Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сборы за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате… Читать ещё >

Сборы за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 25.1 НК РФ установила все необходимые элементы налогообложения как по сборам за пользование объектами животного мира, так и по сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов. Введенные гл. 25.1 НК РФ сборы за пользование объектами животного мира стали первыми в истории развития налоговой системы РФ платежами за пользование этим видом природных ресурсов в рамках законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сбора определяются в соответствии со ст. 333.1 НК РФ:

  • — за пользование объектами животного мира — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ;
  • — за пользование объектами водных биологических ресурсов — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Уплата сборов является одним из условий получения плательщиком разрешения на добычу объектов животного мира на территории РФ или разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов является документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время является Федеральное агентство по рыболовству.

Статья 333.1 НК РФ устанавливает зависимость признания организации и физического лица плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов от места нахождения водного объекта, на акватории которого ведется разрешенная деятельность по вылову водных биологических ресурсов. Все вышеуказанные территории можно подразделить на четыре группы:

  • 1) территории, входящие в состав территории РФ (внутренние воды, включая внутренние водные объекты, и территориальное море);
  • 2) территории, в отношении которых Российская Федерация обладает в соответствии с Конституцией РФ суверенными правами и осуществляет юрисдикцию (исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ);
  • 3) акватории водных объектов, находящихся одновременно как под конституционной юрисдикцией России, так и под особой юрисдикцией России, определяемой международными договорами. Акватории соответствующих водных объектов используются Россией совместно с другими государствами (например, Азовское, Каспийское и Баренцево моря);
  • 4) район архипелага Шпицберген — территория, используемая исключительно на основании международного договора.

Основанием для выделения Азовского, Каспийского, Баренцева морей и архипелага Шпицберген в самостоятельные группы является то, что живые ресурсы этих районов представляют собой единую регулируемую биологическую систему запасов водных биологических ресурсов и общее достояние приморских государств.

При современном уровне развития технических средств и средств учета несложно установить принадлежность фактического улова рыбы к определенному району промысла, но сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов взимается за разрешенное к вылову количество рыбы и впоследствии не пересчитывается исходя из фактических уловов[1].

В соответствии со ст. 333.6 НК РФ органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

Формы представления сведений органами, выдающими в установленном порядке разрешения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Объектами обложения сборами в соответствии со ст. 333.2 НК РФ признаются:

  • — объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ;
  • — объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется па основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

При этом не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сборов в соответствии со ст. 333.3 НК РФ установлены в следующих размерах:

— в отношении объектов животного мира — твердые ставки (в рублях за одно животное);

в отношении объектов водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, — твердые ставки (в рублях за 1 т):

— за каждый объект водных биологических ресурсов — морское млекопитающее — твердые ставки (в рублях за 1 т).

Статья 333.3 НК РФ предусматривает несколько льготных ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, и среди них возможность применения пониженной ставки сбора — 15% от обычной ставки, установленной по конкретному виду биологических ресурсов. Право применять эту льготу имеют градои поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации. Для признания организаций градои поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями применяются критерии, установленные в НК РФ. Рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%.

Применение нулевой ставки сборов за каждый объект водных биологических ресурсов предусмотрено в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется: при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов; рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Порядок исчисления сборов предусмотрен в ст. 333.4 НК РФ, согласно которой:

  • — сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира;
  • — сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

В ст. 333.5 НК РФ определен особый порядок уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде: 1) разового и регулярных взносов; 2) единовременного взноса.

В первом случае сбор уплачивается в несколько этапов: при получении разрешения уплачивается разовый взнос в размере 10% от общей суммы сбора, а в период действия разрешения уплате в бюджет подлежат регулярные взносы (90% от суммы исчисленного по разрешению сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов). Вышеуказанный порядок установлен в интересах пользователей водными биологическими ресурсами с учетом временного разрыва между моментом вылова водных биологических ресурсов и моментом получения доходов от реализации добытых ресурсов. Кроме того, пользование водными биологическими ресурсами связано с риском неравномерного их вылова в период, указанный в разрешении.

Согласно ст. 333.5 НК РФ регулярные взносы за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются ежемесячно не позднее 20-го числа равными долями в течение всего срока действия разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов. Поэтому срок действия разрешения имеет особое значение при определении величины регулярного взноса, в особенности при осуществлении промысла нескольких видов водных биологических ресурсов в различные календарные периоды года. Ведь разрешение на вылов определенного вида биологических ресурсов выдается не на целый календарный год, а на более короткий период времени. Под сроком действия разрешения на промысел водных биологических ресурсов для целей исчисления и уплаты сбора понимается установленный в разрешении срок промысла конкретного объекта водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла. Это следует из Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также из Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» .

Во втором случае сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

  • — плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • — плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира. Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

В ст. 333.7 НК РФ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом.

  • [1] Юмаев М. М. О сборах за пользование живыми ресурсами // Налоговый вестник. 2005. № 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой