Разработка плана мониторинга и оценки результативности программы
Исследовательский проект, представляющий собой систему научноисследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения конкретной проблемы на основе фактологических данных. А. И. Фоменков описывает алгоритм операций по реализации оперативного исследовательского проекта, включающий пять этапов: формирование исследовательской проблемы; теоретическая подготовка исследовательской программы… Читать ещё >
Разработка плана мониторинга и оценки результативности программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нельзя не согласиться с мнением Т. В. Кузнецовой о том, что «программно-целевой подход за счёт непрерывно действующей системы мониторинга и оценки ситуации становится более гибким, более регулируемым, а, следовательно, более чётко ориентированным на достижение положительного результата»[1]. Поэтому этап разработки мониторинга и оценки программы включён в общий алгоритм разработки программ профилактики социальных зависимостей у подростков.
На этом этапе разработчики программы сначала в соответствии с целями и задачами программы формулируют цели мониторинга и оценки. Затем определяют критерии (доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта, на основе которых производится оценка), показатели (количественную и качественную характеристику критерия) и индикаторы (значение измерения по индикатору, однозначно характеризующее явление/состояние с определённой стороны).
В литературе по менеджменту описаны требования, предъявляемые к критериям:
полнота — система критериев должна обеспечивать адекватность оценки достижения цели и задач;
операциональность — наличие у критерия чёткой, однозначной формулировки, исключающей двусмысленность;
декомпозируемость — возможность структуризации критериев;
достаточность — отсутствие избыточности;
минимальность — достаточное (минимально необходимое) для оценки количество критериев;
измеримость — получение по каждому критерию количественной или качественной оценки степени достижения цели[2].
Система мониторинга эффективности профилактических программ включает четыре блока:
I. Целе-функциональный блок раскрывает отправные составляющие мониторинга: цели, задачи, объект, субъект, критериально-оценочный комплекс, пакет диагностических методик.
Системообразующим элементом мониторинга является его цель. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества реализации программы, подбираются методы изучения, выстраивается последовательность мониторинговых процедур.
Цель мониторинга программы: оптимизировать систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о функционировании системы профилактики зависимостей у подростков в рамках программы.
Задачи мониторинга: отследить проблемы, противоречия, трудности, препятствия, возникающие в процессе реализации программы; зафиксировать непредсказуемые отклонения.
Объектом мониторинга выступают процесс и результаты профилактической работы, средства, которые используются для их достижения.
Субъектом мониторинга следует считать личность, группу людей, организацию, учреждение, которые представляют различные социальные институты и непосредственно осуществляют целенаправленные действия (мероприятия) по информационно-аналитическому обеспечению принятия управленческих решений на основе оценки процесса и результатов реализации программы.
Мониторинг программ профилактики социальных зависимостей подростков может осуществляться на трёх уровнях: социетарном, ведомственном, социально-педагогическом и персональном.
На социетарном уровне мониторинг инициируется и осуществляется социальными институтами, федеральными органами исполнительной власти: министерствами и подведомственными им федеральными службами.
К субъектам ведомственного уровня, осуществляющим мониторинг реализации программ, относятся региональные и муниципальные ведомства и соответствующие учреждения.
Мониторинг на социально-педагогическом уровне осуществляется специалистами конкретных учреждений, ведущих социально-педагогическую работу с детьми группы риска и их семьями.
Предметом мониторинга являются конкретные изменения состояния целевой группы в определённые периоды времени.
II. Содержательный блок отражает этапы и направления мониторинга.
Инструментом мониторингового исследования является оперативный
исследовательский проект, представляющий собой систему научноисследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения конкретной проблемы на основе фактологических данных[3]. А. И. Фоменков описывает алгоритм операций по реализации оперативного исследовательского проекта, включающий пять этапов: формирование исследовательской проблемы; теоретическая подготовка исследовательской программы; подготовка методического инструментария; организационная работа по проведению исследования и практическая работа по результатам исследования[4].
III. Диагностирующий блок позволяет оценить изменения, происходящие с представителями целевой группы.
IV. Управленческий блок включает принятие управленческих решений на основе мониторинговой информации.
В табл. 13 представлен критериальный комплекс для отслеживания и оценки эффективности программ профилактики социальных зависимостей подростков, который образует «критериальное ядро».
Промежуточная и итоговая оценка программы (оценка процессов и результатов) проводится для того, чтобы уяснить, как реализуется программа и как достигаются намеченные цели. Особое внимание уделяется определению исходных показателей (начального уровня информированности и умений, начальных моделей поведения и др.), с которыми будут сравниваться изменения, произошедшие в результате реализации программы.
Таким образом, этап разработки плана мониторинга и оценки результативности программы может быть представлен следующим алгоритмом:
- 1- ый шаг — определить цели мониторинга и оценки программы;
- 2- ой шаг — определить индикаторы и показатели эффективности программы;
- 3- ий шаг — разработать план мониторинга и оценки;
- 4- ый шаг — разработать/подобрать инструменты мониторинга и систему сбора и анализа данных;
Таблица 13
Критериальный комплекс оценки программ профилактики социальных зависимостей подростков
Качественные показатели | Количественные показатели |
Критерии оценки положения и качества жизни подростков | |
• Критическое отношение к зависимости. |
|
• Мотивация на отказ от неадекватного взаимодействия с объектом зависимости. | • Число подростков с мотивацией на отказ от неадекватного взаимодействия с объектом зависимости. |
• Мотивация снижения уровня увлечённости объектом зависимости. | • Число подростков с мотивацией снижения уровня увлечённости объектом зависимости (признавшие себя зависимыми, склонными к той или иной зависимости; амбивалентно относящиеся к зависимости). |
• Мотивация достижений в социально-значимых сферах. | • Увеличение числа подростков с мотивацией достижения в социальнозначимых сферах. |
• Позитивные установки на социальную желательность. | • Увеличение числа подростков с позитивными установками на социальную желательность. |
• Приоритет духовно-нравственных ценностей, ценностей здорового образа жизни в иерархии жизненных ценностей. |
|
• Принятие здорового образа жизни. |
|
• Повышение социальной адаптивности. | • Увеличение числа подростков, характеризующихся как социально адаптированные. |
• Адекватные представления о зависимостях, их объектах, вреде, факторах формирования. | • Увеличение числа подростков, имеющих адекватные представления о зависимостях, их объектах, вреде, факторах формирования. |
• Устойчивая включённость в социально-полезные отношения и социально-полезную деятельность. | • Число подростков — активных участников социально-полезной деятельности в рамках программы. |
• Повышение уровня информированности о проблеме социальных зависимостей. |
|
• Знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличии и уровне развития их у себя. | • Увеличение числа подростков, хорошо осведомлённых о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличии и уровне их развития у себя. |
• Расширение круга интересов. | • Число подростков, считающих, что у них появились новые интересы. |
• Повышение успеваемости подростков. | • Число подростков, повысивших за период обучения уровень успеваемости. |
• Повышение уровня сформированное™ умения планировать, организовывать и осуществлять деятельность по укреплению здоровья. | • Число подростков, умеющих планировать, организовывать и осуществлять деятельность по укреплению здоровья. |
• Повышение уровня сформированное™ умения отказываться от аддиктивных проб в ситуации манипулирования и группового давления, принимать решение, основанное на личных убеждениях. |
|
• Отказ от аддиктивного поведения. | • Уменьшение числа подростков, демонстрирующих аддиктивное поведение. |
• Конструктивное взаимодействие с окружающими. | • Число подростков, конструктивно взаимодействующими со взрослыми и сверстниками. |
• Повышение уровня эмоциональной удовлетворенности и психологического благополучия. | • Число эмоционально удовлетворённых подростков. |
• Повышение эмоциональной устойчивости. | • Число эмоционально устойчивых подростков. |
• Повышения уровня самоконтроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций. | • Число подростков, считающих, что у них повысился уровень самоконтроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций. |
• Повышение значимости эмоциональных отношений с людьми. | • Число подростков, считающих, что у них расширился круг общения. |
• Повышение критичности к негативным последствиям зависимого поведения и аддикгивной субкультуре. | • Увеличение числа подростков, отрицательно относящихся к социальным зависимостям и аддиктивному поведению. |
• Адекватная самооценка. | • Увеличение числа подростков с адекватной самооценкой. |
• Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. | • Число подростков, которым за период реализации программы удалось преодолеть конфликт с родителями и (или) педагогами. |
• Повышение уровня социальной ответственности. | • Увеличение числа подростков с высоким уровнем социальной ответственности. |
• Негативное отношение к вредным привычкам. | • Увеличение числа подростков с активно отрицательным отношением к вредным привычкам. |
• Повышение уверенности в себе. | • Увеличение числа подростков, уверенных в собственных силах. |
Критерии оценки воспитательного потенциала субъектов профилактики | |
• Благоприятный психологический климат в ученическом коллективе. | • Улучшение психологического климата в ученическом коллективе. |
• Достаточный уровень групповой сплочённости ученического коллектива. | • Увеличение уровня групповой сплочённости ученического коллектива. |
• Улучшение взаимоотношений детей и родителей. | • Число подростков, у которых нормализовались детско-родительские отношения. |
• Повышение уровня педагогической культуры родителей. | • Число родителей, с которыми проведена профилактическая работа. |
• Постоянный информационный контакт родителей со школой. | • Число родителей, принявших участие в информационных мероприятиях, консультациях. |
• Положительное восприятие родителями рекомендаций, данных специалистами, реализующими программу. | • Число родителей, осуществляющих работу по профилактике зависимостей их детей. |
Критерии оценки качества институционального взаимодействия в процессе реализации программы | |
• Активность участия специалистов в профилактической работе. |
|
• Повышение уровня готовности специалистов к проведению профилактической работы. |
|
5-ый шаг — провести групповую рефлексию совместных действий по разработке плана мониторинга программы.
В ходе составления плана мониторинга реализации программы разработчикам целесообразно руководствоваться следующими правилами:
Первое правило: выбранная (или разработанная) для мониторинга система показателей должна адекватно отражать сущностные характеристики объекта (целевой группы) и давать комплексное представление о его состоянии.
Второе правило: в программах профилактики социальных зависимостей подростков должен использоваться инвариантный («сквозной») блок индикаторов для последующего сравнительного анализа и построения динамических рядов.
Третье правило: для каждого оцениваемого результата или каждой цели должен быть выбран как минимум один индикатор.
Четвёртое правило: «если индикатор оценивает явление, которое не меняется в краткосрочной перспективе (например, менее чем через год), нет смысла измерять его каждые 12 месяцев; такое явление можно оценить за более длительный период времени»[5].
На этапе составления плана мониторинга и оценки результативности программы разработчики допускают следующие типичные ошибки:
Первая ошибка: количество индикаторов не соответствует программным мероприятиям и выбранным показателям эффективности программы. Так, например, в плане реализации одной из профилактических программ мы обнаружили 19 мероприятий, относящихся к 4-м задачам и 7-ми индикаторам. В рассматриваемом примере число измерителей успешного выполнения программных мероприятий меньше, чем число самих мероприятий. Корректно построенная система целей и соответствующих им индикаторов, как правило, представляет собой иерархию в форме «дерева», расширяющего книзу.
Вторая ошибка: совокупность индикаторов представляет собой набор, а не систему. Причиной этой ошибки может быть некорректно построенное «дерево целей». Системность целей обеспечивает и системность индикаторов.
Представленная в настоящем разделе алгоритмическая модель процесса разработки комплексных программ профилактики социальных зависимостей подростков поможет разработчикам программ принимать стратегически продуманные, выверенные и обоснованные решения и предвидеть последствия своей деятельности.
- [1] го мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования: автореф. дис… д-ра пед. наук. М., 2010. 45 с.
- [2] Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управленческие решения (методы принятия иреализации): учеб, пособие. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2012. С. 11.
- [3] Фоменков А. И. Педагогический мониторинг в управлении образовательным учреждением: автореф. дне… канд. псд. наук. Смоленск, 2007. С. 13.
- [4] Фоменков А. И. Педагогический мониторинг в управлении образовательным учреждением… С. 11.
- [5] Критерии программ «Равный — равному» по профилактике ВИЧ-инфекции и продвижению идеи здорового образа жизни среди молодёжи в российской Федерации: Руководство для практиков. URL: unfpa. ni/assets /filcs/UNFPALot5 lprvk2. pdf (дата обращения: 30.03.20 131.