Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины проявления речевой агрессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Временная гиперфункция или гипофункция одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции: — Гиперфункция уровня стереотипов, который характеризуется возникновением примитивной эмоциональной избирательности в контакте с окружающим, стереотипностью поведенческих реакций, яркой окрашенностью эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием. При гиперфункции этого уровня… Читать ещё >

Причины проявления речевой агрессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вербальная агрессия, вызываемая субъективными причинами (например, умственными или психическими отклонениями), не является предметом изучения в рамках настоящей работы. Что же касается объективных причин проявления вербальной агрессии в современном обществе, то среди них можно выделить, по крайней мере, следующие:

  • 1. Биологические;
  • 2. Социальные;
  • 3. Психологические;
  • 4. Социокультурные;
  • 5. Собственно коммуникативные.

Поскольку данный вопрос предполагает множество аспектов для рассмотрения и может стать темой отдельного научного исследования, в настоящей работе мы лишь ограничимся кратким перечислением важнейших причин широкого распространения вербальной агрессии в современном обществе, в частности, в школьной речевой среде.

Говоря об агрессии человека, в частности о вербальных ее проявлениях, необходимо признать, что возникновение и развитие агрессивности зависит преимущественно от общественных условий, к которым относятся, и общественная формация в целом, и ближайшая социальная среда, малая группа.

На этом основании среди социальных причин вербальной агрессии (как главных и определяющих степень и характер ее проявления в том или ином обществе) можно выделить, прежде всего, следующие:

1. Общая социальная нестабильность (особенно в настоящее время и в нашей стране) и в связи с этим — неуклонный рост преступности, случаев асоциального поведения, в частности, детских и подростковых и, как следствие, появление и неуклонный рост числа микрогрупп, где культивируется речевая агрессия, где она выступает как часть кодекса речевого поведения. При этом практически отсутствует строгий юридический контроль над проявлениями вербальной агрессии в современном обществе — четко продуманной и реально действующей системы законов и нормативных актов.

Между тем в герменевтической концепции французского философа П. Рикера («Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права») в качестве одной из возможных оппозиций языковому насилию, сдерживающего механизма справедливо рассматриваются именно юридические нормы, процесс (судебное разбирательство — tribunal) как «регламентированная форма конфликта», «правовая переработка насилия», цель которого — «способствовать общественному миру благодаря торжеству языка над насилием». (71, С.34).

Кроме того, одной из причин распространения вербальной агрессии в современном обществе способствуют искажение в сознании наших соотечественников системы духовных ценностей (культ силы; стремление ко власти; популярность идеи цели, оправдывающей средства и т. п.) и соответствующие социальные установки (представление о мире как о жестоком и полном насилия; ориентация на достижения высокого социального положения; идеал успешной и уверенной в себе личности как человека, способного «дать словесный отпор» и т. п.).

2. Пропаганда насилия в средствах массовой информации. Масс-медиа, прежде всего телевидение, выступают как источник вербальной агрессии. (Механизм воздействия средств массовой информации на сознание потребителя, в том числе на его языковое сознание описан в статье О. Старовой «Средства массовой информации как источник агрессии» .).

Распространению вербальной агрессии способствуют также популярность жанров боевика и триллера в современных литературе и кинематографе с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише; компьютерные игры и музыка агрессивной направленности; нездоровый интерес к подробностям преступлений, связанных с агрессией в прессе и т. п.

Как справедливо полагает В. Г. Костомаров, «элемент игры, раскованности, панибратства проникает в изложение трагических событий, свидетельствуя не только о несостоятельности автора, о его дурном индивидуальном вкусе и плохих манерах, но и о торжествующей стилистической тенденции». (27, С. 49) Пример: «За полтора часа до убийства отца сынок перочинным ножом уже успел тяжело ранить собутыльника, с которым коротал рождественский вечерок. Тем же ножичком он и порешил родного папульку». («Зарезал…папу». Куранты, 1993, № 5).

Кроме того, по данным исследований В. И. Жельвиса, в последние пять-семь лет многие не только зарубежные, но и российские СМИ «культивируют инвективизацию речи» (20, С.25) — неоправданное употребление бранных слов и выражений. Данное положение подтверждают и исследования В. Г. Костомарова. В своей работе «Языковой вкус эпохи» он приводит многочисленные примеры того, как «» непечатное слово" сегодня просто рвется на страницы ряда «демократически-свободных» независимых газет" (27, С. 65). При этом нельзя не согласиться, что «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона, который в моде, часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству». (27, С. 31).

  • 3. Утрата или ослабление в связи с длительными социальными потрясениями механизмов, традиционно сдерживавших проявления речевой агрессии. Например, в русской традиционной культуре прошлых веков такую роль играли:
    • а) религиозные представления — с одной стороны, культ Слова в христианской этике («Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», Иоанн. I, 1−5); с другой — народные верования: например, боясь лешего, не ругались в лесу; у русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от родителей; по поверию, в дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы и т. п. (81, С.56);
    • б) более строгое соблюдение норм речевого этикета;
    • в) категория чести и связанный и ней механизм дуэли.

Последний имел особенно сильное воздействие на языковое сознание, поскольку, как справедливо отмечает А. К. Михальская, «самим своим существованием делал речевую агрессию… настолько опасной., что в общем грубые и открытые формы речевой агрессии использовались ограниченно». (51, С.62) Подробно сущность и механизм дуэли рассматривается Ю. М. Лотманом (43, С.164−169).

Социальные предпосылки широкого распространения вербальной агрессии в современном мире во многом определяют и собственно коммуникативные причины проявления этого феномена, среди которых прежде всего необходимо, на наш взгляд, выделить следующие:

  • 1. Некоторые тенденции развития современного русского литературного языка, которые В. Г. Костомаров определяет таким образом:
    • — «Если нормальное развитие нормы обеспечивается равнодействием сохранности традиции и коммуникативной целесообразности, то сегодня влияние первой ослаблено, а вторая преувеличена и часто понимается искаженно». (27, С. 229)
    • — «Сближение стилей литературного языка, по природе своей книжного даже при устной форме реализации, с раскованной разговорной речью…» (27, С. 232)

Этим во многом объясняется тот факт, что в последнее время «журналисты, особенно в молодежных газетах, …сознательно культивируют «огрубевший русский язык», который «подкупает своей реалистичностью» и «раздвигает круг читателей» «(27, С. 30).

2. Ряд стереотипных коммуникативных установок родителей, боящихся, что их ребенку будет нелегко адаптироваться в «жестоком» мире, которые выражаются в таких словесных шаблонах, как «дать сдачи», «постоять за себя», «оправдать родительские надежды любой ценой» и т. п. причем чаще всего это подразумевает именно вербальную (как менее осуждаемую), а не физическую агрессию!

Как отмечает К. Бютнер, «посылая своего ребенка „в мир“, родители, естественно, озабочены тем, сможет ли он и каким образом защитить свою личность во всех ожидающих его столкновениях». (4, С.19) При этом «даже если в семейном воспитании упор делается на кооперативное и толерантное поведение, все равно на переднем плане остается надежда, что их собственному ребенку удастся занять одно из самых престижных мест в жизни». (4, С.20).

  • 3. Недостаточное овладение коммуникативными умениями и навыками: недостаточное внимания к речевой культуре в семье и отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в школе.
  • 4. Патогенная коммуникативная среда в детском коллективе, отрицательный личный опыт речевого общения ребенка, изначально не склонного к речевой агрессии (установка на негативный речевой контакт в детском коллективе, выражающаяся в желаниях типа «переспорить», «передразнить» и навешивании словесных ярлыков, например, «ябеда», «враль», «воображала» и т. п.)

Социокультурными факторами, определяющими большую или меньшую степень проявления в обществе вербальной агрессии, можно назвать следующие:

  • 1. Отношение к речевой агрессии и степень ее порицаемости в данном обществе, культуре. Так, например, значительная степень социальной лояльности к вербальной агрессии в российском обществе, очевидно, позволяет предположить, что «данное явление встречается в нашем обществе значительно чаще и представлено многообразнее, чем, скажем, в японской культуре, где вербальная агрессия встречает активное общественное осуждение». (19, С. 20)
  • 2. Традиционная для данного общества форма сублимации физической агрессии. Согласно исследованиям В. И. Жельвиса, основанным на сравнении различных речемыслительных культур, физическая агрессия (как наиболее неприемлемая форма агрессии практически в любом современном обществе) может замещаться более социально приемлемыми способами выплеска негативных эмоций, а именно: либо в форме инвективы — употребления в речи бранных слов и выражений; либо в форме вежливости — тщательно разработанных правил этикета, разнообразных словесных ритуалов и т. п. При этом, как ни парадоксально, «вежливость совершенно аналогично инвективе, позволяет расценивать себя как своеобразный субститут физической агрессивности». (19, С.104) Если говорить в этом аспекте о русской речевой традиции, то для нее, как и для европейской культуры в целом, по мнению В. И. Жельвиса, типичнее инвектива, вербальная агрессия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что широкая распространенность явления вербальной агрессии, обусловлена значительной социальной лояльностью к этой разновидности агрессии, а также отношением в современном российском языковом сознании к речевой агрессии как к возможной, социально приемлемой и адекватной форме сублимации физической агрессии.

Говоря о психологических причинах проявления вербальной агрессии в исследуемой речевой среде, необходимо, прежде всего, учитывать следующие возрастные психологические особенности средних и старших школьников:

  • 1. Психологический кризис подросткового возраста, отмеченный, как известно повышенным проявлением агрессии вообще и речевой особенно.
  • 2. Обострение в подростковом возрасте психологического дискомфорта при попадании в ситуацию фрустрации и более частое создание таких ситуаций (подробно — см. анализ фрустрационной концепции агрессии).
  • 3. Временная гиперфункция или гипофункция одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции:
    • — Гиперфункция уровня стереотипов, который характеризуется возникновением примитивной эмоциональной избирательности в контакте с окружающим, стереотипностью поведенческих реакций, яркой окрашенностью эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием. При гиперфункции этого уровня происходит «увеличение активности в удовлетворении потребностей и, как следствие, фиксация на отрицательных впечатлениях, их слишком острое переживание» (104, С.50), что может провоцировать агрессию, в частности вербальную.
    • — Гиперфункция уровня экспансии, особенностями которого являются развитие уровня притязаний, создание опыта успехов и поражений, восприятие гнева и агрессии как угрозы существованию субъекта. Именно на этом уровне «агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему» (104, С.152) и приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Поэтому в случае гиперфункции этого уровня возрастает потребность в драматизации отношений с миром и, следовательно, склонность к ссорам, конфликтам, агрессивным высказываниям.
    • — Гипофункция уровня эмоционального контроля, «отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе» (104, С.25), налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку (эмпатики). При ослаблении этого уровня наблюдается и ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения, что, в свою очередь, тоже приводит к проявлениям вербальной агрессии, которая начинает восприниматься говорящим адекватная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой