Актуальность диссертационного исследования.
Переживаемый Россией период глубоких общественных перемен (конец XX — начало XXI вв.) в разное время называли «ускорением», «перестройкой», «революцией», «радикальными реформами», «модернизаторскими реформами», «переходом» часто без указания от чего к чему. И только в последние годы было найдено понятие, наиболее адекватно, с нашей точки зрения выражающее суть и особенности происходящего в России процесса — понятие «социальной трансформации общества», то есть быстрое изменение социальной природы, или социального типа общества, не связанная со сменой правящей элиты.1 Процесс социальной трансформации является скорее стихийным, чем планируемым и управляемым.2 Именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходят определённые изменения правовых отношений и тем самым сам процесс становления социальной направленности личности исторически обусловлен, так как не существует «общечеловеческих ценностей» как таковых «самих по себе»: они всегда определены и в общественном сознании, и в сознании индивидуальном конкретно-исторически и потому должны быть соотнесены и оценены в аспекте взаимодействия категорий нравственность — моральправо на конкретном этапе исторического развития.3.
Наиболее значимым социально-правовым аспектом в этой области преобразований являются: престиж образования, солидарность личности с принимаемыми законамиправовая социализация личности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права.
1 Заславская Т. И. Социальная трансформация российского общества. — М.: «Дело», 2000. С. 445.
2 Там же.
3 Гончаров Н. В. Ценностные ориентации молодёжи в сфере правового сознания в посттоталитарном обществе. — Краснодар — Москва, 1997. С.З.
Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы) — она является условием, формой и результатом культуры — правовой деятельности и их профессиональных групп. Важным методом правового воспитания является правовое просвещение — центральное звено в накоплении знаний. Распространение правовых знаний — служит росту общей юридической культуры и образованности населения России. Правовая культура в любом обществе всегда имела первостепенное значение, особенно в исторические периоды изменения государственного строя (которое переживает современная Россия).
Актуальность избранного направления работы обусловливается тем, что социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной форме. Но при этом отсутствие в стране предпосылок для воспитания их индивидами на поведенческом и материальном уровне приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в. квазиформах, огрублённых структурах и функциях. Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения — главная причина анемии общества. Правосознание же граждан не может выдержать подобные нагрузки. Эти и многие другие обстоятельства проблемной актуальности, препятствуют продвижению вперёд по пути демократических преобразований в обществе. В этой связи актуальным является исследование системы правового образования, которое выступает важнейшим критерием цивилизованности общества, а общественное развитие в этом направлении выступает как глобальный цивилизованный процесс. Недостаточная разработанность социокультурного аспекта функционирования правового образования в российском обществе является актуальным, и требует дальнейшего исследования.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой личности, её правовой просвещённостью.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
Теоретической основой исследования являются работы, содержащие базовые положения и концепции отечественных и зарубежных учёных, раскрывающие аспекты правового образования и правовой культуры в жизни общества в целом. Проблема правового положения человека была предметом изучения многих исследователей. В их число можно отнести Н. И. Матузова, В. А. Малько, В. П. Сальникова и других авторов. Благодаря их исследованиям стало возможным конструирование правового положения человека и гражданина рассматривать как элемент социально-правовой культуры. Или, как писал Ю. Хабермас в своей работе «Демократия. Разум. Нравственность», это включение личности в жизнь государства и формирование государством своей социальной политики, направленной на личность. 1.
Только в этом случае возникает та специфическая ценность социально-правовой культуры, которую так высоко оценивал Иммануил Кант, говоря, что сущность культуры включает в себя общественную ценность человека, направленную на «очеловечивание его социального бытия».2 С. В. Лапина рассматривает регуляцию человеческой деятельности через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. Так, например, проблема взаимосвязи права, нравственности и религии, широко обсуждалась B.C. Соловьёвым (1853−1900гг.), который выступал пропагандистом правового государства. В. С. Соловьёв считал, что правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека, и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного.
1 Цит. по: Минюшев Ф. И. Социология культуры. — М.: Академический проспект, 2004. С. 68.
2 Цит. по: Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права. — М.: ЮРАЙТ, 2000. С. 32. существования и совершенствования людей.1 Прогрессивные правоведы того времени чётко ограничивали право и совокупность правовых норм. В этой связи В. С. Соловьёв указывает на то, что не закон даёт силу праву, а право даёт силу закону, поэтому законодатель должен не создавать, а находить право, опираясь на сознание выработанное обществом.
Социально-психологическую концепцию права выдвинул Н. М. Коркунов. Следуя учению известного немецкого правоведа Йеринга, Н. М. Коркунов интерпретировал право как механизм защиты человеческих интересов, трактовал право как инструмент обеспечения определённого порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.
В работах Е. Сухомлинского, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры. По мнению В. Быченкова, социально-правовая компетенция личности обусловлена закономерностями функционирования той или иной правовой системы. Закономерно в этом случае говорить, как о социально-правовой компетенции личности, так и о социально-правовой компетенции государства. Ибо, если в первом случае есть личностное выражение правового статуса, то второе — суть правового статуса государства. Избежать социальных дисгармоний во взаимоотношениях личности и государства можно лишь при выравнивании их правовых статусов, во всяком случае, в их движении на встречу друг другу. Отсутствие такого вектора движения приводит, как выявил Э. Дюркгейм, к аномии.3.
Основные выводы и предложения сделанные в ходе диссертационного исследования базируются на положениях Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах о правах человека. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды В. А. Ядова, В. П. Сальникова, П. А. Радищева, Л. Петражицкого, П. И. Новгородцева,.
Цит. по: Баранов П. П. Юридическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 37.
2Цит. по: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — M., 1886.
3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991. С. 395.
М.М.Ковалевского, Н. М. Коркунова, А. С. Алексеева, В. С. Соловьёва, В. Э. Бойкова, Н. А. Бердяева, Т. И. Заславской, С. В. Лапиной, Н. И. Лапина, П. П. Баранова, В. И. Курбатова, А. Рябова, А. Кива, Л. Троцкого, И. В. Василенко, Ф. А. Хайек, К. Войтыла, Н. В. Гончарова, А. Г. Сапрунова, В. С. Данилова, Н. Н. Кожевникова, С. Х Корпенко, Б. Н. Чичерина, А. Ю. Шадже, О. Н. Дамениа, и других. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Правовая культура демократических преобразований в России находится на этапе становления и на этом пути нам предстоит ряд напряжённых этапов формирования и развития правовых ценностей. Эти ценности заключаются в символике веры современного правосознания — это права на достойное человеческое существование. Признание этогоимеет не только нравственное, но и юридическое значение.
Объектом диссертационного исследования является феномен правового образования в контексте политико-правовой культуры российского общества (на материалах Краснодарского края).
Предмет исследования: специфика социокультурного аспекта функционирования системы правового образования в российском обществе (на материалах Краснодарского края).
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики процесса функционирования системы правового образования в условиях реформирования российского общества, определения путей оптимизации этого процесса. Указанная цель реализуется путём решения следующих задач: исследовать феномен правового образования как основы правовой культуры;
— проанализировать единство взаимосвязи правового образования и правовой культуры;
— раскрыть влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе;
— показать роль права как культурной традиции;
— выявить систему ценностей правовой культуры в современном социуме;
— исследовать современное состояние правового образования в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе (Белореченский район Краснодарского края).
Гипотеза диссертационного исследования заключается в доказательстве того, что социокультурный аспект функционирования правового образования должен быть осмыслен с помощью понятия правовая культура, а также то, что правовая культура как компонент образования личности предполагает учёт социокультурных аспектов не только в конкретном регионе Российской Федерации, но в российском обществе в целом. Доказательством такого положения и служит настоящая диссертационная работа.
Методологическая основа диссертационного исследования.
В изучении аспекта функционирования системы правового образования российского общества использовались фундаментальные общенаучные методы социального познания: системный анализ, диалектико-материалистический метод, социологический и структурно-функциональный анализ, методы конкретного исторического исследования, анкетирование, интервьюирование и контент-анализ документов.
Специфика диссертационного исследования обусловливает применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий и их определений, синергетического и функционального подходов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляли материалы конкретных социологических исследований, проводимых автором в 2004 — 2005 г. г. в молодёжной среде Белореченского района.
Краснодарского края. Объём выборочного исследования составил 610 человек. Из них основной возраст от 17 до 25 лет. Отбор и опрос респондентов проходил по месту учёбы и работы. Эмпирической основой для обобщения и выводов послужили публикации в специализированных изданиях и анализ текущей литературы по данной тематике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые, исходя из правовой реформы и внесения изменений в законодательство Российской Федерации, осуществила комплексный подход к исследованию проблемных ситуаций правового образования. Научная новизна заключается также в:
— исследовании права как социального явления и его воплощения в жизнь в виде социального факта;
— определении основных путей для утверждения «Подлинно гармоничных взаимоотношений правовой культуры между различными социальными слоями общества;
— осуществлении логико-гносеологический анализа понятия правового образования как основы правовой культуры;
— обосновании системы критериев, характеризующих систему ценностей правовой культуры в современном социуме, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими в самых важных аспектах жизни индивида и общества;
— исследовании современного состояния правового образования в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе;
— установлении зависимости характера и поведения людей в правовой сфере, стабильности правопорядка в обществе от уровня и состояния правового образования;
— осуществлении на региональном материале комплексного анализа социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологического осмысления правовой культуры в российской обществе (на материалах Белореченского района Краснодарского края).
Основные положения выносимые на защиту.
1. Реализация идеи кардинальной реформы в России в начале.
90-х гг. XX века, поставила многочисленные вопросы, одним из которых является правовое образование. Стремление большинства населения к моральному, правовому и социальному порядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников, с другой. При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и соблюдение элементарных прав личности — гражданских, социальных и политико-экономических. В этой связи назрела необходимость детального анализа системы правового образования. Правовая культура способна связать все различные стороны нашей действительности в одно целое. Иначе население и организации не имеют возможности получить от органов государственной власти и муниципального управления жизненно необходимых услуг, вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым их действиям. Таким образом, старшее поколение оказалось в положении людей без прошлого, которое окрашивалось (и окрашивается) исключительно в чёрные тона, и без будущего. Сбережения были потрачены в результате «шоковой терапии», идеалы которыми они жили, развенчаны, а приспосабливаться к условиям «дикого капитализма», быстро поменять социальные ориентиры и ценности, весь образ жизни оказалось по крайней мере для большинства из них — делом мало реальным. А если учесть, что во многих небольших городах и посёлках в результате закрытия предприятий стала увеличиваться безработица, нарастать нищета, а с ними вместе — пьянство, наркомания, преступность, то у людей старшего поколения не оказалось и настоящего. Именно эта угнетающая атмосфера и стала основной причиной резкого скачка смертности среди пожилых людей, падения продолжительности жизни россиян, в итоге — огромное ежегодное сокращение численности населения.
Поэтому настала пора для многих из нас переосмыслить собственное отношение к отечественной истории и понять, что она есть неотъемлемая часть культуры человечества.
2. Для обеспечения высоких темпов радикального реформирования общественного устройства необходима достаточно развитая правовая культура личности (базирующаяся на следующих ценностях, установках и мотивах поведения: уверенность, что следование закону является обязательной нормой поведениявера в то, что соблюдение принятых обязательств есть норма жизничувство личной отвественности за свои поступки и убеждения в важности исполнения обязанностейуверенность, что свобода всех есть гарантия свободы каждогоуважение достоинства других людей и другие), как одна из категорий общечеловеческих ценностей. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного правового государства.
3. Уровень правовой культуры общества зависит от профессиональной культуры личности. Профессиональная правовая культура, свойственная общности людей, требующая специального образования и практической подготовки. Главное в профессиональной культуре — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положению дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридической службы во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милицииразвитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т. д. Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина. Юрист — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать своё дело так, как этого требуют высшие интересы общества — упрочнение правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка. Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, то есть степенью общего образования, уровнем его квалификации. Необходимая основа формирования личности и поддержание нормативного порядка в обществе базируется на ценностных установках и мотивах поведения.
4. Обществу нужны те рычаги, которые будут способствовать функционированию правопорядка и правового государства. В этой связи, государство будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально-значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.
Основной смысл юридической свободы — это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность — возможность удовлетворения своего интереса. Сегодня почти единственным регулятором общественных отношений остаётся право, закон как «движущая сила» сохранения устойчивости социума.
Ценностные установки вырабатываются в общественном процессе общественно-исторической деятельностью и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности, который выступает в качестве целей. Эту цель определяет культура.
В этой связи осуществлён комплексный анализ социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологическое осмысление правовой культуры в российской обществе.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования.
Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на решение проблемы оптимизации социокультурной проблемы формирования правового образования в российском обществе. Основные положения и выводы могут быть использованы: при разработке общей концепции правапри подготовке разного рода стратегических прогнозных документов для решения социальных проблем и формировании приоритетных направлений в исследовании правового образования в практике государственных органов, в системе повышения квалификации работников государственных служб и социальной сферы.
Апробация результатов исследования. у.
Содержание диссертационной работы апробировано на ряде научных конференций различного уровня. Сформулированные в диссертации-теоретические положения, предлагаемые методические приёмы и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе., прикладных социологических исследований, проведённых автором в 2004;2005г.г. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов в рамках изучения курса социологии в филиале АГУ г. Белореченска. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и философии Адыгейского государственного университета в 2006 г. По теме диссертационной работы опубликовано 5 статей общим объёмом 2,5 печатных листа.
Объём и структура работы. Цель и специфика исследовательской проблемы определили логику решения основных задач и общую структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах.
Заключение
.
Подводя итоги диссертационного исследования функционирования правового образования в современном российском обществе можно сделать выводы о том, что Россия может и должна достичь более высокого уровня в своём развитии, у неё есть не только богатые природные ресурсы, но и огромный исторический опыт, грамотные, понимающие суть проблемы учёные, способные их решать. Успешное решение задач правового образования связано с разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрение рекомендаций в повседневную практику правовоспитательной работы. Поэтому нам достаточно только указать на следующее:
1 — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставят человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
2 — правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остаётся одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный уровень) — превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический уровень) — готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий уровень).
3 — правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации членов общества, степень усвоения и использования ими правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.
4 — правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правомерные суждения о нём как о социальной ценности, а главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это позитивное правовое сознание в действии.
Основная цель создать сообщество, где в центре будет человек и его права. Правовая культура и образование должны способствовать реализации задач духовного объединения страны, предотвратить хаос и своеволие, обеспечивать порядок. Признание этого имеет не только нравственное, но и юридическое значение. Всестороннее рассмотрение ценностей позволяет вычленить систему ценностей правовой культуры — придать Своду законов юридическую силу, это значит оградить индивида как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие рекомендации вхождения в новую социокультурную ситуацию:
1. Законодатель должен разработать комплексный план контроля за функционированием и исполнением закона.
2. Привлечение широких трудящихся масс к активной борьбе за правопорядок;
3. Надзор за всеобщим исполнением законов, создание условий для того, чтобы преступления своевременно обнаруживались, и на практике обеспечивалось неотвратимость наказания за них.
4. Государство должно взять на себя обязанность оказывать финансовую поддержку образовательным учреждениям, определить ту функцию и роль, которую они будут выполнять в общей системе взаимодействий для удовлетворения общественных потребностей.
5. В целях укрепления государственности справедливо было бы повысить статусную роль учёного, профессора, юриста, врача, присвоив им статус государственного служащего. Ибо степень правовой активности профессионалов это основа для формирования и развития правовой культуры современного общества.
6. Государство должно создать необходимые условия для повышения качества образования студентов юридических вузов, так как на вузах лежит функция передачи студентам информации о ценностях общества, от них зависит упрочение правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка.
7. Назрела необходимость разработки долгосрочной программы правового воспитания молодёжи в регионах на уровне Российской Федерацией.
8. Укрепляя правовую культуру необходимо провести юридический всеобуч и переаттестацию государственных служащих на знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, в котором приходится жить.
9. Правовую культуру можно признать в качестве идеологической основы российского государства.
Пути дальнейшего исследования изучения проблемы правового образования по усовершенствованию жизни общества: формирование ценностно-правовых ориентаций личности, на которые должны быть нацелены, семья, школа, круг общения, а также правоохранительные органы в той или иной мере осуществляющие правовоспитательный процесс, что служит росту общей юридической культуры и образованности населения России.