Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционализм: учение и конституционно-правовые основы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение в утверждении конституционализма сыграли первые декларации о правах человека. Принятая 12 июня 1776 г. Вирджинским Конвентом «Декларация прав» была положена в основу «Декларации независимости» и всех будущих деклараций прав человека и гражданина американского континента. Французская Декларации прав человека и гражданина 1789 г., по сути, явилась первым политико-правовым актом… Читать ещё >

Конституционализм: учение и конституционно-правовые основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать понятие, историю возникновения и основные элементы конституционализма;

уметь выделять современные подходы, анализировать и формулировать концепции и доктрины конституционализма;

владеть методами анализа структуры конституционного строя и его основ.

Понятие, возникновение и основные элементы конституционализма

Любой тип государства и соответственно общества, будь оно тоталитарным, автократическим или демократическим, имеет свою форму или способ организации государственной и общественной жизни, которая получила название государственного и общественного строя. В сложнейшей системе общественного развития, сочетающей нравственные, социальные, политические, биологические, психологические и другие механизмы, имеются особые надстроечные инструменты, среди которых доминирующую роль играет мировоззренческая идеология. Именно идеология как система определенных идей-ценностей предопределяет суть государственного и общественного строя.

Первые типы государств, как известно, базировались на идеологиях, в которых превалировали представления о сильной власти личности в лице монарха, императора, царя, самодержавца или особой группы людей — аристократии, обладающей незыблемыми привилегиями власти. Представления о демократии, о форме народовластия распространялись на ограниченную категорию людей либо в рамках определенного сообщества (например, граждане Рима). Так, от Платона в политической теории получила развитие и широко распространилась традиция конструировать воображаемые системы правления, руководствуясь преимущественно специфическим пониманием некоторых ценностей и не особенно задумываясь о принципиальных ограничениях возможности реализации этих систем в жизни. «Всеобщее благо» было ключевой ценностью для Платона при проектировании им «республики философов» .

Ужаснувшись со временем от созданного им же самим государства — «Левиафана» и подчиненного ему антигуманного права, человечество изобрело более двух веков назад новую гуманистическую идеологию — конституционализм, суть которой неразрывно связана с общенародной демократией, народным суверенитетом, правами и свободами человека и гражданина, верховенством права, социальной ролью государства, местным самоуправлением. В более емком восприятии конституционализм представляет собой систему идей о ценностях гуманизма и демократии, положенных в основу государственного и общественного строя. Данная система сформировалась как итог поступательного развития цивилизации и постепенно приобретает универсальное значение.

В научно-практическом и образовательном значении первичную значимость представляет собой исследование конституционализма как системы идей, т. е. идеологии. Решение этой теоретической задачи позволит продвигаться дальше, т. е. изучать те или иные аспекты воплощения этой системы в нормативно-правовой базе, институтах власти и механизме обеспечения. Необходимо заметить, что в содержательном плане до сих пор нет единства мнений о том, какой набор ценностей входит в современную идеологию конституционализма.

Начало возникновения целостной идеологии конституционализма большинство ученых связывают с периодом Нового времени. Вдохновленные успехами математики и естественных наук, крупнейшие мыслители XVII в. пытались осмыслить не только взаимоотношения человеческого разума и природы, но и понять сущность общества, выявить закономерности развития и систематизировать их исходя из потребностей человеческого бытия. «Левиафан» Т. Гоббса, «Два трактата о правлении» Дж. Локка, политические работы Г. Лейбница, «Письма к провинциалу» Б. Паскаля, а впоследствии «О духе законов» Ш. Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо в этом смысле по значимости и оригинальности идей обогатили великие достижения античности: «Государство» Платона и «Политику» Аристотеля.

Глубокие интеллектуальные достижения Нового времени породили новые идеи о формах государственности — представительной демократии и разделении властей. Исследование природы общества и построение рациональной системы управления основывалось на идее «естественных прав» человека и изначального равенства человеческих существ.

Изучая истоки государственного суверенитета и сотрудничества между индивидами, исследователи задавались вопросами: если изначально все люди равны и суверенны, то каким образом из хаоса индивидуальных эгоистических стремлений возникает человеческое общежитие с его внутренней расчлененностью, иерархией и отношениями власти? И что вообще в таком случае было началом гражданского общества? Эти вопросы, поставленные, в частности, Т. Гоббсом, привели его к следующему выводу: началом гражданского общества следует считать общественный договор, заключенный индивидами, которые уступили свои суверенные права государству для того, чтобы избежать естественного состояния «войны всех против всех». Тема общественного договора стала главным предметом обсуждения в следующем столетии вплоть до Великой французской революции и явилась теоретической базой идеи представительной демократии, т. е. политической системы, при которой граждане передают свои права устанавливать законы избранным ими представителям. Подобное понимание демократии с акцентом на представительстве «воли народа» особенно ярко и динамично выражено в трактате Ж.-Ж. Руссо.

Опираясь на идею избранного суверена, исследователи Нового времени неизбежно задались вопросом, каким образом избежать тирании со стороны правителя, представляющего народ. В теоретическом плане эта проблема была рассмотрена Ш. Монтескье, который предложил знаменитый принцип разделения властей, внедренный затем при создании Североамериканских Соединенных Штатов.

Недостаточность принципов демократического представительства и разделения властей выявил и события во Франции в 1793—1794 гг., когда демократически избранный Конвент, формально действовавший в условиях разделения властей и провозглашенной Декларации прав человека, установил, тем не менее, кровавую диктатуру, жертвами которой стали многие инициаторы демократической революции, в том числе из состава самого Конвента. Создание политических механизмов, защищающих общество от неограниченной власти, даже той, что избрана им самим, стала третьей основной проблемой демократической политической мысли о конституционализме, которая нашла свое разрешение в идеях защиты от злоупотреблений властью и свободы политической деятельности, т. е. свободы создания политических организаций, интегрирующих и отстаивающих интересы различных социальных групп общества. Постепенно эта идея обогатилась учением об идеологическом и политическом плюрализме, обеспечивающем соответственно идеологическую и политическую конкуренцию в обществе.

Идеи конституционализма, возникшие в мыслях философов и мыслителей, получили свое конкретное выражение в правовых документах государств, народ которых в той или иной мере сумел добиться воплощения идеалов обустройства общественной и государственной жизни в XVIII и XIX вв.: в Петиции о праве 1628 г. и Билле о правах от 1689 г. в Англии; в Декларации независимости США 1776 г.; Конституции США 1787 г. и американском Билле о правах 1789 г.; во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституциях Франции 1791 и 1793 гг.; в польской Конституции 1791 г. Вслед за США, Францией и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Аргентине (1853 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.) и других странах. Как видно из хронологии перечисленных конституционных актов, идеи конституционализма впервые были воплощены к конкретных институтах и нормах в Англии в связи с учреждением парламентаризма и конституционной монархии. С конца XVIII в. конституционные учреждения начали распространяться в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции права первых конституционных государств, а также под влиянием школы естественного права.

Особое значение в утверждении конституционализма сыграли первые декларации о правах человека. Принятая 12 июня 1776 г. Вирджинским Конвентом «Декларация прав» была положена в основу «Декларации независимости» и всех будущих деклараций прав человека и гражданина американского континента. Французская Декларации прав человека и гражданина 1789 г., по сути, явилась первым политико-правовым актом в Европе, где на системном уровне была предпринята попытка сформулировать основные идеи конституционализма. Содержание французской Декларации прав человека отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения — свободу, равенство, братство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека. Политико-правовые и нравственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо и других выдающихся философов явились тем фундаментом, на котором развивались свободомыслие, непримиримость к произволу и абсолютизму, преклонение перед законом и неотчуждаемыми правами человека, стремление к «общему благу». В трудах просветителей, в частности, закреплялись важные положения: «источник суверенной власти зиждется исключительно в нации»; «обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека»; «что не запрещено законом, то дозволено»; «свободное выражение мыслей и мнений»; «право на сопротивление угнетению»; «каждый считается невиновным, пока его вина не установлена»; «право требовать отчета у любого должностного лица»; «общество, где нет гарантии прав и не проведено разделение властей, не имеет Конституции» .

Идеи конституционализма XVIII—XIX вв. получили развитие и более глубокую интерпретацию в XX в. При этом не обошлось без борьбы с радикальными учениями, абсолютизирующими до неразумного предела те или иные ценности (например, идеи уравнительной справедливости породили длинную цепь социалистических проектов от Арнольда Брешианского и Томаса Мюнцера до Ленина и Троцкого; ценность абсолютной свободы от государства — анархическую теорию Сореля и радикальный синдикализм и т. п.). В Новейшее время значительно обогатилась теория демократии — учение, разрабатывающее пути и способы приближения народа к власти, механизмы защиты власти от злоупотреблений и ее ограничения. В современный период конституционного развития система этих ценностей, казалось бы, довольно ясно определена в умах ученых-конституционалистов. В то же время их словесное выражение и комбинация нормативного изложения весьма разнообразны в демократических государствах.

" Любое определение конституционализма включает в себя суждения об очевидных ценностях" , — заметил профессор Университета штата Виржинии США А. Е. Дик Ховард[1]. Он предложил следующие основные элементы конституционализма: согласие народа, ограниченное правительство, открытое общество, неприкосновенность личности, правовые нормы, преемственность, проведение в жизнь конституции, общественный контроль над правительством, разделение властей, федерализм, судебный надзор, образовательные значения конституций[2]. По сути, Дик Ховард сформулировал набор элементов «идеального» государства и общества с учетом американской специфики.

Обобщая опыт современного конституционного развития, можно было бы предложить следующую наиболее универсальную систему элементов конституционализма, присущую не только американской модели, но и моделям конституционализма других государств. Это нрава и свободы человека как высшая ценность; принцип публичной власти; народовластие (народный суверенитет); принцип разделения властей; демократическая форма правления; парламентаризм; идеологические и политическое многообразие (идеологический и политический плюрализм); правовое государство; социальное государство; либеральная экономика; местное самоуправление.

Некоторые исследователи относят к обязательному элементу светское государство. Представляется, что принципы взаимодействия государства и религий являются элементом конституционного строя, но сам характер светского государства не может быть признан обязательным элементом конституционализма. В определенных пределах государства могут обозначить свою поддержку доминирующих религий, что имеет место, в частности, в таких государствах, как Греция, Ирландия, основанных на конституционализме.

По своей природе конституционализм — идеология, вбирающая в себя лучшие идеи либерально-демократического, социального государства. Вместе с тем ряд ученых считают, что конституционализм как идеология допускает вариантность. Так, Н. А. Боброва выделяет три типа конституционализма: либеральный, социальный и государственнический. Исходя из такого деления, она, в частности, характеризует современный российский конституционализм как либеральный по содержанию и бюрократический по форме[3]. Такая типология, как представляется, уместна в случае, если исследователь анализирует степень отклонения от конституционализма реальных форм ее воплощения в системе публичной власти и иных проявлениях конституционного строя конкретной страны. Думается, что с точки зрения чистоты терминологии и удобства пользования ею, лучше было бы рассуждать не о типах конституционализма, а о типах конституционного строя — либеральном, социальном, государственническом (государственнобюрократическом) и т. д., выделяемых именно по той причине, что идеи конституционализма находят в них различное воплощение.

В государстве и обществе, где проводятся основные идеи конституционализма, новым содержанием наполняется также и принцип государственного суверенитета. Государственный суверенитет выступает гарантией защиты и необходимым условием эффективного проведения идей конституционализма в государственной и общественной жизни. Наиболее тесная связь наблюдается между народовластием (народным суверенитетом) и государственным суверенитетом. Народ способен реализовывать свои суверенные права по осуществлению власти при условии независимости государственной власти вовне и полноты обладания ею внутри страны.

С основными ценностями конституционализма тесно связан принцип федерализма. Именно в период рождения идей конституционализма стремление к стабильности, согласию и преодолению территориальных распрей добавило в набор создаваемых гарантий демократической защиты еще одну гуманистическую идею — федерализм как принцип, форма и режим государственного устройства, наполненный идеями конституционного разграничения власти между центром и территориями. Федерализм оказывает влияние на все более демократизирующий тип унитарного государства, приобретающего ярко выраженные черты децентрализованного государственного устройства. Именно на основе элементов федерализма интенсивно формируются и развиваются межгосударственные образования и международные организации, некоторые из которых эволюционируют в сторону формирования федеративных государств.

Утверждение конституционализма тесно связано с другой фундаментальной целью конституционного регулирования — создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Существует много определений гражданского общества, но большинство из них выражает общий подход к пониманию данного явления. Гражданское общество — это система общественных отношений, предопределяемая действием взаимосвязанных, с одной стороны, и самостоятельных, с другой, государственных и общественных институтов, обеспечивающих условия для реализации общественных и частных интересов и потребностей индивидов и их коллективов в разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности: материальной, социальной, культурной и духовной. Реализация этих институтов выражается в совокупности правовых, моральных, религиозных, политических, экономических, социальных отношений, где особое место отводится организации труда и творчества, воспитанию и образованию человеческой личности с непременными атрибутами семьи и собственности, предпринимательства, общественных объединений, научно-культурной деятельности и других институтов свободного и гармоничного общества. С точки зрения анализа качественного состояния, нельзя не согласиться с Т. Д. Зражевской, что гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в конституционно-правовом режиме социальной справедливости и имеющая своей целью создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, защиту его прав и свобод как высшей ценности гражданского общества и правового государства[4]. Гражданское общество — понятие емкое, и главный смысл заключается в утверждении общества людей, где неизменным является тенденция гармоничного соединения частного и общественного, прогрессивного и традиционного. Достижение такого состояния общественного развития невозможно без реального утверждения идей конституционализма.

Обобщая изложенное, можно было бы дать следующее определение конституционализма. Это система ценностей гуманизма и демократии, положенных в основу государственного и общественного строя, к основным элементам которого относятся: права и свободы человека как высшая ценность; принцип публичной власти; народовластие; принцип разделения властей; демократическая форма правления; парламентаризм; идеологические и политическое многообразие (идеологический и политический плюрализм); правовое государство; социальное государство; либеральная экономика; местное самоуправление.

  • [1] Дик Ховард А. Е. Конституционализм // Верховенство права: сборник / пер. с английского. М.: Прогресс, 1992. С. 53.
  • [2] Там же. С. 53−79.
  • [3] Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 25.
  • [4] Зражевская Т. Д. Становление гражданского общества в России. Воронеж, 2002. С. 20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой