Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Некоторые аспекты участия адвоката в налоговых правоотношениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговый кодекс РФ предписывает, что налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы)), может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика — организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона… Читать ещё >

Некоторые аспекты участия адвоката в налоговых правоотношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие вопросы

Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокат не только дает консультации по правовым вопросам, в частности налоговым, но и выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Особенности деятельности адвоката — представителя налогоплательщика выражаются в том, что он осуществляет свою деятельность как профессиональный юрист, который должен обладать специальными знаниями и опытом именно в налоговом праве. Объясняется это спецификой отрасли налогового права, изначально неравным положением субъектов налоговых правоотношений и большим количеством норм законодательства о налогах и сборах.

Одно важное качество, отличающее адвоката от иных лиц, которым закон предоставляет возможность осуществлять представительство в налоговых правоотношениях: адвокат является независимым советником по правовым вопросам.

Налоговые отношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, ведения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Под установлением налога понимается первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства[1].

Введение

налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет[2].

Из анализа понятий можно сделать вывод, что адвокат не участвует в правоотношениях, связанных с установлением и введением налогов, так как это прерогатива законодательной власти и органов местного самоуправления, тогда как в вопросах взимания налогов, при осуществлении налогового контроля, при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц он может принимать активное участие посредством института представительства[3].

Налоговый кодекс РФ предписывает, что налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы)), может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика — организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью), физического лица — лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (например, родители).

Адвокат может являться только уполномоченным представителем налогоплательщика (если речь не идет о его несовершеннолетних детях, например). Для того, чтобы адвокат мог осуществлять полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика — юридического лица, необходимо оформление доверенности в простой письменной форме с печатью и подписью руководителя организации. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Применительно к правовым последствиям действий (бездействия) представителя (адвоката) соответствующее разъяснение дано в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57: по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения законный или уполномоченный представитель отвечает перед доверителем по правилам соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Юридическая помощь, связанная с представлением интересов юридического или физического лица, доверителя, оказываемая адвокатом в качестве уполномоченного представителя, может осуществляться в форме:

  • — правового анализа налоговых ситуаций, которые возникают у доверителя при осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности;
  • — консультаций по вопросам налогообложения;
  • — оптимизации налогообложения путем выбора соответствующих видов договорных отношений с контрагентами (как при заключении договоров, так и с помощью изменения условий уже заключенных договоров), наиболее выгодного определения расходов, уменьшающих прибыль, а также с помощью определения способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих законно уменьшить налогооблагаемую базу, или иных способов;
  • — осуществления защиты и представления интересов доверителя в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений;
  • — осуществления защиты и представления интересов доверителя в судах.

Все права налогоплательщиков можно условно разделить на три группы[4].

Права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов. К ним относится право на получение бесплатной информации от налоговых органов по месту учета о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик имеет право получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Также сюда можно отнести право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Права, обеспечивающие учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов. К ним относятся: право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; право получать рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов, право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями или незаконными действиями (бездействием) налоговых органов; право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля. В эту группу включены права: требовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, в том числе соблюдения сроков проведения проверок, порядка оформления результатов проверок, правил привлечения к налоговой и административной ответственности и др.; представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Чаще всего участие адвоката требуется при осуществлении налоговыми органами контроля за деятельностью налогоплательщика, а также в случае нарушения прав налогоплательщика. Рассмотрим эти ситуации.

  • [1] Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. Брызгалина. М., 1997. С. 193.
  • [2] Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. Брызгалина. М., 1997. С. 193.
  • [3] Речь идет только о профессиональной деятельности адвоката. Вопросы, связанныес обязанностью адвоката самостоятельно уплачивать налоги, в данном случае не анализируются.
  • [4] Маслова О. П., Кабакина Е. Е. Проблемы соблюдения налоговыми органами правналогоплательщиков // Налоговые споры. 2004. № 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой