Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы и организация информационноаналитической работы в органах внутренних дел

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «информация» широко применяется в самых различных областях человеческой деятельности. Ранее это понятие употреблялось по отношению к некоторой совокупности справочных данных и не требовало особой расшифровки. Своеобразным толчком для научного интереса к понятию «информация» стал сформулированный в науке кибернетике принцип единства управления и информации в управляемых системах различной… Читать ещё >

Правовые основы и организация информационноаналитической работы в органах внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебные вопросы.

  • 1. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел.
  • 2. Задачи и принципы аналитической работы.
  • 3. Содержание и методы аналитической работы.

Понятие «информация» широко применяется в самых различных областях человеческой деятельности. Ранее это понятие употреблялось по отношению к некоторой совокупности справочных данных и не требовало особой расшифровки. Своеобразным толчком для научного интереса к понятию «информация» стал сформулированный в науке кибернетике принцип единства управления и информации в управляемых системах различной природы. Информация относится к различным областям теоретических и прикладных знаний. В связи со своей прикладной ролью она имеет строго правовое значение.

Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел

Благодаря информационным процессам органы внутренних дел способны осуществлять целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью, координировать деятельность собственных структур, а также направлять их функционирование.

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация может иметь самую разнообразную форму отображения бытия, но в правовом значении должна быть зафиксирована и представлена средствами письма, графики, печати, в виде фонограмм, кинои видеозаписи, языка программирования и прочими способами.

Нормативное (легальное) определение информации содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Образное определение информации дал американский математик Клод Шеннон: «Информация — это снятая неопределенность».

В деятельности органов внутренних дел преобладает социальная информация, что обусловлено характером и спецификой самой правоохранительной деятельности. Социальная информация состоит прежде всего в содержательной характеристике различного рода сведений о явлениях, фактах, событиях, значимых в общественной жизни. В органах внутренних дел социальная информация выступает в качестве основного предмета деятельности и, по сути, характеризует ее результаты.

Информация тесно связана со статистикой, однако эти понятия не тождественны.

Статистика — это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в их неразрывной связи с качественными сторонами этих явлений. Предметом изучения статистики являются статистические закономерности —существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями и процессами.

В процессе управления информация преобразуется в статистику, чтобы посредством ее осмысления и анализа преобразоваться в новую информацию, как правило, в виде управленческого решения. Если этот процесс рассматривать по отношению к контуру управления (субъект — воздействие — объект), то на «входе» необходима всесторонняя информация, представленная в систематизированном виде. Избыток информации либо ее бессистемность создают эффект «информационного шума». Поэтому всегда следует устанавливать наиболее значимые явления и их взаимосвязи. На «выходе» контура управленческая информация преобразуется в правовую форму. Она предназначена в основном для регулирования определенных общественных отношений. По каналам обратной связи поступает информация, как правило, в виде статистических данных. Это прежде всего сведения о состоянии объекта, а также о существенных изменениях среды функционирования.

Для осуществления процесса управления необходима система информации, под которой понимают совокупность данных о социально-правовых явлениях и процессах. В специальной литературе систему информации принято обозначать понятием «оперативная обстановка». Существуют различные определения этого понятия, среди которых можно выделить главные компоненты оперативной обстановки: «орган внутренних дел — правонарушения — среда функционирования» (рис. 9.1).

Принципиальная модель оперативной обстановки.

Рис. 9.1. Принципиальная модель оперативной обстановки.

Данный способ представления системы информации в органах внутренних дел наиболее распространен. На его использование ориентируют ведомственные акты и методические рекомендации МВД России. Однако существуют и другие признаки систематизации управленческой информации:

  • • по целевому назначению: задающая (предписывающая), осведомительная (дескриптивная), вспомогательная (ориентирующая), рабочая;
  • • направленности информационных потоков: вертикальная, горизонтальная;
  • • объекту сбора информации: внутренняя, внешняя;
  • • области применения: универсальная, специальная;
  • • социальной принадлежности: политическая, экономическая, юридическая, демографическая и др.;
  • • служебной принадлежности: штабная, оперативная, криминалистическая, техническая, бухгалтерская и т. п.;
  • • степени доступа и др.

В условиях формирования гражданского общества правоохранительная деятельность должна быть более открытой для общественного контроля. В этом процессе важную роль выполняет государственная и ведомственная статистика, одним из компонентов которой является статистический отчет. Статистический отчет обеспечивает связь общественных интересов и результат деятельности правоохранительного органа. Распределение отчетов на государственные, ведомственные, региональные и прочие позволяет организовать на соответствующем уровне стратегическое и тактическое управление.

Посредством данных, имеющихся в государственной статистической отчетности, а также ведомственной статистической отчетности, ведущейся в органах внутренних дел, формируется информация о зарегистрированных преступлениях и административных правонарушениях, совершивших их лицах, материальном ущербе, движении уголовных дел и т. д.

Соответствующим распорядительным документом устанавливается форма отчета, периодичность его составления и определяется ответственность конкретного должностного лица за достоверность статистических сведений и своевременность предоставления отчета. Ведомственная статистическая отчетность утверждается приказом министра внутренних дел РФ. В территориальных органах МВД России непосредственно регистрируются сведения, касающиеся заявлений и сообщений граждан о преступлениях, которые направляются в вышестоящее информационное подразделение. Отчет об этих сведениях составляется сотрудниками, ответственными за учетно-регистрационную работу в данном подразделении и утверждается начальником территориального органа МВД России.

Основанием для включения информации о преступлениях в статистический отчет являются первичные учетные данные — формы государственного статистического учета, заполненные и зарегистрированные в установленном порядке. За отчетный период в органе внутренних дел заполняется значительный массив учетных карточек по выявленным преступлениям. На основе этих данных обеспечивается управление информацией о преступности. Организация данного направления информационной работы осуществляется, как правило, следственными и штабными подразделениями.

Одно из основных требований для государственного статистического отчета — неизменность и стабильность формы, что обеспечивает анализ наблюдаемых социальных явлений в их динамике на протяжении больших периодов времени. Примером простейшей сводки и построения статистической таблицы служит распределение по видам числа зарегистрированных на территории преступлений. Обычная сводка зарегистрированных в районе преступлений, как правило, не содержит внутренней упорядоченности. Поэтому используется группировка данных по некоторому обобщенному показателю.

В зависимости от природы признака и целей наблюдения в группировке встречаются различные виды рядов распределения численности. Наиболее распространены вариационный, типологический и временной (динамический) ряды.

Вариационный ряд распределения численности представляет собой результат группировки совокупности по количественному признаку, например распределение количества участников преступлений по возрастным группам (группировочным признаком служит количество единиц наблюдения в интервалах одного качественного параметра).

Типологический ряд — это группировка совокупности по качественному признаку. Разновидностью такой типологической группировки является территориальное распределение преступности (группировочным признаком служит принадлежность соответствующих единиц к одному региону, району, территории обслуживания).

Временной (динамический) ряд распределения численности представляет собой группировку совокупности по отрезкам времени — декадам, месяцам, годам.

В вариационном, типологическом и динамическом рядах используется по одному признаку. Такие распределения называются одномерными.

В аналитической работе чаще используются многомерные (перекрестные, аналитические) группировки, в которых единицы совокупности распределены одновременно по нескольким признакам. Большинство аналитических данных должны представлять собой именно многомерные распределения, так как только они позволяют проводить сравнения, сопоставления тех или иных индикаторов преступности и правонарушений в соотношении с их качественными и количественными признаками.

Статистические карточки, в которые заносятся данные о преступлениях и лицах, причастных к их совершению, позволяют создавать специализированные базы данных: по выявленным, раскрытым, нераскрытым преступлениям, делам с законченным расследованием, ущербу от преступлений, их участникам и т. д. Статистические данные о преступности служат основой для выработки многих управленческих решений, при этом методика и техника статистического анализа в управлении практически совпадает с методикой и техникой статистического анализа в криминологии.

Социологические методы исследования находят широкое применение как в криминологии, так и в управлении. Однако цели исследования в криминологии и управлении различаются. Непосредственными целями криминологических исследований являются получение информации об эффективности мер противодействия преступности, а также разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомендаций по совершенствованию предупреждения преступности. В государственном управлении противодействие преступности рассматривается во взаимодействии внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность правоохранительных органов, что предусматривает выработку решений комплексного характера, направленных на повышение эффективности государственной правоохранительной системы. Это, в частности, совершенствование охранительных правовых норм, разработка стратегических социально-экономических программ, повышение эффективности правоохранительной деятельности и др.

Эффективность деятельности — достаточно сложная, неоднозначная и многофакторная категория. Преступность как динамичное социально-правовое явление по отношению к эффективности деятельности одновременно и детерминирует ее, и является только одним из многих компонентов оперативной обстановки. Информация о состоянии преступности в совокупности с прочей управленческой информацией (политико-правовой, социально-экономической) обусловливает комплексный подход к информационному обеспечению управления.

Информационное обеспечение управления носит комплексный характер, который достигается применением исключительно правовой формы информации. Основные ее разновидности одновременно являются источниками информационного обеспечения управления. Это:

  • • статистические формы установленного образца: формы отчетов по линиям работы служб и подразделений;
  • • официальные документы органов внутренних дел: организационные и распорядительные акты управления всех уровней;
  • • первичные формы учета: журналы и книги учета, уголовные дела, зарегистрированные заявления, сообщения о происшествиях и преступлениях, справочные картотеки и автоматизированные банки данных, контрольно-наблюдательные дела, документы комплексного инспектирования и целевых проверок, аналитические справки, рапорты и другие первичные документы.

В требованиях к информации, используемой в управлении органами внутренних дел, указывается, что информация должна быть:

  • комплексной, обеспечивающей изучение объекта во всем многообразии его проявлений и взаимосвязей;
  • релевантной, относящейся непосредственно к объекту изучения;
  • репрезентативной, отражающей все основные характеристики изучаемой совокупности явлений;
  • объективной, проверенной и достоверной.

Для обеспечения требования объективности, например, в системе органов внутренних дел в отношении информации о состоянии преступности существует следующая процедура контроля:

  • 1) сотрудники по учетно-регистрационной работе не реже раза в месяц обязаны проводить полную сверку возбужденных в органе внутренних дел уголовных дел с результатами расследования преступлений (в том числе достоверность информации в учетных карточках);
  • 2) специальная комиссия из числа руководящего состава и сотрудников органа внутренних дел не реже раза в квартал готовит акт по результатам сверок журналов учета поступивших сообщений и заявлений о преступлениях и принятых по ним решениях;
  • 3) сотрудники информационного центра проводят плановые проверки подчиненных подразделений в части организации учетно-регистрационной работы, в том числе сверку учтенных преступлений и вынесенных следователями и дознавателями обвинительных заключений;
  • 4) при проведении контроля вышестоящими структурами в подразделениях в обязательном порядке изучаются состояние учетно-регистрационной работы и обоснованность списания в архив отказанных в возбуждении уголовного дела материалов проверки;
  • 5) органы прокуратуры регулярно проверяют соблюдение закона при расследовании уголовных дел, а также при проверке сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях с внесением соответствующих представлений об устранении недостатков.

Общий контроль организации информационного обеспечения в органах внутренних дел входит в функцию руководства и возлагается на руководящий состав и органы межотраслевого управления, которые являются субъектами информационного обеспечения в структуре соответствующих уровней управления. Координация процессов информационного обеспечения возлагается на Главный информационно-аналитический центр МВД России.

Информационные центры и штабные аппараты в пределах своих полномочий являются основным подразделением, осуществляющим информационное обеспечение управления в системе органов внутренних дел. В них концентрируется статистическая информация и отдельные документы организационного характера (базы данных по распорядительным актам, планированию, отчетная документация и т. д.). Первичная учетная информация распределена в структуре служб и подразделений.

Обеспечение систематизированного хранения первичной управленческой документации возлагается на службы документационного обеспечения управления. В этой связи следует разделять понятия «информационное обеспечение» и «документационное обеспечение» управления. Информационное обеспечение управления является более широким понятием, включающим в себя массу различных источников, которые непосредственно или опосредованно замыкаются на управленческую деятельность. Документационное обеспечение управления — это основная функция секретариатов (канцелярий) органов внутренних дел. В процессе ее выполнения секретариаты принимают (отправляют), регистрируют, осуществляют контроль, систематизируют и организуют хранение различной организационно-распорядительной документации.

Ведомственной правовой основой системного хранения управленческой документации является номенклатура дел (утверждаемая начальником территориального органа МВД России), представляющая собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в подразделениях с указанием сроков их хранения. Непосредственно в делах по установленным правилам концентрируется основная первичная управленческая документация органа внутренних дел.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой