Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные факты и ценности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социологическое воображение Вебера работало в следующем направлении: как, признав ценностный релятивизм, событийную вероятность, отказавшись от выявления «объективно правильного» смысла, все же сделать социологию научной дисциплиной с выработкой соответствующих критериев научности. Социолог считал, что залог тому — принцип свободы от оценочных суждений исследователя, который им обосновывается… Читать ещё >

Социальные факты и ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социологическое воображение Вебера работало в следующем направлении: как, признав ценностный релятивизм, событийную вероятность, отказавшись от выявления «объективно правильного» смысла, все же сделать социологию научной дисциплиной с выработкой соответствующих критериев научности. Социолог считал, что залог тому — принцип свободы от оценочных суждений исследователя, который им обосновывается в работе «Смысл „свободы от оценки“ в социологической и экономической науке». Этот принцип, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, идеологических предпочтений, но последние не должны вторгаться в научные разработки.

Свободная от оценочных суждений социология означает, что социальные ученые не должны позволять личным ценностям и пристрастиям влиять на исследования.

Такая социология предполагает специфическую диагностическую этику, предполагающую, что социальная наука должна быть ценностно-нейтральной, она вообще не должна определять, какие ценности являются высшими или какие из них должны быть положены в основу нашей жизни.

Этика — совокупность убеждений, касающихся правильного и неверного в выборах, которые осуществляют люди, а также принципов, оправдывающих эти выборы.

Вместе с тем социолог различает ценности практические (социокультурные основания конкретного общества в определенный период его развития) и ценности научные. Вебер верил, что при проведении диагностики социальных реалий и, естественно, изучении их ценностных составляющих можно в принципе отделить социальные факты от ценностей. При этом ценности социальных фактов необходимо обязательно относить к конкретному историческому периоду. По его мнению, социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны и общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи.

Социология имеет отношение к ценностям и в том смысле, что исследователь выбирает для изучения конкретные социальные факты (включая те, которые имеют отношение к прошлому), исходя из современной системы ценностей. Самому Веберу не всегда удавалось следовать декларированным им принципам о разграничении социальных фактов и ценностей. Не случайно его называют «буржуазным Марксом».

Вебер, как и Маркс, изучал те же социальные реалии — современные капиталистические отношения, но, в отличие от Маркса, Вебер занимал сторону капиталистов и бюрократов, видя только в них (даже не в среднем классе!) социальную силу, способную инициировать и возглавить исторический прогресс. Некоторые современные исследователи творчества Вебера упрекают его в нарциссизме в отношении к немецкому государству и протестантизму.

Нарциссизм в отношении к культуре — любование своей культурой, чувство превосходства по отношению к другим культурам.

Кроме того, «понимающая» социология Вебера подвергалась критике за абсолютизацию западной рациональности — прежде всего, индивидуалистической системы ценностей. И все же мировая социологическая мысль ценит Вебера за то, что он создал принципиально новую парадигму, предложив оригинальный теоретико-методологический инструментарий диагностики поведения людей и социальных реалий в целом, а также новаторские принципы получения социологического знания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой