Многие современные модные концепции поблекли бы, а дискуссии вокруг них сразу же потеряли бы свой предмет и смысл, когда б проблема о субстанции национальной общности получила серьезную постановку и обоснование. Однако даже те некоторые теоретики, которые иногда мимоходом касаются ее, проявляют некорректность, высокомерно отвергая саму мысль о том, будто субстанция — это нечто материальное, доступное наблюдению. Прежде всего отметим, что сам термин «субстанция» может означать предельное основание единства различных составных компонентов объективной реальности, способы их связанности, взаимодействия. Главное в субстанции — не сами элементы, явления, а их взаимосвязи, составляющие основное начало всех конкретных форм национального существования. Этничность, этнические постоянные величины цементируют субстанциональную основу нации. Не случайно Э. Смит пишет, что «национализм — это и есть этноцентризм». Именно интегральная национальная связь делает национальную общность единым комплексом признаков и черт, свойств и отношений амбивалентного характера, со структурными, взаимопроникающими и взаимодополняющими компонентами.
Да. интегральная национальная связь, как субстанция, формируя типы общностей, соединяет присущие им свойства и элементы в их историческом становлении: этничность с национальным; историю с современностью; культуру с психологией и сознанием. Она делает нацию целостным и единым по своим функциям и роли феноменом. В превращении взаимодействия людей в интегральную общность важное место принадлежит не только сознательным элементам психологического свойства, но в огромной степени и элементам изначальной душевной субстанции человека. Не оттого ли В. Вундт, характеризуя субстанцию «национальной души», немалое значение придавал бессознательному. Механизм апперцепции, разработанный 3. Фрейдом, применительно к нациям проявляется в таком контакте национального сознательного и бессознательного, когда последнее «высвечивается» на уровне психологии и сознания (под воздействием внешнего толчка) в некоторых гипертрофированно иррациональных выражениях. Нами вычленены пять таких субстанциональных явлений, несущих интегралистски важные функции: историчность, устойчивость, атрибутивность, энергичность, солидарность.
В рамках происходящих социальных преобразований актуальной и востребованной становится тема мотивов коллективного и личностного поведения, а также взаимодействия общественных и личных интересов.
На основании вышесказанного, цель данной работы — рассмотреть подход к интерпретации социальной общности на примере работы З.Фрейда.
Объект исследования — научные труды З. Фрейда, посвященные психоаналитическому толкованию исторических моментов, а также теории бессознательного в мотивах коллективного и личного поведения.
Предмет изучения — социальная и национальная общность на примере работы «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия».
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть научные труды в рамках заявленного вопроса (национальная и социальная общность),.
— дать определение социальной психологии с точки зрения З. Фрейда,.
— выявить особенности понимания национальной общности на примере работы З. Фрейда «Моисей…».