Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения… Читать ещё >

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников — пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Задачи:

  • • накопление нравственного опыта;
  • • формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Условия эффективности применения:

  • • постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения;
  • • формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;
  • • выполнение деятельности на основе образца;
  • • организация активной самостоятельной позиции;
  • • опора па общественное мнение;
  • • опора на успех.

Упражнение — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения. В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика.

Приучение — интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество, часто сопровождается жесткими требованиями. Па жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Результат упражнений — устойчивые качества личности навыки и привычки. «Упражнение делает мастера» (К. С. Станиславский). Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки, по его мнению, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать соответствующие упражнения с раннего возраста. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиции других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Правила применения упражнений: воспитанники должны понимать сущность и значение вырабатываемого качества или привычки; вырабатываемая норма должна выражаться предельно кратко и доступно; предъявляемых одновременно требований должно быть немного, но они все доводятся до конца; терпение и выдержка при выработке привычек, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Поручение — передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. Поручение очень распространенный и при правильном использовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детского коллектива могут быть самые разнообразные поручения: по времени — кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые и постоянные; по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т. д.

Методика поручения: воспитанникам необходимо объяснять общественную значимость и ценность поручаемого задания; обучать выполнению порученного дела, показывая образцы выполнения и сообщая критерии оценки результатов его выполнения; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника, чаще использовать принцип добровольности и поощрения инициативы в принятии ответственности за какое-то дело и творческое его выполнение; оказание помощи по ходу выполнения поручения; контроль за выполнением порученного дела; гласная оценка выполнения дела.

Создание воспитывающих ситуаций — те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Ситуации могут быть недолговременными: выбери способ действия и поступи. Могут быть длительными: шефство — успех — дружба, доверие — успех — изменение положения в коллективе и т. п.

Одним из серьезных и социально желаемых результатов использования данной группы методов должна быть сформированная дисциплинированность воспитанников. Без сознательной дисциплины любое учебно-воспитательное взаимодействие может быть обречено на провал.

Дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям. Является важнейшим компонентом культуры человека. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям и общественным установлениям (О. С. Газман). «Привести в гармонию интересы отдельных образуемых, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина» (П. Ф. Каптерев).

Формирование дисциплины в деятельности воспитателя не должно выступать самоцелью, это, как считал А. С. Макаренко, «продукт всей суммы воспитательного воздействия». Дисциплина должна формироваться на основе уважения и самоуважения личности. Условием зарождения индивидуальной дисциплинированности воспитанников является совместная коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, команды и заключение своеобразного общественного договора по их выполнению. Этот прием очень широко практикуется в авторской школе В. Караковского.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой