Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Границы развития социальных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все типы и виды социальных отношений логически помещаются в границах развития субъекта (личности, группы, общества). Более привычным является выделение сфер общественной жизни, в числе которых социально-демографическая, социально-экономическая, социально-политическая и социально-культурная. Но в такой классификации слабо проявляется субъектностъ жизни и социальное качество отношений. Поэтому… Читать ещё >

Границы развития социальных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все типы и виды социальных отношений логически помещаются в границах развития субъекта (личности, группы, общества). Более привычным является выделение сфер общественной жизни, в числе которых социально-демографическая, социально-экономическая, социально-политическая и социально-культурная. Но в такой классификации слабо проявляется субъектностъ жизни и социальное качество отношений. Поэтому в дополнение к ней социологи логически выделяют четыре основные плоскости развития социальных отношений в соответствии с дихотомическими парами социального качества.

Пределами первой являются знание — незнание. Диалектика развития такова: чем больше объем знания, тем больше пространство незнания, и, следовательно, тем больше возможностей для социального субъекта расширять, развивать, умножать свои жизненные силы.

Вторая плоскость отношений лежит в границах решение проблем — воспроизводство проблем. Эти отношения подчиняются закономерности: чем больше проблем субъект решает, тем больше появляется новых, но возможности и силы для их решения тоже увеличиваются.

Третья плоскость ограничена парой свобода — несвобода. Свобода выступает как осознание своих жизненных сил и пределов возможностей, по сути — осознание своей несвободы. И наоборот, несвобода отношений подразумевает свободное действие социальных субъектов с позиции имеющихся у них жизненных сил.

Четвертая плоскость ограничена понятиями равенство —неравенство. У каждого есть шанс, но не всякий его видит или может использовать. Равенство шансов есть потенция общественного развития, но чаще социальные отношения развиваются по принципу урегулирования неравенства.

Границы социальных отношений выступают не преградой развития субъекта, а его предпосылкой, основой. Эта важно для определения социальной проблемы образования в исследовании. Например, в теме «Образовательные планы выпускников средних школ» можно выявить разные аспекты, исходя из границ социальных отношений: информированность выпускников (знание — незнание); наличие запасных вариантов образовательного поведения (решение проблем и их воспроизводство); самооценка своих жизненных сил (свобода — несвобода); социальные факторы формирования образовательных планов (равенство — неравенство).

Какой бы аспект проблемы ни был избран, внимание должно быть нацелено на деятельности изучаемого субъекта, как в приведенных выше примерах — на активности выпускников школ. Насколько субъект понимает и использует границы социальных отношений, настолько он за счет этого расширяет жизненное пространство — вот что становится предметом исследования, целью анализа эмпирических данных, теоретических изысканий и управленческих решений в сфере образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой