, который должен быть уплачен фирмами при ввозе товаров через таможенную границу РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом РФ.
Индивидуальные предприниматели при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога несут обязанность по уплате взносов на пенсионное страхование.
Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.
1.2 Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН Сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на ЕСХН, если они будут соблюдать условия, перечисленные в п. 5 ст.346.2 НК РФ.
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Статьей 346.3 НК РФ определены порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения:
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
2. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
3. Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.
4. Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним в следующем порядке:
в случае, если налогоплательщик по итогам налогового периода нарушил требования, установленные пунктами 2 и 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и не произвел в установленном абзацем третьим настоящего пункта порядке перерасчет подлежащих уплате сумм налогов, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная со следующего дня после установленного абзацем третьим настоящего пункта срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов;
в случае, если организация или индивидуальный предприниматель нарушили требования, установленные пунктами 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, и необоснованно применяли данный налог, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу), который должен был уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа по налогу) в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся единый сельскохозяйственный налог.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
6. Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
7. Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Из всего выше сказанного, стоит отметить, что законодательная и нормативная база по ЕСНХ подвергаются изменениями и дополнениями.
1.3 Налоговая база, налоговая ставка и отчетный период, налоговый период Налоговой базой в соответствии со статьей 346.6 признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, получены по итогам предыдущих налоговых периодов.
Также налогоплательщике вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.
Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.
Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Налоговым периодом, в соответствии с п. 1 статьей 346.7, признается календарный год.
Отчетным периодом, в соответствии с п. 2 статьей 346,7, признается полугодие.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, в соответствии со статьей 346.8
Порядок исчисления и уплаты ЕСХН закреплен в статье 346.9, в соответствии с которой предусматривается, что:
1) Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2) Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
3) Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
4) Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
5) Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится налогоплательщиками по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
6) Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного пунктом 2 статьи 346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации за налоговый период.
В данной главе были изучены особенности налогообложения при ЕСХН. Раскрыты основные условия начала и применения ЕСХН, объекты налогообложения, налоговая ставка, база, отчетный и налоговый период.
Стоит отметить, что данная система налогообложения имеет свои преимущества, в частности то, что крестьянские и фермерские хозяйства освобождаются от таких налогов как: налог на прибыль, налог на имущество, налога на доходы физических лиц. А также не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
При рассмотрении ЕСХН, можно прийти к выводу, что каждый год вносятся новые изменения в нормативно — законадательную базу, это говорит о недоработки, и не продуманности реформы.
Глава 2. Особенности налогообложения при упрощенной системе налогообложения
2.1 Объекты налогообложения, и общие условия применения С начала 2003 г. налоговым законодательством предусмотрено введение упрощенной системы налогообложения. Сельскохозяйственные товаропроизводители, если они не перешли на единый сельскохозяйственный налог, входят в число налогоплательщиков, имеющих право на альтернативный выбор такой системы налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в том числе и сельскохозяйственные, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, занимающимися сельским хозяйством, и фермерами предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Сельскохозяйственное предприятие имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения следующие сельскохозяйственные предприятия:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
3) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
4) организации и индивидуальные предприниматели (как было указано выше), переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 второй части Налогового кодекса;
5) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
6) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, превышает 100 человек;
7) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн руб.
Объектом налогообложения при расчете единого налога признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
При определении объекта налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями учитываются следующие доходы:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Расходами налогоплательщиков — производителей сельхозпродукции признаются затраты после их фактической оплаты.
Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае если объектом налогообложения являются доходы сельскохозяйственной организации или фермера, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме (что нередко для сельскохозяйственных товаропроизводителей), учитываются по рыночным ценам.
2.2 Порядок и условия начала применения и прекращения применения упрощенной системы налогообложения В статье 346.13 оговорены условия применения и прекращения упрощенной системы налогообложения.
Сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (применяется по 31 декабря 2012 года включительно (Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ)).
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктами 4, 4.1 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) период (Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ).
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
налогообложение крестьянский фермерский сельскохозяйственный
2.3 Налоговая база, налоговая ставка, налоговый и отчетный период Налоговым периодом, в соответствии с п. 1.статья 346.19 НК РФ признается календарный год.
Отчетным периодами, в соответствии с п. 2. статьей 346.19 признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При выборе сельскохозяйственными товаропроизводителями традиционной формы налогообложения необходимо уплачивать в бюджет следующие основные виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на имущество (с 1 января 2004 г.), налог на землю, единый социальный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) согласно налоговому законодательству относится к косвенным налогам. Плательщиками налога являются все организации и индивидуальные предприниматели, но при этом сумма налога входит в состав цены на товар, являясь, таким образом, «сбором» с покупателей. Налогооблагаемой базой признается сумма реализации товаров, услуг, работ, имущества и т. д. При расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, рассчитывается также и сумма налога к возмещению, представляющая собой сумму, оплаченную налогоплательщиком за приобретенные ТМЦ, работы, услуги.
В данной главе были рассмотрены особенности налогообложения при упрощенной системе налогообложения. Преимущества данной системы состоит в том, что четыре налога заменяются одним.
Недостатками данной системы является ограничение по объему выручки и можно потерять клиентов, которым приобретать продукцию у плательщика НДС.
Глава 3. Особенности налогообложения при традиционной системе налогообложения
3.1 Объекты налогообложения, налоговые ставки
При выборе сельскохозяйственными товаропроизводителями традиционной формы налогообложения необходимо уплачивать в бюджет следующие основные виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на землю, транспортный налог, налог на доходы физических лиц.
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров и услуг. Налоговой базойвыручка от реализации товаров и услуг.
Налоговый период-квартал. Имеется особенность при определении налоговых ставок, может применяться ставка 10% и 18%.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, перечисленных в п. 2.статьи 165 НК РФ. В отношении остальных товаров применяется ставка 18%. Льгот при уплате НДС крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 147 «О внесении изменений в гл. 26.1», устанавливается, что с 2004 года сельскохозяйственные товаропроизводители начинают формировать налоговую базу по налогу на прибыль от реализации продукции. Ставка налога составляет в 2011 г.-12%, в 2012;2014;18%. Порядок уплаты, исчисления, а также признания доходов и расходов закреплено в главе 25 НК РФ.
Налог на имущество организаций составляет 2,2% от стоимости основных средств, учитываемых на балансе организаций. Льгот в законе для сельскохозяйственных товаропроизводителей не предусмотрено.
Транспортный налог является региональным, поэтому ставки дифференцированы по регионам.
Налог на землю устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3%. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Льгот в законе для сельскохозяйственных товаропроизводителей не предусмотрено.
Налог на доходы физических лиц уплачивается по ставке 13%
Объект налогообложения: доход, полученный членами КФХ от деятельности.
Льготы при уплате НДФЛ: не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Настоящая норма применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.
В данной главе была рассмотрена традиционная система налогообложения для крестьянских (фермерских) хозяйств. Преимущества применения традиционной системы налогообложения:
нет никаких ограничений, ни по суммам, ни по видам деятельности и появляется конкурентное преимущество перед КФХ, применяющими другие системы налогообложения, при поставках крупным покупателям — им выгоднее приобретать продукцию у плательщика НДС.
недостатки применения традиционной системы налогообложения: наиболее сложная система учета и отчетности; наибольшее количество налогов.
Заключение
В данной работе были рассмотрены особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, а в частности три системы налогообложения: традиционная, упрощенная и единый сельскохозяйственный налог. Отмечены преимущества и недостатки данных налоговых режимов.
Хочется отметить, что со времени введения ЕСХН (1 января 2004 г.) на его уплату перешло почти 60% сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако было очевидно, что соответствующая глава Налогового кодекса Российской Федерации содержит много неясностей и таких норм, которые снижают эффективность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этого мнения придерживаются и сами законодатели. Например, С. Ф. Лисовский (Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике) считает, что базовый законопроект по ЕСХН был настолько неудачен, что любые поправки в него улучшат положение налогоплательщиков. По его мнению, принятый Закон о ЕСХН поддерживает только средних и мелких товаропроизводителей, а индустриальное сельское хозяйство по сути губит. Следует иметь в виду, что именно индустриальные сельские хозяйства смогут составить конкуренцию западным производителям, так как только они смогут обеспечить ту себестоимость сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, которая позволит им выжить на рынке.
1. Российская Федерация. Налоговый кодекс (2000). Налоговый кодекс Российской Федерации. Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Приказы Министерства сельского хозяйства. Об утверждению методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в крестьянских (фермерских) хозяйствах от 20.01.2005 № 6. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Российска Федерация. Письма Министерства финансов. О применении ЕСХН на ряду с иными режимами налогообложения. от 27.01.2005 № 03−06−05−02/11. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Российска Федерация. Письма Министерства финансов. О разъяснение по отдельным вопросам налогообложения ЕСХН. от 25.01.2006 № 03−11−04/1/3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Белов Н. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве/ Н. Г. Белов, Л.И. ХоружийМ.:ЭКСМО, 2010.-608с.
6. Бычкова, С. М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве/ С. М. Бычкова, Д.Г.Бадмаева-М.:ЭКСМО, 2008. — 400с.
7. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение Учебное пособие /Е.Ю. Жидкова.- М.: ЭКСМО, 2009. — 480 с.
8. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации/Н.Г. Дмитриева, Д.Б. ДмитриевРостов н/Д: Феникс, 2004. — 512 с.
9. Качур О. В. Налоги и налогообложение Учебное пособие/О.В.Качур-М.:КНОРУС, 2007. — 304с.
10. Крутякова Т. Л. НДС 2008/Л.С. КрутяковаМ.: АйСи Групп 2008 -472с.
11. Перов А. В. Налоги и налогообложение Учебное пособие/А.В.Перов, А.В.Толкушкин-М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
12. Романовский И. В. Налоги и налогообложение Учебное пособие/И.В. Романовский, О.В. Врублевская-Спб.:Питер, 2006. — 496с.
13. Феоктистов И. А. Сельскохозяйственные предприятия: особенности бухгалтерского учета и налогообложения/И.А. Феоктистов, И. А. Толмачев, -М.:ГроссМедиа:РОСБУХ, 2007. — 336с.
14. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации Учебное пособие/Ф.Н.ФилинаМ.:ГроссМедиа:РОСБУХ, 2009. — 424с.
15. Чечеткин А. С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве Учебное пособие/А.С.Чечеткин-М.:ИВЦ, 2005.-464с.