В условиях перехода от административной к рыночной экономик процесс прогнозирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы прогнозирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации.
Старая система прогнозирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без прогнозирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт прогнозирования.
Почему прогнозирования жизненно важно для хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо, для того чтобы:
a. понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;
b. чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
c. чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
d. наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.
После отказа от старой системы прогнозирования многие отечественные предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу невыполнимой. Слепо перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современное прогнозирования должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и то новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.
Даже сейчас, когда Россия подключена к мировому информационному потоку обмена опытом и знаниями, а количество квалифицированных специалистов возросло, системы прогнозирования деятельности на Российских предприятиях не лишены недостатков:
a. формы большинства планово-экономических документов неудобны для финансового анализа;
b. процесс прогнозирования по традиции начинается с производства, а не с изучения потребности рынка в конкретном продукте;
c. при прогнозировании преобладает затратный метод ценообразования, без учета спроса на продукцию;
d. не производится анализа безубыточности продаж;
e. экономическое прогнозирование не доводится до финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия;
f. при существующей системе прогнозирования невозможно определить запас финансовой прочности, достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся условиях деятельности.
Актуальность выбранной темы заключена в том, что финансовое прогнозирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения.
Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.
Цель данной работы показать, что с развитием мировой экономики финансовое прогнозирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план.
Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.