Основные формы безналичных расчетов и их сравнительная эффективность
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек при реестре в двух экземплярах в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк поставщика пересылает указанный чек в банк плательщика. Последний после проверки подлинности списывает деньги со счета «Расчетные чеки» через свой корреспондентский счет в РКЦ… Читать ещё >
Основные формы безналичных расчетов и их сравнительная эффективность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Безналичные расчеты осуществляются в соответствии со следующими правилами. Банк принимает на себя обязательство хранить денежные средства клиента, зачислять на его расчетный и другие счета поступающие суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении средств и выдаче их наличными.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются в договоре.
К основным формам безналичных расчетов относятся следующие.
1. Расчеты платежными поручениями — служат для оформления предварительной оплаты товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после выполнения условий договора вносится остаток суммы сделки.
Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраняется паритет сторон. При требовании поставщика внести 100% суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который изымает из своего оборота денежные средства и по сути кредитует поставщика. Такая форма расчетов целесообразна лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок.
Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис. 10.1.
2. Платежные требования представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг.
Непременное условие этой формы платежа — согласие плательщика на списание денежных средств с его счета, или акцепт. Акцепт оформляется подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцентно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке. Схема расчетов платежными требованиями представлена на рис. 10.2.
Рис. 10.1. Расчеты платежными поручениями:
1 — покупатель представляет в свой банк платежное поручение; 2 — банк списывает со счета покупателя деньги; 3- банк покупателя направляет в банк поставщика платежное поручение; 4- банк поставщика зачисляет деньги на счет поставщика в соответствии с платежным поручением; 5 — банки поставщика и покупателя выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.
Рис. 10.2. Расчеты платежными требованиями:
- 1 — поставщиком отгружается продукция в адрес покупателя; 2 — поставщик передает платежное требование банку покупателя вместе с отгрузочными документами; 3 — банк передаст покупателю полученные документы для принятия решения по поводу оплаты (акцепта) или отказа от акцепта; 4 — акцептованные платежные документы покупатель возвращает в свой банк для оплаты; 5 — банк покупателя передает отгрузочные документы покупателю; 6 — банк покупателя списывает средства с расчетного счета покупателя; 7 — банк покупателя направляет платежные документы в банкпоставщика; 8 — банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика; 9 — банки выдают выписки с расчетных счетов своим клиентам.
- 3. Аккредитивная форма используется только при иногородних расчетах. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными).
Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование средств плательщика на специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неиспользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента. Выдача непокрытых аккредитивов производится банками под свою гарантию платежеспособным первоклассным клиентам.
На каждом аккредитиве указывается его вид — отзывный или безотзывный.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя по его поручению без согласования с поставщиком. При отсутствии указания он считается отзывным.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.
Аккредитивная форма ускоряет расчеты между покупателями и поставщиками, в то же время имеет значительное преимущество по сравнению с предварительной оплатой. Исключается бестоварное движение денежных средств. Даже при использовании покрытых аккредитивов денежные средства плательщика не служат бесплатными кредитными ресурсами для получателя, а лишь депонируются банком для обеспечения своих гарантий. Поставщик получает оплату сразу же после осуществления отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявления отгрузочных документов в свой банк.
Схема расчетов при помощи аккредитива показана на рис. 10.3.
4. Расчеты инкассовыми поручениями. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее — исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться, но распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) (рис. 10.4).
Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Рис. 10.3. Расчеты аккредитивами:
- 1 — покупатель представляет в свой банк заявление на открытие аккредитива; 2 — в банке покупателя открывается аккредитив путем бронирования средств на специальном счете; 3 — покупателю выдается расписка банка об открытии аккредитива; 4 — банк покупателя извещает банк поставщика об открытии аккредитива; 5 — в банке поставщика открывается аккредитив па специальном счете; б — банк извещает поставщика об открытии аккредитива; 7 — поставщик отгружает продукцию покупателю; 8 — поставщик предъявляет в свой банк реестр счетов и отгрузочные документы на получение средств аккредитива; 9 — в банке поставщика зачисляется сумма реестра счетов с аккредитива на счет поставщика, аккредитив в банке поставщика закрывается; 10 — документы об оплате передаются банком поставщика банку покупателя; 11 — в банке покупателя списывается сумма оплаты со специального счета, аккредитив закрывается; 12 — банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов.
- 5. Расчеты чеками. Расчетные чеки используются при расчетах в момент совершения хозяйственных операции. Расчетный чек выписывается покупателем и передается получателю, который затем предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Как и аккредитив, чеки могут быть покрытыми за счет средств клиента, зачисленных на специальный счет в банке, и непокрытыми, т. е. гарантированными банком. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку на общую сумму, требующую расчета чеками. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита. Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.
Расчеты чеками также ускоряют оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров, при закупках в магазинах мелкого опта (рис. 10.5).
Различают денежные и расчетные чеки.
Рис. 10.4. Расчеты инкассовыми поручениями:
1 — покупатель и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа; 2 — поставщик готовит комплект документов, указанных в договоре. Вместе с расчетными документами этот комплект поставщик представляет в банк, которому он поручает операцию инкассирования; 3 — банк поставщика, проверив наличие всех реквизитов и идентичность заполнения всех экземпляров расчетных документов, направляет их с отгрузочными и товарораспорядительными документами в банк покупателя с инструкциями в отношении перевода средств, полученных от покупателя; 4 — банк покупателя, получив указанные документы, направляет ему извещение о том, что документы получены, и просит акцептовать и (или) оплатить их; 5 — покупатель акцептует или оплачивает представленные расчетные документы. После оплаты банк покупателя выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные документы, и покупатель вступает во владение товаром; 6 — полученные от покупателя средства банк покупателя переводит в банк поставщика; 7 — банк поставщика зачисляет полученную из банка покупателя сумму на счет поставщика.
Денежные чеки используются для безналичных расчетов, они представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком в момент совершения хозяйственной операции поставщику, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки).
В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты банков могут применять лишь чеки из лимитированных чековых книжек, которые положительно зарекомендовали себя многолетней практикой.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении на отдельный лицевой счет на балансовом счете «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка.
При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодатель) при приобретении товаров, работ и услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику.
Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- • наименование «чек», включенное в текст документа;
- • поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
- • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
- • указание валюты платежа;
- • указание даты и места составления чека;
- • подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек при реестре в двух экземплярах в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк поставщика пересылает указанный чек в банк плательщика. Последний после проверки подлинности списывает деньги со счета «Расчетные чеки» через свой корреспондентский счет в РКЦ на основании кредитного авизо и пересылает их в банк поставщика, который зачисляет платеж на расчетный счет поставщика. Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность передачи прав по чеку по индоссаменту, а также возможность гарантирования платежа по чеку посредством аваля. Гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика.
На практике возможны случаи отказа от оплаты чека. В этом случае отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из следующих способов:
- • совершением нотариусом протеста либо составлением равнозначного акта в порядке, установленном законом;
- • отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;
- • отметкой инкассирующего банка о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен, и с указанием даты.
Рис. 10.5. Расчеты чеками:
- 1 — покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки; 2 — банк выдает покупателю чековую книжку или разовый чек; 3 — поставщик отгружает товар покупателю: 4 — покупатель выписывает чек; 5 — поставщик сдает полученный чек в свой банк; 6 — банк поставщика связывается с банком покупателя по поводу перечисления денежных средств на основании предъявленного чека; 7-денежные средства списываются со счета покупателя и зачисляются на счет поставщика; 8 — поставщику сообщают о зачислении средств на его банковский счет.
- 6. Товарообменные операции. В основном осуществляются на основании договоров мены. Этот вид контракта регулируется ст. 31 ГК РФ. Объектом подобного соглашения может быть только товар. Имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В ст. 570 ГК РФ установлено, что, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Пока встречная поставка от контрагента не поступила, товар, отгруженный по товарообменному договору, не считается реализованным.
В договоре мены указывается, какими первичными документами стороны подтвердят факт совершения сделки. Такими документами могут быть счета-фактуры, упаковочные листы, сертификаты качества или количества, коносаменты или другие транспортные документы, свидетельство о таможенной очистке товара в стране назначения или о его приемке покупателем и др.
Если договором не предусмотрено иное, обмениваемые товары признаются равноценными. Однако в договоре может быть предусмотрен и неравноценный обмен. Тогда (ст. 568 ГК РФ) сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
7. Взаимозачет. Взаимозачет проводят при условии, если у двух фирм есть встречные обязательства по оплате товаров (работ или услуг), с целью ускорения оборота средств, обеспечения исполнения бюджета. При взаимозачетах используются клиринговые схемы.
Процесс заимозачета состоит из следующих этапов:
- 1) организации поставляют друг другу товарно-материальные ценности (оказывают услуги, выполняют работы);
- 2) организация Б передает в свой банк документы и платежные требования по образовавшейся после взаимозачета разнице;
- 3) банк организации Б передает в банк организации, А платежные документы;
- 4) банк организации, А ставит в известность своего клиента о получении платежного требования;
- 5) организация, А акцептует документы и передает их в свой банк;
- 6) денежные средства списываются со счета организации, А и переводятся на счет организации Б;
- 7) банк организации Б извещает своего клиента о поступлении денежных средств на его расчетный счет.
- 8. Вексель — это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и оплаченное гербовым сбором.
Векселя могут быть простыми и переводными. Простой вексель представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) об уплате определенной суммы денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или другому лицу по его приказу.
В этом векселе участвуют два лица: векселедержатель, который сам прямо и безусловно обязуется уплатить по выданному им векселю, и первый приобретатель (векселедержатель), которому принадлежит право на получение платежа по векселю (рис. 10.6).
Рис. 10.6. Расчеты простым векселем.
Последовательность действий при расчетах простым векселем следующая:
- 1) продавец отгружает продукцию покупателю;
- 2) векселедатель (покупатель) вручает вексель векселедержателю (продавцу);
- 3) векселедержатель предъявляет вексель к уплате;
- 4) векселедатель оплачивает вексель.
Переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате определенной суммы денег в определенный срок и в определенном месте получателю или другому лицу по его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; первый приобретатель (или векселедержатель), получающий вместе с векселем право требовать платеж по нему; плательщик (трассат), которому векселедержатель предлагает произвести платеж (рис. 10.7).
Рис. 10.7. Расчеты переводным векселем.
Последовательность действий при расчетах переводным векселем следующая:
- 1) трассант (поставщик) поставляет трассату (покупателю) товары (оказывает услуги) и направляет ему переводной вексель (тратту);
- 2) трассат возвращает акцептованный вексель (тратту) трассанту;
- 3) трассант направляет акцептованный вексель ремитенту;
- 4) ремитент предъявляет вексель трассату к оплате;
- 5) трассант оплачивает вексель и одновременно гасит его, делая отметку об оплате на его оборотной стороне.
Вексель является недействительным в случае отсутствия хотя бы одного из его реквизитов. Это предусмотрено Положением о простом и переводном векселе.
К числу обязательных реквизитов относятся: указание места, обозначение дня, месяца и года сто составления. Это необходимо, во-первых, для определения вексельного срока (например, вексель, выданный сроком «по предъявлении», должен быть предъявлен не позднее 12 месяцев со дня его составления), во-вторых, для проверки дееспособности векселедателя в момент составления векселя.
Вексель должен содержать денежную сумму, которая обозначается прописью либо цифрами. В случае разногласия между суммой прописью и цифрами верной считается первая. Никакие исправления вексельной суммы не допускаются. Срок платежа должен быть обозначен конкретной датой.
Возможны различные варианты назначения срока платежа по векселю. Прежде всего это указание конкретной даты платежа: например, «обязуюсь заплатить 1 февраля 2015 г.», или путем указания количества дней после составления векселя, когда этот вексель должен быть оплачен.
Вариант оплаты по предъявлении неудобен для плательщика, поскольку ему нужно постоянно иметь определенную сумму денег, необходимую для оплаты векселя, так как в этом случае день предъявления векселя является и днем платежа.
Более удобным для плательщика является вексель с указанием срока платежа — он дает возможность подготовиться к платежу. Вексель может подлежать оплате по месту жительства трассата (по переводному векселю), в том же месте, где находится место жительства векселедателя (по простому векселю), или в другом месте, обозначенном в векселе.
Вексель должен быть подписан собственноручно, и притом рукописным способом. Без подписи нет письменного обязательства, другими словами, вексель недействителен.
Возможность передачи векселя от одного лица другому делает его средством платежа, причем достаточно удобным.
Передача векселя от одного лица другому осуществляется путем передаточной подписи (индоссамента). Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, — индоссатом (рис. 10.8).
Рис. 10.8. Обращение векселя посредством передачи его третьему лицу.
Для плательщика индоссированного векселя все равно, кому производить платеж, обязательства по нему для трассата возникают лишь с момента акцепта им векселя.
Предъявление векселя к акцепту может быть произведено во всякое время, начиная со дня выдачи и кончая моментом наступления срока платежа.
Вексель считается непринятым в случаях, если:
- • по указанному адресу невозможно отыскать плательщика;
- • плательщик умер (для физических лиц);
- • плательщик несостоятелен;
- • на векселе указано: «не акцептован», «не принят» ;
- • подпись об акцепте окажется зачеркнутой.
Векселя могут быть дополнительно гарантированы посредством аваля — поручительства, которое дает по векселю третье лицо, как правило банк. Аваль — гарантийная надпись на векселе.