Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы воспитания в контексте социализации в нормативно-ценностном аспекте исследуют В. Т. Лисовский, Н.Е. Маркова14. В ряде публикаций этих и других авторов, находят отражение вопросы, связанные с состоянием современной системы ценностей в контексте реформирования общественных отношений, глобализации, постмодерна, изменения социальной структуры, аксеологические проблемы этнокультурных систем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа процесса глобализации культуры в современном мире
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению процесса глобализации культуры
    • 1. 2. Социальные технологии либерального глобализма и процесс социализации молодежи
    • 1. 3. Роль религиозного фактора в формировании нравственности современной молодежи
  • ГЛАВА 2. Духовно-нравственные основы социализации российской молодежи как ответ на глобальные вызовы
    • 2. 1. Особенности процесса социализации в традиционном российском обществе и советский период
    • 2. 2. Социологический анализ содержания молодежной политики России в контексте глобализации
    • 2. 3. Фундаментальные ценности православия и ислама как основа молодежной политики в поликультурных и поликонфессиональных регионах
  • России

Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня перед человечеством вновь встает угроза конфликтов, формой проявления которых являются вопросы власти в мире, а корнем — вопросы доминирующих цивилизационных ценностей. В основании этого конфликта лежит полярность двух систем: секулярно-гуманистической и религиозно — традиционалистской. В лоне этого сталкиваются с одной стороны, либеральные взгляды на личность и общество, а с другой — взгляды, укорененные в традиционных культурах и религиях. Тем более, что либеральный «стандарт» претендует на то, чтобы стать универсальным образцом культурного, социального и государственного устройства в масштабах всей планеты.

Эпоха либеральных реформ сделала российское общество уязвимым и восприимчивым как к объективным, так и к субъективным проявлениям глобализационных процессов. Попытки разрушить сложившуюся веками шкалу ценностей под влиянием нетрадиционных, инновационных взглядов на личную и общественную жизнь, что связано с ростом потребительских настроений и идеологии индивидуализма, вызывают значительное напряжение в нашем обществе. Глобальные изменения, происходящие в мире, приводят к локальным изменениям в российском обществе и трансформации существующей системы социализации.

В связи с этим возрастает общественная и научная значимость анализа особенностей социализации на современном этапе развития общества. Детальное исследование особенностей социализации под влиянием политики «управляемой глобализации» необходимо для определения изменений в механизме воспроизводства общества, прогнозирования результатов социализации и возможных социальных изменений.

Актуальность данной темы определяется, также, необходимостью поиска путей оптимизации процесса социализации современной молодежи в условиях потери национальной, религиозной и культурной идентичности на фоне атомизации общества, возрастающей ксенофобии, нездорового национализма и экстремизма всех мастей.

Еще в середине прошлого века П. А. Сорокин констатировал: у бездуховного общества нет будущего. Поэтому, особую актуальность приобретает социологический анализ социализирующего потенциала традиционных религиозных ценностей. Для России это ценности, сложившиеся в лоне восточно-христианской традиции. Но для поликультурных и поликонфессиональных ее регионов, где компактно проживают православные и мусульмане — это так же ислам. Православие и ислам на протяжении столетий являлись важнейшими каналами социализации для народов России. Нравственные ценности, фундаментальные для христианства, являются таковыми не только для ислама, но и для других традиционных религий. Сегодня обществу недостаточно только секулярных либеральных ценностей, так как исключая понятие греха и личной ответственности, эти ценности и свободы не в состоянии остановить нравственную деградацию общества. Исключение традиционных религиозных институтов из процесса социализации современной молодежи приводит ко все большему разрушению нравственных координат в личной, семейной и общественной жизни.

Как известно, социальная или культурная среда является устойчивой, если в течение многих поколений передается основной фонд умений и представлений. Прерывистый, фрагментарный характер передачи необходимых знаний и представлений, напротив, свидетельствует о нестабильности, неустойчивости данного этнического, социального, культурного образования. Но российский народ, даже после десятилетий государственного атеизма, сохранил в себе совесть и нравственность — православную, мусульманскую, укорененную в других традиционных религиях. Поэтому, для того чтобы сохранить себя как нечто цельное, России вновь необходимо обратиться к своей традиционной религии и морали, признать традиционные ценности базовыми в процессе социализации новых поколений. Необходимо стремиться к сохранению многообразия культур, к традиционному для российского общества межконфессиональному диалогу в поликультурном пространстве, к плодотворному синтезу, а не к мертвящему либеральному синкретизму.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема глобализации оказалась главной темой научных дискуссий в 90-е гг. XX века. В этот период возникает целый ряд исследований не только в социологической науке, но и в философии, экономике, политологии. Сегодня существует множество точек зрения, подходов и концепций относительно глобализации.

Термин «глобализация» был введен в научный оборот Р. Робертсоном1. Следом публикуются работы таких ведущих теоретиков как И. Уоллерстайн, М. Арчер, М. Фезерстоун, А. Аппадураи, Б. Тернер и др. Одна за другой появляются фундаментальные монографии о глобализации, написанные Л. Склэром, Р. Робертсоном, О. Ианни, М. Уотерсом, У. Беком2. Д. Белл, 3. о.

Бжезинский, А. Тоффлер и другие создают концепции «постиндустриального общества», «технотронной эры. Особое значение для осмысления глобализации имеют работы М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Гидденса4.

Теоретическое осмысление феномена глобализации можно найти и в работах отечественных авторов: А. С. Панарина, В. И. Добренькова, А. И. Уткина, И .Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой и др5. В российской научной литературе первыми начали разрабатывать превращенную форму глобализации — идеологию глобализма В.И. Максименко6 и А. С. Панарин, а так же В. И. Добреньков.

Социализация как сложное социокультурное явление вызывала и вызывает интерес многих исследователей. С самого появления социологии оно вошло в.

1 См.: Robertson R. Globalization, Social Theory and Global Culture. L., 1992.

2 См.: Turner Bryan S. Theories of modernity and postmodemity. L., 1990; Waters M. Globalization. L., N.Y., 1995; Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimension of Globalization. Minneapolis, 1996; Бек У. Что такое глобализация? /Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М., 2001.

3 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. M., 1999; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М., 2002; Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. Ред. О. И. Шкаратана. M.: ГУ-ВШЭ, 2000; Макпюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005; Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

5 См.: Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000; Добреньков В. И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2006; Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. — М., 2001; Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Логика Глобализма. М., 2002.

6 Максименко В. Призрак глобализма. Htth:// www. pravoslavie. ru/analit/global/prizrak global.htm. 25.12.2000. ее проблемное поле. Процесс социализации в условиях нового, «позитивного» социального порядка рассматривался еще О. Контом7. Э. Дюркгейм8 отводил значительное место в своих трудах вопросам социализации.

Широкий аспект проблем, связанных с социализацией современной молодежи рассматривают в своих исследованиях такие отечественные ученые как В. И. Добреньков, Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая и др9. Из западных социологов следует отметить К. Манхейма10.

Необходимо подчеркнуть, что в данной работе ставится особая задача: рассмотреть особенности процесса социализации под воздействием различных факторов, в том числе манипулятивных технологий через средства массовой информации и коммуникации. В этой связи, надо отметить работы К. Кинник,.

Д. Кругман, Г. Камерон, а так же Н. Поустмена, Р. Харриса11.

Так же, в представленной работе были использованы исследования российских ученых, занимающихся проблемами массовой коммуникации: Т.В.

Науменко, И. Г. Ясавеева, В. Е. Семенова, Е. Д. Павловой, Е. Н. Марковой, О.

Феофанова, Т. В. Пелевиной и др. .

При анализе традиционных каналов социализации и влияния религиозного фактора на этот процесс, в работе широко используются фундаментальные.

7 См.: Конт О. Курс позитивной философии. В 6-ти томах. М., 1992.

8 См.: Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995.

9 См.: Добреньков В. И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2006; Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997; Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М., 2001.

10 См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

11 См.: Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. Усталость сострадать: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия: Сост. И. Г. Ясавеев. Казань, 2000; Postman N. The Disappearance of Childhood.// - New York, 1994; Харрис P. t Психология массовых коммуникаций. — СПб.: 2003.

12 См.: Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань. 2004. Пелевина Т. В. Мотивация поведения молодежи, ее ценности и СМИ. СПб., 2006; Пелевина Т. В. Личностный аспект ментальных характеристик в среде российской молодежи. СПб., 2005; Семенов В. Е. Дисфункциональность современных российских средств массовой коммуникации // Социальные коммуникации.

— и информация: исследование, образование, практика. Тезисы межвузовской науч.-практ. конф. СПб.:

Петрополис, 1999. труды русских философов и педагогов, таких, как В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н. И. Пирогов, Н. Д. Ушинский, К. П. Победоносцев, А.С. Хомяков13.

Вопросы воспитания в контексте социализации в нормативно-ценностном аспекте исследуют В. Т. Лисовский, Н.Е. Маркова14. В ряде публикаций этих и других авторов, находят отражение вопросы, связанные с состоянием современной системы ценностей в контексте реформирования общественных отношений, глобализации, постмодерна, изменения социальной структуры, аксеологические проблемы этнокультурных систем (В.И. Добренькова, Л. М. Куракиной, В. Н. Томалинцева, Т. В. Пелевиной, А. А. Киселева и др.15). В том числе рассматриваются труды современных богословов: Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла, митрополита Иннокентия Московского, протоиерея Владимира Воробьева, дьякона Андрея Кураева16. Кроме того, деятелей в области исламской теологии: председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, муфтия Фарида Салмана, заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман, муфтия Исмаила Бердиева, председателя Координационного совета мусульман Северного Кавказа17.

Таким образом, следует признать, что, хотя отдельные аспекты проблемы социализации современной российской молодежи, а также различные аспекты глобализации достаточно глубоко разработаны в научной литературе, однако,.

13 См.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993; Ильин И. А. Путь духовного обновления, — Путь к очевидности: Сочинения.- М., 1998; Меньшов В. М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д.Ушинский русская школа.-М., 1994; Победоносцев К. П. Народное просвещение, — Опыты православной педагогики, — М., 1993; Хомяков А. С. Об общественном воспитании в России, — В сб. О старом и новом, — М, — «Современник» , — 1988.

14 См.: Лисовский B.T. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России и Санкт-Петербурга. — СПб., 2000; Лисовский В. Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002. № 7- Маркова Н. Е. Культуринтервенция//Нет HapKOTHKaM/http://vwv.narkotiki.ru/research5375.)]trn).

15 См.: Добреньков В. И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2006; Томалинцев В. Н. Оценка российской молодежью современных средств массовой информации с позиций социального здоровья // Актуальные проблемы исследования социального здоровья молодежи. Ч.П. Информационно-аналитические материалы / Под ред. проф. Р. А. Зобова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005; Куракина Л. М. Роль религии в социализации молодежи. // Социология. — М., 2007. — № 2- Пелевина Т. В. Мотивация поведения молодежи, ее ценности и СМИ.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм и средства массовой информации». СПб.: СПбГУ, 2006.

16 См.: Патриарх Алексий II. Служение делу христианского просвещения. М., 2008; Кураев А. В. Как относиться к исламу после Беслана? / Диакон Андрей Кураев. — М.: Мрежа, 2004; Как защитить вашего ребенка? / По благословению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II. — M., 2004; Иннокентий Московский. Что такое христианство? — Москва, 2008; Православие.- В сб. Христианство и философия.- Рождественские чтения.- M.-2000; Прот. Владимир Воробьев. Проблемы российского образования и Православие. — В сб. пленарных докладов VII Международных Рождественских Образовательных Чтений. — М. — 2000.

17 См.: Ислам на Юге России. Материалы научно-практической конференции. — Пятигорск, 2008. работ, рассматривающих не только негативные факторы влияния глобализации на процесс социализации, но и роль традиционных, в том числе религиозных ценностей на оптимизацию функционирования институтов и каналов социализации, как ответ на глобальные вызовы крайне недостаточно.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы — исследовать влияние глобализации на процесс социализации молодежи в современном российском обществе и показать основополагающее значение традиционных, в том числе религиозных ценностей в деле оптимизации функционирования основных институтов и каналов социализации. Для достижения этой цели потребовалось:

— рассмотреть главные теоретические подходы к изучению процесса глобализации культуры;

— определить характер, каналы и особенности воздействия технологий либерального глобализма на процесс социализации молодежи;

— определить роль религиозного фактора в формировании нравственности современной молодежи;

— выявить особенности процесса социализации в традиционном российском обществе, в советский и современный периоды;

— на основе анализа правительственных документов и программ дать социологический анализ содержания молодежной политики России в контексте глобализации;

— рассмотреть фундаментальные ценности православия и ислама как возможную основу молодежной политики в поликультурных и поликонфессиональных регионах России.

Объектом исследования выступает процесс социализации российской молодежи в условиях глобализации культуры.

Предметом исследования являются особенности формирования и функционирования институтов и каналов социализации современной молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа.

Гипотеза исследования: в условиях агрессивной глобализации культуры, неопределенности российской государственной идеологии и социальной, в том числе молодежной политики снижается эффективность и социальная значимость государственных институтов социализации. В этих условиях, определяющую роль в процессе социализации молодежи должны взять на себя традиционно-культурные институты, соответствующие им установки, ценностные ориентации, нравственно-религиозные убеждения. Возрастающую роль в данных условиях начинают играть религиозные институты, в большей мере сохраняющие в себе элементы культурной традиции, моральной и социальной защищенности индивида, необходимых для воспроизводства культурной, социальной и национальной идентичности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются основные концепции современной западной и отечественной социологии культуры, социологии личности, социальной психологии, исследования в области аксиологии, а так же теологические подходы в социологии. В связи с тем, что работа имеет междисциплинарный характер, в ней используется историко-генетический метод: особенности социализации молодежи рассматриваются в процессе исторического развития общества и государства. На конкретных этапах исследования применяются компаративный и системный подходы в силу того, что основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенные различными научными коллективами. В том числе:

— Куракиной JI.M. «Роль религии в социализации молодежи», 2007 год.

— Союзом «Женщины Дона» — социологическое исследование «Чеченские женщины и вооруженный конфликт: изменение положения и роли в семье и обществе», Чеченская республика, 2006 год.

— Павловой Е. Д. «Контент-анализ фильмов, транслируемых каналами Первый, Россия, НТВ, Ren-TV, ТВ-6 и СТС в прайм-тайм», март — апрель 2006 года.

— Задориной И. В. «Молодежь и власть: в поисках взаимной опоры», результаты исследований группы ЦИРКОН, 2005 год.

— Томалинцевой В. Н. «Оценка российской молодежью современных средств массовой информации с позиций социального здоровья», 2005 год.

— НИИКСИ — «Социологическое исследование структуры ценностных ориентаций молодых петербуржцев в возрасте от 18 до 30 лет», Петербург, 2002 год.

А так же, осуществленный диссертантом, социологический контет-анализ следующих документов:

— Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2001;2005 годы" — федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006;2010 годы" — Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы" — федеральной целевой программы «Культура России 2006;2011" — законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — закона РФ «Об Образовании" — закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях" — Федерального закона «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации" — Федерального закона «О рекламе" — Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" — постановления ВС РФ от 03.06.1993 N 5090−1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" — постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 645 «О Правительственной комиссии по делам молодежи».

Научная новизна работы определяется тем, что формирование и функционирование современных каналов социализации молодежи в российском обществе на основе традиционных, в том числе религиозных ценностей, рассматривается как ответ на вызовы современного глобализма. В содержательном отношении научная новизна заключается в том, что:

— в ходе анализа основных теоретико-методологических концепций процесса глобализации уточнено понятие «либерального глобализма»;

— проанализировано влияние глобальных социальных технологий на процесс социализации, в ходе чего определено положение молодежи как одного из основных элементов глобальной толпыв ходе проведенного социологического исследования вышеперечисленных документов было обнаружено снижение эффективности и функциональной активности государственных институтов социализации, определены направления, требующие оптимизации с учетом усиливающихся процессов глобализации культуры;

— определена возрастающая роль религиозного фактора в процессе социализации современной молодежи в условиях снижения эффективности и функциональной активности государственных институтов социализации;

— доказана необходимость широкого привлечения фундаментальных ценностей православия и ислама в процессе формирования молодежной политики в поликультурных и поликонфессиональных регионах, как основы функционирования традиционных институтов и каналов социализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная западная и отечественная социология отмечает изменение вектора глобализациолнных процессов. В условиях мирового экономического кризиса возрастает роль национальных государств на фоне усиления культурной экспансии либерального глобализма.

2. Под влиянием электронной коммуникативной сети молодежь приобрела такой опыт общения с миром, которого никогда не было и не будет у старшего поколения. Поэтому молодежь не может выступать простым приемником и транслятором прежних норм.

3. Идеологический захват российской культуры, агрессивная культурная интервенции со стороны либеральных СМИ приводит к встраиванию молодежи в глобальную толпу в качестве ее ключевого элемента. Поэтому ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальных субкультур, либо навязываемых «глобальных» стилей жизни.

4. При ослаблении функций государственных каналов социализации, в условиях агрессивной глобализации культуры религиозные институты начинают играть все более возрастающую роль в процессе социализации молодежи. Через них происходит трансляция основных элементов культурной традиции, моральной и социальной защищенности индивида, необходимых для воспроизводства культурной, социальной и национальной идентичности. При этом, религиозный фактор оказывает не только опосредованное, но и непосредственное влияние на социальные установки, так как под их воздействием формируются фундаментальные духовные основы общества.

5. Социализация молодежи в лоне культурной и религиозной традиции позволяет стабилизировать социальные процессы, ведет к оптимизации межконфессионального диалога, предотвращает распространение оккультизма, деструктивных сект, неоязыческого национализма, религиозно-мотивированного экстремизма.

6. В поликультурных и поликонфессиональных регионах с компактным проживанием православных и мусульман особое значение приобретает выстраивание вертикали традиционного (в том числе исламского) религиозного образования как важного канала социализации и основы формирования межэтнических и межконфессиональных отношений современной молодежи.

Практическое значение диссертации состоит в доказательстве и демонстрации тезиса о всевозрастающем влиянии религиозного фактора на процесс социализации современной молодежи. В условиях глобальных изменений очевидна важность и необходимость использования православной (а в поликультурных регионах и исламской) традиции в формировании институтов и каналов социализации подрастающего поколения. Это особенно важно при формировании молодежной политики, так как именно молодость является самым уязвимым этапом жизни в период кризисных ситуаций в обществе. Практическое использование выводов и рекомендаций исследования возможно по следующим направлениям:

• в учебно-методической деятельности при разработке курсов и спецкурсов по социологии;

• для практической деятельности работников педагогической, социальной и психологической сфер;

• в процессе воспитания и образования молодежи;

• в поиске путей выхода из духовно-нравственного кризиса и возрождения традиционных форм социализации на основе религиозных ценностей;

• при формировании молодежной политики (от государственного, до регионального и муниципального уровней).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социологический анализ проблем социализации российской молодежи в условиях либеральной глобализации подтвердил рабочую гипотезу о том, что в условиях агрессивной глобализации культуры, неопределенности государственной идеологии и молодежной политики резко снижается эффективность и социальная значимость государственных российских институтов социализации. В этих условиях определяющую роль в процессе социализации молодежи берут на себя традиционно-культурные институты, соответствующие им установки, ценностные ориентации, нравственно-религиозные убеждения. Возрастающую роль в данных условиях начинают играть религиозные институты, в большей мере сохраняющие в себе элементы культурной традиции, моральной и социальной защищенности индивида, необходимых для воспроизводства культурной, социальной и национальной идентичности.

Вместе с тем, в ходе исследования были сделаны следующие выводы:

При изучении подходов к анализу процесса глобализации культуры современные ученые отмечают как положительные, так и отрицательные последствия этого явления. При этом многие разграничивают понятия «глобализации» как объективного процесса сближения в условиях развития информационных технологий, мировой экономики и пр., и «глобализма» — как идеологического проекта направленного на глобальную культурную революцию, направленную на разгром национальных святынь, чреватым упадком национальных культу и их стандартизацией. Поэтому отмечается, что в условиях процесса глобализации культура находится в том же положении, что и природа и нуждается в защите и охране. Но об экологии культуры и личности говорят в самом неопределенном или узко эмпирическом смысле, не выходя за рамки бережного обращения с памятниками и артефактами. В то время как самобытная культура каждого народа немыслима без табу, норм и регламентаций, общего представления о долге, чести и совести, без опоры на моральные, религиозные и эстетические регуляторы. Это взращивается только при ценностно-рациональном отношении человека к миру. Традиционная культура, как уникальный неповторимый феномен является ядром существования каждого социума.

Современный этап глобального общественного развития всецело связанный с инновациями входит в противоречие с укорененным в традициях процессом самовоспроизводства общества и социализации новых поколений. Совмещаясь в одном социальном пространстве и времени, они порождают объективные коллизии современной истории, что в свою очередь, требует выработки знаний, принципов, правил и методов деятельности, способной учесть и эффективно выстроить их взаимодействие, избежав катастрофических последствий.

Агрессивная глобализация культуры воздействует на современную молодежь через особые социальные технологии, тем самым трансформируя процесс социализации. Поколение детей 80−90-х годов попало под влияние электронной коммуникативной сети и приобрело такой опыт общения с миром, которого никогда не было у человечества. Молодежь теперь не может, как ранее, выступать простым преемником и транслятором прежних норм, поскольку она их уже не понимает и не принимает. Жизненная траектория молодежи принципиально не будет повторением родительского опыта. Патриотизм, честь, долг, милосердие, гуманизм старательно вытесняются либеральной системой ценностей из сознания огромных масс людей. Можно констатировать, что утрата многими россиянами традиционных социальных ценностей привела к доминированию материальных ценностей над духовными и явилась причиной духовно-нравственного кризиса в молодежной среде, и определяющим фактором неблагополучия в стране.

В последние десятилетия в России, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в меняющемся обществе. Изменилась роль традиционных каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях глобализации.

Наблюдается деформация социализирующей роли СМИ выраженная в его деструктивных функциях. В настоящее время вполне уместно говорить об идеологическом захвате российской культуры, и об агрессивной культурной интервенции со стороны западных и прозападных либеральных СМИ, формирующих глобальную толпу, центральное место в которой, отведено молодежи. Через телевидение и рекламу осуществляется манипуляция поведением сразу миллионов людей, возникает одержимость одной эмоцией, одной страстью потребления, на первый план выходит агрессивная «эмансипация плоти».

Нравственные деформации современности, еще раз доказывают, что вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакими законами не сохранить жизнеспособность общества, не остановить коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств, так как это явления духовного порядка.

Поэтому, для решения этих задач следует обратиться к педагогическим традициям России, укорененным в православной антропологии. Согласно этой традиции центром системы воспитания детей с первых лет жизни была забота о внутреннем мире человека, раскрытие смысла и предназначения его жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в жизнь.

Особые формы традиционного воспитания и социализации, веками формировавшиеся под воздействием Православия в культуре русского народа получили дальнейшее развитие в идеях русской педагогической мысли и религиозной философии XIX — начала XX века. В том числе в деятельности и трудах А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, С. А. Рачинского, К. П. Победоносцева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского и других.

Философско-педагогическое наследие многих из них незаслуженно мало изученное, может стать основой для духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

Отход от традиционной системы воспитания и замена духовных ценностей идеологией в советское время привели к краху планы создания «нового» человека. Авторитарная идеология не только не закалила, но обессилила народную душу, так что это по ее вине большинство наших сограждан, сбросив с себя узы «советской морали», остались без всякого нравственного и духовного стержня, добровольно отдав себя в рабство еще более примитивных либеральных идеалов и ценностей.

Именно начавшаяся в 30-е годы работа над Эго, привела к появлению в России современного поколения «Мне», с его стремлением к состоянию бесконечного счастья и Эго-удовлетворенности. Отсюда следует, что именно коммунистическая идеология в области образования и воспитания подготовила реванш гедонизма в России постсоветского периода.

Поэтому выход из кризиса светского образования возможен только через возвращение к его традиционным духовным основам, которые состоят из комплекса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые веками формировались в лоне православной традиции. Поскольку очевидно, что религиозный фактор оказывает не только опосредованное, но и непосредственное влияние на социальные установки, так как под воздействием этих установок формируются фундаментальные духовные основы общества.

Поэтому выстраивание государственной молодежной политики в условиях агрессивной глобализации культуры невозможно без учета религиозного фактора и возможностей традиционных каналов социализации. Необходимы совершенно новые механизмы обеспечения взаимоотношений между обществом и входящими в него молодыми поколениями. В то же время, государственная молодежная политика должна стать привлекательной, с точки зрения внутренней мотивации молодых людей.

Государственную молодежную политику необходимо рассматривать в ряду факторов, оказывающих катализирующее или редуцирующее влияние на интенсивность процессов в молодежной среде. Именно она в любом современном государстве призвана регулировать процесс социализации широких масс молодых граждан.

В контексте современного федеративного устройства имеют место три уровня государственной молодежной политики с присущей ей спецификой: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время можно наблюдать попытки формирования всероссийского подхода к молодежной политике, который учитывает особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.

Молодежная политика государства призвана способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. Тем более, что молодежная политика в России долгое время находилась под значительным влиянием внешних заинтересованных субъектов, при минимальности и неэффективности собственно государственных усилий на данном направлении социальной политики. Бесконтрольная передача инициативы в сфере молодежной политики системному внешнему влиянию, а также деструктивным силам внутри страны — равноценно утрате ключевого момента национальной безопасности.

Проведенный социологический анализ целевых государственных и федеральных программ и других документов в области молодежной политики выявил в них ряд общих направлений, в том числе: необходимости взять под государственный контроль социализацию молодежирешить задачу унификации идеологии. Но с учетом мирового опыта, в ближайшие годы вряд ли является оправданным рассчитывать на то, что повышение статуса государственной молодежной политики до задач обеспечения национальной безопасности дадут власти преимущества в решении актуальных политических задач.

Тем не менее, правосознание, в основе которого заложены национальные ценности, может сформировать патриотическую позицию, которая позволит российской молодёжи противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Особое внимание к формированию и осуществлению молодежной политики следует уделять в поликультурных, поликонфессиональных регионах, где компактно проживают православные и народы, исповедующие ислам. Социокультурная и политическая ситуация в этих регионах требует постоянного учета религиозного фактора. При формировании нравственности среди мусульманской молодежи, нельзя не учитывать особенностей, традиций культуры Ислама.

В периоды социальных кризисов религиозный фактор становится одной из наиболее влиятельных сил, используемых различными социальными и политическими группами в собственных интересах. В условиях действующей государственной молодежной региональной политики малоэффективными оказываются признанные методы профилактики экстремизма, связанные с воспитанием толерантности и повышением общественно-политической грамотности молодых людей, поскольку они блокируются субъективным восприятием молодежью потенциально опасной среды существования, близостью проживания к области террористического воздействия. Вместе с тем, особое значение приобретают традиционные институты и каналы социализации, в том числе родовые и религиозные общины. На общинном уровне решение конфликтных вопросов происходит более эффективно.

Для оптимизации функционирования этих институтов необходимо выстраивание вертикали традиционного (в том числе исламского) религиозного образования как важного канала социализации и основы формирования межэтнических и межконфессиональных отношений среди исламской и православной молодежи, укрепления гражданского мира в обществе.

В условиях глобализации активизируются миграционные процессы, в ответ на транслируемую в СМИ враждебность и нетерпимость, агрессивную вестернизацию и пропаганду чуждых ценностей возникает вероятность различных акций экстремистского толка. Молодёжь в этом выступает катализатором этих противоречий. И поэтому формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в среде российской молодёжи является одним из важнейших факторов укрепления гражданского общества в России. Эта задача может быть реализована с помощью разработки и реализации федеральной целевой программы, ориентированной на воспитание у молодых любви к отечественной истории, культуры, веротерпимости и миролюбия, уважительного отношения к культурному многообразию нашей страны и традициям других народов. И наилучшей площадкой для диалога является поликультурная по своей природе образовательная среда. В том числе молодежные общественные организации, деятельность которых направлена на возрождение культурных традиций, религиозное просвещение, благотворительность, адаптацию и социализацию.

Сегодня, чтобы сохранить свою национальную и культурную идентичность, обеспечить духовную безопасность необходимо создать в нашем обществе атмосферу мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно молодыми поколениями идеи гражданской солидарности во имя общего блага.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)»: эффективность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004.-№ 31.1. Монографии:
  2. . От суверенитета государства к его жизнеспособности // Мировая политика и международные отношения в 1990-е годы: взгляды американских и французских исследователей: Пер. с англ. и фр. / Под ред. М. М. Лебедевой и П. А. Цыганкова. М., 2001.- 234 с.
  3. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М., 2002.- 256 с.
  4. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  5. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника / Под ред. А. Филиппова. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  6. Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с английского под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Академия, 1999. 782 с.
  7. П. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004.-379 с.
  8. Л.Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997. 427 с.
  9. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» М.: Академия, 2003. — 269 с.
  10. С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 352 с.
  11. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. -М.: Весь мир, 2004. 116 с.
  12. В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. М.: Инфра-М, 2006- 446 с.
  13. Э. Социология / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с.
  14. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское братство, 1993.- 222с.
  15. В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга.-1995.-350 с.
  16. И.А. Путь духовного обновления.- Путь к очевидности: Сочинения.-М.- ЭКСМО Пресс.- 1998. — 909 с.
  17. Иннокентий Московский. Что такое христианство? Москва, 2008. — 53 с.
  18. Как защитить вашего ребенка? / По благословению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II. М., 2004. — 89 с.
  19. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  20. И.Ф. Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания, В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С.88−147.
  21. А.В. Как относиться к исламу после Беслана? / Диакон Андрей Кураев. —М.: Мрежа, 2004. 128 с.
  22. А.Т. Воспитательные возможности различных коллективов.- В кн.: Коллектив, личность ребенка, внутренние отношения.- М., 1970.
  23. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России и Санкт-Петербурга. СПб., 2000. — 245 с.
  24. М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.
  25. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  26. А.В., Самыгин С. И. Социология культуры. Ростов н/Д., 2007.
  27. И. Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М., 2004.
  28. И. Я., Шишова Т. Л. Дети нашего времени. М., 2003.
  29. И.Я., Шишова Т. Л. Логика Глобализма. М., 2002.
  30. В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д.Ушинский русская школа.-М., 1994.
  31. Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2005. -289 с.
  32. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. М., 2000.
  33. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003.
  34. А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
  35. Патриарх Алексий II. Служение делу христианского просвещения. М., 2008.
  36. В. И. Социальная зрелость выпускника школы.— М.: Знание, 1985.
  37. К. Народное просвещение.- Опыты православной педагогики.- М., 1993.
  38. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.- 1961.
  39. Ребенок в системе коллективных отношений. / Под ред. Л. П. Буевой, Л. Н. Новиковой. М.- 1978. — 216 с.
  40. Дж. Современные социологически теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  41. А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. -М.: Издательский дом «Парад», 2005. 392 с.
  42. Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации. Под редакцией академика РАН В. А. Тишкова. М., 2009.
  43. А. Футурошок. СПб., 1997.
  44. А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.
  45. О. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2003.
  46. Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: 2003.
  47. А.С. Об общественном воспитании в России, — В сб. О старом и новом.- М.- «Современник».- 1988.
  48. И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 200 с.
  49. Сборники и материалы конференций:
  50. Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10 11 октября 2002 года). — М., 2003. — 198 с.
  51. И.В. Молодежь и власть: в поисках взаимной опоры (результаты исследований группы ЦИРКОН) // Материалы конференции «Российский человек в начале века». М.: Горбачев-Фонд. — 2005. С. 214.
  52. Ислам на Юге России: Вопросы возрождения и развития // Материалы научно-практической конференции. Пятигорск, 2008. — 250 с.
  53. Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов Северокавказского регионального отделения МНАБ.- Сб. статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2003.-495 с.
  54. Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов Северокавказского регионального отделения МНАБ.- Сб. статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004. — 474 с.
  55. В.Н. Концепция целостного разума в русской философии и Православие / Владимир Катасонов // Христианство и философия: VIII
  56. Рождественские образовательные чтения: Сборник докладов конференции (27 января 2000 года). М., 2000.
  57. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.- Сб. документов и материалов.- М. 1984.
  58. Е.Д. Информационный терроризм со стороны СМИ: целенаправленное формирование культа насилия. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм и средства массовой информации». СПб.: СПбГУ, 2006.
  59. Т.В. Мотивация поведения молодежи, ее ценности и СМИ.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм и средства массовой информации». СПб.: СПбГУ, 2006.
  60. Православие, — В сб. Христианство и философия.- Рождественские чтения.-М.- 2000.
  61. Прот. Владимир Воробьев. Проблемы российского образования и Православие. В сб. пленарных докладов VII Международных Рождественских Образовательных Чтений. — М. — 2000.
  62. Сборник пленарных докладов XVI Международных Рождественских образовательных чтений. М. 2008.
  63. В.Е. Дисфункциональность современных российских средств массовой коммуникации // Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика. Тезисы межвузовской науч.-практ. конф. СПб.: Петрополис, 1999.1. Статьи:
  64. Антиглобалисты против тайных повелителей мира// С-Пб: Новый Петербург. 2001. 15 ноября.
  65. И.А. Основные задачи воспитания // Православная беседа.- 1995.-№ 1. С. 9.
  66. И.А. Духовный смысл сказки // Православная беседа.- 1996.- № 2. — С. 14.
  67. JI.M. Роль религии в социализации молодежи. // Социология. — М., 2007. № 2.
  68. И., Леонов А. Жестокие игры // Новые известия от 13.09.2006.
  69. Т.И. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе как фактор формирования национального самосознания. // Православная беседа. — 2008 № 7.
  70. И.М. Глобализация: политико-лингвистический аспект // Форум 2003. Социум и власть. М., 2003.
  71. Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimension of Globalization. -Minneapolis, 1996.
  72. Doyle M. Ways of War and Peace: Realism, Liberalism, and Socialism. New York: W.W.Norton, 1997.
  73. Friedman Th. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree. -N.Y.: Anchor Books, 2000.
  74. Gusfield J.R. Tradition and modernity: misplaced polarities in the study of social change // American journal of sociology.- 1997.- V.74.- N 4.- P.351−362.
  75. Hirst P. The Global Economy: Myths and Realities («International Affairs», N 73, 1997.
  76. Hirst P. and Thompson G. Globalization in Question: The International Economy and the Possibilities of Governance. Cambridge: Polity Press, 1996.
  77. Huntington S.P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. 1993. -Vol. 72. -№ 3.
  78. Keohane R., Nye J. Power and Interdependence. N. Y., 1977.
  79. Ohmae K. The Borderless World. London: Collins, 1990- Ohmae K. The End of the Nation State. New York: Free Press, 1995.
  80. Postman N. The Disappearance of Childhood.// New York, 1994.
  81. Rosenau J. Turbulence in World Politics. Princeton, 1991.
  82. Robertson R. Globalization, Social Theory and Global Culture. L., 1992.
  83. Turner Bryan S. Theories of modernity and postmodernity. L., 1990.
  84. Waters M. Globalization. L., N.Y., 1995. Материалы сайтов:
  85. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы». — Электронный ресурс режим доступа. / http://www.soldat.ru/doc/law/programm/index.html
  86. Доктрина государственной молодежной политики РФ. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.rusmol.org/doctrina2.html
  87. В.И. Только ли пошлостью и порнографией определяется безнравственность? Электронный ресурс режим доступа. / http://www.zlev.ru/index.php?p=article&nomer=10&article=469
  88. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». -Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=61 456
  89. Закон РФ «Об Образовании». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1 .html#p45
  90. Законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.lawmix.ru/content.php?id=1644
  91. Изменения в статью 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.kremlin.ru/acts/4305
  92. Кодекс об административных правонарушениях. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/popular/koap/
  93. С. Какой быть молодежной прессе//Адисоз/- Электронный ресурс режим доступа. / http://www.adilsoz.kz/old/l&l/2002/010/09/01page.htm
  94. Концепция государственной молодежной политики.- Электронный ресурс режим доступа. / http://www.rusmol.org/doctrina2.html
  95. , В. Молодежная политика: взаимодействие государства и гражданского общества / В. Луков. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.airo-xxi.ru/projects2005/ples/51ukov.htm.
  96. В.И. Призрак глобализма. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.polemics.ru/articles/?articleID=553
  97. Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/ Электронный ресурс режим доступа. / http://www.narkotiki.ru/research5375.html
  98. И.В. Мировоззренческие основания духовной культуры и воспитания. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=219
  99. Мифотворчество как рекламный прием // Нет наркотикам/ Электронный ресурс режим доступа. / http://www.narkotiki.ru/ecolumn5290.html
  100. Патриарх Кирилл. Молодежь может стать легкой добычей преступных группировок. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.rosmolodezh.ru/content/view/930/34/
  101. Приветствие полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко — Домовой храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.st-tatiana.rU/text/3 6473 .html
  102. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090−1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=2138
  103. Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 645 «О Правительственной комиссии по делам молодежи». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID15654.html
  104. Селигер-2009. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.rosmolodezh.ru/content/blogsection/34/65/
  105. Ш. Семенов В. Е. Социально-психологические особенности современной молодежи и проблемы ее социализации. Электронный ресурс режим доступа. / http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=13 651
  106. Современные проблемы российской ментальности /- Электронный ресурс режим доступа. / http://www.niiksi.spbu.ru/konference.html
  107. Стенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации». Электронный ресурс режим доступа. / http://archive.kremlin.ru/text/appears/2009/07/219 776.shtml
  108. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Электронный ресурс режим доступа. /http://www.mpol.ulgov.ru/264I
  109. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n:=57 620
  110. Федеральный закон «О рекламе». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.consultant.ru/popular/advert/
  111. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Электронный ресурс режим доступа. / http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html
  112. Федеральная целевая программа «Культура России 2006−2011». -Электронный ресурс режим доступа. / http://fcpkultura.ru/
Заполнить форму текущей работой