Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры прикладной математики, кафедры естественнонаучных дисциплин ОмГПУ (2003;2006) — на курсах повышения квалификации учителей начальных классов «Обучение информатике в начальных классах» (2006) — на конференциях и семинарах: 6-ой научно-практический семинар «Применение современных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
    • 1. 1. Понятия мышления и интеллекта. Показатели интеллектуального развития
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Характеристика курса информатики для учащихся начальных классов
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
    • 2. 1. Содержание интеллектуальной подготовки учащихся в процессе формирования основных понятий пропедевтического курса информатики
    • 2. 2. Учебный курс по информатике «Интеллектика для малышей»
    • 2. 3. Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты
  • Выводы по Главе 2

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми сможет только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия, пространство выбора для проявления индивидуальных особенностей каждого (Л.И.Боженкова, В. В. Сериков, Л. М. Фридман, И.С.Якиманская).

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, согласно которым оно должно осуществляться на любых предметах, стать специальной целью, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу. Как указывает М. А. Холодная, «.необходимо создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его умственного опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности».

Специфические черты информатики как науки и как учебного предмета определяют ее особые возможности в процессе развития личности. В работах С. А. Бешенкова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Роберт указывается, что многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

В настоящее время в исследовании проблемы интеллектуального развития при обучении информатике в средних классах достигнуты значительные успехи. Так известны работы В. Н. Батяевой, А. П. Гришаевой, Т. Н. Гурьевой, С. Г. Дебердеевой [31], Г. Г. Ясневой [106] и др. Развитию мышления, умений и навыков умственного труда уделяется внимание в программах начального курса информатики А. В. Горячева [27, 28, 29], Н. В. Макаровой [54, 55, 56, 57, 58, 59], М. А. Плаксина [76], Ю. А. Первина [74], А. Л. Семенова [67]. Изучением данной проблемы занимались В. А. Буцик,.

С.Ю.Боруха, О. А. Брусницкая, М. В. Клыков, З. И. Семенова, Л. И. Смирнова, А. П. Федосеева, О. И. Швецова и др.

Известен учебный курс В. В. Дубининой «Уроки развития» [32], который представляет собой вариант интерактивной дисциплины, синтезирующей на системно-логической основе фрагменты классических наук — психологии, педагогики, эргономики, логики, физиологии, теории управления и к информатики.

Проведенный анализ учебно-методической литературы свидетельствует, что на сегодняшний день вышеуказанная проблема, действительно, является актуальной, однако вопросы интеллектуального развития при обучении информатике, как правило, рассматриваются на межпредметном материале или на бытовых примерах. Но данный подход является слишком узким, т.к. не раскрывает всех возможностей информатики. Ведь освоение данной дисциплины предполагает не только формирование основных приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, ограничение), но и позволяет проводить обучение быстрыми темпами на высоком уровне трудности, в том числе с применением ИКТосуществлять переход от реальных объектов к их моделям (абстракция) — демонстрировать и моделировать реальные процессы, развивая творческие способности, фантазию, воображение.

В этой связи появляется необходимость в создании учебного курса по информатике, направленного на интеллектуальное развитие, который бы базировался не только на межпредметном содержании, но и на собственных базовых понятиях. Сказанным выше обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

I Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективной необходимостью интеллектуального развития учащихся и недостаточным отражением этой тенденции в методической системе обучения младших школьников основным понятиям пропедевтического курса информатики.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников информатике.

Предмет исследования: методика формирования основных понятий пропедевтического курса информатики, направленная на интеллектуальное развитие учащихся начальной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать возможности и ^ определить пути практической реализации интеллектуального развития младших школьников при формировании основных понятий пропедевтического курса информатики.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие таких показателей интеллектуального развития, как компетентность, инициатива и творчество, саморегуляция, уникальность склада ума у младших школьников при обучении информатике будет обеспечено, если:

• учитывать взаимосвязь между общеинтеллектуальными умениями, формируемыми в младшем школьном возрасте и усвоением основных k понятий информатики;

• опираться на систему развивающих упражнений, направленных на формирование основных понятий пропедевтического курса информатики.

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи:

1. Выявить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы характер процесса интеллектуального развития у младших школьников и его основные показатели.

2. Выявить соответствие между общеинтеллектуальными умениями ^ младших школьников и умениями, формируемыми в процессе изучения основных понятий пропедевтического курса информатики.

3. Определить условия и этапы обучения информатике в начальных классах, направленного на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Разработать учебно-методический комплекс по информатике для учащихся начальных классов, направленный на интеллектуальное развитие.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса при изучении основных понятий информатики в начальной школе, фиксируя основные показатели интеллектуального развития.

Теоретической основой исследования выступают: экспериментальнопсихологические теории интеллекта (А.В.Брушлинский, М. Вертгеймер, Р. Глезер, К. Дункер, Дж. Кемпион, В. Кёлер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Р. Стенберг, У. Р. Чарлсворз, М. А. Холодная и др.) — теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.), формирования научных понятий (А.В.Усова и др.), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — теория и практика обучения информатике в школе (С.А.Бешенков, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. С. Леднев, Н. И. Пак, А. Л. Семенов, Е. К. Хеннер и ДР-).

Методологической основой исследования являются работы: по формированию интеллекта в процессе обучения (Д.Б.Богоявлинская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. З. Зак, Н. И. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. Л. Ланда, Д. Б. Эльконин, М. А. Холодная и др.) — результаты исследований по проблемам информатизации образования (А.П.Ершов, М. П. Лапчик, И. В. Роберт, И. Г. Семакин и др.), в том числе в начальной школе (А.В. Горячев, Н. В. Макарова, М. А. Плаксин, Ю. А. Первин, А. Л. Семенов, Б. Хантер и др.).

Методы исследования подбирались в соответствии с задачами соответствующего этапа. На теоретическом уровне был использован анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме интеллектуального развитияизучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание пропедевтического курса информатикиметод систематизации и теоретическое обобщение. На эмпирическом уровне использовались экспериментальные и статистические методы, диагностирование (беседа, наблюдение, тестирование).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне показателей интеллектуального развития выявлено и экспериментально подтверждено влияние процесса формирования основных понятий пропедевтического курса информатики на интеллектуальное развитие младших школьников.

Теоретическая значимость исследования:

• обосновано, что интеллектуальное развитие учащихся начальных классов необходимо строить как на межпредметном материале, так и на содержании пропедевтического курса информатики;

• определены требования к системе упражнений по формированию основных понятий курса информатики в начальной школе, направленной на интеллектуальное развитие учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика формирования основных понятий пропедевтического курса информатики, направленная на интеллектуальное развитиесоздан и апробирован учебно-методический комплекс «Интеллектика для малышей». Материалы исследования могут быть использованы в рамках курса «Теория и методика обучения информатике» для студентов педагогических вузов и на курсах повышения квалификации учителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Непрерывный процесс интеллектуального развития учащихся в процессе формирования основных понятий информатики в начальной школе предполагает становление интеллектуальной компетентности, формирование навыков интеллектуальной инициативы и творчества, механизмов интеллектуальной саморегуляции с учетом уникальности склада ума каждого учащегося.

2. Обучение информатике в начальной школе, направленное на интеллектуальное развитие учащихся, должно осуществляться в два этапа: на межпредметном материале и на основных понятиях пропедевтического курса.

При этом необходимо руководствоваться условиями организации развивающего образовательного процесса.

3. Использование в процессе обучения системы развивающих упражнений по формированию основных понятий пропедевтического курса информатики способствует повышению показателей интеллектуального развития младших школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: обоснованностью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов, соответствующих поставленной цели и сформулированным задачамопорой на современные достижения педагогики и психологии, на фундаментальные работы по проблеме интеллектуального развития, теории и методики обучения информатикетщательным анализом полученных в ходе эксперимента данных.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры прикладной математики, кафедры естественнонаучных дисциплин ОмГПУ (2003;2006) — на курсах повышения квалификации учителей начальных классов «Обучение информатике в начальных классах» (2006) — на конференциях и семинарах: 6-ой научно-практический семинар «Применение современных информационных технологий в образовании» (Омск, 2004) — региональная научно-практическая конференция «Информатика и лингвистика» (Омск, 2005) — 10 областная научно-методическая конференция «Рождественские чтения» по вопросам содержания и методики преподавания информатики в школе (Пермь, 2006) — научно-практическая конференция «Проблемы обучения информатике и информатизации учебного процесса школы» (Омск, 2006) — городской научно-практический семинар «Виртуальные методические объединения педагогов как форма общественного управления муниципальной системой образования» (Омск, 2006).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. На основе рассмотренных в Главе 1 теоретических положений разработана методическая система обучения информатике в начальных классах, направленная на интеллектуальное развитие. Система задач, направленная на усвоение понятий пропедевтического курса информатики дополнена комплексами упражнений на формирование понятийного и теоретического мышления, на развитие основных мыслительных операций, творчества.

2. Разработан учебно-методический комплекс «Интеллектика для малышей», куда вошли:

• программа учебного курса «Интеллектика для малышей»;

• рабочие тетради для учащихся 1−4 классов;

• тетрадь для контрольных и тестовых работ;

• методические рекомендации для учителей начальных классов и информатики: «Методика формирования представлений об алгоритме в начальной школе" — «Формирование представлений об информации и информационных процессах на уроках информатики в начальной школе" — «Как появился и из чего состоит компьютер?" — «Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе».

3. На основе психолого-педагогических методик Р. С. Немова, Э. Ф. Замбацявичене, А. З. Зака была разработана комплексная диагностика показателей интеллектуального развития младших школьников при изучении информатики.

4. В ходе эксперимента было установлено, что предлагаемая методическая система действительно позволяет эффективно осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников в процессе формирования основных понятий пропедевтического курса информатики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе решения поставленных в исследовании задач получены следующие результаты:

1. Основными показателями интеллектуального развития младших школьников являются: компетентность, творчество, инициатива, Ь саморегуляция, уникальность склада ума. В рамках указанных показателей установлено соответствие между общеинтеллектуальными умениями учащихся начальной школы и умениями, формируемыми в процессе изучения пропедевтического курса информатики.

2. Обучение информатике в начальных классах, направленное на интеллектуальное развитие учащихся должно осуществляться в два этапа: на межпредметном материале, на содержании пропедевтического курса. При этом необходимо учитывать условия организации развивающего образовательного процесса.

3. Система задач, направленная на формирования основных понятий пропедевтического курса информатики, была дополнена комплексами упражнений на интеллектуальное развитие.

4. Разработан учебно-методический комплекс по информатике для младших школьников «Интеллектика для малышей», направленный на формирование основных понятий пропедевтического курса и на интеллектуальное развитие.

5. Экспериментально подтверждена эффективность разработанного учебно-методического комплекса в процессе интеллектуального развития учащихся при формировании основных понятий информатики.

6. Созданный в ходе исследования УМК «Интеллектика для малышей» внедрен в процесс обучения информатике в начальных классах общеобразовательных школ, при изучении дисциплины «Теория и методика обучения информатике» в педагогическом вузе, а также в содержание курсов повышения квалификации учителей начальных классов и информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — С.5.
  2. , И.Н. О преподавании информатики в младших классах. Текст. / И. Н. Антипов // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С.46.
  3. , И.Н. Элементы информатики во внеклассной работе. Текст. / И. Н. Антипов // Начальная школа. 1988. — № 4. — С. 37 — 41.
  4. , Г. Новые IQ тесты. Текст. / Г. Айзенк. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 192с.
  5. , Т.В. Психолого-педагогические диагностики на уроках информатики в начальных классах. Текст. / Т. В. Баракина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2005. — № 12. — С.52−56.
  6. , Т.В. Искусство, воспитание и компьютер. Текст. / Т. В. Баракина // Актуальные вопросы современного образования: Сборник статей. Выпуск 3: Методология, педагогика, психология, методика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — С. 111−114.
  7. , Т.В. Некоторые методические аспекты ознакомления младших школьников с устройством компьютера. Текст. / Т. В. Баракина // Информатика и образование. 2006. — № 2. — С.65 — 74.
  8. , Т.В. Практические упражнения по теме «Информация и информационные процессы». Текст. / Т. В. Баракина // Информатика и образование. 2006. — № 8. — С.86 — 95.
  9. , В.К. О языках, моделях, информатике. Текст. / В. К. Белошапка // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 12 -16.
  10. , И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе. Текст. / И. Н. Беляева // Информатика и образование. -1996.-№ 4.-С. 24−27.
  11. , М.Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнетивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?). Текст. / М. Е. Бершадский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176с.
  12. , С.А., Давыдов, A.JL Гуманитарная информатика в начальном обучении. Текст. / С. А. Бешенков, А. Л. Давыдов // Информатика и образование. 1997. -№ 3.- С. 21−25.
  13. , С.А., Разумовская, Н.В., Бекзатов, Б. А. Педагогические требования к компьютерным обучающим программам по математике для начальной школы. Текст. / С. А. Бешенков, Н. В. Разумовская, Б. А. Бекзатов // Педагогическая информатика. 1998. — № 2. — С.3−8.
  14. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Текст. / Д. Б. Богоявлинская // Психологический журнал. Т. 16.-№ 5.- С. 49 -58.
  15. , Л.И. Теоретические основы интеллектуального вопитания учащихся в обучении геометрии: Монография. Текст. / Л. И. Боженкова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 206с.
  16. , В.А. Обучение младших школьников началам информатики. Текст. / В. А. Буцик // Информатика и образование. 1991. — № 3. — С. 16 — 19.
  17. , Н.Я., Дробышев, Ю.А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики. Текст. / НЛ. Виленкин, Ю. А. Дробышев // Начальная школа. 1988. — № 12. — С. 34 — 37.
  18. , А.А. Система подготовки специалистов в области информатизации начального образования. Текст. / А. А. Витухновская // Информатика и образование. 2003. — № 5. — С. 90 — 95.119
  19. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». Текст. / М. В. Матюхина, С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гализо и др.-М.: Просвещение, 1984. 256с.
  20. , Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. Текст. / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128с.
  21. , Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе. Текст. / Р. А. Волкова // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С. 90 — 92.
  22. , Т.О. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1. Поурочные планы. Текст. / Т. О. Волкова. М.: «ЭКСПРЕСС», 1995. — 56с.
  23. , JT.C. Избранные психологические исследования. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСРН, 1956. — 519с.
  24. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 324с.
  25. , А.В. Информатика в играх и задачах. Текст. / А. В. Горячев // Информатика и образование. 1995. — № 6. — С. 79 — 80.
  26. , А.В. Информатика в играх и задачах. Текст. / А. В. Горячев // Начальная школа. 1995. — № 8. — С.56.
  27. , А.В. Мы формируем информационно грамотную личность. Текст. / А. В. Горячев // Информатика и образование. 2002. — № 6. — С. 15−18.
  28. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  29. , С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. Текст. / С.Г.Дебердеева// Информатика и образование, 2003. № 10. — С. 80−87.
  30. , В.В. Уроки развития, или Пропедевтический курс информатики для малышей. Текст. / В. В. Дубинина // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С.61−68.
  31. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996. -256с.
  32. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996. -336с.
  33. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-384с.
  34. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-288с.
  35. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-352с.
  36. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-408с.
  37. , И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. Текст. / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -384с.
  38. Информатика: Учеб. Для 8−9 классов средн. шк. Текст. / А. Г. Гейн, Е. В. Линецкий, М. В. Сатер, В. Ф. Шолохович. М.: Просвещение, 1994. — 256с.
  39. Информатика. Задачник практикум в 2 т. Текст./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. -304с.
  40. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов средн. шк. Текст. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В.В.Морозов- Под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991. — 208с.
  41. , Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип Текст. / Н. Б. Истомина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288с.
  42. , В.М., Казиев, К.В. Основы математического и инфологического моделирования в примерах. Текст. / В.М.Казиев, К.В.Казиев// Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 39 — 46.
  43. , В.М., Казиев, К.В. Основы математического и инфологического моделирования в примерах. Текст. / В.М.Казиев, К.В.Казиев// Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 15−19.
  44. , М.А., Новотворцева, Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Текст. / М. А. Калугин, Н. В. Новотворцева. Ярославль: Академия развития, 1996. — 224с.
  45. , А.К., Ряхинова, И.В. Экспериментальная программа курса информатики на факультете начального образования. Текст. / А. К. Козырев, И. В. Ряхинова // Начальная школа. 2002. — № 9. — С. 82 — 84.
  46. Концепция общего среднего образования (проект). Текст. // ВНИК «Школа», М., 1988.
  47. Концепция содержания обучения информатике в 12 летней школе. Текст. // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 18.
  48. , В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат. Текст. / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4.-С. 21−27.
  49. , К.Г. Гуманизация информационных технологий в обучении. Текст. / К. Г. Кречетников // Информатика и образование. 2002. -№ 7.-С. 20−23.
  50. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени 2-е изд. Текст. / Ф. А. Кузин — М.: «Ось — 89», 1998.-208с.
  51. , А.А., Бешенков, С.А., Ракитина, Е.А., Матвеева, Н.В., Милохина, Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков,
  52. Е.А.Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина // Информатика и образование. -2005. № 5. — С.5−18.
  53. , И.С., Разумов, В.И., Теслинов, А. Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем. Текст. / И. С. Ладенко, В. И. Разумов, А. Г. Теслинов. -Новосибирск, 1994 г. С.7−23.
  54. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат.спец.пед.ин-тов. Текст. / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред.Е. И. Лященко. -М.:Просвещение, 1988.-223с.
  55. , И.Я. Проблемное обучение. Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64с.
  56. , Н.В., Титова, Ю.Ф. О подходах к определению базовых понятий раздела «моделирование» в школьном курсе информатики. Текст. / Н. В. Макарова, Ю. Ф. Титова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С. 211.
  57. , С.С. Использование статистических методов в педагогическом исследовании: Учебно-практическое пособие для студентовпедагогических учебных заведений. Текст. / С. С. Мартынова. Омск: ОмГПУ, 2005.- 125с.
  58. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. Текст. // Информатика и образование. 2002. — № 3. — С.2−7.
  59. Методика преподавания информатики. Текст. / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: «Академия», 2003.-624с.
  60. , А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Текст. / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К.Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: «Академия», 2003. — 816с.
  61. , И.Ю. Теоретическая информатика в примерах и задачах: учебное пособие. Текст. / И. Ю. Морозов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 142с.
  62. , Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В Зкн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. Текст. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576с.
  63. О проблемах и перспективах развития начального образования в РФ. Текст. // Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 2 — 14.
  64. , Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность? Текст. / Л. В. Орлова // Начальная школа. 1996. — № 7.- С. 26 — 28.
  65. , Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. Текст. / Ю. А. Первин // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 7 — 12.
  66. , Н.А. Компьютер в начальной школе. Текст. / Н. А. Пионтковская // Информатика и образование. 2003. — № 9. — С. 94 — 96.
  67. , A.M. Теория решения изобретательских задач в начальной школе. Текст. / А. М. Плаксин // Информатика и образование. 2002. — № 6. — С. 82 — 93.
  68. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. Текст. / Сост. И. Н. Кузнецов. -Мн.: Харвест, 1999.- 176с.
  69. , И.И., Баракина, Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 34с.
  70. , И.И., Баракина, Т.В. Методика формирования представлений об алгоритме в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 37с.
  71. , И.И., Баракина, Т.В. Формирование представлений об информации и информационных процессах на уроках информатики в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 45с.
  72. , И.И., Баракина, Т.В. Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. -Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2006. 31с.
  73. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Текст. // Начальная школа. 2002. — № 5. — С. 19 — 21.
  74. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. Текст. / И. В. Роберт. М.: «Школа — Пресс», 1994. — 205с.
  75. , И.Г. Грамотность, образованность, культура. Текст. / И. Г. Семакин // Информатика и образование. 2002. — № 1.- С. 21 — 24.
  76. , А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. Текст. / А. Э. Симановский. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 272с.
  77. Советский энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред.А. М. Прохоров.-4- изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1986.- 1600с.
  78. , С.В. Использование комбинаторных задач при обучении первоклассников математике. Текст. / С. В. Солнышко // Начальная школа. -1996.-№ 12.-С. 61 -65.
  79. , Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Текст. / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.
  80. Тестирование детей. Текст. / Автор-составитель В.Богомилов. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 352с.
  81. Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1−4 классов. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. — 544с.
  82. Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 1 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2003.- 104с.
  83. Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 2 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. -112с.
  84. Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 3 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002.- 120с.
  85. Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 4 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. -112с.
  86. , М.Б. Предыстория интеллекта. Избранные труды. Текст. / М. Б. Туровский. М.: РОССПЭН, 2000.
  87. , О.В. 2000 задач и примеров по математике: 1−4 й кл. Текст. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. -М.: ACT: Астрель: Профиздат, 2005. 127с.
  88. , Н.В. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов: Автореферат диссертациина соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Текст. / Н. В. Федяинова. Омск: ОмГПУ. — 2004. — 22с.
  89. , Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с анг. Текст. / Б.Хантер. М.: Просвещение, 1989.
  90. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования-2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002.- 272с.
  91. , С.Е. Обучение решению задач. Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа 1997. — № 11. — С. 93 — 98.
  92. , Д.Б. Избранные психологические труды. Текст./ Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989, 251с.
  93. , И.С. Развивающее обучение. Текст. / И.С.Якиманская-М.: Педагогика, 1979, 70с.
  94. , В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Текст./ Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. -639с.
  95. , Г. Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики. Текст. / Г. Г. Яснева // Информатика и образование 2006. — № 2. -С.3−6.
  96. Бланк для проведения теста А. З. Зака «Переходы»
  97. Найди разные пути из трех дорожек. Какие фигуры встретятся на пути?1. V
  98. Найди разные пути из двух дорожек. Какие фигуры встретятся на пути?
  99. Бланк для проведения теста А. З. Зака «Буквы как цифры»
  100. Задачи в 3 действия 1) СВНВВШ-818 468 Решение:2. ДБДПДР-9 717 571. Решение:1. ГНКННТН-66 645 671. Решение:1. ППТСППМ-78 779 471. Решение:
  101. Задачи в 4 действия 1) ВНВГВДВТ-94 148 424 Решение:2. МКММСТМП-687 988 181. Решение:3. КББВНБЛББ-6 786 616 621. Решение:4. МНМКМВМСМ-1 828 384 881. Решение:
Заполнить форму текущей работой