Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация экономического сотрудничества и развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. За годы сотрудничества России удалось приобрести особый статус страны-партнера, Россия участвует в работе более 20 комитетов и рабочих групп, что дает России право высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать… Читать ещё >

Организация экономического сотрудничества и развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. — Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в апреле 1948 г. для координации деятельности по оказанию помощи странам Европы согласно «Плану Маршалла». В Задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание рынка с устранением ограничений на движение товаров, снятие тарифных и иных барьеров. 14 декабря 1960 г. в Париже была подписана Конвенция о создании ОЭСР[1], вступившая в силу в сентябре 1961 г. ОЭСР была задумана в качестве правопреемника ОЕЭС. Инициатором создания новой организации с расширенным диапазоном деятельности выступили США, стремившиеся к укреплению так называемого атлантического единства и усилению влияния на европейскую экономику.

В качестве основных задач новой Организации было определено оказание станам-участницам помощи в разработке мер по повышению темпов экономического роста, активное участие в мировой торговле на многосторонней основе, стимулирование оказания помощи развивающимся странам, обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики.

Основными направлениями деятельности ОЭСР (в лице основных ее директоратов) являются борьба со взяточничеством и коррупцией, макроэкономическая аналитика, сельское хозяйство, образование, рынок труда и социальная политика, корпоративное управление, государственное управление, окружающая среда, развитие регионов, внешняя торговля, развитие конкуренции, бухгалтерский учет и аудит, бюджетная и налоговая политика. Для реализации поставленных задач страны-члены обязались предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения ее целей, обеспечить правильное использование имеющихся ресурсов, проводить консультации и участвовать в совместных проектах, поощрять научно-исследовательскую деятельность и образование, стремиться к финансовой стабильности, предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами, оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления капиталов и технического содействия. Конвенцией 1960 г. было также установлено, что для достижения своих целей Организация вправе принимать решения, которые, если не установлено иное, имеют обязательную силу для всех участников, давать рекомендации государствам-членам, заключать соглашения как с государствами-членами, так и другими государствами или международными организациями. Однако ст. 6 Конвенции гласит, что ни одно решение не является обязательным для государства-члена, пока оно не одобрено в соответствии с требованиями его конституционных процедур.

Высшим органом в структуре ОЭСР является Совет, наделенный полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждого из государств-членов, а также представитель Европейской комиссии. Большинство принимаемых ОЭСР решений, оформленных в виде конвенций, деклараций, соглашений по различным вопросам, рекомендаций, совместных принципов, носят рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса. Заседания на уровне министров иностранных дел, финансов, торговли или экономики проводятся не реже одного раза в год. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством Генерального секретаря. Совету подчинен Исполнительный комитет из представителей 14 государств (постоянные члены — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США, Япония и семь ежегодно переизбираемых членов), координирующий административную и оперативную деятельность и осуществляющий общий контроль за выполнением решений. Обсуждением предложений и реализацией проектов в различных сферах (экономика, торговля, наука, занятость, финансовые рынки и т. д.) занимаются около 250 Профильных комитетов в содействии с рабочими группами и экспертными комиссиями. Отдельно в рамках ОЭСР действует Комитет содействия развитию (DAC) в который входят 29 государств и Европейская комиссия.

Статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Особую связь между ОЭСР и Европейским сообществом подчеркивают ст. 13 Конвенции 1960 г. и ст. 304 Договора о Европейском экономическом сообществе 1957 г. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи и содействие включению развивающихся стран в мировую экономику. Наконец, работой Международного секретариата руководит Генеральный секретарь. В составе секретариата функционируют департаменты, пз направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов (статистика; продовольствие, сельское хозяйство и рыболовство; информатика и коммуникация; сотрудничество в содействии развитию; окружающая среда; финансы, налоги и предпринимательство; социальные вопросы, рабочая сила и образование; наука, технология и промышленность; занятость и социальные вопросы). Кроме того, в структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 г. Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период.

Под эгидой ОЭСР также автономно действуют такие организации, как Международное энергетическое агентство, Агентство по атомной энергетике и Международный транспортный форум.

Финансирование ОЭСР осуществляется из двух источников. Основная часть финансирования, идущая на обеспечение работы Секретариата и работы штатных сотрудников профильных Директоратов и Комитетов по проектам, формируется за счет обязательных взносов странчленов. Размер ежегодного взноса определяется долей ВВП страны в общем ВВП — совокупном продукте стран ОЭСР — таким образом, наибольший вклад (21,07%) вносят США, следом за ними идет Япония (11,92%), а замыкает тройку Германия (7,57%). Вторую часть финансирования составляют добровольные взносы стран-членов и странпартнеров за участие в проектах и программах работы профильных Комитетов.

Изначально, т. е. в 1960 г., в ОЭСР вошли, поставив подписи под вышеупомянутой Конвенцией, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, позднее к ним присоединились Япония (1964), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Венгрия, Польша и Южная Корея (1996), Словакия (2000) и, наконец, в 2010 г. в ОЭСР были приняты Израиль, Словения, Чили и Эстония. На сегодняшний день в ОЭСР входят 34 страны, на их долю приходится около 60% мирового ВВП и 17% населения планеты.

Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.

В ноябре 1961 г. прошла первая встреча министров стран-членов, с тех пор они проводятся ежегодно.

В 1962 г. в рамках Организации были созданы Комитет содействия торговле (TUAC) и Комитет бизнеса и индустрии (BIAC), Центр содействия развитию.

В июне 1963 г. ОЭСР был впервые опубликован так называемый «Frascati Manual» — документ, устанавливавший общую методологию сбора и использования статистических и исследовательских данных, его шестая редакция вышла в 2002 г. В июле 1968 г. был опубликован первый экономический обзор ОЭСР — всемирно известный «OECD Economic Outlook». 28 июля того же года начал свою работу Центр по исследованиям и инновациям ОЭСР (CERI). В 1969 г. в целях поддержки и помощи международной торговле сотрудниками Организации была разработана серия брошюр, содержащая инструкции и разъяснения по применению и интерпретации международных стандартов в области проверки качества овощей и фруктов.

В апреле 1970 г. было создано Международное агентство по атомной энергетике, а первый нефтяной кризис 1973 г. привел к созданию Международного энергетического агентства (IEA) в 1974 г., первое заседание которого на уровне министров состоялась еще спустя год.

В 1976 г. Советом ОЭСР принимаются рекомендации по международным инвестициям и транснациональным предприятиям, ставшие основой одноименной декларации. В 1980 г. ОЭСР принимает рекомендации, касающиеся Принципов, регулирующих защиту неприкосновенности частной жизни и трансграничные потоки информации личного свойства. С 1981 г. на базе ОЭСР организован обмен информацией об опытах и испытаниях химических веществ. С 1987 г. ОЭСР содействует развитию торговли сельхоз-товарами, занимается проблемами налогообложения в этой области. В 1994 г. Организация публикует Стратегию осуществления политики в области трудоустройства и занятости. В 1999 г. ОЭСР принимает рекомендации по защите прав потребителей электронной продукции в дополнение к ранее принятым. В 2000 г. Организация проводит конференцию, главной темой которой становится генная модификация. На замену принятым в 1992 г. рекомендациям о защите информационных систем и сетей в 2002 г. принимаются расширенные. В ноябре 2004 г. стартует форум «Статистика, знание, политика» в Палермо, собравший тысячи ученых и экспертов.

ОЭСР стала одной из первых организаций, предложившей комплексную программу восстановления и укрепления мировой экономики после кризиса. В декабре 2008 г. для поддержки Плана действий «Группы двадцати» по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, принятому на Вашингтонском саммите, был разработан «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис». В 2009 г. встреча министров стран — членов и партнеров ОЭСР и сопровождающий его форум «После кризиса: на пути к более крепкой, открытой и справедливой экономике» были посвящены теме преодоления последствий и дальнейшего предотвращения мирового экономического и финансового кризиса. На встрече и форуме обсуждались укрепление глобальной экономики в долгосрочном периоде, восстановление стабильности и повышение уверенности в существующей финансовой системе, смягчение влияния рецессии, преодоление кризиса занятости и многое другое.

В рамках ОЭСР были приняты акты, посвященные разным проблемам и сферам регулирования международного права. К ним, в частности, относятся: Декларация о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте 26 октября 1978 г., Декларация об экологической политике 14 ноября 1974 г.,.

Декларация о превентивной экологической политике 8 мая 1979 г., Декларация «Окружающая среда: ресурсы для будущего» 20 июня 1985 г., Декларация о политике в отношении занятости женщин 16 и 17 апреля 1980 г., Декларация о социальных аспектах технологических изменений 19 ноября 1985 г., Декларация по трансграничным потокам информации 11 апреля 1985 г., Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 21 июня 1976 г., Декларация о будущей политике в области науки и техники 19—20 марта 1981 г., Декларация о торговой политике 4 июня 1980 г., Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах 25 января 1988 г., Проект Конвенции о защите иностранной собственности — 12 октября 1967 г., Конвенция об установлении контроля по соблюдению режима безопасности в области ядерной энергии — 20 декабря 1957 г., Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии (Парижская конвенция) — 29 июля 1960 г., Конвенция от 31 января 1963 г., дополняющая Парижскую конвенцию — 29 июля 1960 г. (Брюссельская конвенция), Договоренность в отношении экспортных кредитов в судостроении — 30 июля 1981 г., Пересмотренная общая договоренность в отношении постепенного снятия преград для нормальных условий конкуренции в судостроении — 23 февраля 1983 г., Многосторонние принципы (извлечение из Приложения к Решению, учреждающему Комитет по стали) — 26 октября 1978 г., Договоренность о принципах осуществляемого при государственном обеспечении экспортного кредитования, а также множество рекомендаций и обязательных решений Совета ОЭСР в таких областях, как: сельское хозяйство, законы и политика в области конкуренции, потребительская политика, текущие невидимые операции, содействие развитию, занятость, труд и социальные вопросы, окружающая среда, финансовые рынки, налоговые вопросы, политика в отношении информации и связи, страхование, международные инвестиции и многонациональные предприятия, морской транспорт, ядерная энергетика, научно-техническое сотрудничество, туризм, торговля.

На сегодняшний день ОЭСР поддерживает активные партнерские отношения с более чем 70 странами, не являющимися членами Организации, из них 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных комитетов в качестве наблюдателей.

Значимость Организации на международной арене бесспорна, однако в начале XXI в. в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее роль в условиях новых угроз, вызовов, условий. В результате дискуссий в 2004 г. была разработана так называемая Стратегия расширения (Outreach strategy). В рамках нее специальной группой экспертов под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы и закреплены критерии, на основании которых может проводиться отбор потенциальных кандидатов на вступление, программа получила название по имени ее создателя — «критерии Нобору», к числу которых относятся: общность подходов, значимость на международной арене, взаимовыгодность и глобальность (Like-mindedness, Significant player, Mutual benefit, Global considerations).

В соответствии с решением, принятым Советом ОЭСР в мае 2007 г., на основе этих принципов были определены две «волны» расширения. В «первую волну» вошли пять стран — Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения, — они получили приглашения к началу переговорного процесса о вступлении, на сегодняшний день все страны первой волны кроме России присоединились к Организации. Во «вторую волну» вошли еще пять стран — Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР. Стратегия расширения подразумевает нечто большее, чем развитие отношений со странами, не являющимися членами Организации, эксперты говорят о глобальном взаимодействии, партнерстве, даже расширенном участии. Программа предусматривает два пути — расширение через сотрудничество с государствами напрямую и через сотрудничество с различными международными организациями и негосударственными акторами.

Частью стратегии «глобального партнерства» является так называемый Хайлигендаммско-Аквильский процесс. На саммите «G8» в немецком Хайлигендамме 2007 г. было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет проходить диалог между «Группой восьми» и развивающимися странами, входящими во вторую «пятерку расширения» (05). Инициатива получила название «Хайлигендаммский процесс», она охватывает четыре направления совместной работы и расширения сотрудничества: содействие трансграничным инвестициям, содействие исследованиям и инновациям, энергетика и энергоэффективность, содействие развитию африканского региона. В 2009 г. в итальянском городе Аквила было решено продолжить процесс, так он получил вторую половину своего названия. Результаты инициативы были представлены в 2011 г. на саммите «восьмерки» во Франции.

Сотрудничество России и ОЭСР имеет долгую историю. Еще в советский период специалисты из ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. В 1990 г. совместно был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, координировавший работу различных директоратов с Россией. Началу официального сотрудничества России и ОЭСР положили распад Советского Союза и старт стратегии расширения Организации, которая до этого оставалась «закрытым клубом». Нормативно-правовую основу сотрудничества составляют подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве ОЭСР и Российской Федерации, определяющие основные направления и условия деятельности Организации в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов. В целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия России с ОЭСР, что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. В 1995 г. была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования. Повседневное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения.

Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. За годы сотрудничества России удалось приобрести особый статус страны-партнера, Россия участвует в работе более 20 комитетов и рабочих групп, что дает России право высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Россия также участвует во многих из Глобальных форумов ОЭСР. На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами — нечленами Организации. Совместная работа с ОЭСР принесла свои плоды — рекомендации экспертов ОЭСР нашли непосредственное отражение в «Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации», как результат сотрудничества нашей страны с Международным энергетическим агентством, декларация с которым была подписана еще в 1994 г. В 2007 г. Правительство РФ и Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) подписали совместную декларацию о сотрудничестве в области мирного атома, определяющую цели, области сотрудничества включая участие России в качестве постоянного наблюдателя в постоянно действующих Технических комитетах и Рабочих группах АЯЭ. Результаты работы Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, регулярно с 1999 г. объединяющего на своих заседаниях российских и зарубежных экспертов в области корпоративного управления, легли в основу Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 г.

Как уже было сказано, в соответствии со Стратегией расширения ОЭСР в ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся в мае 2007 г., была согласована «Общая процедура вступления новых членов». 16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию. На 1163 сессии Совета в ноябре того же года была принята «Дорожная карта» присоединения России к Конвенции об учреждении ОЭСР. Документ включает в себя основополагающие ценности и общность подходов, регламентирует процедуру сближения, позицию России по нормативноправовой базе ОЭСР, описывает процесс присоединения, практические меры комитетов по обеспечению соответствия. Представление в ОЭСР «Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР» 24—25 июня 2009 г. стало официальным началом переговорного процесса по присоединению нашей страны к ОЭСР и начало широкомасштабной работы по расширению сотрудничества России и ОЭСР в самых различных областях.

Определенным препятствием для вступления России в ОЭСР был неразрешенный вопрос с членством в ВТО. Решение 8-й Министерской конференции стран — членов ВТО в Женеве 16 декабря 2011 г., в ходе которой были одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО, и ратификация Протокола о присоединении России к ВТО Госдумой России 10 июля 2012 г. устранили и его. В рамках Петербургского международного экономического форума 2012 г. Президент РФ Владимир Путин предположил, что присоединение могло бы состояться уже в 2014 г. По другим оценкам Россия рассчитывала завершить процесс до конца 2015 г. Однако резкое ухудшение отношений со странами ЕС и США помешали осуществлению запланированного. После введения санкций переговорный процесс по вступлению, как и многие другие инициативы, был заморожен «западными партнерами» в одностороннем порядке.

На министерской встрече Совета ОЭСР, состоявшейся в мае 2012 г., Генеральный секретарь ОЭСР поделился своими взглядами на возможные стратегические ориентиры ОЭСР на период после 2012 г. А в 2015 г. он представил свое предложение об укреплении и дальнейшей трансформации ОЭСР — так называемые «21 за 21». Основными целями организации, направлениями работы на период 2016—2021 гг. были избраны: исполнение обязательств перед участниками, структурная реформа в области содействия и измерения, улучшение структур правительств и экономическая эффективность, «выход за пределы ВВП» и новые подходы к экономическим вызовам, социальные проблемы — гендерное неравенство, здравоохранение, расширение возможностей людей с образованием, опытом и значимостью, восстановление общественного доверия путем осуществления одноименной программы, выявление, понимание и решение глобальных тенденций и долгосрочных задач, темная сторона мировой экономики, включение ОЭСР в глобальное и региональное управление, укрепление отношений с другими международными организациями, программа «зеленого роста» и решение экологических проблем — дефицита ресурсов и изменения климата, создание эффективной и справедливой налоговой системы, помощь в восстановлении торговли и оказание содействия экономическому росту, совершенствование внутренних методов и многое другое.

В целом Генеральный секретарь еще раз подчеркнул приверженность стремлению ОЭСР стать «более эффективной и инклюзивной системой выработки глобальной политики», заявленному в Декларации о перспективах на будущее, приуроченной к 50-й годовщине основания Организации.

Официальный сайт организации: URL: http://www.oecd.org/. Учредительный акт: URL: http://docs.cntd.ru/document/902 015 766.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Кто был инициатором идеи создания ОЭСР?
  • 2. Преемником какой структуры является ОЭСР, какую деятельность она осуществляла?
  • 3. Опишите полномочия ОЭСР согласно Конвенции 1960 г.
  • 4. Как называется высший орган в структуре Организации, какие решения и каким образом он принимает?
  • 5. Какие страны причисляют к 05 (Outreach 5)?
  • 6. Какие акты составляют нормативно-правовую базу сотрудничества России и ОЭСР?
  • 7. Опишите стратегию развития Организации до 2021 г. Кто автор предложения?

Дополнительная литература

  • 1. Абдулъманова, 3. А. Проблемы внедрения предложений рабочей группы ОЭСР в рамках имплементации в уголовное законодательство Российской Федерации Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок / 3. А. Абдульманова // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2015. — № 3.
  • 2. Кодолова, А. В. Концепция ОЭСР об экологической ответственности за причинение ущерба природным ресурсам / А. В. Кодолова // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко, Москва, 12—13 апреля 2013 г.: в 2 ч. — Ч. II. — М.: Изд-во РУДН, 2014.
  • 3. Лихачев, Р. А. Проблемы и перспективы присоединение России к ОЭСР / Р. А. Лихачев // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
  • [1] URL: http: // docs.cntd.ru/docurnent/902 015 766.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой