Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порождение текста. 
Основы языкознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В традиционной синтаксической теории принято считать, что при построении высказывания человек отбирает слова из словаря и затем комбинирует их по правилам грамматики данного языка. Однако эта схема плохо согласуется с положением об уровневом характере речевой деятельности. Процесс построения высказывания управляется семантическим уровнем, на котором представлена основная смысловая структура… Читать ещё >

Порождение текста. Основы языкознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В самом общем плане порождение речи есть операция перехода «смысл —> текст», причем это соотношение встраивается в более' широкую схему. Отправной точкой этого процесса выступает взаимодействие .

В традиционной синтаксической теории принято считать, что при построении высказывания человек отбирает слова из словаря и затем комбинирует их по правилам грамматики данного языка. Однако эта схема плохо согласуется с положением об уровневом характере речевой деятельности. Процесс построения высказывания управляется семантическим уровнем, на котором представлена основная смысловая структура будущего высказывания.

Что верно в порождении речи, очевидно, верно и в отношении процесса порождения текста как письменно зафиксированного результата речевой деятельности. По-видимому, модель порождения текста в принципе аналогична модели порождения речи, поскольку здесь тоже есть этап семантического планирования и этап вербальной реализации замысла. В то же время естественно предположить, что порождение текста носит более сложный характер в силу ряда причин. Прежде всего более упорядоченный характер носит этап планирования текста: латентный период его подготовки значительно превышает период, предшествующий порождению высказывания. Кроме того, если при порождении устного высказывания возможен пропуск этапа внутренней речи, то в процессе порождения текста (особенно письменного) от практически неизбежен. Такое развёрнутое монологическое высказывание, как текст, должно обладать законченностью в плане выражения замысла. Оно должно быть также представлено структурно в виде отдельных более или менее самостоятельных групп высказываний, связанных между собой на формально-грамматическом и семантическом уровнях. Поэтому за этапом вербализации следует этап совершенствования речевой продукции—редактирование, правка, поправки и переработки. Но основное отличие высказывания от текста состоит в том, что если порождение речевого высказывания включено, как правило, лишь в отдельную (нередко достаточно простую) невербальную ситуацию, то порождение текста включено в деятельность более широкого плана. Мотив создания текста может выходить и за пределы реально существующей ситуации и отражать разнообразные представления автора текста о затекстовой ситуации. Выявление мотивов художественного текста представляет собой особо сложную проблему.

Художественный текст, как и любой другой текст, предназначен прежде всего для того, чтобы с помощью языка отражать действительность. Но в реальности семантика художественного текста многомерна: художественный текст отражает и «мир человека чувствующего, мыслящего, действующего, всесторонне связанного с окружающим его миром». Как известно, одно и тоже событие допускает чрезвычайно многообразную его реализацию в тексте. При разных пересказах одного и того же события происходит различная его интерпретация, в результате чего возникают нетождественные тексты. В силу этого наличие не разнообразия в семантике художественных текстов обусловлено не только обращением авторов к разным сферам реальности, но и возможности их неоднозначного истолкования.

Если автору научного текста необходимо придерживаться в описании реального состояния дел, истолковывать действительность объективно, то писателю можно выходить за пределы достоверного в область нереального, вымышленного. Тем самым в создании художественного текста особую роль приобретает субъективный фактор.

Действительно, различные особенности автора как личности могут оказывать большое влияние на содержание и форму художественного текста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой