Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преступления на море

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрыв или повреждение (иные действия, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним) подводного кабеля, подводного трубопровода или высоковольтного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под флагом государства-участника, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким… Читать ещё >

Преступления на море (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преступная деятельность на море включает пиратство и вооруженный разбой против судов, торговлю людьми, незаконный ввоз мигрантов и незаконный оборот наркотических средств и стрелкового оружия. Этот перечень не является исчерпывающим, так как преступление на море, как правило, — лишь следствие более общей проблемы «наземной» преступности, формы и способы деятельности которой постоянно видоизменяются.

Преступная деятельность также может состоять в терроризме и в нарушении международных норм, касающихся охраны окружающей среды, например в незаконном сбросе отходов в море или загрязняющих веществ с судов либо в нарушении правил эксплуатации живых морских ресурсов, в частности в незаконном рыболовстве.

Преступления, совершаемые на море, должны рассматриваться как часть более общей проблемы международной организованной преступности, эффективная борьба с которой возможна на основе глобального и регионального сотрудничества государств, а также за счет совершенствования и унификации национальных законов.

Кроме КМП-82, на предотвращение деятельности транснациональной организованной преступности и борьбу с ней нацелен ряд международно-правовых документов, например Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., в англоязычной литературе часто называемая The SUA Convention (Suppression of Unlawful Acts Against Safety of Maritime Navigation Convention); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и три дополняющих ее протокола: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г.; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г.; Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему 2001 г.

В КМП-82 к противоправным действиям в открытом море относятся:

  • 1) перевозка рабов (ст. 99);
  • 2) пиратство (ст. 100, 101, 107);
  • 3) незаконная торговля наркотиками или психотропными веществами (ст. 108);
  • 4) несанкционированное вещание из открытого моря (ст. 109);
  • 5) разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода (ст. 113−115).

Каждое государство обязано принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели.

История пиратства насчитывает более 3 тыс. лег. Древние морские разбойники называли себя «искателями счастья», что терминологически вполне совпадает с первородной основой самого термина «пират»: лат. pirata происходит, в свою очередь, от греч.peirates с корнем -peiran— пробовать, испытывать.

Конвенционное определение пиратства было дано в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г. и практически полностью повторено в ст. 101 КМП-82, которая определяет пиратство как:

  • а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
    • — в открытом море против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на их борту,
    • — против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
  • б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
  • в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подп. а) или б).

Из данного определения следует: чтобы стать пиратскими, перечисленные выше действия (содействие или подстрекательство к ним) должны совершаться в пространствах вне юрисдикции какого-либо государства, а объектом преступления могут быть физические и юридические лица, если действия осуществляются в отношении принадлежащего им имущества, находящегося на борту судна или летательного аппарата.

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или любые убытки, причиненные захватом (ст. 106 КМП-82).

Государства обязаны сотрудничать в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Пиратские действия, определенные выше, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.

Судно или летательный аппарат считаются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, отмеченных выше. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Судно или летательный аппарат могут сохранять свою национальность, несмотря на то что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется внутренним правом того государства, которым она была предоставлена (ст. 104 КМП-82).

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц (ст. 105 КМП-82).

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели (ст. 107 КМП-82).

Современные акты пиратства и вооруженного разбоя против судов представляют серьезную угрозу жизни мореплавателей, безопасности судоходства, морской среде и безопасности прибрежных государств. Они также отрицательно влияют и на всю отрасль морских перевозок, в частности являются причиной повышения ставок страховых премий и даже приостановления торговли. Например, известен случай, когда компания «Ройял Датч Шелл» приостановила свои поставки в один из районов Папуа Новой Гвинеи, где вооруженные грабители напали на один из ее нефтяных танкеров.

Учет случаев совершенных в море международных преступлений ведут несколько международных организаций, в частности упоминавшаяся выше IMO, которая осуществляет сбор информации обо всех случаях противозаконных действий в отношении судов, угрожающих безопасности мореплавания; Международное морское бюро (англ. — The International Maritime Bureau (IMB)), основанное в 1981 г. при Международной торгово-промышленной палате и осуществляющее сбор сведений обо всех преступлениях, совершенных в отношении объектов морской торговли[1], и Центр сообщений о пиратстве (англ. — The Piracy Reporting Centre (PRC)), созданный Международным морским бюро при поддержке 1МО и INMARSAT 1 октября 1992 г., со штаб-квартирой в Куала Лумпуре[2].

В силу того что пиратство и морской разбой представляют собой серьезную угрозу международному миру и безопасности, проблема противодействия этим явлениям стала одной из постоянных тем, рассматриваемых ООН. Впервые Генеральный секретарь ООН привлек внимание к проблеме пиратства и вооруженного разбоя против судов в своем ежегодном докладе по морскому праву на 40-й Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г.[3], а начиная с 1993 г. стал включать отдельный раздел по этому вопросу в свои ежегодные доклады по проблемам Мирового океана и морского права. Генеральная Ассамблея ООН впервые занялась проблемой пиратства и вооруженного разбоя против судов в своей ежегодной резолюции по Мировому океану и морскому праву, принятой на 53-й сессии в 1998 г.*.

Совет Безопасности ООП 2 декабря 2008 г., принимая к сведению обращение президента Сомали об оказании международной помощи в целях противодействия пиратству у берегов страны, одобрил резолюцию 1846 г. (2008)[4][5], осуждающую все акты пиратства и вооруженного разбоя против судов в территориальных водах и открытом море у побережья Сомали[6]. Совет Безопасности ООН также постановил:

а) входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права; и б) использовать в пределах территориальных вод Сомали сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении актов пиратства согласно соответствующим нормам международного права, все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море[7].

Противодействие пиратству и морскому разбою — задача, требующая консолидации сил всех государств, которые должны активно сотрудничать в пресечении противоправных действий в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства. К этому призывали резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/61 от 09.12.1985, резолюции IMO 40/61[8] и А.584 (14) от 20.11.1985, непосредственно нацеленные на разработку мер по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и безопасности их пассажиров и экипажей; к этому обязывают и положения Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., вступившей в силу в марте 1992 г.

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. любое лицо совершает преступление[9], если оно незаконно и преднамеренно:

  • а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или б) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
  • в) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
  • г) помещает или совершает действия в целях помещения на борт судна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
  • д) разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или
  • е) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или
  • ж) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из перечисленных выше преступлений (ст. 3).

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. применяется к судам, совершающим плавание (или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод) в водах, расположенных за внешний границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориального моря с сопредельными государствами (ст. 4).

Каждое государство-участник Конвенции должно включить в национальные уголовные законы соответствующие наказания за указанные выше преступления и принять меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных:

  • а) против или на борту судна, плававшего иод флагом данного государства во время совершения этого преступления; или
  • б) на территории данного государства, включая его территориальное море; или
  • в) гражданином данного государства или лицом без гражданства, проживающем в данном государстве.

На основе резолюции А.738(18) IMO также разработала комплексную стратегию борьбы с пиратством, элементами которой стали составление и рассылка периодических статистических докладов, проведение семинаров, но проблеме пиратства, направление миссий по оценке в регионы, страдающие от пиратства, с целью проведения оценок на местах, а также подготовка кодекса, но практике расследования и судебному преследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов (далее — Кодекс).

Назначение Кодекса состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение государственных органов унифицированный порядок расследования преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем на море.

Вооруженный разбой против судов определяется в Кодексе как любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж либо угроза их совершения, отличные от акта пиратства и направленные против судна, либо находящихся на его борту лиц или имущества, которые совершаются в пределах уголовной юрисдикции государства.

Таким образом, в данном документе сочетается географическая сфера юрисдикции в отношении пиратства, предусмотренная в КМП-82, и юрисдикция над незаконными актами, предусмотренная в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протоколе к ней. В Кодекс включены рекомендации государствам принять необходимые меры по установлению своей юрисдикции в отношении преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов, в том числе внести, если это необходимо, соответствующие поправки в свое законодательство и тем самым создать условия для задержания и судебного преследования лиц, совершивших такие преступления.

Кодекс содержит также положения о специальной подготовке следователей, рассматривающих акты пиратства или вооруженного разбоя во время или после их совершения. Помимо этого, в Кодексе излагаются основные принципы методики расследования и перечисляются обязанности следователей в таких вопросах, как сохранение жизни людей, предотвращение побега правонарушителей, охрана места преступления и обеспечение безопасности доказательств. В заключительном разделе, касающемся расследования, перечисляются меры, которые надлежит принимать с целью установления и регистрации всех соответствующих актов, записи показаний отдельных свидетелей, проведения тщательной судебной экспертизы мест преступления, поиска источников сведений, а также контроля за рассылкой информации и полученных сведений соответствующим ведомствам. В соответствии с принципом соразмерности, введенным в данный документ, необходимые действия должны быть соразмерны совершенному преступлению и соответствовать нарушенным законам.

Торговля людьми. Этот термин получил свое распространение в международных нормативных документах в конце 1970;х гг. прошлого столетия.

Введение

его в оборот отразило новые тенденции в развитии вековой проблемы рабства, когда на незаконно ввезенное в страну лицо или на формально законно пересекшего границу мигранта «работодатель» распространяет атрибуты собственности.

В Женевской конвенции относительно рабства от 25.09.1926 (с изм., внесенными протоколом от 07.12.1953) под рабством понимается «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них»; а под торговлей невольниками — всякий акт:

  • — захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство;
  • — приобретения невольника с целью продажи его или обмена;
  • — уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).

В силу положений КМП-82 каждое государство должно принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, ipso facto свободен (ст. 99).

Незаконный ввоз мигрантов. Конвенционно закрепленного понятия «мигрант» в международном праве нет. В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 используется термин «трудящийся — мигрант», под которым понимается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (ст. 2).

В основе рассматриваемой проблемы, с одной стороны, — нищета, безработица, невостребованность рабочей силы в отдельных районах промышленно слаборазвитых стран, с другой — действия промышленно развитых стран по сужению возможностей нелегального проникновения иммигрантов на рынок труда.

Указанные обстоятельства способствуют росту противоправной деятельности контрабандистов, осуществляющих перевозку людей морем без должного обеспечения их безопасности. Общемировая статистика свидетельствует о том, что эта проблема продолжает усугубляться.

Глава II (ст. 7—9) Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху к Конвенции ООН против трансграничной организованной преступности 2000 г. конкретно посвящена проблемам, возникающим в связи с незаконным ввозом мигрантов морем. Положения этой части касаются полномочий и процедур обращения с судами, подозреваемыми в участии в незаконном ввозе мигрантов, и защиты безопасности людей и судов, прав и других интересов, связанных с судами, в том числе прав лиц, находящихся на судне, государств флага и прочих заинтересованных государств[10].

В соответствии со ст. 8 («Меры противодействия незаконному ввозу мигрантов по морю») указанного Протокола государству-участнику разрешается, помимо прочего, высаживаться на судно, подозреваемое в участии в незаконном ввозе мигрантов по морю, производить его досмотр или принимать в отношении него надлежащие меры. Причем указанные меры могут быть предприняты и в отношении судов, не имеющих национальности или не желающих демонстрировать свой флаг. Протокол также требует от государств-участников при применении вышеназванных мер в отношении какого-либо судна, гуманно обращаться с лицами на борту, а также в пределах имеющихся возможностей обеспечивать, чтобы любая принятая мера отвечала требованиям экологической безопасности.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Согласно КМП-82 государства-участники обязываются сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций. Любое государство, которое имеет разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли (ст. 108).

Программа ООН по международному контролю над наркотиками (UNDCP) отметила, что основополагающее значение для полной реализации положений о сотрудничестве, предусмотренных сг. 17 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., имеет требование о том, чтобы государстваучастники назначили компетентный национальный орган, правомочный разрешать или не разрешать другому государству-участнику высаживаться на борт судна, подозреваемого в незаконном обороте наркотиков, проводить его досмотр или принимать другие надлежащие меры. Необходимо, чтобы такой орган был в состоянии оперативно реагировать как на запрос о подтверждении регистрации, так и на просьбу дать разрешение на принятие соответствующих мер[11], о которых надлежит уведомлять Генерального секретаря ООН.

В 1990 г. IMO рассматривала проблему незаконного оборота наркотиков в контексте разработки поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., а в 1997 г. Ассамблея IMO приняла Руководство по предотвращению и пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и исходных химических веществ на судах, занятых в международных морских перевозках[12].

По смыслу вышеприведенных конвенций, а также из анализа документов, принимаемых в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками, следует, что государства должны стремиться к укреплению многостороннего сотрудничества в борьбе против незаконного оборота наркотиков на море, оперативно решать вопросы проверки регистрации судов и принимать решения, направленные на пресечение оборота наркотиков.

Несанкционированное вещание из открытого моря. В соответствии с КМП-82 «несанкционированное вещание» означает передачу в нарушение международных правил звуковых радиоили телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением передачи сигналов бедствия (п. 2 ст. 109).

Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:

  • а) государства флага судна;
  • б) государства регистрации установки;
  • в) государства, гражданином которого является эго лицо;
  • г) любого государства, где могут приниматься передачи; или
  • д) любого государства, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи (п. 3 ст. 109).

В открытом море государство, имеющее юрисдикцию в соответствии с вышеперечисленными положениями, может арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру[13].

Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода. Конвенция по охранению подводных телеграфных кабелей была подписана в Париже 14 марта 1884 г.

В соответствии с положениями ст. 2 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. разрыв или повреждение подводного кабеля произведенные умышленно или по преступной оплошности, могущие иметь последствием перерыв или приостановку телеграфных сообщений, подлежат наказанию, независимо от гражданского иска о вознаграждении издержек и убытков. Это постановление не относится к разрывам или повреждениям, виновники которых преследовали единственно законную цель охранить свою жизнь или безопасность своих судов и приняли предварительно все необходимые меры предосторожности для избежания таких разрывов или повреждений.

Согласно КМП-82 государства-участники обязаны принимать необходимые законы и правила, предусматривающие, что:

  • 1) разрыв или повреждение (иные действия, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним) подводного кабеля, подводного трубопровода или высоковольтного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под флагом государства-участника, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, являются наказуемыми деяния[14]. Указанные законы и правила не распространяются на разрывы или повреждения, причиняемыми лицами, действующими исключительно с правомерной целью спасения своей жизни или своих судов, после принятия всех мер предосторожности для избежания таких разрывов или повреждений[15];
  • 2) если находящиеся под юрисдикцией государства лица, которым принадлежит подводный кабель или трубопровод в открытом море, причиняют при прокладке или ремонте этого кабеля или трубопровода разрыв или повреждение другого кабеля или трубопровода, они несут расходы по ремонту[16].

Условия охраны кабеля, выдача разрешений на вывод подводного кабеля на берег устанавливаются государством. В случае если при укладке (или при восстановлении разрыва) происходит повреждение другого кабеля, издержки на его починку возлагаются на собственника[17].

Суда, занятые укладкой или исправлением подводных кабелей, должны соблюдать МППСС-72 и МСС-65 в том, что касается сигналов, которые используются для предупреждения столкновения судов в морс. Данное положение вытекает из ст. 5 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г.

Когда на судне, занятом исправлением кабеля, выставлены соответствующие сигналы, другие суда, которые увидят или имеют возможность увидеть эти сигналы, должны или удалиться или же остаться на расстоянии, по крайней мере, 1 морской мили от этого судна, дабы не затруднять производимых с него работ. В статье 5 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. устанавливается, что рыболовные снасти или сети следует держать на том же расстоянии от кабельного судна. Однако рыболовным судам, увидевшим или имеющим возможность увидеть кабельное судно с вышеупомянутыми сигналами, предоставляется для сообразования своих действий с таким предостережением наибольший срок в 24 ч, в продолжение которого их движениям не должно быть причиняемо никакого препятствия.

Суда, усматривающие или имеющие возможность усмотреть бакены, служащие указанием положения кабелей, должны находиться в отдалении от таких бакенов, по крайней мере на ¼ морской мили. Такое же требование распространяется и на рыболовные снасти или сети[18].

Если судовладелец сможет доказать, что при съемке с якоря во избежание повреждения подводного кабеля судно пожертвовало якорем или рыболовное судно с той же целью пожертвовало рыболовной сетью или иной снастью, такое судно вправе рассчитывать на вознаграждение со стороны собственника кабеля[19]. Для приобретения права на такое вознаграждение незамедлительно после происшедшего на судне составляется протокол, засвидетельствованный показаниями лиц экипажа, после чего капитан судна в течение 24 ч после прибытия в первый после происшедшего порт информирует о случившемся местные власти, обязанностью которых является передача данной информации консульской службе того государства, в котором зарегистрирован собственник кабеля.

Правом на осмотр судов, подозреваемых в повреждении подводного кабеля, обладают военные корабли или иные суда, специально уполномоченные для этого государством. Данное право не распространяется на иностранные военные корабли.

Когда командир военного корабля (уполномоченного судна) имеет достаточно оснований предполагать, что действия конкретного судна привели к повреждению подводного кабеля, он может требовать от капитана или судовладельца предъявления официальных документов, удостоверяющих национальность этого судна. На предъявленных документах немедленно делается краткая отметка об их предъявлении и составляется протокол по формам и на языке государства флага военного корабля, сообразно существующим в этой стране законоположениям. Капитан или судовладелец судна, подозреваемого в совершении преступления, а также иные свидетели имеют право за собственной подписью сами вносить в указанный протокол, на их собственном языке все объяснения, какие они признали бы полезными, или требовать их внесения[20]. Нарушители постановлений Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. преследуются государством, где зарегистрирован судовладелец или иное лицо, действия которого привели к повреждению кабеля, однако, когда это необходимо, уголовная юрисдикция на указанные в Конвенции преступления может быть распространена на нарушителей в каждом государстве-участнике Конвенции. Нарушения постановлений Конвенции могут быть доказываемы всеми способами, допускаемыми законодательством той страны, в подлежащем суде которой возбуждено дело.

Если есть разумные основания подозревать, что в открытом море иностранное судно (иное, чем судно, пользующееся полным иммунитетом) совершает преступления на море, включая пиратство, работорговлю, несанкционированное вещание, если оно не имеет национальности, или хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, то любой военный корабль (военный летательный аппарат, а также морские и воздушные суда, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе) вправе подвергнуть это судно осмотру[21].

Приведенный выше перечень преступлений, совершаемых на море, не является исчерпывающим. Однако пиратство и вооруженный разбой являются наиболее опасными и обходятся индустрии судоходства миллионными потерями, в то же время подвергая опасности жизнь моряков. Продолжает расширяться практика незаконного ввоза мигрантов и безбилетного проезда, организованная преступность консолидируется на международном уровне, используя все более изощренные формы преступлений на море. Признавая важное значение сотрудничества в борьбе с преступлениями не только на глобальном, но также на региональном и двустороннем уровнях, некоторые государства уже заключили или рассматривают вопрос о заключении соглашений о морском сотрудничестве, в которых идет речь сразу о нескольких преступлениях. Эта практика должна быть продолжена наряду с усилиями государств по совершенствованию национального законодательства и принятию правоохранных мер, адекватных неуменыиающимся угрозам со стороны морских разбойников.

  • [1] Для целей статистики Международное морское бюро определяет пиратство как «актили попытку высадки на борт какого-либо судна с намерением совершить кражу или любоедругое преступление, а также с намерением или способностью применить силу при совершении такого акта». Данное определение охватывает как сами акты, так и попытки нападений, независимо от того, находится ли судно у причала, на якорной стоянке или в море.
  • [2] В частности, Центр сообщений о пиратстве собирает информацию о случаях пиратства и морского разбоя, поступающую от судовладельцев, капитанов, национальных силовых ведомств и иных источников во всем мире, и ежедневно информирует пользователейморских пространств обо всех нападениях на морские суда со стороны преступников, совершаемых в тихоокеанском регионе, через наземную станцию INMARSAT С, расположеннуюв Сингапуре. Эта служба бесплатна и распространяется 24 ч в сутки, 365 дней в году.
  • [3] А/40/923, пункт 40.
  • [4] См. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 53/32.
  • [5] Это не первая резолюция Совета Безопасности ООН по противодействию пиратствуу берегов Сомали. В ранее принятых резолюциях (1814 (2008) и 1816 (2008), 1838 (2008))признавался положительным вклад, вносимый с ноября 2007 г. некоторыми государствамив обеспечение охраны караванов морских судов, и учреждение ЕС координационной группы, которой поручалось поддерживать деятельность по наблюдению и охране, осуществляемуюнекоторыми государствами — членами ЕС в прибрежных водах Сомали.
  • [6] S/RES/1846 (2008). § 1.
  • [7] S/RES/1846 (2008). § 10.
  • [8] Резолюция предлагала государствам изучить проблему актов терроризма на борту илипротив морских судов с целью вынесения рекомендаций в отношении применимых антимер.
  • [9] По смыслу Конвенции понятие «совершает преступление» включает и попытку совершить преступление, и подстрекательство к его совершению, а также угрозу совершить преступление, если эта угроза может угрожать безопасному плаванию судна.
  • [10] А/56/58, р. 54.
  • [11] См.: А/56/58. Р. 56.
  • [12] См.: А/55/61. Р. 106 и 107.
  • [13] Более подробно см.: Зябким Л. И. Несанкционированное вещание из открытого моря. Правомерные способы пресечения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  • [14] В ст. 113 КМП-82 при этом не указывается на вид применимой ответственности.
  • [15] Ст. 113 КМП-82.
  • [16] Ст. 114 КМП-82.
  • [17] Ст. 4 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г.
  • [18] Ст. 6 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г.
  • [19] В ст. 7 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. указываетсяна «вознаграждение», а не на «компенсацию» ущерба; это дает возможность предположить, что судовладелец может рассчитывать на получение средств от владельца кабеля больших, нежели суммы прямого ущерба от потери якоря или рыболовецких снастей. В ст. 115 КМП-82, практически такого же содержания, используется термин «возмещение» от владельцакабеля или трубопровода, что сужает объем вознаграждения до уровня компенсационныхзатрат.
  • [20] Ст. 10 Конвенции по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г.
  • [21] Ст. 110 КМП-82.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой