Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике
Диссертация
Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры прикладной математики, кафедры естественнонаучных дисциплин ОмГПУ (2003;2006) — на курсах повышения квалификации учителей начальных классов «Обучение информатике в начальных классах» (2006) — на конференциях и семинарах: 6-ой научно-практический семинар «Применение современных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
- 1. 1. Понятия мышления и интеллекта. Показатели интеллектуального развития
- 1. 2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Характеристика курса информатики для учащихся начальных классов
- Выводы по Главе 1
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
- 2. 1. Содержание интеллектуальной подготовки учащихся в процессе формирования основных понятий пропедевтического курса информатики
- 2. 2. Учебный курс по информатике «Интеллектика для малышей»
- 2. 3. Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты
- Выводы по Главе 2
Список литературы
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — С.5.
- Антипов, И.Н. О преподавании информатики в младших классах. Текст. / И. Н. Антипов // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С.46.
- Антипов, И.Н. Элементы информатики во внеклассной работе. Текст. / И. Н. Антипов // Начальная школа. 1988. — № 4. — С. 37 — 41.
- Айзенк, Г. Новые IQ тесты. Текст. / Г. Айзенк. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 192с.
- Баракина, Т.В. Психолого-педагогические диагностики на уроках информатики в начальных классах. Текст. / Т. В. Баракина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2005. — № 12. — С.52−56.
- Баракина, Т.В. Искусство, воспитание и компьютер. Текст. / Т. В. Баракина // Актуальные вопросы современного образования: Сборник статей. Выпуск 3: Методология, педагогика, психология, методика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — С. 111−114.
- Баракина, Т.В. Некоторые методические аспекты ознакомления младших школьников с устройством компьютера. Текст. / Т. В. Баракина // Информатика и образование. 2006. — № 2. — С.65 — 74.
- Баракина, Т.В. Практические упражнения по теме «Информация и информационные процессы». Текст. / Т. В. Баракина // Информатика и образование. 2006. — № 8. — С.86 — 95.
- Белошапка, В.К. О языках, моделях, информатике. Текст. / В. К. Белошапка // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 12 -16.
- Беляева, И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе. Текст. / И. Н. Беляева // Информатика и образование. -1996.-№ 4.-С. 24−27.
- Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнетивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?). Текст. / М. Е. Бершадский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176с.
- Бешенков, С.А., Давыдов, A.JL Гуманитарная информатика в начальном обучении. Текст. / С. А. Бешенков, А. Л. Давыдов // Информатика и образование. 1997. -№ 3.- С. 21−25.
- Бешенков, С.А., Разумовская, Н.В., Бекзатов, Б. А. Педагогические требования к компьютерным обучающим программам по математике для начальной школы. Текст. / С. А. Бешенков, Н. В. Разумовская, Б. А. Бекзатов // Педагогическая информатика. 1998. — № 2. — С.3−8.
- Богоявлинская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Текст. / Д. Б. Богоявлинская // Психологический журнал. Т. 16.-№ 5.- С. 49 -58.
- Боженкова, Л.И. Теоретические основы интеллектуального вопитания учащихся в обучении геометрии: Монография. Текст. / Л. И. Боженкова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 206с.
- Буцик, В.А. Обучение младших школьников началам информатики. Текст. / В. А. Буцик // Информатика и образование. 1991. — № 3. — С. 16 — 19.
- Виленкин, Н.Я., Дробышев, Ю.А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики. Текст. / НЛ. Виленкин, Ю. А. Дробышев // Начальная школа. 1988. — № 12. — С. 34 — 37.
- Витухновская, А.А. Система подготовки специалистов в области информатизации начального образования. Текст. / А. А. Витухновская // Информатика и образование. 2003. — № 5. — С. 90 — 95.119
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». Текст. / М. В. Матюхина, С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гализо и др.-М.: Просвещение, 1984. 256с.
- Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. Текст. / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128с.
- Волкова, Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе. Текст. / Р. А. Волкова // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С. 90 — 92.
- Волкова, Т.О. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1. Поурочные планы. Текст. / Т. О. Волкова. М.: «ЭКСПРЕСС», 1995. — 56с.
- Выготский, JT.C. Избранные психологические исследования. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСРН, 1956. — 519с.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 324с.
- Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. Текст. / А. В. Горячев // Информатика и образование. 1995. — № 6. — С. 79 — 80.
- Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. Текст. / А. В. Горячев // Начальная школа. 1995. — № 8. — С.56.
- Горячев, А.В. Мы формируем информационно грамотную личность. Текст. / А. В. Горячев // Информатика и образование. 2002. — № 6. — С. 15−18.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Дебердеева, С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. Текст. / С.Г.Дебердеева// Информатика и образование, 2003. № 10. — С. 80−87.
- Дубинина, В.В. Уроки развития, или Пропедевтический курс информатики для малышей. Текст. / В. В. Дубинина // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С.61−68.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996. -256с.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996. -336с.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Задания для самостоятельной работы детей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-384с.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-288с.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-352с.
- Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. Текст. / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996.-408с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. Текст. / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -384с.
- Информатика: Учеб. Для 8−9 классов средн. шк. Текст. / А. Г. Гейн, Е. В. Линецкий, М. В. Сатер, В. Ф. Шолохович. М.: Просвещение, 1994. — 256с.
- Информатика. Задачник практикум в 2 т. Текст./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. -304с.
- Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов средн. шк. Текст. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В.В.Морозов- Под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991. — 208с.
- Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип Текст. / Н. Б. Истомина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288с.
- Казиев, В.М., Казиев, К.В. Основы математического и инфологического моделирования в примерах. Текст. / В.М.Казиев, К.В.Казиев// Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 39 — 46.
- Казиев, В.М., Казиев, К.В. Основы математического и инфологического моделирования в примерах. Текст. / В.М.Казиев, К.В.Казиев// Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 15−19.
- Калугин, М.А., Новотворцева, Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Текст. / М. А. Калугин, Н. В. Новотворцева. Ярославль: Академия развития, 1996. — 224с.
- Козырев, А.К., Ряхинова, И.В. Экспериментальная программа курса информатики на факультете начального образования. Текст. / А. К. Козырев, И. В. Ряхинова // Начальная школа. 2002. — № 9. — С. 82 — 84.
- Концепция общего среднего образования (проект). Текст. // ВНИК «Школа», М., 1988.
- Концепция содержания обучения информатике в 12 летней школе. Текст. // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 18.
- Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат. Текст. / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4.-С. 21−27.
- Кречетников, К.Г. Гуманизация информационных технологий в обучении. Текст. / К. Г. Кречетников // Информатика и образование. 2002. -№ 7.-С. 20−23.
- Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени 2-е изд. Текст. / Ф. А. Кузин — М.: «Ось — 89», 1998.-208с.
- Кузнецов, А.А., Бешенков, С.А., Ракитина, Е.А., Матвеева, Н.В., Милохина, Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков,
- Е.А.Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина // Информатика и образование. -2005. № 5. — С.5−18.
- Ладенко, И.С., Разумов, В.И., Теслинов, А. Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем. Текст. / И. С. Ладенко, В. И. Разумов, А. Г. Теслинов. -Новосибирск, 1994 г. С.7−23.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат.спец.пед.ин-тов. Текст. / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред.Е. И. Лященко. -М.:Просвещение, 1988.-223с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение. Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64с.
- Макарова, Н.В., Титова, Ю.Ф. О подходах к определению базовых понятий раздела «моделирование» в школьном курсе информатики. Текст. / Н. В. Макарова, Ю. Ф. Титова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С. 211.
- Мартынова, С.С. Использование статистических методов в педагогическом исследовании: Учебно-практическое пособие для студентовпедагогических учебных заведений. Текст. / С. С. Мартынова. Омск: ОмГПУ, 2005.- 125с.
- Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. Текст. // Информатика и образование. 2002. — № 3. — С.2−7.
- Методика преподавания информатики. Текст. / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: «Академия», 2003.-624с.
- Могилев, А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Текст. / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К.Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: «Академия», 2003. — 816с.
- Морозов, И.Ю. Теоретическая информатика в примерах и задачах: учебное пособие. Текст. / И. Ю. Морозов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 142с.
- Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В Зкн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. Текст. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576с.
- О проблемах и перспективах развития начального образования в РФ. Текст. // Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 2 — 14.
- Орлова, Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность? Текст. / Л. В. Орлова // Начальная школа. 1996. — № 7.- С. 26 — 28.
- Первин, Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. Текст. / Ю. А. Первин // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 7 — 12.
- Пионтковская, Н.А. Компьютер в начальной школе. Текст. / Н. А. Пионтковская // Информатика и образование. 2003. — № 9. — С. 94 — 96.
- Плаксин, A.M. Теория решения изобретательских задач в начальной школе. Текст. / А. М. Плаксин // Информатика и образование. 2002. — № 6. — С. 82 — 93.
- Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. Текст. / Сост. И. Н. Кузнецов. -Мн.: Харвест, 1999.- 176с.
- Раскина, И.И., Баракина, Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 34с.
- Раскина, И.И., Баракина, Т.В. Методика формирования представлений об алгоритме в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 37с.
- Раскина, И.И., Баракина, Т.В. Формирование представлений об информации и информационных процессах на уроках информатики в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2005. — 45с.
- Раскина, И.И., Баракина, Т.В. Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе. Текст. / И. И. Раскина, Т. В. Баракина. -Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2006. 31с.
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Текст. // Начальная школа. 2002. — № 5. — С. 19 — 21.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. Текст. / И. В. Роберт. М.: «Школа — Пресс», 1994. — 205с.
- Семакин, И.Г. Грамотность, образованность, культура. Текст. / И. Г. Семакин // Информатика и образование. 2002. — № 1.- С. 21 — 24.
- Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. Текст. / А. Э. Симановский. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 272с.
- Советский энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред.А. М. Прохоров.-4- изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1986.- 1600с.
- Солнышко, С.В. Использование комбинаторных задач при обучении первоклассников математике. Текст. / С. В. Солнышко // Начальная школа. -1996.-№ 12.-С. 61 -65.
- Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Текст. / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.
- Тестирование детей. Текст. / Автор-составитель В.Богомилов. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 352с.
- Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1−4 классов. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. — 544с.
- Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 1 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2003.- 104с.
- Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 2 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. -112с.
- Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 3 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002.- 120с.
- Тур, С.Н., Бокучава, Т. П. Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь 4 кл. Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. -112с.
- Туровский, М.Б. Предыстория интеллекта. Избранные труды. Текст. / М. Б. Туровский. М.: РОССПЭН, 2000.
- Узорова, О.В. 2000 задач и примеров по математике: 1−4 й кл. Текст. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. -М.: ACT: Астрель: Профиздат, 2005. 127с.
- Федяинова, Н.В. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов: Автореферат диссертациина соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Текст. / Н. В. Федяинова. Омск: ОмГПУ. — 2004. — 22с.
- Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с анг. Текст. / Б.Хантер. М.: Просвещение, 1989.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования-2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002.- 272с.
- Царева, С.Е. Обучение решению задач. Текст. / С. Е. Царева // Начальная школа 1997. — № 11. — С. 93 — 98.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Текст./ Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989, 251с.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение. Текст. / И.С.Якиманская-М.: Педагогика, 1979, 70с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Текст./ Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. -639с.
- Яснева, Г. Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики. Текст. / Г. Г. Яснева // Информатика и образование 2006. — № 2. -С.3−6.
- Бланк для проведения теста А. З. Зака «Переходы»
- Найди разные пути из трех дорожек. Какие фигуры встретятся на пути?1. V
- Найди разные пути из двух дорожек. Какие фигуры встретятся на пути?
- Бланк для проведения теста А. З. Зака «Буквы как цифры»
- Задачи в 3 действия 1) СВНВВШ-818 468 Решение:2. ДБДПДР-9 717 571. Решение:1. ГНКННТН-66 645 671. Решение:1. ППТСППМ-78 779 471. Решение:
- Задачи в 4 действия 1) ВНВГВДВТ-94 148 424 Решение:2. МКММСТМП-687 988 181. Решение:3. КББВНБЛББ-6 786 616 621. Решение:4. МНМКМВМСМ-1 828 384 881. Решение: