Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Николай гаврилович чернышевский-романист и русская демократическая беллетристика 1860-х годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следуя логике обозначенных принципов подхода к искусству, Чернышевский сформулировал эстетический идеал прекрасного по понятиям «простого народа» (жизнь «в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил»), дал характеристику революционно-демократической интерпретации этого идеала, предусматривающего удовлетворение материальных, умственных и нравственных потребностей… Читать ещё >

Николай гаврилович чернышевский-романист и русская демократическая беллетристика 1860-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • — знать роль Чернышевского в истории русской критики, основные положения его эстетической теории; проблематику романа Чернышевского «Что делать?», созданную в нем типологию «новых людей»; связь демократической беллетристики с литературной традицией; ее роль в сближении искусства с действительностью;
  • — уметь выявлять роль авторских комментариев, отступлений в произведениях; характеризовать функцию «снов» в романе Чернышевского «Что делать?»; проводить сравнительно-сопоставительный анализ типов героя времени в романе Чернышевского и повестях В. А. Слепцова и Ф. М. Решетникова;
  • — владеть навыками анализа художественной функции автора-исследователя; умением вычленять элементы публицистического стиля и характеризовать их роль в художественном произведении.

Развитие русского реализма 1860—1880-х гг. происходило под знаком формирования «социологического» (или социального) течения, сменившего в русском историко-литературном процессе течение «психологическое». В отечественной литературной науке закрепилось это условное типологическое разграничение понятий, указывающих на различие художественных принципов воплощения в литературном произведении взаимосвязей личности и среды. В этом течении принято выделять линию, условно обозначенную как социально-этическая, в русле которой протекало творчество Толстого и Достоевского, и революционно-демократическую (или просветительскую), давшую отечественной литературе школы Чернышевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

Чернышевский вошел в историю отечественной литературы прежде всего как автор романа «Что делать?», оказавшего громадное влияние не только на последующее развитие русского реализма, но и на формирование нравственных идеалов целого поколения. Традиции Чернышевского-романиста наиболее последовательно воплощались в демократической литературе 1860— 1880-х гг., закрепившей в своей художественной практике открытие в области исследования психологии «новых» людей из среды разночинцев, которые стали героями романа «Что делать?».

Созданию романа предшествовал значительный этап в духовном развитии Чернышевского, отразившийся в его публицистической и литературно-критической деятельности, которая была связана с журналом «Современник». Будучи ведущим литературным критиком журнала (1853—1862), Чернышевский в 1855 г. защищает диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» на степень магистра русской словесности, в которой выступает преемником Белинского, завершая начатую критиком работу по теоретическому обоснованию реализма, проблемам народности искусства. Основным предметом исследования в диссертации Чернышевского стал центральный вопрос эстетики — отношение искусства к действительности. Критик формулирует основные аспекты взаимосвязей искусства и жизни: философско-гносеологический («воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства», искусство — «учебник жизни») и общественно-аксиологический («произведения искусства имеют и другое значение — объяснения жизни… и приговора о явлениях жизни»). Эти эстетические принципы легли в основу теории критического реализма, дали методологический ключ для научного прогнозирования путей развития отечественной литературы.

Следуя логике обозначенных принципов подхода к искусству, Чернышевский сформулировал эстетический идеал прекрасного по понятиям «простого народа» (жизнь «в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил»), дал характеристику революционно-демократической интерпретации этого идеала, предусматривающего удовлетворение материальных, умственных и нравственных потребностей человека: «благородные стремления ко всему высокому и прекрасному признает наука в человеке столь же существенными, как потребность есть и пить». Впервые в эстетике Чернышевского провозглашался социалистический идеал человека как всесторонне развитой личности.

Утверждая, что «практическая жизнь обнимает собой не одну материальную, но и умственную и нравственную деятельность человека», Чернышевский тем самым раздвигает сферу проявления возвышенных поступков, которые, по мнению критика, могут совершать не только избранные личности, но и представители массы: «И были всегда, везде тысячи людей, вся жизнь которых была непрерывным рядом возвышенных чувств и дел… от самого человека зависит, до какой степени жизнь его наполнена прекрасным и великим».

В своих литературно-критических работах Чернышевский обосновывает программу деятельности положительно-прекрасного человека. Так, в рецензии «Русский человек на rendezvous» (1858), посвященной повести Тургенева «Ася», критик воссоздает образ героя нового времени, рисуя его как общественного деятеля, у которого слова не расходятся с делом. Новый герой, по его мнению, придет не из среды просвещенной дворянской интеллигенции, утратившей гражданские позиции, а из среды демократической молодежи, которая найдет действенные пути сближения с народом (статья «Не начало ли перемены?», 1861).

В рецензии «„Детство и отрочество“ и военные рассказы Л. Толстого» (1856) Чернышевский высказывает суждение о своеобразии таланта молодого писателя, пришедшего в литературу. Рассматривая особенности психологического анализа писателя, он указывает, что более всего графа Толстого занимает «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином». В этой же статье Чернышевский обращает внимание читателей на то, что творчество Толстого отмечено обостренным интересом к «моральной стороне» явлений действительности, к социально-этическим проблемам.

Утверждая необходимость выражения героического в литературе, Чернышевский настойчиво проводил мысль о том, что на данном историческом этапе развития литературы наиболее плодотворен путь «гоголевского направления», направления по преимуществу критического. В работе «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856) он развивает теорию реалистического искусства, утверждая, что его дальнейший путь — это творческий синтез жизни, политики, науки и поэзии. Эстетические установки Чернышевского найдут воплощение в романе «Что делать?» (1863), который был написан им в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой