Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые средства обеспечения безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На следующем уровне расположены опорные сети Интернет (ОСИ) национального и межнационального масштаба (например, европейские Ebone, Europanet/Dante, Nordunet) с высокоскоростной транспортной средой, крупными узлами доступа провайдеров к опорной сети. На ОСИ создаются национальные, региональные и корпоративные узлы доступа для крупнейших провайдеров, которые используются для создания потенциально… Читать ещё >

Правовые средства обеспечения безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Ее устойчивое функционирование создает соответствующие современному этапу исторического развития общества технические возможности реализации прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере, осуществления экономической деятельности, выполнения функций государственного управления и социального обеспечения. Информационные технологии, использующие потенциал отрасли связи и массовых коммуникаций, становятся важным фактором становления гражданского общества, контроля граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, развития индустрии информационных услуг, библиотечного и издательского дела, полиграфической промышленности, осуществления книготорговли, распространения продукции СМИ, информационного взаимодействия субъектов общественной и политической жизни.

Техническую основу информационной инфраструктуры общества составляет совокупность средств создания, хранения и обработки информации, объединенных в компьютерные и коммуникационные сети.

Информационная инфраструктура включает, прежде всего:

  • — сети связи, а также средства доступа к информационным системам, сетям связи и информационным услугам по поиску, обработке, хранению и представлению информации потребителям;
  • — информационные системы;
  • — индустрию создания и развития средств информатизации, телекоммуникации и связи.

Общая структура информационной инфраструктуры представлена на рис. 2.2.

Общая структура информационной инфраструктуры.

Рис. 2.2. Общая структура информационной инфраструктуры.

Основными объектами угроз безопасности информационной инфраструктуры являются сети связи и информационные системы.

На территории РФ сети связи объединены в Единую сеть электросвязи Российской Федерации, которая состоит из расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий:

  • — сеть связи общего пользования;
  • — выделенные сети связи;
  • — технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
  • — сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем (см. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Общая структура Единой сети электросвязи Российской Федерации представлена на рис. 2.3.

Общая структура Единой сети электросвязи Российской Федерации.

Рис. 2.3. Общая структура Единой сети электросвязи Российской Федерации.

Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории РФ и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и неопределяемые географически в пределах территории РФ и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств.

Выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Выделенная сеть связи может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования, если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.

Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.

Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

При наличии свободных ресурсов технологической сети связи часть этой сети может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования для возмездного оказания услуг связи любому пользователю на основании соответствующей лицензии. Такое присоединение допускается, если:

  • — часть технологической сети связи, предназначаемая для присоединения к сети связи общего пользования, может быть технически, или программно, или физически отделена собственником от технологической сети связи;
  • — присоединяемая к сети связи общего пользования часть технологической сети связи соответствует требованиям функционирования сети связи общего пользования.

Части технологической сети связи, присоединенной к сети связи общего пользования, выделяется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Собственник или иной владелец технологической сети связи после присоединения части этой сети связи к сети связи общего пользования обязан вести раздельный учет расходов на эксплуатацию технологической сети связи и ее части, присоединенной к сети связи общего пользования.

Технологические сети связи могут быть присоединены к технологическим сетям связи иностранных организаций только для обеспечения единого технологического цикла.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд органов государственной власти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ, ее обеспечение является расходным обязательством Российской Федерации.

Подготовка и использование ресурсов Единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 22.02.2006 № 103).

Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями Единой сети электросвязи Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами РФ, Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории РФ. Материально-техническую основу федеральной связи составляют Единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации.

Интернет может рассматриваться как многоаспектная система, включающая несколько уровней коммуникационной инфраструктуры: национальный и межнациональный; межрегиональный и межконтинентальный, каждый из которых функционирует на основе унифицированных протоколов взаимодействия устройств сети Интернет и в едином адресном пространстве данной сети.

Самым низшим уровнем коммуникационной инфраструктуры — базовым — является уровень провайдеров — отдельных поставщиков услуг сетевого взаимодействия на основе создаваемых и формируемых ими коммуникационных сетей. Инфраструктуры этих сетей включают:

  • — транспортную среду (высокоскоростную межрегиональную опорную, региональную (местную) и средства доступа локальной сети клиента в сеть провайдера);
  • — программно-аппаратные средства;
  • — персонал, обеспечивающий эффективное функционирование сети;
  • — канальные емкости, связывающие сеть одного провайдера с сетями других провайдеров (национальными или транснациональными), обеспечивающих, в свою очередь, взаимодействие с сетями остальных провайдеров Интернет в мире.

Фактически современный Интернет является объединением на единых правилах множества коммуникационных сетей, поддерживаемых индивидуальными провайдерами. Развитие сетей провайдеров является необходимым этапом становления любого сегмента глобального Интернета.

Следующим уровнем сетей Интернета являются пиринговые сети, которые образуются на основе взаимовыгодного использования инфраструктур нескольких провайдеров путем обмена трафиком, т. е. потоками цифровых сообщений и данных. Такой обмен может осуществляться на основе парных договоренностей и выделенных каналов связи между отдельными провайдерами или более прогрессивного способа — на основе создания специальных узлов межсетевого обмена (УМО) — трафиком.

Примерами УМО может служить междугородная магистральная сеть, которая соединяет Москву с центрами зон (областей, республик, краев), а также зоны между собой, а также международная магистральная сеть, которая обеспечивает сопряжение с международными сетями. Например, у цифровой сети «Ростелеком» есть возможность взаимодействия с провайдерами коммуникационных сетей в Финляндии, Дании, Турции, Италии, Болгарии, Японии, Кореи, Китая, Эстонии, Казахстана, Украины, Беларуси, а через нес и с провайдерами Литвы и Польши.

УМО представляют собой отдельную сеть, поддерживаемую специализированными организациями, и выполняют функции по обеспечению локального высокоскоростного взаимодействия между подключенными к ним провайдерами. Эти телекоммуникационные структуры построены, как правило, по технологии локальных сетей и сами не являются провайдерами в общем смысле.

На следующем уровне расположены опорные сети Интернет (ОСИ) национального и межнационального масштаба (например, европейские Ebone, Europanet/Dante, Nordunet) с высокоскоростной транспортной средой, крупными узлами доступа провайдеров к опорной сети. На ОСИ создаются национальные, региональные и корпоративные узлы доступа для крупнейших провайдеров, которые используются для создания потенциально более эффективных узлов обмена внутренним трафиком. Потребности в создании опорной инфраструктуры национального масштаба и этапы ее модернизации определяются уровнем развития использующих ее сетей провайдеров. Переход на ОСИ-уровень развития инфраструктуры национального сегмента Интернет происходит, как правило, с участием государства, привлечением общенациональных телекоммуникационных ресурсов.

Упрощенная схема системы управления коммуникационными сетями Интернет представлена на рис. 2.4.

Упрощенная схема системы управления коммуникационными сетями Интернет.

Рис. 2.4. Упрощенная схема системы управления коммуникационными сетями Интернет.

Глобальная сеть Интернет объединяет национальные интернет-сегменты более 170 стран мира. Функционирование данной сети обеспечивается не только пиринговыми или магистральными инфраструктурами национального масштаба, в том числе такими большими, как инфраструктуры США и Канады, Германии и Франции, но и аналогичными континентальными инфраструктурами (например, в Европе), и межконтинентальными инфраструктурами.

Взаимодействие коммуникационных инфраструктур на национальном и межнациональном уровнях позволяет обеспечить возможность взаимодействия потребителей информационных и коммуникационных услуг, расположенных в различных частях мира и обслуживаемых любыми провайдерами Интернета.

Такое построение глобальной информационной инфраструктуры и организация ее функционирования накладывает отпечаток как на правовое обеспечение безопасности функционирования сети Интернет, так и правовое обеспечение реализации прав и свобод человека, связанных с информационной сферой, экономической и иной деятельностью. По существу, Интернет как объект правоотношений представляет собой некоторую абстракцию, которая для каждого потребителя информационных и коммуникационных услуг проявляется в виде провайдера сети, оказывающего требуемые услуги.

Очевидно, что качество предоставляемых услуг и сама возможность их предоставления существенным образом зависят не только от провайдера, который является субъектом гражданского договора с потребителем об оказании информационных и коммуникационных услуг (услуг связи). На качество оказываемой услуги влияют и другие провайдеры, которые в соответствии с принятыми интернет-протоколами и договорами о взаимодействии между провайдерами оказались вовлеченными в процесс оказания данной услуги. При этом провайдеры, как правило, являются негосударственными организациями, деятельность которых регулируется государством в рамках его суверенитета и юрисдикции.

Инфраструктура нового поколения сети Интернет, видимо, будет включать все три вышеописанных макроуровня архитектуры традиционной сети Интернет, созданные на новой технологической базе, но вполне вероятно сохранит описанную выше схему взаимодействия между провайдерами в процессе обслуживания потребителей информационных и коммуникационных услуг.

Высокоскоростные интегрированные технологии передачи информации на этом уровне создают хорошие условия для развития информационных технологий, перспективы для апробации и внедрения широкого спектра новых услуг на их базе, гарантию качества сервиса, которое может быть обеспечено клиенту в локальной сети (на нижележащем уровне).

Развивается сегмент спутниковых магистральных каналов связи, который в перспективе может оказать существенное влияние на развитие сети Интернет.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений по поводу оказания информационных и коммуникационных услуг в определенной степени имеет международный частноправовой характер. При этом участие государств в правовом регулировании отношений в области функционирования сети Интернет осуществляется прежде всего через правовое воздействие на находящихся под их юрисдикцией провайдеров коммуникационных сетей. Однако возможности правового воздействия на данных субъектов правоотношений ограничиваются вопросами развития эксплуатируемых ими коммуникационных сетей и выполнения договорных отношений с другими провайдерами сети Интернет.

Информационные системы как объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности подробно рассмотрены в разделе 2.5.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой