Советское государство и право в середине 1950-х — середине 1980-х гг
Процесс подготовки новой союзной Конституции начался после принятия Верховным Советом СССР 25 апреля 1962 г. постановления «О выработке проекта новой Конституции СССР» и создания для этой цели Конституционной комиссии во главе с Н. С. Хрущевым. После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. деятельность по разработке Основного закона была приостановлена, хотя формально Конституционная комиссия… Читать ещё >
Советское государство и право в середине 1950-х — середине 1980-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие государственных институтов
В данный исторический период в Советском государстве сохранялся социально-политический строй, закрепленный Конституцией СССР 1936 г. Вместе с тем последовавшие после смерти И. В. Сталина в 1953 г. шаги по либерализации общественной жизни (критика культа личности, реабилитация, совершенствование работы Советов, активное привлечение общественности в 1953 г. к выполнению ряда государственных функций и др.) внесли определенные изменения в советскую политическую и социально-экономическую системы.
По официальным заявлениям по мере продвижения к коммунистическому строю все больше исчезал антагонизм между различными социальными группами, формировалась новая общность — советский народ. Само Советское государство в связи с этим становилось общенародным. В своем развитии оно вышло на новую стадию — развитого социализма. Произошедшие в СССР изменения потребовали соответствующей корректировки законодательства, в том числе и союзного Основного закона.
Процесс подготовки новой союзной Конституции начался после принятия Верховным Советом СССР 25 апреля 1962 г. постановления «О выработке проекта новой Конституции СССР» и создания для этой цели Конституционной комиссии во главе с Н. С. Хрущевым. После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. деятельность по разработке Основного закона была приостановлена, хотя формально Конституционная комиссия была сохранена, а ее руководителем стал Л. И. Брежнев. Работы по подготовке текста новой Конституции вновь активизировалась только в 1977 г. В мае 1977 г. Пленум ЦК КПСС одобрил в основном разработанный проект Конституции, затем Президиум Верховного Совета СССР вынес проект (как и в случае с проектом прежней Конституции) на всенародное обсуждение. Это обсуждение охватило всю страну, приняло массовый характер. В ходе обсуждения от граждан и организаций поступило около 400 тыс. предложений по совершенствованию законопроекта.
7 октября 1977 г. Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР. Она состояла из 174 статей, которые объединялись в 21 главу и 9 разделов, и действовала до момента ликвидации СССР (8 декабря 1991 г.). Данная Конституция принципиально не отличалась от предшествующего ей Основного закона. Более того, следует согласиться с мнением исследователей, обращающих внимание на «определенное ухудшение текста в сравнении с Конституцией 1936 г.»[1]. Новый Основной закон стал более декларативным, многословным, порой витиеватым, что контрастировало с лаконичностью и ясностью прежнего конституционного акта.
Впервые в истории отечественных конституций в Основном законе появилась вводная торжественная часть — преамбула. В соответствии с Конституцией государство являлось социалистическим и общенародным, его политической основой выступали Советы народных депутатов (ранее — советы депутатов трудящихся), экономической основой — социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и кооперативно-колхозной собственности. В основе государственного устройства лежал принцип социалистического федерализма — свободное объединение равноправных республик с правом выхода из союза.
Следует отметить, что в 1956 г. изменился состав союзных республик в связи с тем, что была упразднена Карело-Финская ССР, а на ее месте была образована Карельская автономная республика (АССР), которая вошла в состав РСФСР. С этого момента и до официального распада СССР в 1991 г. число союзных республик (15) оставалось неизменным.
В Конституции СССР 1977 г. ст. 6 была посвящена роли коммунистической партии. Эта статья находилась в первой главе «Политическая система» (для сравнения: в предыдущем Основном законе о партии упоминалось лишь в X главе «Права и обязанности граждан СССР»). Партия объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. В ст. 6 к числу функций партии относилось «определение направлений развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР». Таким образом, КПСС официально принимала на себя такие функции, которые относились к полномочиям государственных органов, что, конечно, являлось недостатком советской политической системы.
Система органов государственной власти, закрепленная в Конституции СССР 1977 г., в целом не отличалась от той, которая указывалась в конституционном акте 1936 г. и выглядела следующим образом.
1. Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти СССР. Избирался непосредственно гражданами страны, был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией 1977 г.
к ведению СССР. Состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР работал в сессионном режиме (по две сессии в год), принимал нормативные акты в форме законов.
- 2. Президиум Верховного Совета СССР — высший орган государственной власти СССР в период между сессиями Верховного Совета СССР; принимал правовые акты в форме указов и постановлений. Состав формировался Верховным Советом СССР из числа его депутатов.
- 3. Совет Министров СССР — Правительство СССР, высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Состав формировался Верховным Советом СССР. Совет Министров был ответствен перед союзным Верховным Советом и перед его Президиумом. Принимал правовые акты форме постановлений и распоряжений.
Подобная система органов власти действовала и в союзных республиках (например, Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР).
4. Министерства и государственные комитеты — органы исполнительной власти; осуществляли руководство отдельными отраслями управления. Министерства делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские, а государственные комитеты — на комитеты СССР и союзных республик.
В данный период руководством страны предпринимались попытки повысить эффективность управления отдельными сферами общественной жизни. Так, в соответствии с принятым 10 мая 1957 г. Законом СССР «О коренной перестройке управления промышленностью» в целях преодоления чрезмерного централизма был упразднен ряд союзных и союзно-республиканских министерств, а страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками района. В 1962 г. краевые, областные и районные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские для более эффективного руководства соответствующими сферами экономики. Однако эти реорганизации в скором времени были признаны неоправданными и уже в 1964 г. (после отставки их главного инициатора — Н. С. Хрущева) был осуществлен возврат к прежней системе управления.
5. Местные органы государственной власти. К ним относились областные, районные, городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов (местные Советы), которые избирались населением соответствующей местности. При местных Советах из числа депутатов создавались исполнительные комитеты, которые являлись их исполнительными и распорядительными органами.
По Конституции произошло повышение срока полномочий Советов. Для Верховного Совета СССР он увеличился с 4 до 5 лет, а для местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Был снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти — в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик — с 21 до 18 лет. Предусматривалось равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР — по 750 человек.
По сравнению с прежним Основным законом в Конституции СССР 1977 г. был значительно расширен раздел о правах и обязанностях граждан. Так, в ней появились новые социальные (право на охрану здоровья, право на жилище) и политические (право участвовать в управлении государственными и общественными делами, право обжаловать действия должностных лиц в суд) права. Конституция также определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Например, в соответствии со ст. 57 граждане СССР имели право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, наличную свободу и имущество.
Вслед за союзной Конституцией в 1978 г. были приняты конституции союзных и автономных республик. Например, Конституция РСФСР была утверждена 12 апреля 1978 г. Верховным Советом РСФСР. Она была построена на основе союзного Основного закона, включала в себя 185 статей, которые объединялись в 22 главы и 11 разделов, и являлась действующим актом до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.).
- [1] История отечественного государства и права: в 2 ч. Ч. 2 / под. ред. О. И. Чистякова. М., 2010. С. 420.