1. Характеристика хозяйственных правоотношений
Принципы хозяйственного права — его основополагающие начала — распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регули-рование хозяйственной деятельности.
Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
— принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений;
— принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений неза-висимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;
— принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;
— принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от моно-полизма и недобросовестной конкуренции;
— принцип комплексности государственного воздействия на хозяйствен-ные отношения путем сочетания экономических, организационно-ад-министративных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов;
— принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности дея-тельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
В принципе, территория хозяйственного права — это воспроизводствен-ные отношения в нашей экономике. Однако не все они регулируются хо-зяйственным правом. Потребление произведенного продукта осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и, соответственно, специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же оборот — это совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, а также граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления.
Хозяйственное право отличается от административного права тем, что к предмету последнего отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются обычно там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностные лица. Это характерная сфера общественных отношений административного права.
В хозяйственных же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в хозяйстве не выступают.
От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздей-ствует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчи-няющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и т. п. отношениям найма, а на пред-принимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.
2. Несостоятельность (банкротство) предприятия
Банкротство — неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Цель банкротства — по возможности полное сохранение предприятия-должника.
В любой цивилизованной стране с развитой экономикой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений, является законодательство о банкротстве. Не обошел вниманием этот вопрос и российский законодатель. Правовой институт несостоятельности (банкротства) — институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, гражданско-процессуального права, административного права и уголовного права. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития.
Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ под банкротством индивидуального предпринимателя понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с требованиями федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Определение банкротства физического лица дает нам большой юридический словарь:
Это неспособность должника — физического лица платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты.
Дело о банкротстве физического лица может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — гражданину — не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
При недостаточности денежных средств в депозите арбитражного суда они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.
Сделки физического лица, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, признаются ничтожными.
В случае выявления фактов сокрытия физическим лицом имущества или незаконной передачи имущества третьим лицам кредитор, требования которого не были удовлетворены в ходе процедур банкротства, вправе предъявить требование об обращении взыскания на это имущество.
По нормам федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве повторно не может быть возбуждено в течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению.
Принципиально важный вопрос при банкротстве государственных и муниципальных унитарных предприятий: имеет ли право руководитель предприятия-должника самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом?