Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное управление региональным развитием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На Минрегион России возлагались функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти… Читать ещё >

Государственное управление региональным развитием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается особо, что внутренними вызовами развития экономики страны является отставание в развитие отдельных регионов.

Поэтому одной из целей социально-экономического развития России названо сбалансированное развитие регионов, создание новых территориальных центров роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снижение масштабов регионального неравенства. Для преодоления негативных явлений необходимо создать разветвленную транспортную сеть, обеспечивающую высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

В названных целях на определенных территориях вводятся специальные правовые режимы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности. Правовое регулирование создания и функционирования таких территорий осуществляется федеральными законами от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ЗТР), от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“», 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Закон о ТОСЭР) и другими нормативно-правовыми актами.

Закон о ЗТР был принят в целях разрешения проблем развития экономически неблагополучных территорий страны через создание зон территориального развития в Российской Федерации. Под зоной территориального развития (ЗТР) понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 326 определен перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР. К ним отнесены 20 субъектов РФ: 12 республик — Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Чеченская; три края — Забайкальский, Камчатский и Приморский; пять областей — Амурская, Ивановская, Курганская, Магаданская и Еврейская автономная. Закон о ЗТР действует вместе с рядом федеральных целевых программ и региональных программ по развитию отдельных территорий страны.

Закон о ТОСЭР регулирует правоотношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития в Российской Федерации, определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.

Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социальноэкономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Предполагается создание таких территорий в Республике Бурятия, Республике Хакасия, Забайкальском крае, Красноярском крае, Иркутской области.

Режим особой экономической зоны вводится в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Как уже отмечалось приняты стратегии развития отдельных регионов России.

Остановимся на Стратегии развития Сибири[1]. В ней понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа, — Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области.

Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 г. должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 г. должен превышать среднероссийский показатель. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.

Вопросы практики Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010—2020 гг. будут являться:

  • — информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;
  • — машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;
  • — добывающая промышленность и увеличение добычи полезных ископаемых;
  • — геолого-разведочные работы;
  • — перерабатывающая промышленность — глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;
  • — агропромышленный комплекс;
  • — энергетический комплекс;
  • — инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;
  • — промышленность строительных материалов;
  • — строительство комфортного социального жилья по доступным ценам, индивидуальных домов, жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;
  • — прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;
  • — высококачественные услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Органы управления региональным развитием.

Президент РФ: определяет основные направления региональной политики[2], осуществляет нормативное правовое регулирование в этой сфере[3], определяет систему органов управления региональной политикой[4], принимает меры по поддержке регионов[5] и др.

Правительство РФ: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социальноэкономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указом Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1168 (утратил силу) был создан специализированный орган управления региональным развитием — Министерство регионального развития РФ (Минрегион России). Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 (утратило силу) было утверждено Положение о созданном Министерстве.

На Минрегион России возлагались функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, градостроительства в части территориального планирования, градостроительного зонирования, координации разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов и др. Работа Минрегионразвития России часто критиковалась Президентом РФ и его Указом от 8 сентября 2014 г. № 612 оно было упразднено. Его функции были переданы другим Министерствам:

  • а) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, а также по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ — Министерству экономического развития РФ;
  • б) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета — Министерству финансов РФ;
  • в) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования — Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
  • г) по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, а также по обеспечению эффективного использования средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов России, — Министерству культуры РФ;
  • д) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также в сфере взаимодействия с казачьими обществами — Министерству юстиции РФ.

Таким образом, перечисленные министерства, которым были переданы функции Минрегиона России, относятся к органам управления рассматриваемой сферой.

Для управления развитием отдельных регионов были созданы министерства: по развитию Дальнего Востока, поделай Крыма (упразднено), по делам Северного Кавказа.

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории этого округа, а также по контролю осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации.

Минвостокразвития России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство РФ по делам Северного Кавказа (Минкавказ России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на территории этого округа государственных программ и федеральных целевых программ.

  • [1] См.: распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р «Об утвержденииСтратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».
  • [2] См.: Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  • [3] См.: Указ Президента РФ от 21 мая 1992 г. № 514 «О создании в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе агрокомплексов и гарантиях их социально-экономического развития» и др.
  • [4] См.: Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» и др.
  • [5] См.: Указы Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1311 «О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизациисоциально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию для районовСевера»; от 11 сентября 1997 г. № 1009 «О региональных и местных фондах по защитеправ вкладчиков и акционеров» и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой