Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленный нами анализ практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. доказал своевременность и актуальность исследования. На фоне положительной практики женского воспитания (крепкие семьи, уважение и почитание женщины, отсутствие разводов и брошенных детей) приобретает особое значение обращение к проблемам современной женщины в обществе и семье, осмысление и пересмотр… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Социокультурная и этнопедагогическая характеристика образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX века
    • 1. 1. Социокультурная среда Норвегии как основа образа жизни крестьянской семьи XIX века
    • 1. 2. Образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательная среда
    • 1. 3. Характеристика общественного и семейного положения крестьянской женщины в Норвегии XIX века
  • Глава 2. Практика женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века
    • 2. 1. Этнопедагогический идеал норвежской женщины
    • 2. 2. Подготовка девушек к семейной жизни как цель женского воспитания
    • 2. 3. Материнские функции норвежской крестьянской женщины
    • 2. 4. Особенности трудового воспитания девочки — девушки -женщины в норвежской крестьянской семье
    • 2. 5. Основные средства нравственного воспитания

Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная образовательная ситуация определяется тем, что Россия, как и весь мир, живет в эпоху социально-экономических перемен. Этим объясняется идентичность проблем, решаемых в области образования разными государствами. Согласно Декларации стран-участников Баренц-региона, одной из его приоритетных задач является создание единого образовательного пространства. Тесное десятилетнее сотрудничество Архангельского Севера и Норвегии в рамках Баренц-региона объясняется исторически сложившимися устойчивыми отношениями, обусловленными близостью географического расположения, общностью среды, в условиях которой происходит развитие человека. История русско-норвежских связей выходит за рамки торговых и политических отношений. Она нашла отражение в межличностном, межкультурном взаимопонимании, солидарности и терпимости двух народов по отношению друг к другу, в общности семейных образовательно-воспитательных традиций. Как в поморской, так и в норвежской семье женщине-матери принадлежала ведущая роль в f хозяйственной жизни семьи, в формировании ее внутреннего уклада, этикетных норм, вфункционировании всего обрядового цикла (рождение, свадьба, похороны, религиозные и календарные праздники), в сохранении элементов материальной и духовной культуры. Как родительница и воспитательница она обладал^ высоким нравственным авторитетом. В данном контексте актуальным является’положение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» о необходимости укрепления идеалов семьи, ее воспитательного потенциала, ведущей роли женщины-матери в воспитании подрастающего поколения. ii.

ЕШесте с тем, анализ современной практики международного сотрудничества показал, что как русская, так и норвежская женщина выполняет разнообразные социальные роли, активно продвигается по карьере, участвует в женском движении. Данная ситуация способствует тому, что утрачигается естественное предназначение женщины быть матерью и хранительницей семейного очага, у современных девушек отсутствует ориентация на семью, и как следствие, фиксируется постоянный рост числа разводов. По статистическим данным до 80% заключенных браков расторгается в Архангельском Поморье (htlp:/Avww.severinfo^ 1), до 50% в Норвегии (hHp://vvww.likest^^.

Обеспокоенность общества в сохранении основных функций женщиныбыть матерью и женой — является одной из причин обращения к анализу историко-педагогического опыта женского воспитания в Норвегии. Накопленные норвежской народной педагогикой традиции женского семейного воспитания, духовно-нравственный потенциал материнской школы представляют собой неотъемлемую часть общемировой этнопедагогической культуры. Изучение традиций женского воспитания в норвежской семье способствует формированию толерантного самосознания, основанного .на уважении собственных национальных традиций наряду с традициями других народов.

Акцентируя внимание на близости географического расположения Архангельского Севера и Норвегии, одинаковых климатических условиях, длительных торговых отношениях, мы проследили степень изученности историко-культурных связей двух стран. О своеобразии русско-норвежских отношений свидетельствовали исследователи XIX века А. Пошман, И. Пушкарев, В. А. Суслов и другие. Проблеме взаимопритяжения поморской и норвежской культур посвящена книга М. М. Пришвина «За волшеон’лм колобком. Из записок на Крайнем Севере и Норвегии» (1906;1907гг.). Записки М. М. Пришвина являются уникальным этнографическим источником, так как свидетельствуют о близости интересов двух народов не только в сфере «коммерческой деятельности», но и на традиционно-бытовом, народном воспитательном уровне. Поэтому этнографы фиксировали усвоение поморами стандартов норвежского образа жизни. Вместе с тем, норвежцев поражала неприхотливость русского человека, его приспособляемость к любым условиям жизни. Результатом региональных поморско-норвежских культурных связей стало появление в начале XIX века языкового феномена — руссенорска, возникшего в связи с обменной торговлей между норвежскими рыбаками и русскими поморами.

В настоящее время, как в Норвегии, так и на Архангельском Севере ведется большая научная работа по изучению общей истории двух стран во многих областях (Ю. Н. Беспятых, И. Брок, В. Н. Булатов, Т. С. Буторина, В. И. Голдчн, Р. А. Давыдов, Н. И. Колисниченко, А. А. Куратов, Ю. Кучепатов, И. Р. Луговская, С. Н. Мурашева, Э. Ниеми, Й. П. Нильсен, Е. И. Овсянкин, Р. В. Пересадило, А. О. Подоплекин, И. В. Приходько, А. В. Репневский, В. В. Тевлина, Н. М. Теребихин, Г. Г. Фруменков, С. О. Шаляпин и др.). Однако, несмотря на возросший в последнее время интерес к норвежской и поморской истории, проблемы женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века не являлись предметом специального изучения. Исследователи не ставили перед собой задачу раскрытия традиций женского воспитания и возможности использования в современных условиях положительного международного историко-педагогического опыта.

Как показал анализ литературы, систематические исследования женского воспитания в крестьянской семье XIX века в норвежской историко-педагогической науке практически отсутствуют. Вместе с тем, в современном норвежском обществе фиксируется потребность в изучении истории женского воспитания, ее актуализации, доказательством чего являются острые дискуссии в научной периодике. До 1970 г. вопрос исследования истории и культуры воспитания норвежских женщин почти не освещался в литературе. Научную основу эта проблема впервые получила на 17-ом Конгрессе историков Скандинавских стран, проходившем в Норвегии в 1977 г., а затем и на 18-ом Конгрессе в Финляндии в 1981 г. В настоящее время «история женщин» как предмет изучается во всех учебно-образовательных заведениях. Всестороннюю поддержку теоретическим разработкам по «истории женщин» (women's histoiy) и «исследованиям проблем женщин» (women's studies) оказывает Норвежский.

Исследовательский Совет (Norwegian Research Council). Различные аспекты изучения социальных функций женщины в норвежском традиционном обществе нашли свое отражение в работах историков, антропологов и социологов (М. Гуллештадт, М. Дальстрём, М. Лангхолм, А. Лейра, Д. Льюис, Б. Нильсен, Б. Розенбек, Л. Стокке, А. Фин, Г-М. Франберг и др.). Несмотря на интенсивность исследований, следует констатировать, что свое внимание норвежские исследователи сосредоточили в основном на времени индустриализации и модернизации Норвегии. Предметом данных исследований являлась жизнь женщин после Второй мировой войны, где анализировалось их положение в последние 20−30 лет. Анализ данной группы источников показал, что в них практически отсутствуют работы, в которых женское воспитание являлось специальным предметом.

В ходе изучения поставленной проблемы мы опирались на широкий круг взаимодополняющих источников — архивные материалы, законодательные акты, произведения устного народного творчества, философская, социально-историческая, историко-педагогическая, этнографическая литература, которые условно были разделены нами на три группы.

Первая группа представлена законодательными актами Норвегии XVII—XIX вв., произведениями устного народного творчества. В предпринятом нами исследовании практически впервые научному этнопедагогическому анализу подвергнуты норвежские сказки с целью изучения историко-педагогического опыта женского воспитания.

Вторую группу источников составили опубликованные труды о Норвегии как отечественных, так и зарубежных исследователей XVIIIXX вв. Следует отметить, что большинство научных исследований XVIIIXX вв. выступают как комплексные описания этноса (П. Мартин де ля Мартиньер 1706- Понтоппидан 1752- Ф. Шёлль 1811- Э. Стенфорд 1825- К. Фогтом 1867- Я. К. Грот 1874- А. Елисеев 1886- В. В. Суслов 1888- Э. Реклю 1896- В. А. Березников 1897- Е. Водовозова 1889, 1901; А. Коптев 1893- О. О. Пуцыкович 1894- Е. Львов 1895- Н. П. Верховский 1898- С. Григорьев 1900; А. Энгельмейер 1902;

С. Русова 1905, 1906; Е. Я. Кулакова-Грот 1909; М. Слепцова 1911; С. Меч 1912; Н. 3. Новинский 1913; С. Н. Шульгин 1914; С. Орловский 1915; Б. А. Келлер 1929; А. Добров 1942; Г. Кублицкий 1959, 1970; Э. О’Делл 1962; Г. С. Фиш 1963; Р. Дж. Поппервел 1972; С. Тюраль 1984; К. Д. Волков 1987; М. Гуллештадт 1992 и др.). Наряду с работами общего плана привлекались специализированные исследования: младенческая обрядность норвежцев (X. Плосс 1881) — брачно-семейные отношения и обычное право у норвежского крестьянства (Э. Сундт 1855). Отдельные проблемы истории Норвегии нашли свое отражение в работах А. С. Кана (1980). Непосредственно исследованием различных аспектов социально-экономической истории и культуры средневековой Норвегии занимался отечественный ученый А. Я Гуревич. Его труды «Свободное крестьянство феодальной Норвегии» (1967) и «Норвежское общество в раннее средневековье» (1977) представляют собой значительный вклад в скандинавистику. При этом основным объектом изучения являлась крестьянская среда. Содержащийся в данных источниках материал включает вопросы истории и социально-экономического развития Норвегии, материально-бытовой культуры и традиционного образа жизни норвежцев, где частично анализировались отдельные стороны быта норвежских женщин и вопросы семейного воспитания, ибо специальное изучение проблем женского воспитания не входило в задачи работы этих авторов.

К третьей группе источников отнесена зарубежная и отечественная исследовательская литература, в которой женская тематика рассматривалась в контексте проблем социального развития и эволюции норвежской семьи, ее религиозно — обрядовой сферы, сферы материальной культуры. В данной группе источников нами условно выделено несколько крупных направлений, изучающих в той или иной мере проблемы женщины в норвежском обществе.

Положение женщины в традиционной культуре норвежцев. Тема правового и имущественного статуса женщины в традиционном норвежском обществе представлена работами, включающими изучение правового положения женщины в рамках общеэтнических характеристик (И. Н. Минз, И.

Флойштадт), в рамках семейно — общинной тематики (Г. И. Анохин, С. Арнхольм, Н. А. Брингеус, Дж. И. Голдсорп, В. А. Закс, JL Ф. Согштадт, Р. Фриманнслюнд), а также в рамках обычного права норвежцев (Дж. Дюпак). Основное внимание мы уделяли исследованию того контекста (пространство — семья, община, этнос либо система взглядов), который обусловливает права и обязанности женщины. Существенный материал о положении женщины и ее роли в норвежской семье XIX века дают исследования о народной культуре, традициях, этносознании, образе жизни норвежской семьи, проведенные Д. Гонтом, X. Каелбле, A.-JI. Кристенсен, Дж. Лейрфолом, О. Лёфгрен, JI. Нюстрём, М. И. Уизнер. Анализ традиции свободы в добрачных связях выступал предметом исследований Э. Шортера. Проблему появления добрачных детей рассматривал X. Брунборг.

— Проблема женщины в сфере культа рассматривалась многими исследователями. К одной из наиболее разработанных можно отнести тему женщины в контексте свадебной (М. Бейкер, Т. А. Березина, И. Гронсет), семейной и календарной обрядности (М. Н. Морозова, Т. Норлинд, Д. Спайсер). Сведения о женской обрядности встречаются в трудах, посвященных детскому циклу, а именно сложному комплексу обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни (В. Аско, Т. А. Березина, Н. Брингеус, С.-Х. Тиллхаген, А. Ф. Швейгер-Лерхенфельд, Л. Хагберг). Тема религии в жизни норвежских женщин была предметом специальных исследований ряда ученых (П. Марккола, В. Селанд, И. Хаммар). Среди современных разработок, уделяющих внимание характеристике женских мифологических образов и определению статуса женщины в древнескандинавском обществе на анализе первых литературных произведений XI—XIII вв. «Эдда» и «Круг Земной», ведущее значение имеют исследования Дж. Джеш и Дж. Джохенс.

— Творчество и женщина. Анализ женских занятий и ремесел являлся предметом исследований таких авторов, как М. Гуллештадт, Дж. С. Сттоарт, Дж. Хансен, А. Эльштадт.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в ряду имеющихся научных разработок и исследований, охватывающих период с XVIII по XX вв., практически отсутствуют работы, в которых женское воспитание выделяется в качестве специального объекта изучения. Проблема женщины в традиционном норвежском обществе XIX в., вопросы воспитания детей женского пола рассматривались только в контексте общей характеристики этноса. Таким образом, актуальность изучения особенностей женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. в контексте развивающихся связей Норвегии и Архангельского Севера, неразработанность этого вопроса в историко-педагогической науке определили выбор темы исследования: «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века».

Цель исследования — систематизировать историко-педагогический опыт женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века.

Объект исследования — традиционный образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательная среда.

Предмет исследования — процесс женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века.

Обозначенные хронологические рамки исследования охватывают XIXек в истории Норвегии, поскольку этот период характеризуется подготовкой к созданию отдельного суверенного государства. Непосредственное функционирование традиционного крестьянского общества сохранялось вплоть до начала XX в., то есть до периода активной модернизации, индустриализации и урбанизации аграрной Норвегии, что в значительной степени отразилось на положении женщин.

Задачи исследования:

1. Исследовать социокультурную среду Норвегии как основу формирования специфики образа жизни норвежской крестьянской семьи.

2. Охарактеризовать образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательную среду.

3. Раскрыть особенности общественного и семейного положения норвежской крестьянской женщины.

4. Выявить характерные черты этнопедагогического идеала норвежской женщины.

5. Изучить особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века (цели, содержание, средства, методы нравственного и трудового воспитания, подготовки девушек к семейной жизни и др.).

Методы исследования. Для поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания (отбор, изучение, анализ, контент-анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация), общепедагогические методы (изучение, анализ и обобщение историко-педагогического опытаизучение и интерпретация архивных материалов, законодательных актов, произведений устного народного творчествалогико-теоретический анализ философской, социологической, этнографической, культурологической, психологической, педагогической, этнопсихологической и этнопедагогической литературы по изучаемой проблеме).

Методологическую базу исследования составили идеи о: предназначении женщины в обществе и ее роли в мировой истории и истории Европы в частности (Э. Амт, Б. С. Андерсон, Д. Бок, Н. 3. Дейвис, В. Джоунс, Д. П. Зинссер, Я. А. Коменский, М. Лютер, Ш. Б. Ортнер, Р. Рейтер, Ж. — Ж. Руссо, М. Уизнер, А. Фарг и др.) — тендерном подходе к проблеме статуса женщины (Дж. Бернард, Д. Броуэр, Р. Вудак, Е. А. Здравомыслова, С. Лолер, М. Мейджер,.

М. Мейо, А. Минас, О. В. Митина, В. Мокхадам, JI. Дж. Пич, Н. JI. Пушкарева, A. JT. Тилли и Дж. Скотт, М. К. Уайт, С. Д. Уолтере, С. Фремон, Д. де Хаан, Н. Хьюит, Дж. Шаап, М. Шульц и др.) — необходимости учета социокультурных особенностей среды в образовании и воспитании (С.А.Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Т. С. Буторина, А. А. Велик, А. Дистервег, Т. В. Касимова, С. С. Щекина и др.) — социальной ценности изучения семьи и семейного воспитания (Т. С. Буторина, Г. Н. Волков, А. Г. Козлова, А. Я. Коменский, А. К. Миноваров, И. Г. Песталоцци, В. Н. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский, Я. И. Ханбиков и др.) — целостности изучения образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И. В. Бестужев-Лада, А. К. Воднева, И. С. Кон, Т. В. Лодкина, В. С. Мухина, М. С. Мацковский, Л. М. Осиновская, Г. В. Шешукова, С. С. Щекина, Н. Е. Щуркова и др.) — комплексном изучении этнографии детства и эволюции женского воспитания (И. С. Кон и др.) — воспитательном потенциале народных традиций материнской школы (Т. С. Буторина, Г. Н. Волков, Т. В. Касимова, В. С. Кукушкин, А. Кэтириинэ, М. А. Мурадова, В. А. Рамих, А. С. Хачатрян, 3. И. Цогоева и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Природно-климатические, социально-экономические условия и социокультурный фон, на котором происходило развитие норвежской крестьянской семьи, оказали воздействие на формирование специфики ее образа жизни, образовательно-воспитательных традиций, что обусловило высокое общественное и семейное положение норвежской крестьянской женщины XIX века.

2. Образ жизни норвежской крестьянской семьи являлся образовательным и воспитательным пространством, в котором под влиянием традиций и обычаев происходило как стихийное, так и целенаправленное формирование личности девочки-девушки-женщины. Женское воспитание характеризуется нами как стихийное непреднамеренное влияние семейного уклада (образа жизни) на формирование девочки-девушки-женщины и как целенаправленное воздействие всей семейной группы на формирование девочки-девушки-женщины по определенной модели.

3. Совокупность этнопедагогических характеристик женщины в норвежской народной педагогике представлена в виде этнопедагогического идеала, который нашел наибольшее отражение в норвежских народных сказках и эдцическом эпосе XI—XIII вв. Ведущей сущностной этнопедагогической характеристикой норвежской женщины являлась нравственная составляющая, отражающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и личностные характеристики матери, жены и хозяйки.

4. Основные особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века определялись целью воспитания, заключавшейся в подготовке девочки-девушки к семейной жизни. Ценностными ориентирами женского воспитания являлись идеи нравственности и христианской добродетели (любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др.), гуманизма, осознания уникальности каждого человека. На этом базировались принципы женского воспитания: свободы личности, равенства полов, учета индивидуальных особенностей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— конкретизирован этнопедагогический понятийный аппарат исследования проблем женского воспитания («этнопедагогический идеал женщины», «этнопедагогические функции женщины», «женское воспитание»);

— впервые проведен историко-этнопедагогический анализ образа жизни норвежской крестьянской семьи, в ходе которого выделен ряд общих и отличительных особенностей, определивших сущность женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX векана основе аутентичных фольклорных историко-педагогичес^их источников дана этнопедагогическая характеристика норвежской крестьянской женщины, педагогически осмыслен и систематизирован воспитательный потенциал материнской школывпервые определены этнопедагогические особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века на основе учета социокультурных факторов.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— методологическом обосновании понятий «этнопедагогический идеал женщины», «этнопедагогические функции женщины», «женское воспитание" — раскрытии образовательно-воспитательных традиций семьи как общечеловеческих и этнопедагогических ценностей;

— теоретическом анализе этнопедагогических функций норвежской крестьянской женщины;

— системном рассмотрении процесса женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века и выявлении его универсального педагогического содержания;

— в разработке теоретической базы для изучения историко-педагогического опыта женского воспитания в плане сравнения, как в Норвегии, так и на Архангельском Севере, в России в целом с определением общих направлений и национальных особенностей, с позиции взаимовлияния этнопедагогических культур.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— выявлен позитивный этнопедагогический подход к женскому воспитанию в плане возможности его транслирования в современной социально-педагогической ситуацииразработаны теоретические основания для проведения этнопедагогического сравнительного анализа женского воспитания в странах Баренц-региона;

— разработаны программы спецкурсов: «Норвежская семейная педагогика XVIII — XIX веков», «Женское воспитание в семье на примере стран Баренцрегиона: история и современность» для системы педагогической подготовки студентов в вузе, системы повышения квалификации учителей;

— результаты проведенного исследования имеют научную информативную ценность для совершенствования педагогической практики семейного воспитания в различных общеобразовательных учреждениях, для консультирования в системе дополнительного педагогического образования учителей, для социальных учреждений, социально-педагогических центров помощи семье и детям, центров педагогического и медико-психологического консультирования и реабилитациисодержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы при разработке программы спецкурса и учебно-методического пособия «Толерантность регионального и национального в воспитании личности (на примере народной педагогики стран Северной Европы)" — в подготовке студентами курсовых и дипломных работав научной работе аспирантов и соискателей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается источниковедческой базой исследованияаргументированностью теоретических положенийлогикой научного анализаисходными методологическими положениями и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

— 1 этап (1998;2000 гг.) — разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор, анализ и систематизация материалов по проблеме исследования (отечественные и зарубежные издания).

— 2 этап (2000;2002 гг.) — исследовались особенности социокультурной среды Норвегиираскрывалась специфика образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX векаизучались особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX векавыявлялись характерные черты этнопедагогического идеала норвежской женщиныразрабатывались программы спецкурсов «Норвежская семейная педагогика XVIII — XIX веков», «Женское воспитание в семье на примере стран Баренц-региона: история и современность».

— 3 этап (2002;2003 гг.) — обобщались и систематизировались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа.

Апробация результатов исследования: Ход исследования, его основные теоретические положения и результаты докладывались на международном семинаре молодых ученых Северных стран (Скандинавская Академия.

Исследований (NorFA), г. Санкт-Петербург, 2001 г.), региональной научнопрактической конференции молодых ученых «Ломоносова достойные потомки» г. Архангельск, 2001 г.), международном семинаре «Гендер и культура».

Центральный Европейский Университет, г. Будапешт, 2001 г., 2003 г.), на научно-практических конференциях АГТУ (секция «Профессиональная компетентность и педагогическая деятельность преподавателя в высшем учебном заведении» 2001 г., секция «Теория и практика непрерывного образования» 2002 г., секция «Проблемы педагогической регионологии» 2003 г.), заседании Школы молодых ученых исследователей, проводимой в рамках гранта РГНФ № 03−06−047г/С (г. Архангельск, 2003 г.), на заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры иностранных языков АГТУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Список литературы

представлен 282 наименованиями, из них 156 отечественных и 126 зарубежных.

В заключение данного параграфа в качестве резюме можно сделать следующие выводы по основным средствам нравственного воспитания: 1. Нравственный идеал матери, пример старшей сестры и женщин общины являлся образцом будущей деятельности и обязательным ориентиром нравственного воспитания девочки-девушки, которой необходимо было обладать такими чертами характера как доброта, скромность, сдержанность, вежливость, дружелюбие, радостное отношение к жизни.

2. Педагогическая значимость знакомства девочки-девушки с семейно-календарными традициями заключалась в том, что они оказывали нормативно-регулятивное воздействие, способствовали закреплению ценностных ориентиров в повседневном поведении девочки-девушки.

3. Народная норвежская педагогика в формировании нравственных качеств девочек-девушек отводила решающую роль сказкам, представляющим собой учебник общепринятых норм и правил норвежского общества. Доступность и близость народного словесного искусства, эмоциональная выразительность образов вооружали девочек-девушек знаниями о правилах поведения. Сказки выполняли функцию ориентации детского сознания на общественно значимые ценности и неприятие нравственных изъянов в человеке. Неся нравственную нагрузку, сказки учили добру, формировали духовный мир, жизненную позицию, взгляды, убеждения, расширяли границы познания.

В качестве заключения по второй главе исследования мы выделяем следующие основные особенности практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века:

1. Сущностной характеристикой женского воспитания является совокупность непреднамеренного повседневного влияния образа жизни семьи и целенаправленного воздействия всей семейной группы на формирование девочки-девушки-женщины по определенной модели.

2. В качестве модели женского воспитания выступал этнопедагогический идеал женщины, основными чертами которого являются: чистота души, понятие чести, чувство свободы и независимости, мужественность и бесстрашие, высокое чувство справедливости и ответственности, способность к самопожертвованию ради мужа и семьи, к защите семейного очага и семейных традиций, трудолюбие и изобретательность. Созданный народом этнопедагогический идеал женщины формировал у девочек-девушек образцы поведения, нормы человеческих взаимоотношений.

3. Традиции материнской школы, система отношений мать — дочь в норвежской крестьянской семье XIX века являлись составной частью жизни девочки-девушки-женщины.

4. Практика женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века охватывала три возрастные группы — девочки с рождения до 7−8 лет, подростки (до 15 лет) и девушки (незамужние, до 25 лет). Каждый возрастной этап характеризовался своими представлениями о цели, задачах, методах и средствах женского воспитания.

5. Женское воспитание было личностно-ориентированным. Цель воспитания заключалась в подготовке к семейной жизни. Основными задачами являлось формирование хозяйственно-бытовых умений и навыков, потребности в рождении и воспитании детей, нравственных качеств, развитие умственных и физических способностей, вооружение общими знаниями с тем, чтобы приносить пользу семье и обществу.

Стремление к формированию единого общеевропейского образовательного пространства является основной тенденцией развития образования. Успешное сосуществование в нем возможно только при условии мира и сотрудничества. — • Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. На принципах добрососедства строят свои отношения страны-участники Баренц-региона. Тесные связи сложились у Норвегии и Архангельского Севера, что объясняется близостью расположения, общностью исторических и культурных традиций. В контексте плодотворно развивающихся связей Норвегии и Архангельского Севера приоритетным становится воспитание у подрастающего поколения не только межнациональной толерантности, но и уважительного отношения к традициям своих соседей. Существенную помощь в этом может оказать этнопедагогика, изучающая народные воспитательные традиции и приемы обучения X подрастающего поколения, их духовные истоки и этнические ценности.

Проведенное исследование посвящено изучению женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века. Решение основных задач исследования позволило обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы.

Принимая во внимание тот факт, что в своей совокупности природно-климатические, географические, социальные, экономические, исторические условия социокультурной среды оказывают влияние на формирование личности ребенка, в результате анализа научной литературы мы рассматривали семейное воспитание (или воспитание в семье) как органическое сочетание повседневного воздействия взрослых членов семьи на ребенка, желающих сформировать его по определенной модели и непреднамеренного влияния на детей и подростков образа жизни семьи, примера старших, их социального опыта. В ходе исследования мы пришли к выводу, что образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века представлял собой особое пространство, в котором посредством образовательно-воспитательных традиций сохранялся и передавался последующим поколениям накопленный социальный опыт (идеи о ценности трудао ценности знанийо ценности человека, в том числе другой национальностио ценности физической подготовкио нравственных ценностях (честность, любовь к Родине, гостеприимство и щедрость, помощь ближнему, использование соответствующих правил этикета, почитание старших) — о ценности семьиоб уважении к женщине).

Проведенный нами анализ социокультурного и этнопедагогического образа жизни норвежской крестьянской семьи позволил сделать вывод о высоком общественном и семейном положении норвежской крестьянской женщины XIX в., что предопределило специфику женского воспитания в норвежской крестьянской семье. В ходе исследования мы пришли к выводу, что женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX в. осуществлялось в процессе как повседневного влияния образа жизни семьи на формирование девочки-девушки-женщины, так и целенаправленного воздействия всей семейной группы на формирование девочки-девушки-женщины по определенной модели.

В качестве модели женского воспитания в норвежской крестьянской сепье XIX века мы рассматривали этнопедагогический идеал женщины, который нашел наибольшее отражение в норвежских народных сказках и эддическом эпосе XI—XIII вв. Характерными чертами этнопедагогического идеала женщины являлись: чистота души, понятие чести, чувство свободы и независимости, мужественность и бесстрашие, высокое чувство справедливости и ответственности, способность к самопожертвованию ради мужа и семьи, к защите семейного очага и семейных традиций, трудолюбие и изобретательность.

В ходе исследования мы раскрыли и проанализировали этнопедагогичес^ие функции норвежской крестьянской женщины XIX века во взаимосвязи, взаимодействии с образовательно-воспитательными традициями норвежского народа. Как от жены от нее требовалось уважение, верность, забота о муже. Материнские функции включали в себя воспроизводство здорового потомства, уход и заботу о детях, их воспитание и наставление. Важной социальной ролью женщины являлась роль хозяйки дома. На период пребывания мужа на промыслах жена становилась его единственной помощницей, правительницей всего хозяйства, главой семьи и воспитательницей детей. Это предполагало наличие знаний и навыков в области ведения домашнего хозяйства, трудолюбие, умение организовать внутренне пространство дома. Обращаясь к результатам проведенного исследования, мы можем подчеркнуть, что норвежская женщина выступала как правомочный член общества, обладая повышенным уровнем правоспособности и независимости.

Проведенный анализ этнопедагогических функций крестьянской женщины позволил выделить основную цель женского воспитания, которая заключалась в подготовке девочки-девушки-женщины к семейной жизни. Этот процесс включал постоянное развитие и непрерывность ее отношений с матерью. С младенчества через отождествление с матерью девочка училась быть женщиной, осваивала новые для себя социальные роли, готовилась к замужеству и материнству.

Исследование практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. позволило нам разработать этнопедагогическую характеристику норвежской крестьянской женщины XIX в., в котором выделены: физическая характеристика (здоровая, внешне привлекательная, физически развитая, выносливая, спортивная (умеющая кататься на лыжах, коньках, салазках, плавать и т. п.) — нравственная характеристика (любящая Родину, уважающая старших, милосердная (готовая помочь ближнему), веропослушная (воспитанная на идеях христианства, духовно-нравственных ценностях, традициях), трудолюбивая (уважение к трудовым традициям, ориентация на получение трудовых навыков и умений, профессию), честная, гостеприимная и щедрая, готовая к созданию семьи (ориентация на семью и семейный образ жизни), верная супружеству) — интеллектуальная характеристика (владеющая основами грамоты и арифметики, обладающая общим кругозором, умеющая воспринимать информацию и принимать самостоятельные решения, успешно адаптирующаяся в обществе) — характеристика педагогического потенциала (воспитанная (знание житейских правил и наставлений) — знающая культурные традиции и народные обычаи) — способная обучать детей основам грамолл, счета и этикетаумеющая быть няней, воспитательницей, наставницей, организатором свободного времени детейвладеющая навыками ведения воспитательной беседы, диалогаспособная к составлению детских сказок, пересказу народных сказаний, сочинению колыбельных песен и т. п.).

Систематизируя этнопедагогическую характеристику норвежской крестьянской женщины XIX века, в диссертационном исследовании мы пришли к выводу, что ее ведущей сущностной чертой является нравственная составляющая, отрающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и личностные черты матери, жены и хозяйки дома. Поэтому ценностными ориентирами женского воспитания являлись идеи нравственности и христианской добродетели (любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др.), гуманизма, осознания уникальности каждого человека.

Представленный нами анализ практики женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. доказал своевременность и актуальность исследования. На фоне положительной практики женского воспитания (крепкие семьи, уважение и почитание женщины, отсутствие разводов и брошенных детей) приобретает особое значение обращение к проблемам современной женщины в обществе и семье, осмысление и пересмотр этих проблем сквозь призму имеющегося историко-педагогического опыта, в том числе и зарубежного. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы позволяют смоделировать идеальный образ женщины-матери, актуальный для практики женского воспитания, использовать формы и методы воспитания девочки-девушки-женщины с учетом современной социально-педагогической ситуации, обновить содержание общепедагогического образования. На основе проведенного исследования создана теоретическая база для сравнительного анализа историкопедагогического опыта женского воспитания как в Норвегии и Архангельском Поморье, так и России в целом с определением общих направлений и национальных особенностей, с позиции взаимовлияния этнопедагогических культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Общинные традиции норвежского крестьянства / Г. И. Анохин.-М.: Наука, 1971.-С. 175−195.
  2. С.А. Обычай, ритуал, традиции / С. А. Арутюнов // Сов. этнография.- 1981.-№ 2.-С. 97−99.
  3. Беглые заметки о Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания).- СПб., 1913.- С. 76.
  4. Т.А. Норвежцы / Т. А. Березина, М. Н. Морозова // Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М., 1990.- С. 57−65.
  5. В. А. Поездка по Норвежской Лапландии в 1894 году / В. А. Березников. СПб., 1897.- 55 с.
  6. Ю.Н. Архангельск в XVIII веке / Ю. Н. Беспятых. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — 415 с.
  7. Бестужев-Лада И. В. Содержание и структура категории «образ жизни» / И.В. Бестужев-Лада // Обществ, науки.-1981. № 2.
  8. И. Моя по — твоя. Русско-норвежский пиджин / И. Брок // Оттар. -1992.-№ 192.- С. 24−26.
  9. Брок И О русско-норвежских отношениях / И Брок//Ломоносовец.-1993.-1 апр.
  10. ЮБ. Эпюс и этнография / ЮБ. Бромлей.- М: Наука, 1973.-283 с.
  11. Ю.В., Крюков М. В. Этнография: место в системе наук, школы, методы / Ю. В. Бромлей // Сов. этнография. 1987.- № 3.- С. 45−60.
  12. В.Н. Русский Север: Учеб. для вузов / В. Н. Булатов.-Архангельск: ПТУ им М. В. Ломоносова, 2002.-Кн. 4: Свет Полярной звезды, (XVIII XIX вв.).-270 с.
  13. В.Н. Баренцев регион: уроки международного сотрудничества / В. Н. Булатов // Холодный дом России. Архангельск, 1996. — С. 74−83.
  14. В.Н. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. -Архангельск: Помор, гос. ун-т, 2001.-172 с.
  15. Т.С. Равноправие мужчин и женщин: миф или реальность? / Т. С. Буторина // Likestillingkonferansen 1995 for universiteter og hogskoler i Norge. Hogskolen I Finnmark. 1997.- Oktober. — P. 50.
  16. Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев / Т. С. Буторина // Сов. педагогика.-1989.-№ 7. С. 83.
  17. Т.С. Педагогическая регионология / Т. С. Буторина. -Архангельск, 2000.-58 с.
  18. Т.С. Образовательные традиции Русского Севера как основа педагогических инноваций / Т. С. Буторина // О нежных нравах и добром воспитании.: (Метод, материалы дня работы с род ителями).—Архангельск, 2001С. 5−11.
  19. А.А. Психологическая антропология поиски синтеза в науках о человеке / А. А. Велик // Сов. этнография.- 1990.- № 6.- С. 152−161.
  20. Н.П. Норвегия и Швеция. Из записной книжки случайного туриста / Н. П. Верховский. Варшава, 1898.- С. 33−50.
  21. А.К. Влияние образа жизни семьи на формирование личности старшеклассника: Дис. канд. фил. наук/А.К. Воднева.-Минск, 1988.-19с.
  22. Е. Жизнь европейских народов. Т. 2. Жители Севера / Е. Водовозова.-СПб., 1889.- С. 413−467.
  23. Е. Как люди на белом свете живут/ Е. Водовозова.-СПб., 1901- С. 18−240.
  24. Г. Н. Вечность воспитания / Г. Н. Волков // Народное образование. -1994.-№ 4.-С. 68.
  25. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.- 376 с.
  26. Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков.- Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989.-334 с.
  27. Волков 1С Д Норвегия вчера и сегод ня / К. Д Волков.-М.: Знание, 1987.- С.8−9.
  28. С. А. Варяги и Русь / С. А. Гедеонов. -JI., 1972.-139 с.
  29. В.И. Баренцев Евро-Арктический регион: уроки истории, современность, будущее / В. И. Голдин // Баренц-журнал.-2002. -№ 1. С. 53−61.
  30. С. Народное образование в Норвегии / С. Григорьев.-СПб.: Типография М-ва Финансов, 1900.- С.З.
  31. И.Н. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники / И. Н. Гроздова.-М.: Наука, 1978.- 295 с.
  32. ГротЯ.К. Записка о путешествии в Швецию и Норвегию / Я. К. Грот.-СПб., 1874.-С.9.
  33. А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье / А. Я. Гуревич.-М.: Наука, 1977.- С. 268−282.
  34. А.Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии / А. Я. Гуревич. -М.: Наука, 1967. -С. 4.
  35. Р.А. Архангельская губерния и Северная Норвегия в 1826—1914 гг.: Авторефератдис. .канд. ист. наук/РА Давыдов-Архангельск, 1998.-21с.
  36. М. Сборник антропологических и этнографических статей о России и странах ей прилежащих / М. Дашков.-М., 1873.- 238 с.
  37. А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег- Под ред. Е. Н. Медынского. М., 1956. — 374 с.
  38. А. Норвегия / А.Добров.-М.: ОГИЗ, 1942.- С. 14.
  39. В. Рыбные промыслы Мурмана и его колонизация / В. Држевецкий // ИАОИРС.-19Ю.-№ 22.- С. 15.
  40. Елисеев, А Путешествие в Скандинавию и Лапландию / А Елисеевым, 1886. -С. 7−10.
  41. Р. А. Норвегия. Физ.-геогр. характеристика / Р. А. Ерамов. -М.: Гос. изд-во Геогр. лит., 1950.-311с.
  42. Р. А. Норвегия / Р. А. Ерамов, М. В. Муратов // БСЭ.-З-е изд.-М., 1974.-Т. 18.-С. 104−105.
  43. Женщины Севера и их роль в современных социальных условиях: Тез. междунар. науч.-практ. конф. Архангельск: Изд-во ПГУ им. М. В. Ломоносова, 1998.- 88 с.
  44. В.А. Социальные отношения и право в Норвегии раннего средневековья / В. А. Закс.- Тарту, 1980.- С. 4−5.
  45. Е.А. Социальное конструирование тендера / Е. А. Здравомыслова // Социол. журн. -1998.-№ ¾.-С.171−183.
  46. Ильенков Э Б. Идеал/ЭБ. Ильенков//БСЭ.-З-е щц.-М, 1974.-Т.10. С34−35.
  47. Исторические связи русского Севера и Норвегии / Отв. ред. Н. И. Колесниченко. Архангельск, 1989. — 180 с.
  48. Кан АС. История скандинавских стран / АС. Кан.-М.: Высш. шк., 1980.-С.38.
  49. Т.В. Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века: Дис.. канд. пед. наук / Т. В. Касимова.-Архангельск, 2002.-196 с.
  50. .А. По Швеции и Норвегии. Впечатления путешественника / Б. А. Келлер.-М.- JL: Молодая гвардия, 1929.-С. 54.
  51. А.Г. Семья и общество: новые реалии / А. Г. Козлова // 67 гимназия. Семейный портрет.-СПб.: Verba Magistri, 2003.-C.3−6.
  52. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М: Педагогика, 1988.-416 с.
  53. Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. 1982.-656 с.
  54. Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. 1982.-576 с.
  55. А. Путевые заметки по Швеции и Норвегии до Норд-Капа в 1892г. / А. Коптев -СПб., 1893.- С. 13−200.
  56. Кон И.С. В поисках себя / И. С. Кон.-М., 1984.-С. 186.
  57. Кон И. С. Дружба: Эгако-психологическийочерк /ИС.Кон.-М, 1987.-С. 258,270.
  58. Кон И. С. Этнография детства: Историографический очерк / И. С. Кон // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии.-М., 1983.-С. 16.
  59. Краткая Песнь о Сигурде // http://www.kpsigurd.htm#41
  60. Г. И. Вечера со скандинавами / Г. И. Кублицкий.-М.: Мол. гвардия, 1970.- 239 с.
  61. Г. И. По следам Нильса Хольгерсона / Г. И. Кублицкий.-М.: Детгиз. 1959.-С. 164−226.
  62. Г. И. В стране странностей / Г. И. Кублицкий-М: Дет. лит., 1970. 336 с.
  63. B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко.-Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-448 с.
  64. Кулакова-Грот Е. Я. Норвегия / Е.Я. Кулакова-Грот.-СПб., 1909.-С. 17−44
  65. А.А. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера / А. А. Куратов. — Архангельск, 1992. -127с.
  66. Ю. Архангельский морской порт / Ю. Кучепатов. — Архангельск, 1959. 80 с.
  67. А. Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек (на примере Республики Саха (Якутия): Дис. канд. пед. наук / А. Кэтириинэ.- Якутск, 1998.-174с.
  68. Т.В. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания / Т. В. Лодкина, Е. Л. Тихомирова // Семейное воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. -СПб., 2003.-С. 6−8.
  69. И.Р. Школьное обязательное образование северных стран / И. Р. Луговская. Архангельск: Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001.-96 с.
  70. Е. По студеному морю. Поездка на Север / Е. Львов.-М., 1895.- С. 82 -216.
  71. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. М.: Наука, 1989.- 112 с.
  72. Д.А. Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси / Д. А. Мачинский // Русский Север: проблемы этнокультурной истории. -Л., 1976. — 89 с.
  73. Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса / Е. М. Мелетинский. -М.: Наука, 1968.-С. 163−325.
  74. Меч С. Скандинавия и Дания / С. Меч.-М., 1912. С. 18−63.
  75. А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. К. Миноваров. -Ташкент, 1989.-3 8с.
  76. О.В. Идеология маскулинности в России: постановка проблемы и экспериментальное исследование / О. В. Митина, А. Касперт, Н. А. Низовских // Обществ, науки и современность. -2003. -№ 2. С. 164−175.
  77. М.Н. Скандинавские народы / М. Н. Морозова // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. -М.: Наука, 1978.- С. 95−120.
  78. Г. Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Финляндии, Швеции и Норвегии / Г. Г. Москвич.-Изд. 5-е.-СПб.: Путеводитель, 1913.-296 с.
  79. М.А. Трудовое и нравственное воспитание девушек в туркменской семье: традиции и современность: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Мурадова.-Чарджев, 1995. 21 с.
  80. С.Н. Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран / С. Н. Мурашева // Сб. материалов междунар. науч. конф.- Архангельск, Изд-во 111У им. Ломоносова, 1999.-С.51.
  81. B.C. Современное самосознание народностей Севера / B.C. Мухина // Психол. журн.- 1988.- № 4.
  82. Э. Поморская торговля глазами норвежцев / Э. Ниеми // Оттар. -1992.-№ 192.-С. 15.
  83. Й.П. Вглядываясь в прошлое друг друга: Историограф, обзор рос.-норв. связей XX в. / Й. П. Нильсен, А. Репневский // Вестн. Помор, ун-та. Сер. гуманитар, и соц. науки. -2001. -Вып. 1. С. 39−59.
  84. Н.З. У Северных соседей / HL3. Новинский.-Бж, 1913.-С. 65−71.
  85. Норвегия. Составлено Всенорвежским туристическим ферейном.-СПб., 1889. -С. 84−86.
  86. Норвежская новелла / Пер. с норв.- Л.: Худож. лит., 1974.- С. 5.
  87. Норвежские сказки / Пер. с норв.-М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962.-298с.
  88. Норвежские сказки / Пер. В. М. Богровой, С.П. Кублицкой-Пиоттух.-Берлин: А. Ф. Девриен, 1923.-80 с.
  89. Норвежские сказки / Пер. Д. Н. Садовникова.- СПб.: Тип. П. П. Меркульева, 1875.-183 с.
  90. Е.И. Архангельск купеческий / Е. И. Овсянкин.—Архангельск, 2000.- 525 с.
  91. О’Делл Э. Скандинавия / Э. О’Делл.-М.: Изд-во иностр. лит., 1962.- 543 с.
  92. О нежных нравах и добром воспитании .: (Метод, материалы для работы с родителями) / Отв. ред. Т. С. Буторина. — Архангельск, 2001. — 103 с.
  93. Описание Норвежского берега от Трондгема к северу до границ русской Лапландии, изданное Дирекциею норв. геогр. съемки / Пер. с датского и пополнено при Гидрогр. деп. Морского м-ва.-СПб.: Тип. Морского м-ва, 1859.-295 с.
  94. С. Путешествие по Норвегии / С. Орловский.-М., 1915-С.5−6.
  95. Л.М. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в системе профессиональной подготовки педагога: Автореф.. канд. пед. наук / Л. М. Осиновская.- М., 1988.-16 с.
  96. Р.В. Русская торговля и экономическое развитие Северной Норвегии в первой половине XIX века / Р. В. Пересадило // XII Ломоносовские чтения: Сб. науч. тр. -Архангельск, 2000. С. 73−78.
  97. X. Ребенок от колыбели до первого шага: Способы ухода за грудными детьми у разных народностей / X. Плосс. -СПб., 1881.- С. 20.
  98. А.О. Норвежская историография об отношении СССР к политике безопасности Норвегии в 40-е начале 50-х годов / А. О. Подоплекин // XII Ломоносовские чтения: Сб. науч. тр. — Архангельск, 2000. — С. 78−84.
  99. Поморская семья: (Цикл бесед для работы с родителями с учетом региональных особенностей воспитательной среды) / Сост. Т. С. Буторина, С. С. Щекина. — Архангельск, 1998. 96 с.
  100. В.В. Норвегия / В. В. Похлебкин.-М.: Географгиз, 1957.-80 с.
  101. А. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, статистическом, физическом, нравственном отношении, с полезными на все оные части замечаниями / А. Пошман.-СПб., 1802.-Т. 1.-194 с.
  102. И.В. // Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование: Сб. ст.-Архангельск, 2000. — Вып. 2.-С. 5.
  103. И.В. Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.: Дис.. канд. пед. наук / И. В. Приходько.-Архангельск, 2001.-159 с.
  104. М.М. За волшебным колобком / М. М. Пришвин. — Петрозаводск, 1987.- 352 с.
  105. М.М. Колобок / М. М. Пришвин. -Архангельск: ОГИЗ. Сев. краев, изд-во, 1936.-270 с.
  106. О.О. Скандинавы. Чтение для народа / О. О. Пуцыкович.-СПб.: Изд. кн. магазина П. В. Луковникова, 1894.- С.5−14.
  107. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношении. Т.1. Кн.2. Архангельская губерния / И. Пушкарев. СПб., 1845.-149с.
  108. Н.Л. Дерзкие и беспокойные (Женская история России 18 011 905 гг.: формы социальной активности) / Н. Л. Пушкарева // Вопр. истории. -2002. -№ 6. С.52−66.
  109. В.А. Материнство как социокультурный феномен: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / В. А. Рамих.-Ростов н/Д., 1997. -33 с.
  110. Э. Швеция и Норвегия / Э. Реклю .-СПб., 1896.- С. 80−158.
  111. Репневский А. В. Торговый интерес и восстановление российско-норвежских отношений (1920−1921 годы)/ А. В. Репневский // XII Ломоносовские чтения: Сб. науч. тр. -Архангельск, 2000. С. 85−88.
  112. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы.-М.: Наука, 1997.-518 с.
  113. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения / Ж.-Ж. Руссо. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961.-Т 1. — 850 с.
  114. С. В стране вольного крестьянства (в Норвегии) / С. В. Русова.-СПб., 1905.-С. 2−27.
  115. С. Як люде живуть у Норвегии / С. Русова.-СПб., 1906. -С. 2−29.
  116. Саш Олава, сына Триггвиева, короля норвежского. Т. 4, Кн. 1. -М, 1840.- С. 9−57.
  117. Сказание о Вольсунгах // http://www.fbit.ru/myth/texty/volsung/home. htm
  118. М. Рассказы о Норвегии / М. Слепцова.- СПб., 1911 .-С. 6−102.
  119. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы / В.Н. Сорока-Росинский // Пед. сочинения. М., 1991.- С.55−125.
  120. А. Г. Образ / А. Г. Спиркин // БСЭ.-З-е год.-М, 1974.-Т.18. С. 217.
  121. М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа: Дис.. д-ра пед. наук / М. И. Стельмахович. Киев, 1989.-48с.
  122. С. Круг Земной / С. Стурлусон.-М.: Наука, 1980.- С. 20−434.
  123. В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / В. В. Суслов.-СПб., 1888.-69 с.
  124. В.И. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления: Дис. д-ра филос. наук/И.В. Суханов. Горький, 1973.-39с.
  125. В.В. Иностранное предпринимательство на Европейском Севере России во 2-ой пол. XIX в. начале XX в.: Автореф. .канд. ист. наук / В. В. Тевлина.-СПб., 1994. -18 с.
  126. Н.М. Сакральная география Русского Севера: (Религ.-мифол. пространство севернорус. культуры) / Н. М. Теребихин. -Архангельск: Изд-во Помор, между нар. пед. ун-та, 1993 (1994).-220 с.
  127. С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы / С. А. Токарев.-М.: Наука, 1983. -222 с.
  128. С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники / С. А. Токарев.-М.: Наука, 1973.-351 с.
  129. В.М. Летописец Севера: Историко-краеведческий сборник / В. М. Тюрин.-Архангельск, 1990.-225 с.
  130. С. Кристин, дочь Лавранса / С. Унсет. -Киров, 1956.- Т. 1.- С. 182.
  131. К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский.-М., 1950.-Т.8.- С. 45.
  132. К.Д. Педагогические статьи. 1857−1861 гг. / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений.- М.- Л., 1948. -Т. 2. -С. 69 -166.
  133. Фиш Г. С. Норвегия рядом / Г. С. Фиш. -М.: Сов. писатель, 1963.- 476 с.
  134. К. Путешествие на Север вдоль норвежского берега на Нордкап, остров Ян-Майен и Исландию / К. Фоггом. -СПб., 1867.-С. 13−250.
  135. Г. Г. Летопись г. Архангельска. 1584−1989 гг. / Г. Г. Фруменков.-Архангельск, 1990.-291 с.
  136. Я.И. К определению предмета «народная педагогика» / Я. И. Ханбиков //Науч. конф. пед. ин-та за 1961 г.- Казань, 1962.- С. 26−30.
  137. А.С. Проблема женщины и семьи в философии Живой этики: Автореф. дис.. канд. филос. наук / А. С. Хачатрян.-М., 1998. — 26 с.
  138. П.А. Об изучении вопросов нравственного воспитания в русской народной педагогике / П. А. Храпаль // Вопросы нравственного воспитания. -Красноярск, 1959.-Вып. 2.-С. 336−342.
  139. З.И. Педагогические функции женщины в традиционной системе воспитания осетин: Автореф. дис.. канд. пед. наук / З. И. Цогоева.-М., 1996.- 16 с.
  140. Через Швецию в Норвегию: Спутник туриста.- СПб.: Родник, 1911 .-100 с.
  141. XIV конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: Тез. докл. / Редкол.: В. Н. Барышников, В. Н. Булатов, А. М. Волков и др.-М.- Архангельск: Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001.-372 с.
  142. С.О. Норвегия и Россия на Севере / С. О. Шаляпин // Оттар.-1992.-№ 192.-С. 60.
  143. Швейгер-Лерхенфельд А. Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд.- Б.м.: Издат. дом «Кураре-Н», 1998.- С. 8−599.
  144. Г. В. Семья в структуре социалистического образа жизни: Дис.. канд. филос. наук / Г. В. Шешукова. М., 1978.-С. 120.
  145. Ф. Картина народов населяющих Европу и религий, исповедуемых ими / Ф. Шёлль.-М., 1811.- С. 27.
  146. С.Н. Поездка в Швецию и Норвегию / С. Н. Шульгин.-М., 1914.-С. 15−22.
  147. С.С. Воспитание в поморской семье XVIII — XIX веков: Дис.. канд. пед. наук / С. С. Щекина.-Архангельск, 1995.-240с.
  148. С. С. Воспитание в поморской семье XVIII — XIX веков: Автореф. канд. пед. наук/ С. С. Щекина.-Архангельск, 1995. 22 с.
  149. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры: (Для директоров и заместителей директоров шк. по учеб.- воспитат. работе) / Н. Е. Щуркова.- М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997.- 77 с.
  150. Щуркова Н. Е: Новое воспитание / Н. Е. Щуркова.- М.: Пед. о-во России, 2000.- 116 с.
  151. А. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания: В 4-х ч. / А. Энгельмейер.-М., 1902.- С. 89−148.
  152. Энциклопедический словарь. Т. VII / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892. -С. 255.
  153. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления. Инженерная психология и эргономика / Под. ред. Б. А. Душкова.-Екатеринбург: Деловая кн., 2000. 462 с.
  154. All Verdens Ordsprak Original name «ALVERDENS ORDSPROG» (Danish), Holbek Bengt, PioLarnJ.-Schibsted, 1993.-P. 88−89.
  155. Amt E. Women’s lives in medieval Europe: a sourcebook / E. Amt.-New York: Routledge, 1993.- 347 p.
  156. Anderson S.B. A History of their own: Women in Europe from Prehistory to the Present. Harper & Row, Publishers / S.B. Anderson, J. P. Zinsser.- New York, 1988.- P. XVI-XXIII.
  157. Arhnholm C. Laerbock in Familierett / C. Arhnholm.-Oslo, 1945. S. 3−12.
  158. Asbj0rnsen P.C. Norwegian Folk Tales / P.C. Asbjernsen, J. Moe.-New York: Pantheon, 1982. -312 p.
  159. Asbjornsen P.C. Norwegian Folk Tales// P.C. Asbjornsen, J. Moe.-Oslo: Dreyer, 1989. 195 p.
  160. Asko V. Tavan Takaa / V. Asko.-Jyvaskyla, 1989.- S. 147.
  161. Baker M. Wedding customs and folklore / M. Baker.-New York, 1977.- P. 67.
  162. Bebel A. Woman in the past, present and future / A. Bebel.- London: W. Reeves, 1906.- P. 36.
  163. Bernard J. The future of motherhood / J. Bernard.- New York: Dial Press, 1974.-426 p.
  164. Bettelheim B. The Uses of Enchantment / B. Bettelheim.-New York: Random House, 1974.-P. 209−210.
  165. Bishop P. Natural History of Norway / P. Bishop.-S.l., 1752.-P. 24−50.
  166. B0 O. Fodsel og barnsol (barsel) / О. Bo // Hogtiderog minne dagar. -Oslo, 1985.-P. 138.
  167. Bock G. Women’s history and gender history: aspects of an international debate / G. Bock// Gender and History.- 1989.- № 1 (spring) — P. 7−30.
  168. Brutus N.A. Gammelpigorna pa glasberget / N.A. Bring6us.-Norveg, 1978.-P. 273−288.
  169. Brh^us N.A. Livets hogtider / N.A. Bringeus.-Boras, 1987, — S. 16.
  170. Brouwer D. Women’s language, socialization and self-image / D. Brouwer, D. Haan.- Dordrecht: Foris, 1987.- 228 p.
  171. Brunborg H. Cohabitation without marriage in Norway / H. Brunborg.-Oslo, 1979. -P. 8−127.
  172. Brynjulf A. Dag og Merke / A. Brynjulf.-Oslo-Bergen, 1970.- S. 100−161.
  173. Christensen A.-L. Children in urban Norwegian Families at the turn of the century / A.-L. Christensen // Paper presented to the International Oral History Conference 1980.-Amsterdam, 1980.-P. 1−4.
  174. Christian IV’s Norwegian Law Book of 1604/ Inheritance. Chs. 1, 2 and 3.
  175. Dahlstrom M. Young Women in a Male Periphery / M. Dahlstrom // On the terms of Northern Woman.-S.l., 1995.-P. 8−21.
  176. Dasent G. East o' the Sun and West o' the Moon / G. Dasent.- New York: Dover, 1970.- P. 60−88.
  177. Davis N. Women’s history' in transition: the European case / N. Davis // Feminist Studies.- 1975/76.- № 3 (winter).- P. 16−103.
  178. Den utsatta familjen / Red. H. Norman.- Kristianstadt, 1983.-S. 256.
  179. Dronke U. Myth and Fiction in Early Norse Lands / U. Dronke. Brookfield, Vt.- Aldershot: Variorum, 1996. -313 p.
  180. Dupaquier J. Marriage and remarriage in populations of the past / J. Dupaquier.- London: Academic Press, 1981.- P. 51−625.
  181. A. «Food and clothing-for both body and soul» / A. Elstad // Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north.- Tromso, 1997.- P. 58.
  182. Floystad I. Women’s History in Norway / I. Floystad // Writing Women’s History. International Perspective.-S.l.: Indiana University Press, 1991.- P. 226.
  183. Forslaget om aktenskaps ingaende och upplosning.- Stockholm, 1913.-P. 208−212.
  184. Franberg G-M. Surviving and Thriving in the North / G-M. Franberg // On the terms of Northern Woman.-S.l., 1995.-P. 23−42.
  185. Fremon S. Women and men: traditions and trends / S. Fremon.- New York: Wilson, 1977.- 236 p.
  186. Frimannslund R. Farm Community and Neighbourhood Community. «The Old Norwegian Peasant Community». Reprint from the Scandinavian Economic Review / R. Frimannslund.- Stockholm, 1956.- P. 64−65.
  187. Fyhn A. Female Farmers of the North / A. Fyhn // On the terms of Northern Woman.-S.l., 1995.-P. 54−59.
  188. Gaunt D. The Scandinavian Model / D. Gaunt, L. Nystrom // A History of the Family. Vol. two. The impact of Modernity.-Cambridge: Polity Press, 1996,-P. 476−496.
  189. Gilde og Gjestebod. Det norske samlaget.- Oslo, 1967.- S. 46−71.
  190. Goldthorpe J. E. Family life in western societies / J. E. Goldthorpe.-S.l.: Cambridge University Press, 1989.-P. 21.
  191. Gordon E.V. An Introduction to Old Norse / E.V. Gordon.-Oxford: Clarendon Press, 1927.- 383 p.
  192. О. «Old magic in Northern folksongs» / O. Graff // Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north.- Troms0, 1997.- P. 39−46
  193. Granseth E. Familie, slektskap og ekteskap / E. Gronseth.- Oslo, 1972 S. 74−76.
  194. Gullestad M. Home decoration as popular culture / M. Gullestad.-London- New York: Routledge, 1996.-P. 128−161.
  195. Gullestad M. The Art of Social Relations / M. Gullestad.-S.l.: Scandinavian University Press, 1992.- P.14−123.
  196. Hagberg L. Seder och tro vid markestillfallena i barnets liv. Livets hogtider / L. Hagberg//Nordisk kultur.- Stockholm, 1949.-S. 14−29.
  197. Hagberg L. Nar doden gastar / L. Hagberg.- Stockhol, 1936.- P. 27.
  198. Hagen A. Norway / A. Hagen.-London: Thames and Hudson, 1967.- 205 p.
  199. Hagen S.A.E. Норвежские песни. / S.A.E. Hagen.-Oslo, 1911 .-C. 250.
  200. Hammar I. From Fredrika Bremer to Ellen Key / I. Hammar // Gender and Vocation. Women, Religion and Social Change in the Nordic Countries, 1830−1940. SKS-FLS.- Helsinki, 2000.- P. 30−32.
  201. Hansen J. From Sunday clothes to rag-rugs / J. Hansen // Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north.- Troms0, 1997.- P. 68.
  202. Hauan A.M. Narratives and folkbelief / A.M. Hauan // Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north.- Troms0, 1997.- P. 32−38.
  203. Hegstad S. Wooden Houses / S. Hegstad // Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north.- Troms0, 1997.- P. 47−52.
  204. Hewitt N.A. Women’s activism and social change / N.A. Hewitt.-New York: Cornell University Press, 1984.- 281 p.
  205. Historisk tidsskrift № 4, Universitetsforlaget. Temanummer: Nordnorsk historie, 1991, P. 603−655.
  206. Hove O. The System of Education in Norway / O. Hove.-Oslo: The Royal Norwegian Ministry of Church and Education, 1968.-P. 24−25.
  207. Jesch J. Women in the Viking Age / J. Jesch.-New York: The Boydel Press, 1991.-P. 133−208.
  208. Jesch J. Women in the Viking Age / J. Jesch.-Woodbridge:Boydell, 1991.-239p.
  209. Jochens J. Women in Old Norse Society / J. Jochens.-New York: Cornell Univ. Press, 1995.-266 p.
  210. Jochens J. Old Norse Images of Women / J. Jochens.-Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1996. -366 p.
  211. Jochens J. Consent in Marriage: Old Norse Law, Life and Literature / J. Jochens // SS.-1986.-№ 58.-P. 142−176.
  212. Jochens J. The Medieval Icelandic Heroine: Fact or Fiction? / J. Jochens // Viator.-1986.-№ 17.-P. 35−50.
  213. Jochens J. The Female Inciter in the King’s Sagas / J. Jochens // ANF.-1987.-№ Ю2.-Р. 100−119.
  214. Jochens J. The Politics of Reproduction: Medieval Norwegian Kinship / J. Jochens // Amer. Historical Rev.-1987.-№ 92.-P. 327−349.
  215. Jochens J. Voluspa: Matrix of Norse Womanhood / J. Jochens // JEGP.-1989.-№ 88.-P. 344−362.
  216. Jochens J. Old Norse Sources on Women. In Medieval Women and the Sources of Medieval History / J. Jochens.-Athens: University of Georgia Press, 1990.-P.155−188.
  217. Jochens J. Gender Symmetry in Law?: The Case of Medieval Iceland / J. Jochens// ANF.-1993.-№ 108.-P. 46−67.
  218. Joy L. Women in Culture: A Women’s Studies Anthology / L. Joy.-S.l.: Blackwell Publishers Inc., 1998.- P. 24−36.
  219. Jones V. Women in the eighteenth century: constructions of femininity / V. Jones.-London: Routledge, 1990.- 257 p.
  220. Kaelble H. A Social History of Western Europe. 1880−1980 / H. Kaelble.-S.l.: Gill & Macmillan, 1990.- P. 15−20.
  221. Langholm M. Family and child welfare in Norway / M. Langholm.-Oslo: Norwegian Joint Committee on International Social Policy, 1961.- 146 p.
  222. Larsen K. A History of Norway / K. Larsen.-New York: Princeton University Press, 1948. -P. 264−309.
  223. Lawler S. Mothering the self: mothers, daughters, subjects / S. Lawler.-London: Routledge, 2000.- 229 p.
  224. Laxdale S. Translation: Muriel Press, The Temple Classics, London, 1899- released as Online Medieval and Classical Library E4ext # 32,1997, Berkeley Digital Library.
  225. Leira A. Work and womanhood: Norwegian studies / A. Leira.-Oslo: Institute for Social Research, 1983.- 261 p.
  226. Leirfall J. Old Times in Norway: translated into English by C. A. Clausen / J. Leirfall.- Oslo: Samlaget, 1986. -P. 18−87.
  227. Lewis J. Women, work and family in the British, Canadian and Norwegian offshore oilfields / J. Lewis.-Houndmills: Mac Milan, 1988.- 231 p.
  228. Lofgren O. Fangstman i industrisamhallet / O. Lofgre.-Lund, 1977.- P. 204.
  229. Markkola P. The Lutheran Context of Women’s History / P. Markkola // Gender and Vocation. Women, Religion and Social Change in the Nordic Countries, 1830−1940. SKS-FLS.-Helsinki, 2000.-P. 15.
  230. Mayo M. Women in the community / M. Mayo.- London: Routledge & Kegan Paul, 1977.- 141 p.
  231. Means N.I. Scandinavian Women / N.I. Means //Women in the World: A Comparative Study.-Oxford: Clio Books, 1976.- P. 375−387.
  232. Meijer M. Historiography of women’s cultural traditions / M. Meijer, J. Schaap.-Dordrecht: Foris, 1987.- 195 p.
  233. Minas A. Gender basics: feminist perspectives on women and men / A. Minas.-Belmont, Calif.: Wadsworth, 1993.- 545 p.
  234. Moghadam V.M. Patriarchy and economic development: women’s positions at the end of the twentieth century / V.M. Moghadam.-Oxfbrd: Clarendon Press, 1996.-372 p.
  235. Nielsen В. Women’s Studies and Gender Research in Norway http://kilden.forskningsradet.no/english/engarthbn.htm.-08.08.03.
  236. Nicolovius. Folklivet- Skytts harad vid borjan av 1800 talet / Nicolovius.-Lund, 1924.- P. 74−79.
  237. Nordic Experiences. Exploration of Scandinavian Cultures / Ed. Berit I. Brown.-S.l., 1997.-P. 83.
  238. Nordic Research into Traditions Schools and Approaches // NIF NEWSletter.-1981. Vol. 9, № 2.
  239. Norlind T. Svenska allmogens liv / T. Norlind.-Stockholm, 1925.- P. 436−447.
  240. Northern-Norway: a way of life. Vol. Way north / Ed. H. D. Bratrein- University of Tromso, Troms0 Museum.- Troms0, 1997.-80 p.
  241. Norwegian Laws, Bk 3, 1687, Ch. 18.
  242. Norway // http://www.umbt.com.ua/norway.html
  243. Old Norse-Icelandic Literature: a critical guide / Ed. C.J. Clover, J. Lindow.-Ithaca: Cornell University Press, 1985.- 387 p.
  244. Old Norse Literature and Mythology: Papers presented at the 6th annual Germanic languages symposium.-Austin, 1969.- 347 p.
  245. Ortner B.S. Is Female to Male as Nature is to Culture / B.S. Ortner // Women in Culture: A Women’s Studies Anthology.-S.l.: Blackwell Publishers Inc., 1998.-P. 33−38.
  246. E.W. // Nordic Experiences. Exploration of Scandinavian Cultures / Ed. B.I. Brown.-S.l., 1997.- P. 82.
  247. Peach J. Women in Culture: A Women’s Studies Anthology / J. Peach.-S.l.: Blackwell Publishers Inc., 1998.-457 p.
  248. Popperwell R.G. Norway / R.G. Popperwell.- New York, Washington: Praeger Publishers, 1972.-P. 213.
  249. Reiter R.R. Toward an Anthropology of Women / R.R. Reiter.-New York: Monthly Review Press, 1975.-P. 157−210.
  250. Rosenbeck B. Nordic Women’s Studies and Gender Research / B. Rosenbeck // Is There a Nordic Feminism? Nordic Feminist Thought on Culture and Society.-London: UCL Press, 1998.- P. 348.
  251. M.C. «Women and Power in the Scandinavian Sagas» / M.C. Ross // Stereotypes of Women in Power.- New York: Greenwood Press, 1992.- P. 105−119.
  252. Saugstad L.F. Crude death rate and infant mortality 1840−1900 in Norway, Sweden, Denmark, England and Wales. Scandinavian Population Studies 5 / L.F. Saugstad.-S.l., 1979.-P. 83−97.
  253. Seccombe V. W. A Millenium of Family Change / V. W. Seccombe.-London, New York, 1992.- P. 197- 225.
  254. B. «Called by the Lord» — Women’s Place in the Norwegian Missionary Movement" / B. Seland // Gender and Vocation. Women, Religion and Social Change in the Nordic Countries, 1830−1940. SKS FLS.-Helsinki, 2000.- P. 69−79.
  255. Shorter E. The Making of the Modern Family / E. Shorter.-London: Collins, St. James’s Place, 1976.- P. 98−112.
  256. Spicer D. Festival of Western Europe / D. Spicer.-NewYoik, 1958.-P.153−155.
  257. Stanford E. Through Norway with Ladies / E. Stanford-London, 1825.- P. 7−208.
  258. Stewart J.S. The Folk Arts of Norway / J.S. Stewart.-New York: Dover Publication, 1972.-P. 126−182.
  259. Stokke L.J. Gender equality in Tunisia and Norway: report from the seminar at Fafo 13.-17 / L.J. Stokke.-Oslo: Fafo, 1998.- 234 p.
  260. Sturluson S. The Heimskringla. Translation: Samual Laing, London, 1844- released as Online Medieval and Classical Library E-text # 15, 1996.
  261. Sturluson S. Edda/translated from the Icelandic and introduced by Anthony Faulkes / S. Sturluson.-London: Dent, 1987.- 252 p.
  262. Sundt E. Om Dodeligheden i Norge / E. Sundt.-Christiania, 1855.- P. 151.
  263. Sundt E. On marriage in Norway- translated and introduced by Michael Drake / E. Sundt.-Cambridge: Cambridge University Press, 1980.-P. 140−157.
  264. The Earliest Norwegian laws: being the Gulathing law and the Frostathing law.-New York: Columbia Univiversity Press, 1935.- 451 s.
  265. The New Oxford Dictionary of English.-S.l.: Oxford University Press, 1999-P. 1658.
  266. The polity reader in Gender Studies.-Cambridge: Polity Press, 1998.- P. 15.
  267. Tillhagen C.-H. Barnet i folktron / C.-H. Tillhagen.-Stockholm, 1982, — S. 45.
  268. Tilly L.A. Women, work, and family / L.A. Tilly, J.W. Scott.-New York: Holt, Rinehart & Winston, 1978.- 274 p.
  269. Troels-Lund Dagligliv i Norden i det sekstende Arhundrede / Troels-Lund. -Copenhagen, 1956.- P. 422−433.
  270. Turall S. Ways ofNorway / S. Turall.-S.l.: Grandahl and Son Forlag A. S., 1984.- P. 8−17.
  271. Visted 1С Var gamle bondekultur/K. Visted, К Stigum.-Oslo, 1951.-Bind П.-P. 137−170.
  272. Wall R. Family forms in historic Europe / R. Wall.-S.l.: Cambridge University Press, 1983.- P. 60−83.
  273. Walters S.D. Material girls: making sense of feminist cultural theory / S.D. Walters.- Berkeley, Calif.: University of California Press, 1995.- 221 p.
  274. Whyte M.K. The status of women in preindustrial societies / M.K. Whyte.-Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1978.- 222 p.
  275. Wiesner M.E. Women and gender in early modern Europe / M.E. Wiesner.-New York: Cambridge University Press, 1993.- P. 1−90.
  276. Wodak R. The language of love and guilt: mother-daughter relationships from a cross-cultural perspective / R. Wodak, M. Schulz.-Amsterdam: John Benjamins Publ. Co, 1986.-253 p.
  277. Woman in Western thought / Ed. by M. Lee Osborn.-New York: Random House, 1979.-P. 46.
  278. Zemon N.D. A History of Women / N.D. Zemon, F. Arlette.-S.l., 1997.- Vol. III.- P. 1−41.
Заполнить форму текущей работой