Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ных. Только по совокупности показателей можно вести анализ и давать оценку результатов. Осмысление полученных результатов позволяет выполнить предъявляемые к исследовательской, в том числе диссертационной, работе требования установления новизны, теоретической значимости и практической полезности результатов. В отчетах о результатах осуществления практических проектов и программ требования… Читать ещё >

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данные, полученные по итогам наблюдений, опросов, опытной работы, эксперимента, еще нельзя считать научно достоверными результатами, если они не повергнуты анализу, оценке и научному истол кова н и ю (и нте рп рета ци и).

Анализ должен выявить роль объективных и субъективных факторов, влияющих на ход и результаты, дать возможность выделить ведущие факторы, условия, необходимые для использования полученных данных. Проводится оценка результатов, выявляется их значимость, степень новизны, практическая востребованность. Интерпретация позволяет объяснить механизмы действия, смысл полученных результатов, их соотношение с известными ранее положениями, концепциями, раскрыть перспективы дальнейшего использования вновь добытых знаний или отработанных технологий.

Для того чтобы осуществить заключительную часть исследования, необходимо вернуться к его начальной стадии, используя выделенные и уже апробированные критерии, показатели и индикаторы (показатели, поддающиеся измерению). По существу это заключительная стадия мониторинга — постоянного слежения за образовательным процессом, за влиянием на его качество и результаты вносимых нововведений. Это изучение динамики процесса с целью сравнения с ожидаемыми результатами. Мониторинг включает сбор и систематизацию информации, ее анализ и интерпретацию, принятие решений о корректировке процесса для его оптимизации.

Критерии (обобщенные признаки), на основании которых производится отслеживание и оценка динамики и результатов процесса в образовании в силу его сложности и многофункциональности, всегда должны быть комплексными, но дифференцированными.

Различают критерии для оценки качества проектов и программ (актуальность, научная обоснованность, новизна, практическая реализуемость, ресурсная обеспеченность), критерии успешности протекания процесса преобразований (нормативно-правовой и ресурсной обеспеченности, степени мотивационной готовности, эффективности мероприятий, психологической комфортности участников, динамики продвижения к планируемым результатам) и, наконец, критерии достижений (результатов).

Последняя группа критериев — критерии результативности — могут относиться либо к изучаемому и преобразуемому процессу (системе), либо к основному «продукту» образования — человеку, личности.

Критерий результативности процесса преобразований в личностном плане, как мы полагаем, должен обязательно включать пять «подкритериев», составляющих: критерий результатов основной деятельности — учебной, спортивной, творческо-исполнительской (в зависимости от типа и направленности образовательного учреждения или изучаемого направления), критерий личностного развития, критерий воспитанности, критерий здоровья, в ряде случаев правомерно выделить еще критерий социальной адаптации или готовности к жизни в открытом социуме. Показатели, по которым отслеживается каждый критерий, во-первых, весьма многообразны и вариативны, а, во-вторых, сами по себе частичны и относительны. Поэтому о результатах образования никак нельзя судить по отдельно взятым показателям, например по результатам ЕГЭ, которые в основном отражают качество знаний и итоговых умений, но лишь очень косвенно свидетельствуют о развитии мыслительных способностей, социальной зрелости, культурного кругозора, компетентности. Весьма «частичным», ограниченным показателем является и выявление «остаточных знаний» студентов при аттестации вузов. Несомненно важными, по понятным причинам, неисчерпывающими и неполными являются такие показатели учебной деятельности, как школьная успеваемость, награждение медалями выпускников, их поступление в вузы, даже на бюджетные места, не говоря уже о платКадр 10

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска.

ных. Только по совокупности показателей можно вести анализ и давать оценку результатов. Осмысление полученных результатов позволяет выполнить предъявляемые к исследовательской, в том числе диссертационной, работе требования установления новизны, теоретической значимости и практической полезности результатов. В отчетах о результатах осуществления практических проектов и программ требования, касающиеся теоретической значимости, не столь обязательны, требование новизны более категорично, хотя ее степень может быть разной: от открытий до усовершенствований и модернизации известного, а практическая значимость должна быть выявлена особенно убедительно.

Новизна, теоретическая и практическая значимость выступают в качестве обобщенных критериев эффективности проделанной работы.

При установлении новизны ключевое слово, позволяющее дать конкретный ответ, — «впервые». Впервые установлено, выявлено.

определено, получены оригинальные данные, дано объяснение ит.д. Новизна может содержаться в постановке проблемы, в идее и замысле, в технологиях и процедурах оптимизации педагогического процесса, в выявлении оптимальных условий его протекания. Заметим попутно, что слово «впервые» и «новизна» синонимичны, и если раскрывается новизна, то повторять слово «впервые» не имеет смысла (см. кадр 11).

Кадр 11.

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска.

Приведем термины (глаголы), позволяющие выявить новизну результатов.

Кадр 12 Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска.

Обратимся к примеру выявления новизны своей работы автором. В исследовании «Воспитание творческого отношения будущего учителя к организации образовательного процесса» (2004) автор видит новизну в том, что он выявил структуру творческого отношения будущего учителя к организации образовательного процесса, и эта структура включает мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и эмоционально-волевой компоненты (заметим, что их можно выявить в любом педагогическом или образовательном процессе). Сущность исследуемого отношения заключается в поиске и выборе оригинальных форм, методов, средств организации образовательного процесса, выработке индивидуального творческого стиля деятельности, максимальной самореализации будущего учителя.

Слово «впервые» кутверждениям такого рода применить невозможно, поскольку все они уже очень хорошо известны. О том, что автор сумел обнаружить, применив эти положения к своему предмету исследования, он скромно умалчивает.

В подобных случаях хочется напомнить аспирантам, соискателям, исследователям-практикам, что они недипломаты. Ш. Талейран, как известно, говорил, что язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. Это изречение часто вспоминают, когда речь идет о языке дипломатическом, но исследователю он дан, чтобы четко и конкретно выразить свои идеи, принципы, рекомендации и ту новизну, которой они обладают (если, конечно, она обнаружена).

К примеру, уже упоминавшаяся нами Л. И. Гриценко, выражая новизну своих позиций по отношению к наследию А. С. Макаренко, подчеркивает, что социальная ориентация его воспитательной концепции наполнена гуманно-личностным содержанием, сущность воспитания А. С. Макаренко заключается в конструктивном синтезе внешне и внутренне ориентированных подходов к развитию человека, которое осуществляется на основе субъективной активности. Бинарный характер воспитательной системы А. С. Макаренко проявляется в гармонизации коллективного и индивидуального принципов, директивных и гуманистических методов в организации педагогически целесообразной жизнедеятельности субъектов воспитания.

Такой подход спорит и с традиционной положительной трактовкой А. С. Макаренко как автора концепции воспитания «в коллективе, для коллектива и через коллектив» и с его критической оценкой как «комиссара от воспитания», как, якобы, сторонника военно-дисциплинарной педагогики.

В практическом исследовании нет строгой необходимости в раздельном обозначении новизны и теоретической значимости, да и в диссертационных работах их не всегда удается развести однозначно, но выявить и конкретно раскрыть и то, и другое нужно обязательно.

Обратимся к уже использованному нами примеру.

Подчеркивая теоретическую значимость своей работы о творческом наследии А. С. Макаренко, Л. И. Гриценко выделяет следующие положения, несомненно содержащие научную новизну:

S определены сущность и специфические особенности аксиологических ориентиров макаренковского воспитания;

S выявлена органичная бинарно-синтетическая целостность макаренковской воспитательной системы, включающей коллектив и личность;

S показана субъективная, активная природа механизмов воспитания в коллективе, проявляющаяся в специфических особенностях использования принципов природосообразности и культуросообразности в макаренковском воспитании;

S выявлены социально-демократические основы функционирования учебно-воспитательных учреждений А. С. Макаренко, обеспечивающие их гуманистическую и личностную направленность;

S раскрыты содержание и сущность целей воспитания в системе А. С. Макаренко, вскрыты противоречия идеологического (классового) характера официальных идей воспитания и их гуманистической ориентации;

S изучены генезис и сущность макаренковских представлений о коллективе на основе современных научных знаний и подходов в отечественной и мировой науке.

По существу Л. И. Гриценко показала насколько современными и перспективными являются концептуальные положения воспитательной системы А. С. Макаренко о личности и коллективе для выяснения путей и условий гармонизации педагогического процесса.

Теоретическая значимость означает несколько иное, нежели новизна, а именно: как выявленные в исследовании новые связи, зависимости, подходы, методики изменяют (углубляют, расширяют, доказывают несостоятельность определенных положений) бытующие в науке и практике теории, концепции, подходы; какие новые необходимые понятия введены в научный оборот; какие перспективы научных и научно-практических поисков открывают результаты проведенных изысканий (см. кадр 13).

Кадр 13

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска.

И, наконец, о практической значимости и полезности. Чтобы ее выявить, нужно осмыслить и показать, что уже удалось сделать практически, где и кем, с какими результатами были применены рекомендации, вытекающие из исследования, какие разработаны и распространены внедренческие материалы (пособия, рекомендации, программы, методики, технологии и т. д.). Полезно выдвинуть предложения по совершенствованию содержания, организации, материального обеспечения образования и его работников, по усилению роли образования в социально-экономическом развитии страны и региона, повышению его статуса. Эти предложения нужно адресовать на разные уровни государственного и муниципального управления, разным властным органам, в соответствии с их компетенциями. Вопросы, на которые нужно ответить, определяя практическую значимость работы, указаны в кадре 14.

Кадр 14.

Анализ, оценка и интерпретация результатов поиска.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой