Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное управление промышленностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа); 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов… Читать ещё >

Государственное управление промышленностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Промышленность — важнейшая отрасль экономики. В Государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее — Программа), утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328, выделяются следующие группы отраслей:

  • — новые отрасли и производства, ориентированные на новые рынки (композиты; редкие и редкоземельные металлы; биотехнологии; индустриальные парки);
  • — традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор, преимущественно на внутреннем рынке (автомобильная промышленность; легкая промышленность; народные художественные промыслы; индустрия детских товаров);
  • — традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос, имеющийся как на внутреннем, так и на мировом рынках (металлургия; тяжелое машиностроение; транспортное машиностроение; энергомашиностроение; станкостроение; лесная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение в пищевой и перерабатывающей промышленности; машиностроение специализированных производств; химический комплекс);
  • — традиционные отрасли и предприятия отдельных отраслей, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу и действующие на рынках с ограниченным числом покупателей.

Важно запомнить!

В Программе поставлены цели развития отраслей промышленности. Так, для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные металлы), должна быть создана полноценная инфраструктура, обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей, созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.

Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение), явится повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объемов выпускаемой продукции, ощутимый рост инвестиций в расширение производственных мощностей, расширение спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной сфере.

Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и др.), проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности сформируют потенциал для расширения присутствия на рынках зарубежных стран, выхода на новые рынки, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.

Результатом реализации программных мероприятий в оборонно-промышленном комплексе станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.

Функции по реализации поставленных в Программе задач возложены на систему органов управления промышленностью, действующих на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Осуществляя исполнительную и распорядительную деятельность, они руководствуются Конституцией РФ и федеральными законами, нормы которых регулируют отношения в промышленности. Среди них: ГК РФ; федеральные законы от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; от 25 июля 1999 г. № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и др.

Основу государственного управления промышленностью составляет техническое регулирование и обеспечение промышленной безопасности. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под техническим регулированием понимает правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Правовой основой обеспечения промышленной безопасности являются федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

К данным объектам относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа); 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более; 5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых; 6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию. К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

Важную роль в регулировании управления промышленным комплексом играют акты Президента РФ и Правительства РФ, направленные на реализацию законов, решение вопросов стратегического планирования развития промышленного комплекса.

В систему органов управления промышленным комплексом входят: Правительство РФ, осуществляющее общее руководство, и специализированные федеральные органы исполнительной власти, в функции которых входит нормативно-правовое регулирование, координация, оказание государственных услуг, контроль и надзор в сфере промышленности.

Одним из них является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Рассмотрим его функции и полномочия. Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • — по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли;
  • — оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;
  • — поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможеннотарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО).

Минпромторг России является национальным органом по выполнению Конвенций о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.

В его полномочия входит организация выполнения работ по созданию авиационной техники и проведение расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами.

Минпромторг России осуществляет ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации РФ; государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации; государственного реестра контрольно-кассовой техники; ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов; ведомственного регистра ядерных материалов.

На Минпромторг России возложена функция органа управления использованием атомной энергии, в том числе по обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, государственному учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ на ведомственном уровне.

Минпромторг России выдает лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и др.

Минпромторг России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного Министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Положение о Минпромторге России утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438.

Юридическую основу для деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) создает Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

В полномочия Росстандарта входит организация: экспертизы и подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, а также научно-технических и инновационных программ; экспертизы проектов национальных стандартов; ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений; проведения поверки средств измерений в Российской Федерации; обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений.

На Росстандарт возложено: руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности; утверждение национальных стандартов; их учет и др.

Положение о Росстандарте утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294.

В сфере промышленности определенная роль отводится Роскосмосу, Федеральной антимонопольной службе, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Часть функций органов исполнительной власти в области промышленности возложены на государственные корпорации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» корпорация «Росатом» создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Деятельность Корпорации направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.

В сфере промышленности действуют и другие государственные корпорации. Так, целью деятельности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых Государственная корпорация «Ростех» в силу преобладающего участия в их уставных капиталах имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых Корпорацией от использования своего имущества и осуществляемой деятельности, регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством РФ, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности[1].

Регулирующее воздействие в сфере промышленности оказывает в пределах своей компетенции Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437, оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, государственного кадастра недвижимости, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и др.

Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты по вопросам определения перечня и порядка определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий; порядка подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий и т. д.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Этим Указом были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Их функции были переданы Росреестру.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Росреестр осуществляет ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Положение о Росреестре утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

В настоящее время в ведении Минэкономразвития России находятся три федеральные службы: государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); по интеллектуальной собственности (Роспатент), а также по аккредитации (Росаккредитация) и два федеральных агентства: по государственным резервам (Росрезерв) и по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Управление муниципальными промышленными предприятиями осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В промышленности функционируют государственные и муниципальные унитарные предприятия (фабрики, заводы), производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.

В сфере промышленности действуют различные органы государственного контроля и надзора за безопасным ведением работ

в отдельных отраслях промышленности. Ведущую роль среди них играет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Положение о Ростехнадзоре утверждено постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 г. № 401.

Правовой основой деятельности Ростехнадзора являются федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере[2]. Ростехнадзор находится в ведении Правительства РФ.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Положение о ФАС России утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Федеральная антимонопольная служба действует в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нем много запретительных норм, и их соблюдение создает здоровую конкуренцию хозяйствующих субъектов и ограничивает проявление монополизма.

Также правовой основой деятельности Службы являются федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.

  • [1] См.: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции „Ростех“».
  • [2] Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасностипри проектировании, строительстве, эксплуатации, консервировании и ликвидацииопасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживаниии ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах. Утвержден приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой