Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические технологии теории педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению В. М. Шепеля, «…педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента». В настоящее время система классно-урочного массового традиционного образования, созданная Я. А. Коменским в XVII в., как считают многие, изжила себя и, конечно, требует… Читать ещё >

Педагогические технологии теории педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические вопросы ПТ рассматриваются в высшей школе в рамках изучения вопросов о современных педагогических системах; в отдельных вузах в учебные планы подготовки бакалавров и магистров включены в вариативную часть курсы с различными названиями: «Современные педагогические технологии», «Педагогические технологии», «Новые педагогические технологии», «Современные системы образования» и др. Подобные курсы включены и в учебные планы, реализующие общеобразовательные программы подготовки аспирантов.

Технологическое пространство на современном этапе

Развитие и становление инновационной, или «умной», экономики и общества, основанного на знаниях, невозможно без опережающего инновационного развития системы образования, без использования современных образовательных технологий. Инновационные преобразования практически всех элементов образовательной системы выступают сегодня основой ее модернизации, и ПТ при этом отводится не последнее место, особый акцент делается на информационно-коммуникативных технологиях (ИКТ) (обучающее программное обеспечение на игровых принципах, обучающие симуляторы, самосовершенствующиеся программы, технологии дистанционного образования, M-Learning, технологии на базе Moodle, облачные технологии в образовании).

Образовательное пространство непосредственно связано со способами обучения, которые реализуются в конкретной школе. Паси Маттила презентовал примеры того, каким образом могут быть изменены пространства. «Школа должна быть образовательным центром, который будет работать почти круглосуточно и может быть открыт для местного сообщества разных возрастов. Все пространства (а не только классные комнаты) могут стать образовательными, так как образование — объемный процесс».

Изменения образовательного пространства должны сопровождаться изменениями подготовки учителей, управленцев; изменениями технологий и инструментов обучения. Трудно с этим не согласиться, ведь вхождение технологического подхода предполагает изменение всех элементов этой системы, что и может привести к результатам.

В России о ПТ особенно интенсивно ведется речь с 1990;х гг. — периода, когда в качестве целевой установки реформирования образования была обозначена гуманистическая и личностно-ориентированная концепции. С этого времени идут интенсивные наработки по преобразованию некогда основной формы обучения — урока.

По мнению В. М. Шепеля, «…педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента». В настоящее время система классно-урочного массового традиционного образования, созданная Я. А. Коменским в XVII в., как считают многие, изжила себя и, конечно, требует реформирования. Вот формулировка вызова к традиционному образованию профессора Мичиганского университета США Д. Санглера: «Мы приближаемся к завершению великого эксперимента в массовом образовании. Классно-урочная система массового образования Яна Амоса Каменского оказалась неудачей более, нежели успехом, произвела поколения исключительно необученных работников, демонстрирующих абсурдно высокий уровень безграмотности, система, которая убивает желание учиться дальше, как у молодых, так и у старых.

Эта система ориентирована на подготовку малочисленной элиты, добивающейся успеха благодаря своим способностям вопреки образованию, и формирует едва образованное большинство безразличных неудачников, лишенных возможностей".

На современном этапе в педагогической науке и педагогической практике по вопросу технологий в образовании существует две точки зрения: согласно первой, ПТ — это благо, согласно второй — это зло, привнесенное в педагогику извне, вымывающее творчество педагога и негативно влияющее на межличностное взаимодействие. На самом деле термин «технологии» и его производные (техники, технологические цепочки, технологические карты, технология и др.) в педагогике существуют очень давно.

Внимание к технологиям на современном этапе актуализировалось в связи с критическими «нападками» на урок, усиливающимися в последнее время. Приведем несколько высказываний выдающихся деятелей культуры об уроке, которые на наш взгляд отвечают на вопрос: «Почему — технологии, а не урок?».

  • • «Дисциплинированная рота солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик» (Л. Н. Толстой).
  • • «Классно-урочная система стрижет всех под одну гребенку» (М. Н. Скаткин).
  • • «Она нивелирует способности, культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условий для формирования творческого мышления и развития коллективизма в процессе учебной деятельности» (М. Н. Скаткин).

ю.

  • • «Классно-урочная система — массовое уничтожение талантов» (М. Петров, А. Потемкин).
  • • «Классно-урочная система — как пожирание плодов с непосаженного дерева», что «не только не вкусно, но даже и не питательно» (В. В. Розанов).

За последние десятилетия было опубликовано немало статей, монографий, рассматривающих различные стороны проблемы ПТ. Сегодня можно констатировать разные точки зрения, разное отношение как к самой категории «педагогические технологии», так и к описательным характеристикам. Казалось бы, в теории педагогики в последнее время утерян интерес к проблеме, стали опять появляться «голоса», утверждающие нецелесообразность применения термина «технологии» к описанию педагогических явлений, особенно в период процветания гуманистической парадигмы образования. Но в практической деятельности субъектов образования, в деятельности образовательных учреждений интерес практиков к проблеме не утихает. По-прежнему остается престижным поиск и обращение к ПТ, особенно нетрадиционного характера, при демонстрации достижений образовательным учреждением. Усиливается акцент на ПТ и в связи с внедрением ФГОС нового поколения и компетентностного подхода. Все это и объясняет наше решение обратиться еще раз к проблеме ПТ. В данной главе пособия мы рассматриваем различные подходы к содержанию понятия «педагогические технологии», классификацию ПТ, их концептуальные элементы.

Разрастание интереса к проблемам технологий в жизни общества в различных сферах в виде структурной основы тезауруса технологического пространства, раскрывающего эволюцию представлений человека в сфере социума о технологии, в виде иерархической цепочки представлено ниже (рис. 1.1).

Иерархическая цепочка, раскрывающая эволюцию представлений человека в сфере социума о технологии.

Рис. 1.1. Иерархическая цепочка, раскрывающая эволюцию представлений человека в сфере социума о технологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой