Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники международного экономического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответственно в современных условиях этот комплексный механизм включает в себя нормы двух взаимодействующих систем права: национального и международного. Объективным фактором такого взаимодействия является взаимосвязь внешней и внутренней экономической (торговой, инвестиционной и др.) политики государств. При этом основным источником в правоприменительной сфере считается именно национальное… Читать ещё >

Источники международного экономического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшую роль в регулировании международных экономических отношений имеют международные договоры, двусторонние и многосторонние. Среди многосторонних выделяются основные договоры, заключенные в рамках ВТО: Генеральное соглашение, но тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 г. (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам 1994 г. (ТРИМС) и др.

Существует система многосторонних товарных соглашений: по сахару, олову, каучуку, алмазам и т. д. Среди многосторонних валютных, кредитно-финансовых, инвестиционных договоров наиболее известны: Статьи соглашения Международного валютного фонда 1944 г.; Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития 1945 г.; Конвенция о регулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД) 1965 г.; Конвенция об учреждении Международного агентства по страхованию инвестиций 1985 г. и др.

Многочисленные многосторонние универсальные и региональные соглашения унифицируют национальное законодательство государств по вопросам регулирования международных экономических отношений: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г., Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и др.

Решения ММПО (под различным названием: решения, резолюции, постановления, рекомендации, регламенты, директивы и т. п.) стали рассматриваться в качестве источников международного экономического права со второй половины XX в. Среди них выделяются основополагающие документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН: Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Программа действий, но установлению нового международного экономического порядка 1974 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов Нового международного экономического порядка» 1979 г., «О мерах, но укреплению доверия в международных экономических отношениях» 1984 г., «О международной экономической безопасности» 1985 г.; Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1980 г.; Кодекс поведения в области передачи технологий 1980 г.; Кодекс поведения для транснациональных корпораций (проект).

К этому виду источников международного экономического права следует отнести также решения международных конференций, содержащиеся в Заключительном акте ЮНКТАД «Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию» 1964 г.; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники, и окружающей среды» Заключительного акта СБСЕ 1975 г.; раздел «Экономическое сотрудничество» Парижской хартии для новой Европы, принятой на СБСЕ в 1990 г.

Кроме того, в данном контексте следует учитывать все более активизирующийся процесс многостороннего экономического объединения государств как на универсальном, так и, в особенности, на региональном уровне. Не всегда это происходит с возникновением новой организации или органа. Наиболее известными примерами «переговорных объединений» в данном случае являются:

  • — «Большая семерка» (G-7) — конференциальный форум наиболее развитых государств, куда Россию иногда приглашают не в качестве члена, а участника в формате «G-8», а точнее «G-7+1» ;
  • — «Группа двадцати» (G-20) — более широкий форум по составу участников, но с той же переговорной целью.

В последующем переговоры в данных объединениях оказывают заметное влияние на формирование новых источников международного экономического права или изменение, дополнение существующих.

В этом плане региональная экономическая интеграция, как правило, характеризуется большей оперативностью и конкретикой в рамках таких устоявшихся форм, как: зона (ассоциация) свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, единое экономическое пространство.

На универсальном институциональном уровне известен также своей активностью Международный банк реконструкции и развития (МБРР), ММПО, которая образовала основу форума «Группа Всемирного банка». В данную Группу входят три независимых международных агентства: Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Филиал Банка — Международная ассоциация развития (МАР), которая оказывает финансовую помощь в виде кредитов наиболее бедным странам на беспроцентной основе и финансирует некоторые проекты.

Вся эта информация дает более ясное представление о том, какие реальные механизмы определяют содержание источников международного экономического права.

Национальное законодательство (законы и подзаконные акты государств) является также важным и специфическим источником правового регулирования международных экономических отношений.

Как отмечалось, задача международного экономического права — регулировать не только публично-правовые отношения между государствами, занимающимися, по сути дела, управлением (регулированием) международных экономических отношений, но и заниматься регулированиемуправлением международными частными экономическими отношениями на своей территории и в своих национальных общественных интересах.

Соответственно в современных условиях этот комплексный механизм включает в себя нормы двух взаимодействующих систем права: национального и международного. Объективным фактором такого взаимодействия является взаимосвязь внешней и внутренней экономической (торговой, инвестиционной и др.) политики государств. При этом основным источником в правоприменительной сфере считается именно национальное законодательство (законы и подзаконные акты государств), посредством которого на территории государства непосредственно и детально регулируются конкретные международные экономические отношения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой